Упр.3 Глава 7 ГДЗ Шмелев 7 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 3. 1) Можете ли вы припомнить случаи, когда вам было трудно понять произведения авторов прошлого и позапрошлого веков? Как вы объясни те причины таких затруднений? Что...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 7 класс, Вентана-Граф:
3. 1) Можете ли вы припомнить случаи, когда вам было трудно понять произведения авторов прошлого и позапрошлого веков? Как вы объясни те причины таких затруднений? Что вы делали в подобных случаях?
Да, бывали случаи, когда мне трудно было понять произведения авторов прошлого и позапрошлого веков, например, Ломоносова, Державина и других. В подобных случаях я обращался к словарям.

2) Прочитайте стихотворные отрывки, приведённые в конце текста статьи Э. Ф. Володарской. Попробуйте самостоятельно объяснить необыч ное для современного языка употребление выделенного цветом слова. Прочитайте текст и проверьте свои предположения.
Словарная статья «Словаря истории русских слов» начинается с самой ранней формы слова, зафиксированной в письменном виде. Для каждого слова указаны его фонетические и морфологические изменения, а также изменения в лексическом значении и правописании. В словарной статье даётся информация о дате вхождения слова в русский язык, о его этимологии и производных.
Примерами могут служить те изменения, которые произошли со словами изящный и позор. Так, слово изящный, пришедшее в русский язык из старославянского языка, означало «избранный», «выдающийся», «сильный», «ловкий», «знаменитый», «знающий», «отменный», «превосходный*. Воин мог быть «изящным», то есть сильным и ловким; политик мог быть «изящным», то есть знаменитым. В конце ХМII века в значении слова произошёл сдвиг в сторону интеллектуальной, эстетической характеристики лиц и предметов. Сегодня мы говоримой «изящных» мыслях, «изящном» наряден так далее.
Примеры изменчивости значений слова помогают понять язык писателя и его литературные тексты. Так, А. С. Пушкин использовал в ранних произведениях слово ткюр в его церковнославянском значении «зрелище», а в более поздних произведениях — в значении «срам».
Но между тем какой позор
Являет Киев осажденный?
"Руслан и Людмила"
...Семью
Стараюсь я забыть мою —
Я стала ей в позор.
"Полтава"
В отрывке из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина слово «позор» употреблено в его церковнославянском значении «зрелище», в отрывке из поэмы «Полтава» А.С. Пушкина – в значении «срам».

3) Расскажите, какой словарь фиксирует исторические изменения в лексике языка. Чем такой словарь отличается от любого толкового ело варя? Объясните значение выделенных жирным шрифтом терминов.
Исторические изменения в лексике языка фиксирует «Словарь истории русских слов». Для каждого слова указаны его фонетические и морфологические изменения, а также изменения в лексическом значении и правописании. В словарной статье даётся информация о дате вхождения слова в русский язык, о его этимологии и производных.
Словарная статья – это основная структурная единица словаря; текст, разъясняющий заголовочную единицу в словаре и описывающий её основные характеристики; выражаясь образным языком, – это портрет слова.
Лексическое значение – это его содержание, т.е. исторически закреплённая в сознании говорящих соотнесённость между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности.
Этимология – это раздел лингвистики, изучающий происхождение слов или частей слов (аффиксов).

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением