Упр.97 Глава 2 ГДЗ Шмелев 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 97. 1) Спишите текст, объясните написание слов со скобками и пропущенными буквами. Найдите односоставные предложения, укажите их тип, подчеркните в них грамматическую...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 8 класс, Вентана-Граф:
97. 1) Спишите текст, объясните написание слов со скобками и пропущенными буквами. Найдите односоставные предложения, укажите их тип, подчеркните в них грамматическую основу.
Помню ра(н/нн)ее, свежее осе(н/нн)ее утро. Помню большой, весь з...лотой п...дсохший2 и пор...девший сад. Помню кле(н/нн)овые а(л/лл)еи. Тонкий ар...мат опавш...й листвы и зап...х антоновских яблок. Зап...х мёда и осе(н/нн)ей свеж...сти. Воздух так3 чист, точно его совсем нет. И по всему саду ра...даются голоса и скрип телег. Это мещане-садов(н/нн)ики наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ноч(?) отправлять их в город. Непреме(н/нн)о в ноч(?), когда так славно л...жать на возу, см...треть в звёз...ное небо, чу(?)ствовать зап...х дёгтя1 в свежем воздухе и чу(?)ствовать, как ост...рожно поскрипывает в темн...те дли(н/нн)ый обоз по большой дороге.
(И. Бунин)
Помню раннее, (образовано от существительного «рань» с помощью суффикса -н-) свежее осеннее (образовано от существительного «осень» с помощью суффикса -н-) утро. Помню большой, весь золотой (проверочное слово: золото) подсохший (неизменяемая приставка под-) и поредевший (проверочное слово: редкий) сад. Помню кленовые (образовано от существительного «клён» с помощью суффикса -ов-) аллеи. (словарное слово) Тонкий аромат (словарное слово) опавшей (листвы (какой?) листвы и запах (проверочное слово: пахнет) антоновских яблок. Запах (проверочное слово: пахнет) мёда и осенней (образовано от существительного «осень» с помощью суффикса -н-) свежести. (неизменяемый суффикс -ест-) Воздух так чист, точно его совсем нет. И по всему саду раздаются (приставка перед основой на звонкий согласный) голоса и скрип телег. Это мещане-садовники (образовано от существительного «сад» с помощью суффикса -ник-) наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь (3 склонение, женский род) отправлять (проверочное слово: отправка) их в город. Непременно (образовано от прилагательного «непременный»; в суффиксе -енн- пишется удвоенная нн) в ночь, (женский род, 3 склонение) когда так славно лежать (проверочное слово: лёжа) на возу, смотреть (проверочное слово: смотрит) в звёздное (проверочное слово: звезда) небо, чувствовать (словарное слово) запах (проверочное слово: пахнет) дёгтя в свежем воздухе и чувствовать, (словарное слово) как осторожно (словарное слово) поскрипывает (поскрипываю, в форме 1-го лица единственного числа суффикс сохраняется) в темноте (неизменяемый суффикс -от-) длинный (образовано от существительного «длина» с помощью суффикса -н-) обоз по большой дороге.
Односоставные предложения:
Помню раннее, свежее осеннее утро. (определённо-личное предложение)
Помню большой, весь золотой подсохший и поредевший сад. (определённо-личное предложение)
Помню кленовые аллеи. (определённо-личное предложение)
Тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок. (назывное предложение)
Запах мёда и осенней свежести. (назывное предложение)
...чтобы в ночь отправлять их в город. (безличное предложение)
Непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звёздное небо, чувствовать запах дёгтя в свежем воздухе и чувствовать... (безличное предложение)

2) Определите тему и основную мысль текста, придумайте заголовок. Какие признаки описания есть в этом тексте? Объясните, к какому времени относятся события текста и какое грамматическое время использует автор. Вспомните, как называется такое переносное значение этого времени.
Тема: воспоминания об осеннем утре.
Основная мысль: осеннее утро удивительно прекрасно.
Признаки описания: наличие объекта описания (осеннее утро), перечисление основных признаков объекта описания; наличие таких художественно-выразительных средств, как эпитеты (осенней, подсохший, раннее, свежее); метафоры (воздух чист; чувствовать скрип телеги); сравнения (воздух так чист, точно его совсем нет).
Так как текст представляет собой воспоминания, то события в нём относятся к прошедшему времени. Однако при описании он использует глаголы в форме настоящего времени. Следовательно, грамматическое время в тексте - настоящее. Такое переносное значение этого времени называется настоящим историческим, или повествовательным.

3) Опишите свои впечатления о хорошо проведённом дне на природе или о любимом времени дня. Используйте для вашего сочинения-миниатюры композицию и типы предложений из данного текста.
Помню раннее летнее утро. Стоит жаркая погода середины лета. Однако рано утром прохладно после ночи. Просыпаюсь часов в пять или шесть утра. С улицы тянет свежим утренним ветерком. Поют птицы. Однако в деревне уже почти никто не спит. Отовсюду слышатся голоса людей: надо успеть сделать побольше работы до наступления полуденной жары.
Я встаю и иду завтракать. После завтрака я немного гуляю по саду, а потом, ближе к десяти часам утра, пойду купаться на речку.
На речке уже жарко, лучи солнца согревают песок на берегу реки так сильно, что он кажется раскалённым. Вода в речке тёплая и такая прозрачная и чистая, что можно разглядеть дно даже на большой глубине.
После купания в речке мы с друзьями идём на пикник в ближайший лес. В лесу отовсюду слышится пение птиц, в воздухе пахнет грибами и свежестью. Трава мягко пружинит под ногами, точно перина. Повсюду цветут летние цветы, кое-где можно найти ягоды.
Вечером, вдоволь нагулявшись и отдохнув, мы возвращаемся обратно домой. Постепенно наступает тёплый летний вечер. Звуки природы начинают замолкать, жара отступает, и наступает звенящая прозрачная вечерняя тишина.

Морфемный и словообразовательный разбор:
Подсохший
1. подсохший < подсохнуть (причастие - особая форма глагола)
2. подсохнуть < сохнуть
3. подсохший

Морфологический разбор:
Так
1. Так - наречие (обозначает признак признака и отвечает на вопрос в какой степени?).
2. Знаменательное.
3. Наречие меры и степени.
4. Неизменяемое.
5. В предложении является обстоятельством (чист (в какой степени?) так).

Фонетический разбор:
Дёгтя
1. Дёгтя - дё-гтя (2 слога; 1-й слог ударный).
2. Дёгтя - [д’окт’а].
3. В слове 5 букв: 2 гласных и 3 согласных.
4. Звукобуквенный анализ:
д - [д’]: согласный, звонкий парный, мягкий парный
ё - [о]: гласный, ударный
г - [к]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный
т - [т’]: согласный, глухой парный, шумный, мягкий парный
я - [а]: гласный, безударный
5. В слове 5 звуков: 2 гласных и 3 согласных.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением