Упр.374 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 374 Рассмотрите схему. Расскажите о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.Знаки препинания в бессоюзных сложных предложенияхБСП со значением...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 11 класс, Просвещение:
374 Рассмотрите схему. Расскажите о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях
БСП со значением перечисления
Ставится запятая, точка с запятой
БСП со значением причины, пояснения и дополнения
Ставится двоеточие
БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия, сравнения, неожиданного присоединения, быстрой смены событий
Ставится тире
Между частями бессоюзного сложного предложения могут ставиться запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.
Запятая ставится:
– если простые предложения передают описание какого-либо явления, факта, перечисляя его детали и особенности. Между такими предложениями можно вставить сочинительный союз «и», например:
Прошло лето, зарядили дожди, развезло дороги (В. Арсеньев)
– если по смыслу простые предложения далеки друг от друга или в одном из них имеются свои знаки препинания, например:
Глухо волнуется большая река; словно подгоняя друг дружку, с пеной вздымаются сердитые волны, всё ближе прокатывается рокочущий гром, золотыми изломанными иголками сверкает в темноте молния (В. Осеева).
Двоеточие ставится:
– если вторая часть раскрывает содержание первой или дополняет её. Между частями предложения можно вставить пояснительный союз «а именно», например:
В Ялте я увидел Чехова сильно изменившимся: он похудел, двигался медленнее, голос звучал глуше (И. Бунин)
Часто в таком сложном предложении можно использовать подчинительный союз «что» или слова «и увидел, что», «и услышал, что», «и почувствовал, что», например:
Было совершенно ясно: пёс вытащил самый главный собачий билет (М. Булгаков).
– если вторая часть называет причину того, о чем сообщается в первой части. Между простыми предложениями в этом случае возможны подчинительные союзы «потому что», «так как» или союзное слово «поскольку», например:
Не окинешь поле Куликово взглядом: туманом его накрыло в то субботнее утро 8 сентября 1380 года (М. Рапов).
– если вторая часть БСП представляет собой прямой вопрос, например:
Лоси остановились: куда деваться? (Г. Скребицкий)
Тире ставится:
– если содержание второй части противопоставляется содержанию первой части. В этом случае можно подставить противительный союз «а, но» например:
Ворочался с боку на бок, пробовал считать до пятидесяти – сон не приходил (А. Гайдар)
– когда в предложениях сообщается о двух явлениях, взаимосвязанных между собой, причем второе из них является результатом или следствием первого, например:
Лишнее говорить — только делу вредить.
– если происходит быстрая смена событий или неожиданное присоединение, например:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (И.А. Крылов)
– если в первой части бессоюзного предложения содержится условие, или в ней указывается на время действия. В этих сложных предложениях возможно использование подчинительных союзов «если», «когда», например:
Будешь заниматься спортом — укрепишь свое здоровье.
– если между частями сложного предложения устанавливаются сравнительные отношения, то есть между ними можно вставить сравнительные союзы «как», «словно», «будто», «точно», например:
Берёза в лесу без вершины — хозяйка без мужа в дому (Н. Некрасов).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением