Упр.245 ГДЗ Власенков 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Власенков, Рыбченкова 10-11 класс, Просвещение:
245. Спишите тексты, найдите разговорные и просторечные слова и обороты. В чём их своеобразие и художественно-стилистическое значение в басне И. Крылова и в отрывке из повести А. Пушкина «Барышня-крестьянка»? За помощью обращайтесь к толковому словарю.
I. Свинья под дубом вековым
Наелась ж..лудей (до)сыта (до)отвала
Наевшись выспалась под ним;
Потом глаза продравши встала
И рылом подр..вать у Дуба корни стала.
Ведь это дереву вредит
Ей с Дубу Ворон говорит
Коль корни обн..жишь засохнуть может
Пусть сохн..т говорит Свинья
Ничуть меня то не тревож..т
В нём проку мало вижу я
Хоть век его (не)будь, ничуть не пож..лею
Лишь были(б) ж..луди ведь я от них ж..рею
Неблагодарная промолвил Дуб ей тут
Когда бы (в)верх могла поднять ты рыло
Тебе бы видно было
Что эти ж..луди на мне растут
Невежда так(же) в ослеплень..
Бранит науки и ученье И все уч..ные труды
Не чу(?)ствуя что он вкушает их плоды.
1. Найдите сложное предложение, в котором автор поставил двоеточие.
2. Какой иносказательный смысл имеет басня Крылова в современных условиях?
II. ...Небось милая сказал он Лизе собака моя не кусает(?)-ся. Лиза успела уже оправит(?)ся от испугу и умела тотчас воспользоваться обстоятельствами. Да нет барин сказала она претворяясь полуиспуган(?)ой, полузастенч..вой, — боюсь: она, вишь такая злая опять кин..тся. Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку. Я провожу тебя если ты боишься сказал он ей Ты мне позвол..шь идти подле тебя А кто те мешает отвечала Лиза Вольному воля, а дорога мирская Откуда ты? Из Прилучина я дочь Василья(кузнеца) иду по грибы (Лиза несла кузовок на верёвочке). А ты, барин Тугиловский что ли Так точно отвечал Алексей я камердинер молодого барина. Алексею хотелось ур..внять их отношения. Но Лиза поглядела на него и засмеялась А лж..шь сказала она не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин Почему же ты так думаешь Да по всему Однако же? Да как же барина с слугой не распознать? И одет(то) не так и баишь иначе и собаку-то кличешь не (по)нашему. Лиза час (от)часу более нравилась Алексею.
1. Найдите слова и словосочетания, которые в настоящее время мы относим к разговорной речи.
2. Какие слова в тексте из повести А. Пушкина вам представляются устаревшими?
3. С помощью словаря определите значение непонятных вам слов.
4. Найдите все частицы, определите их значение. Какую роль они играют в тексте?
1. Ничуть меня то не тревожит, в нем проку мало вижу я; хоть век его не будь, ничуть не пожалею; лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею.
2. В данной басне свинья представляет собой невежественного, глупого человека, который ничего не знает и знать не хочет. Он просто не способен увидеть что либо, дальше своего носа. Особенность свиньи как животного, состоит в том, что она не может поднять голову. Данная особенность и переносится на поведение человека. Ворон олицетворяет собой человека, который пытается по наивности вразумить невежду, но терпит поражение. Напротив же, Дуб – это умный человек, который не пытается что-либо вразумить или доказать Свинье, а лишь говорящий истину.
Просторечные слова: глаза продравши, рылом подрывать, физиономия, хоть век его не будь, жирею.
Использование просторечных слов обсуловлено тем, что они принадлежат Свинье – персонажу, который является невежественным и глупым. Просторечья характеризуют его речь как не обладающую художественными достоинствами.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением