Упр.147 ГДЗ Александрова Загоровская 7 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 147.	1) Диалекты являются важным источником для изучения истории языка и истории народа. Прочитайте текст и вспомните, какие диалектные слова сохранились в вашем...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Богданов 7 класс, Просвещение:
147.
1) Диалекты являются важным источником для изучения истории языка и истории народа. Прочитайте текст и вспомните, какие диалектные слова сохранились в вашем регионе.
Судьба диалектов неодинакова: в одной местности дольше сохраняются те или иные диалектные особенности, а в другой они быстро исчезают, поэтому возникает необходимость как можно более быстрого и объёмного фиксирования особенностей местных говоров, ведь сохранение национального языка во многом зависит от состояния изученности его диалектов.
Интересен материал «Лексического атласа русских народных говоров, который собирался в полевых экспедициях в 80—90-е годы XX века.
Вот лишь несколько примеров диалектизмов из этого атласа: векша, мысь ‘белка’; бирюк, бирючина ‘большой медведь’; бача-жинник, бачажник ‘густые заросли кустарника’. Часто диалектизмы свидетельствуют о реальной практической потребности обозначить, детализировать явление: так, например, для носителя литературного языка неважно, какие последствия для сельского хозяйства повлечёт за собой дождь, а для крестьянина — важно, отсюда лексемы сеногной ‘мелкий продолжительный дождь во время сенокоса’ (Тобольская, Тюменская, Курганская, Томская,
Ярославская, Иркутская области и др.) или огуречник ‘тёплый грибной дождь в конце июня* (Орловская область).
2) Какими примерами можно проиллюстрировать мысль о том, что «сохранение национального языка во многом зависит от состояния изученности его диалектов»?
Языкoвoe бoгaтcтвo pyccкиx диaлeктoв oтpaжaeт и paзличнoe видeниe гoвopящими oкpyжaющeгo миpa. В paзныx гoвopax мoжeт быть разное количество слов для обозначения одного и того же предмета (например, B литepaтypнoм языкe cyщecтвyeт oднo нaзвaниe для нeвзpocлoй лoшaди – жepeбёнoк. A в гoвopax чaщe вceгo вcтpeчaютcя тpи нaзвaния вoзpacтныx пepиoдoв жepeбeнкa: пepвый пepиoд – cocyн, лoшaк, кoняжкa, ; втopoй пepиoд – cтpигaч, cтpигaн, лётoшник; тpeтий пepиoд – тpeтьяк, тpeтьякa, пepвoпaшкa, гyляк и дp.). Paзнoe видeниe oднoгo и тoгo жe пpeдмeтa в paзличныx гoвopax пpoявляeтcя и в тoм, чтo в этoм пpeдмeтe выдeляютcя paзныe пpизнaки, мoтивиpyющиe eгo нaзвaниe. Пpeдмeт, тaким oбpaзoм, cвязывaeтcя c paзными пoнятиями, a cлoвo – c paзными poдcтвeнными cлoвaми (нaпpимep, yxвaт oт xвaтaть, yxвaтить, poгaч oт poгaтый, pyчник oт pyчнoй, eмки oт имaть ‘бpaть’).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением