Упр.45 ГДЗ Александрова Загоровская 7 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 45.	1) Прочитайте отрывок из рассказа Ю. С. Павловой «Путешествие в прошлое» и подумайте, о чём он.Машина времени опять сработала! Витя огляделся. Он стоял в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Богданов 7 класс, Просвещение:
45.
1) Прочитайте отрывок из рассказа Ю. С. Павловой «Путешествие в прошлое» и подумайте, о чём он.

Машина времени опять сработала! Витя огляделся. Он стоял в комнате, очень похожей на бабушкину: старые фотографии на стенах, этажерка с книгами, радиоприёмник, стол, накрытый вышитой скатертью, раскрытая газета, на которой он прочёл дату: 20 октября 1970 года.
Открылась дверь, и вошёл мальчик, очень похожий на Витиного друга Дениса, с которым они учились в одном лицее:
— Мне сказали, что здесь нужна помощь. Я Андрей. А ты и вправду странно выглядишь.
Он с удивлением оглядел Витины джинсы, кроссовки и рюкзак:
— В школу в этом нельзя. Я принёс тебе пионерскую форму и новый галстук: сегодня на торжественной линейке будем принимать первоклашек в октябрята, а после уроков вместе пойдём на совет пионерской дружины.
Витя почему-то сразу представил древнерусскую дружину и этого Андрея в княжеских доспехах, которые он видел в учебнике истории и в фильмах, а себя — в тёмном костюме с синим галстуком, как у папы. <...>
В школу они ехали на автобусе с громоздким кассовым аппаратом, куда пассажиры бросали пятачки, самостоятельно отрывая билетики. Витя никак не мог привыкнуть к тому, что в руке не было мобильника: даже время не посмотришь.
В классе, куда они пришли, стояли деревянные парты, знакомые ему по фотографиям из бабушкиного альбома. Ни интерактивной доски, ни компьютера на учительском столе, конечно, не было и в помине. Школьники писали в тонких ученических тетрадках перьевыми ручками, которые обмакивали в стоящие на партах стеклянные чернильницы-непроливайки. Витя заметил, что в тетради вложены разноцветные листики рыхлой бумаги, которые школьники время от времени зачем-то прикладывали к написанному. Это были промокашки, пользу от которых Витя оценил после размазанного по листу классного задания, когда он решил вставить пропущенную запятую в начало только что записанного предложения. Витя попросил было замазку, чтобы исправить ошибку в написанном слове, но ребята подняли его на смех, а девочка в очках строго сказала, что они на уроке, а не на стройке. Витя вздохнул: слов фломастер, маркер, стикер, Интернет, гаджет, дисплей, флешка здесь не стоило даже произносить. <...>
— Отдашь это машинистке, — Андрей протянул Вите список мероприятий на месяц, кивнув головой в сторону кабинета директора. Перед кабинетом сидела сухощавая женщина и быстро печатала
на большой пишущей машинке в сером металлическом корпусе. Витя с любопытством наблюдал за тем, как она ловко вставила в машинку целую пачку листов, переложенных чёрной копировальной бумагой. «Так вот как, оказывается, можно делать копии без сканера!» — подумал он. Над машинисткой висел информационный стенд со школьной стенгазетой. В ней Витя с удивлением прочитал заметку о том, что гимназии и лицеи существовали только в дореволюционной России, а в советское время им на смену пришли другие учебные заведения, в том числе школы-семилетки и десятилетки.

Текст о том, что раньше дети спокойно учились без гаджетов и других приспособлений.

2) Выпишите из текста слова и устойчивые словосочетания, которые были непривычными для героя рассказа, и объясните, с чем это связано.
Пионерская форма (форма для пионеров), октябрята (юный член пионерского отряда), совет пионерской дружины (собрание пионерской дружины), перьевые ручки (ручки с перьевым наконечником), чернильницы-непроливайки (сосуды для чернил), промокашка (бумажка для промокания чернил), машинистка (девушка, работающая за пишущей машинкой), пишущая машинка (механический прибор для набора текста), копировальная бумага (бумага, предназначенная для копирования документов), школы-семилетки (школы, в которых обучение длится 7 лет), школы-десятилетки (школы, в которых обучение длится 10 лет).
Для Вити эти слова были незнакомыми, потому что предметы и явления, которые называют эти слова, уже исчезли из повседневного обихода.

3) Устно объясните значения выписанных слов и их стилистическую окраску (в случае затруднений используйте материалы словарей и Интернета). Подумайте, все ли эти слова относятся к разряду устаревших и нет ли среди них таких, которые следует называть не устаревшими, а малоупотребительными. Выделите такие слова и устно объясните свою точку зрения.
Часть этих слов малоупотребительна, потому что в узком кругу обихода эти предметы всё ещё используются, например, копировальная бумага, перьевая ручка, чернильница, пишущая машинка и др., а некоторые используются в основном при обсуждении конкретного исторического периода, например, пионерская форма, октябрята и др.

4) Выпишите слова, которые школьники не могли знать в 1970 году. Прокомментируйте значения этих слов и объясните, каким общим термином их можно назвать и с чем связано их появление в русском языке. Укажите слова со стилистической окраской разговорности.
Джинсы (штаны из джинсы), кроссовки (спортивная обувь), мобильник (мобильный телефон), компьютер (устройство, способное выполнять различные операции), интерактивная доска (интерактивный экран), фломастер (инструмент для письма и рисования), маркер (инструмент для письма и рисования), стикер (бумага с клейким краем), Интернет, гаджет (небольшое компьютерное устройство), дисплей (устройство для визуального отображения информации), флешка (разг.) (карта памяти), сканер (устройство, создающее цифровое изображение какого-либо физического предмета).
Компьютерная техника, канцелярские товары.

5) Найдите и выпишите слова, которые Витя и его новые знакомые понимали по-разному. Объясните, с чем это связано.
Замазка; для Вити это корректирующая жидкость, для школьников 1970-х это строительный материал. Непонимание связано с тем, что слово замазка приобрело дополнительное разговорное значение среди школьников потому, что строительная замазка и корректирующая жидкость похожи по принципу своей работы.

6) Подумайте, как соотносятся выписанные вами три группы слов с понятиями активный запас и пассивный запас лексики.
Для каждого поколения существуют свои слова, которые они активно используют в своей повседневной жизни, и так же существуют слова, которые они знают, но не имеют нужды их использовать в своей повседневной речи.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением