Параграф 20 ГДЗ Пасечник Суматохин 6 класс (Биология)

Изображение § 20. ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙВСПОМНИТЕ1. Что вы знаете о дыхании?В процессе дыхания происходит газообмен, в результате которого в организм поступает кислород. С помощью...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Суматохин, Гапонюк 6 класс, Просвещение:
§ 20. ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ
ВСПОМНИТЕ
1. Что вы знаете о дыхании?
В процессе дыхания происходит газообмен, в результате которого в организм поступает кислород. С помощью кислорода окисляются органические вещества (белки, жиры, углеводы), выделяется энергия, необходимая для роста, развития организма и др.
2. Какой газ при дыхании поглощается, а какой выделяется?
При дыхании поглощается кислород, а выделяется углекислый газ.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Какой процесс называют дыханием?
Дыханием называют процесс поглощения кислорода из окружающей среды и выделения в неё углекислого газа.
2. В чём состоит значение дыхания?
В процессе дыхания сложные органические вещества (белки, жиры, углеводы) распадаются на более простые — воду и углекислый газ и выделяется энергия. Эта энергия используется организмами для их жизнедеятельности: роста, развития, размножения, движения и др.
3. Почему нельзя закладывать на хранение влажные семена?
Закладывать на хранение влажные семена нельзя, потому что у них начинают активизироваться процессы жизнедеятельности. Они начинают активно дышать. В процессе ускоренного дыхания влажные семена начинают выделять большое количество тепла. Они быстро разогреваются, портятся и плесневеют. Если же хранится большое количество влажных семян, например, в элеваторе или в амбаре, то их быстрое разогревание может привести к серьёзному пожару.
4. Как усилить доступ воздуха к корням?
Для усиления доступа воздуха к корням рыхлят почву.
ПОДУМАЙТЕ!
Почему на свету у растений трудно обнаружить процесс дыхания? Каковы отличительные особенности процессов фотосинтеза и дыхания и какова взаимосвязь между ними?
На свету у растений трудно обнаружить процесс дыхания, потому что вместе дыханием происходит фотосинтез.
В процессе фотосинтеза поглощается углекислый газ и выделяется кислород, а в процессе дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ.
Во время фотосинтеза поглощается энергия солнечного света и из неорганических создаются органические вещества. Во время дыхания растение расходует органические вещества, а энергия, необходимая для жизнедеятельности, освобождается.
Моя лаборатория
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
1. Изучив текст параграфа, заполните в рабочей тетради таблицу «Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания».
2. Используя текст учебника, дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о том, как человек использует знания о дыхании растений в своей деятельности.
При выращивании культурных растений необходимо заботиться о том, чтобы им было достаточно воздуха. (Вспомните, какие приёмы для этого используют.) Особенно страдают от нехватки воздуха сельскохозяйственные растения на заболоченных почвах, поэтому сильно увлажнённые земли осушают, в результате улучшается снабжение корней воздухом.
Дыханию листьев препятствует слой пыли, который оседает на них из воздуха. Твёрдые мельчайшие частицы закрывают устьица и мешают поступлению воздуха внутрь листа. Поэтому комнатные растения следует периодически очищать от пыли. Отрицательное воздействие на растения оказывают и вредные примеси в воздухе — результат выбросов промышленных предприятий. Вот почему при озеленении городов и населённых пунктов высаживают растения, устойчивые к вредным веществам и запылённости воздуха. Такими свойствами обладают тополь, липа, жёлтая акация, дуб, каштан, ель и некоторые другие растения.
Поскольку растения дышат, то будучи оторванными от корневой системы, они быстрее погибают. Поэтому, человек научился использовать эту способность в целях хранении фруктов, закладке силоса, сена. Для сохранности следует повысить содержание в воздухе углекислоты. Тогда дыхание станет менее активным. Соответственно, помещения, предназначенные для хранения, насыщают углекислотой, повышая ее содержание в воздухе. Благодаря этому, удается хранить фрукты, силос или сено гораздо дольше, чем в обычных условиях.
Знания о дыхании растений играют важную роль при выращивании растений. Понимая потребность в кислороде, человек рыхлит грунт, обеспечивая доступ воздуха к корневой системе каждого растения. Во время выращивания культурных растений земля уплотняется и содержит очень мало воздуха. Поэтому для улучшения дыхания корней ее специальными культиваторами рыхлят. Особенно от недостатка кислорода страдают растения, выращиваемые на сильно увлажненных (заболоченных) почвах. Для улучшения снабжения воздухом корней растений такие почвы обычно осушают.
При хранении семян в зернохранилищах следят за влажностью семян. Сырые семена дышат интенсивнее и сильно разогреваются выделяющимся теплом — тогда зародыши в них погибают. Чтобы этого не происходило, закладываемые на хранение семена должны быть сухими, а зернохранилище — хорошо проветриваемым.
Дыханию растений препятствует пыль, оседающая на листьях. Ее твердые мельчайшие частицы закрывают устьица, и поступление воздуха в листья затрудняется. Вредно действуют на дыхание растений и примеси, появляющиеся в воздухе при сжигании различных видов топлива на промышленных предприятиях. Поэтому при озеленении городов обычно высаживают деревья, устойчивые к запыленному воздуху (тополь, черемуху, липу, конский каштан).
3. Убедиться в том, что растения дышат, вам помогут несложные опыты.
ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ
Опыт 1
В два одинаковых сосуда нальём воду, в которой растворено небольшое количество минеральных веществ, необходимых растению. В каждый сосуд с раствором опустим корни проростков фасоли, бобов или гороха и закрепим их. Раствор в одном из сосудов ежедневно будем насыщать воздухом с помощью пульверизатора. Другой сосуд плотно закроем крышкой так, чтобы в него не проникал воздух. Растения во втором сосуде через некоторое время погибнут. Сделайте вывод о причине гибели растений.
Растения во втором сосуде погибли в результате нехватки кислорода. Следовательно, для роста и развития растений необходим кислород.
Опыт 2
На дно банки нальём воду и насыпем до 1/3 её высоты прорастающих семян гороха, фасоли или пшеницы. Банку плотно закроем крышкой. В другую банку насыпем такое же количество сухих семян. Обе банки будем держать при температуре 20–25 °C. Через сутки опустим в обе банки горящую лучинку. Объясните, почему в банке с сухими семенами лучинка будет некоторое время гореть, а в банке с прорастающими семенами лучинка сразу погаснет. Сделайте вывод.
Влажные семена дышат интенсивнее, чем сухие. Поэтому в банке с прорастающими семенами кислорода не осталось, и лучинка сразу погасла.
Усложните опыт: поставьте одну банку с прорастающими семенами в холодильник, а другую — в тёплое место. Через один-два дня внесите в банки с прорастающими семенами тлеющие лучинки. В какой банке лучинка погаснет и почему?
Лучинка быстрее погаснет в банке, стоявшей в теплом месте, так как там растение дышит интенсивнее.
ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
Хотите провести наблюдения за весенними явлениями в жизни растений?
Весна — пора пробуждения растений. В природе она вступает в свои права с началом сокодвижения у растений. Это первый признак весны. Раньше, чем у других деревьев, начинается весеннее сокодвижение у клёна остролистного, чуть позднее — у берёзы. Отметьте, когда началось сокодвижение у этих растений в вашей местности.
Цветение ветроопыляемых деревьев и кустарников — второй признак весны. В средней полосе европейской части страны первой зацветает ольха. Цветки её невзрачны, но распустившиеся серёжки из тычиночных цветков хорошо заметны. Почти одновременно с ольхой зацветают орешник, мать-и-мачеха. Запишите в тетрадь, когда зацвели эти растения. Какова продолжительность цветения этих растений в вашей местности?
Ранней весной цветут многолетние травянистые растения лиственного леса. Они часто зацветают до того, как сойдёт снег, поэтому их называют подснежниками.
Все они светолюбивы и цветут под пологие леса, когда на деревьях и кустарниках ещё нет листвы. Выясните, какие раннецветущие растения (первоцветы) растут в вашей местности.
Наблюдая за жизнью растений в природе, составьте календарь весны для своего региона. Запишите в календаре сроки цветения ольхи, мать-и-мачехи, орешника и раннецветущих многолетних растений — подснежников. Затем запишите сроки распускания листьев у берёзы и липы, зацветания одуванчика, вишни, сирени. Если вы живёте в сельской местности, выясните, какие виды сельскохозяйственных работ проводят во время того или иного весеннего явления, замеченного вами (например, посев огурцов — во время цветения акации).
Записывайте данные в дневник наблюдения в виде таблицы.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением