Упр.9 Глава 3 ГДЗ Шмелев 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 9. 1) Прочитайте отрывок из повести В. П. Крапивина «Бронзовый мальчик»». Из предложений (кроме двух) исключены все осложняющие компоненты и междометия. Понятен ли вам...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 8 класс, Вентана-Граф:
9. 1) Прочитайте отрывок из повести В. П. Крапивина «Бронзовый мальчик»». Из предложений (кроме двух) исключены все осложняющие компоненты и междометия. Понятен ли вам смысл этого текста? Найдите два предложения, в которых есть осложняющие синтаксические компоненты, назовите эти компоненты.
Арочный проход вывел их на широкий двор, (...). Поле это, (...), было почти пустое. Только в центре его поднималась ветряная мельница. (...), её привезли сюда из какой-то деревни — (...). Недалеко от мельницы лежал штабель брёвен: (...), (...). Одно (...) бревно нижним концом уходило в траву, а верхним лежало на краю штабеля. И вот по этому-то наклонному бревну шёл, (...), Саня Денисов. Салазкин. Он был похож на циркового гимнаста.4
Штабель высотой был метра два. Салазкин уже почти достиг верха. А у бревна — (...) — (...), беспокоилась мама:
— Ты куда? Шею свернёшь! Спускайся немедленно!.. (...), осторожно!..
Салазкин достиг верха и остановился там — (...). Будто нарисованный чернилами на фоне освещённой солнцем стены. (...), отсюда как здорово видно!
— (...), не качайся! (...)! Ты смерти моей хочешь?
Салазкин сел на корточки, помедлил секунду и скакнул с высоты в траву. Ай да мамин ребёнок! Мать ухватила его за свитер, убедилась, что чадо невредимо, дала ему шлепка.
(По В. Крапивину)
Данный текст понятен читателю несмотря на то, что в нём отсутствуют все осложняющие компоненты и междометия. Он содержит всю необходимую для понимания информацию.
Предложения с осложняющими синтаксическими компонентами:
А у бревна - вполне объяснимо, хотя и смешно - как взволнованная курица, беспокоилась мама. (предложение осложнено причастным оборотом)
И вот по этому-то наклонному бревну шёл, балансируя, Саня Денисов. (предложение осложнено одиночным деепричастием)
2) Попробуйте самостоятельно восстановить предложения, подобрав по смыслу различные осложняющие компоненты из рамки.
а) опоясанный крепостной стеной с галереей; как взволнованная курица; густо усыпанное звёздами одуванчи-ков; для ремонта; вполне объяснимо, хотя и смешно; балансируя; как экспонат; маленький, гибкий, с упёртой в бок рукой и вскинутой головой;
б) тонкое и длинное;
в) Видать; наверно;
г) Александр;
д) Ай; Ай; Ух
Арочный проход вывел их на широкий двор, опоясанный крепостной стеной с галереей. Поле это, густо усыпанное звёздами одуванчиков, было почти пустое. Только в центре его поднималась ветряная мельница. Видать, её привезли сюда из какой-то деревни - как экспонат. Недалеко от мельницы лежал штабель брёвен: наверно, для ремонта. Одно тонкое и длинное бревно нижним концом уходило в траву, а верхним лежало на краю штабеля. И вот по этому-то наклонному бревну шёл, балансируя, Саня Денисов. Салазкин. Он был похож на циркового гимнаста.
Штабель высотой был метра два. Салазкин уже почти достиг верха. А у бревна - вполне объяснимо, хотя и смешно - как взволнованная курица, беспокоилась мама:
- Ты куда? Шею свернёшь! Спускайся немедленно!.. Ай, осторожно!..
Салазкин достиг верха и остановился там - маленький, гибкий, с упёртой в бок рукой и вскинутой головой. Будто нарисованный чернилами на фоне освещённой солнцем стены. Ух, отсюда как здорово видно!
- Ай, не качайся! Александр! Ты смерти моей хочешь?
Салазкин сел на корточки, помедлил секунду и скакнул с высоты в траву. Ай да мамин ребёнок! Мать ухватила его за свитер, убедилась, что чадо невредимо, дала ему шлепка.
3) Послушайте текст и проверьте свои предположения. Сравните исходный вариант текста с восстановленным: как изменяют его осложняющие компоненты, что добавляют к его содержанию, выражению авторской оценки, стилистической окраске?
Осложняющие компоненты придают дополнительные оттенки значения в текст. Они делают его более эмоциональным, подробным и красочным.
Междометия служат для выражения эмоций героев. Вводные конструкции отражают позицию автора, уверенность/неуверенность в чём-либо. Определения и причастные обороты, однородные члены предложения дают более полную характеристику событиям. Присоединительные и уточняющие конструкции делают предложения более подробными.
4) Найдите среди выражений в рамке группы вводных конструкций, однородных членов, обособленных членов предложения, междометий и обращение. Назовите знаки препинания, которые используются в тексте с этими группами слов. Запишите восстановленные предложения группами.
Предложения с вводными конструкциями:
Видать, (вводное слово выделяется запятой) её привезли сюда из какой-то деревни – (вводная конструкция в конце предложения отделяется тире) как экспонат.
Недалеко от мельницы лежал штабель брёвен: (вводная конструкция в конце предложения отделяется тире) наверно, (запятая между вводными словами) для ремонта.
А у бревна - (вводная конструкция в середине предложения отделяется тире) вполне объяснимо, (запятая между вводными словами) хотя и смешно (вводная конструкция в середине предложения отделяется тире) - как взволнованная курица, беспокоилась мама:
Предложения с однородными членами:
Одно тонкое и (однородные определения соединены одиночным союзом и, запятая не ставится) длинное бревно нижним концом уходило в траву, а верхним лежало на краю штабеля.
Салазкин достиг верха и остановился там - маленький, (запятая между однородными определениями) гибкий, (запятая между однородными определениями) с упёртой в бок рукой и (однородные определения соединены одиночным союзом и, запятая не ставится) вскинутой головой.
Предложения с обособленными членами предложения:
Арочный проход вывел их на широкий двор, (причастный оборот выделяется запятой) опоясанный крепостной стеной с галереей.
Поле это, (причастный оборот выделяется запятой) густо усыпанное звёздами одуванчиков, (причастный оборот выделяется запятой) было почти пустое.
И вот по этому-то наклонному бревну шёл, (одиночное деепричастие выделяется запятой) балансируя, (одиночное деепричастие выделяется запятой) Саня Денисов.
А у бревна - вполне объяснимо, хотя и смешно - как взволнованная курица, (причастный оборот выделяется запятой) беспокоилась мама:
Салазкин достиг верха и остановился там – (обособленное определение в конце предложения выделяется тире) маленький, гибкий, с упёртой в бок рукой и вскинутой головой.
Предложения с междометиями:
Ай, (междометие выделяется запятой) осторожно!
Ух, (междометие выделяется запятой) отсюда как здорово видно!
Ай, (междометие выделяется запятой) не качайся!
Предложения с обращениями:
Александр! (эмоционально окрашенное обращение в начале предложения выделяется восклицательным знаком) Ты смерти моей хочешь?
Синтаксический разбор:
Он был похож на циркового гимнаста.
(кто?) он; он (был каков?) был похож; был похож (на кого?) на гимнаста; на гимнаста (какого?) циркового)
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением