Упр.209 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 209. Прочитайте отрывки из книги М.А. Осоргина «Заметки — старого книгоеда» и статьи из газеты «Аргументы и факты». Объясните названия текстов. Используя изложенные...
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 209. Прочитайте отрывки из книги М.А. Осоргина «Заметки — старого книгоеда» и статьи из газеты «Аргументы и факты». Объясните названия текстов. Используя изложенные...
Дополнительное изображение

Решение #3

Изображение 209. Прочитайте отрывки из книги М.А. Осоргина «Заметки — старого книгоеда» и статьи из газеты «Аргументы и факты». Объясните названия текстов. Используя изложенные...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
209. Прочитайте отрывки из книги М.А. Осоргина «Заметки — старого книгоеда» и статьи из газеты «Аргументы и факты». Объясните названия текстов. Используя изложенные факты, подготовьтесь к диспуту на тему «Русский язык и мы».
Сорный язык
Хочу в заключение сказать насчёт сорного языка, на который сейчас у нас жалуются. Что правда — то правда, особенно среди беженства, где каждый вносит в речь русскую из чужого языка, так что не всегда и разберёшь.
Так вот и это не новость, и раньше на то же жаловались и даже примеры приводили. Так, например, в знаменитой книге Курганова (хотя автор на обложке и не значится) — «Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие», изданной «во граде святаго Петра» в 1769 году, находим мы горестный упрёк засорителям русского языка, а именно пишет Курганов, Николай Гаврилыч:
«Всего смешнее, — пишет он, — иной, как попугай, переняв несколько чужих слов, за честь почитает по-„бесовски“ вводить вновь, мешая их с русскими так: „Я в дистракции и дезеспере; аманта моя зделала мне инфиделите, а я, а ку сюр против риваля своего буду реванжироваться“».
И очень сердится, что ввели такие противные слова, как «лорнет» и «имитация», да ещё и мамку произвели в «гувернанта».
И подлинно, словно бы фразу, что я привёл, услыхал Николай Гаврилович не во граде святого Петра и не 160 лет тому назад, а в наши дни в Пасси либо на Мозаре — одним словом, в русских поселениях Парижа. И что греха таить — проникает этот сорный язык и в российскую литературу, и в тамошнюю, и в изгнании сущую.
Бди же, о русский писатель! и помни прекрасный стих первой «Эпистолы» знаменитого пиита Сумарокова:
Довольно наш язык в себе имеет слов;
Но нет довольнаго числа на нём писцов.
5 ноября 1929 г.
Не наш русский
За последние годы русский язык превратился в неблагозвучную смесь нецензурной брани, бандитского жаргона, искажённых «американизмов» и безграмотно употребляемых русских слов. Люди, продолжающие говорить на «архаичном» русском языке, часто не понимают своих соотечественников. Например, чем «круто» отличается от «прикольно» или «в натуре» от «чисто конкретно»? Сейчас не услышишь сочетания «в жизни», а почему-то лишь «по жизни». Ранее употребляемый глагол «прикинь» превратился в своеобразное слово-связку. Зато другой русский глагол «класть» исчез вообще и почти повсеместно заменён уродливым «ложить».
Любой язык изменяется, обновляется, обогащается. Но во всём должны быть логика, здравый смысл, чувство меры.
И если всё это — великий, могучий русский язык, то нельзя ли для недостаточно «продвинутых» силами СМИ организовать краткий «ликбез» по изучению этого новообразования с участием специалистов?
(Из газеты «Аргументы и факты»)

Первый текст назван «Сорный язык» и освещает проблему употребления каждым человеком каких-либо иностранных слов, которые зачастую другому непонятны. Второй текст говорит о таких явлениях в русском языке, как «нецензурная брань, бандитский жаргон, искажённые «американизмы» и безграмотно употребляемые русские слова», засоряющие язык. Представители разных поколений из-за этого часто не понимают друг друга.

Напишите реферат на одну из тем (по выбору):
1. Насколько, с вашей точки зрения, в публичной речи допустимо использование элементов разговорного стиля?
2. В какой мере письменная речь должна или может отражать особенности устной?
3. Кто и на основании чего может делать выводы о допустимости или недопустимости тех или иных разговорных элементов в официальной ситуации общения, в том числе в письменных текстах?
4. Кто отвечает сегодня в редакциях СМИ за качество текста (за соблюдение норм)? Журналист? Редактор?
5. Кто определяет языковые вкусы СМИ — собственник, главный редактор, читатели или журналист?
6. СМИ сегодня отражают или формируют языковой вкус?

Вариант ответа 1
Насколько в публичной речи допустимо использование элементов разговорного стиля?
На протяжении всей истории общества в нём появлялись и развивались различные виды коммуникации между разными её участниками. Одним из таких видов коммуникации является публичная речь.
Публичная речь - одна из разновидностей устной речи, которая применяется в публичных выступлениях. К публичным выступлениям можно отнести: выступления политиком, лекции, научные доклады, разного рода торжественные речи, агитационные выступления.
Иногда публичную речь делят по жанрам. Выделяют четыре основных жанра публичной речи:
- информационные;
- протокольно-этикетные;
- развлекательные;
- убеждающие.
Главным в публичной речи является оратор, т.е. тот, кто эту речь произносит. Его речь направлена на слушателей - на аудиторию. Основная задача оратора - донести до аудитории свои мысли, какую-либо информацию, сагитировать их на что-либо и т.п. И вот здесь мы подходим к основному моменту: какой тип речи приемлем для публичного выступления?
Как мы знаем, ораторскому мастерству следует учиться и далеко не каждый человек способен привлечь к себе внимание аудитории. Всё дело в том, что публичная речь использует как логический элемент, так и эмоциональный.
Если бы публичная речь относилась к книжным типам речи, мы бы отнесли её к публицистическому стилю. Следовательно, для неё, как и для публицистического стиля, характерно использование всех элементов речи: как книжной, научной лексики, так и разговорной. Однако здесь тоже не всё так просто.
К примеру, речь идёт о защите диссертации (а это тоже один из видов публичной речи). Если аспирант будет в своей защитной речи использовать сленговые слова или какие-либо просторечия, то вряд ли комиссия сможет по достоинству оценить научную составляющую работы. Даже если она будет действительно на высшем уровне.
Точно так же, представим себе политика, выступающего перед Конгрессом ООН. Вряд ли он надолго сможет задержаться на своём месте, если станет в своей политической речи использовать недопустимую лексику.
Получается, что разговорная лексика недопустима для публичной речи? Не совсем так. К примеру, возьмём лекцию перед студентами. Какую лекцию будет интересней слушать: ту, в которой одни голые научные факты, часто даже без примеров и контекста, или же ту лекцию, где оратор говорит на понятном аудитории языке и приводит понятные им примеры? Конечно же, вторая лекция будет восприниматься аудиторией лучше. Особенно, если в процессе будет задействован диалог между оратором и аудиторией.
Или же какая-либо торжественная речь (на свадьбе, на дне рождении). Здесь вряд ли стоит использовать большое количество научной или официально-деловой лексики.
Итак, исходя из разобранных нами примеров, можно сделать следующий вывод. Публичная речь допускает использование элементов разговорной речи. Однако не стоит забывать о том, что они должны быть использованы при надлежащей ситуации, так как ненадлежащее использование просторечной лексики в публичной речи может негативно сказаться на имидже оратора.

Вариант ответа 2
Тема: Допустимость использования элементов разговорного стиля в публичной речи
Введение:
В современном обществе публичная речь играет важную роль в коммуникации и передаче информации. Вопрос о допустимости использования элементов разговорного стиля в такой речи вызывает дискуссии и разногласия. В данном реферате мы рассмотрим эту проблему и обоснуем свою точку зрения.
Основная часть:
С одной стороны, использование элементов разговорного стиля может иметь определенные преимущества. Во-первых, это может помочь говорящему установить более тесный контакт с аудиторией. Использование заполнителей, интеръекций и фраз с повторами может создать более непринужденную и дружескую атмосферу, что способствует лучшему взаимопониманию и эмоциональной связи с слушателями. Во-вторых, разговорный стиль может помочь сделать речь более доступной и понятной для широкой аудитории, особенно при обсуждении сложных или специфических тем.
Однако, необходимо также учитывать определенные ограничения и недостатки использования элементов разговорного стиля в публичной речи. Во-первых, это может привести к потере формальности и профессиональности выступления. В некоторых случаях, особенно при официальных мероприятиях или научных конференциях, использование разговорного стиля может быть неприемлемым и создавать негативное впечатление на аудиторию. Во-вторых, неконтролируемое использование разговорных элементов может привести к потере четкости и точности передаваемой информации.
Заключение:
В зависимости от контекста и цели выступления, допустимость использования элементов разговорного стиля в публичной речи может быть разной. Важно найти баланс между формальностью и доступностью, учитывая особенности аудитории и тип мероприятия. Ответ на вопрос о допустимости использования разговорного стиля остается индивидуальным и требует сознательного выбора со стороны говорящего, основанного на анализе ситуации и аудитории.

Вариант ответа 3
Тема: Влияние СМИ на языковой вкус: отражение или формирование?
Введение:
Современные средства массовой информации (СМИ) играют значительную роль в формировании общественного мнения и восприятии языка. Вопрос о том, отражают ли СМИ существующий языковой вкус общества или формируют его, вызывает дебаты и исследования. В данном реферате мы рассмотрим эту проблему и представим свою точку зрения.
Основная часть:
СМИ являются мощным инструментом влияния на языковой вкус общества. Они имеют возможность формировать модели речи, лексические предпочтения и стилистические особенности. СМИ определяют, какие слова и выражения становятся популярными, какой лексикон и фразеология используются в различных контекстах. Примеры включают популярные телешоу, реалити-шоу и интернет-мемы, которые создают новые языковые обороты и модные фразы.
Однако, следует также отметить, что СМИ в значительной степени отражают уже существующий языковой вкус общества. Они отслеживают и отражают лингвистические тенденции, которые существуют в обществе. СМИ отбирают и представляют информацию, исходя из вкусов и предпочтений своей аудитории. Они отражают языковые изменения и развитие, но не всегда являются первоисточником новых языковых тенденций.
Заключение:
СМИ обладают значительным влиянием на языковой вкус общества. Они могут формировать языковые предпочтения, создавать новые лексические обороты и влиять на стилистику речи. Однако, влияние СМИ не следует рассматривать как единственный фактор формирования языкового вкуса. Они отражают уже существующие языковые тенденции и предпочтения, а также адаптируются к ним. Итак, можно сказать, что взаимодействие между СМИ и языковым вкусом общества является взаимным: СМИ отражают и формируют языковой вкус одновременно.
Обсуждение этой проблемы имеет большое значение, так как языковой вкус является одним из ключевых аспектов культурного и языкового развития общества. Понимание роли СМИ в формировании и отражении языкового вкуса поможет нам более глубоко анализировать и понимать лингвистические процессы и динамику современного общества.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением