Параграф 12 ГДЗ Арсентьев Данилов 9 класс (История)

Изображение Параграф 12. Общественное движение при Николае I.Какие направления общественного движения получили распространение в период правления Николая I? Какие из них были...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Арсентьев, Данилов, Левандовский 9 класс, Просвещение:
Параграф 12. Общественное движение при Николае I.
Какие направления общественного движения получили распространение в период правления Николая I? Какие из них были новыми для России?
В правление Николая распространение получили три направления: консервативное, либеральное и радикальное. Новыми для России были либеральное и радикальное направления.

1. Какие особенности общественного движения 1830-1850-х гг. вы считаете главными? Свой ответ аргументируйте.
Главным вопросом общественной жизни стало обсуждение пути развития страны. В общественной мысли и общественном движении второй четверти XIX в. можно выделить три направления: консервативное, либеральное и радикальное. Основными формами общественного движения были полемика в научной среде, на страницах журналов и газет, в литературных и частных салонах, а также создание тайных кружков и просветительских организаций. Огромную роль в формировании общественного мнения сыграли университеты, печать, литература.
2. Объясните суть теории официальной народности.
Она была основана на трёх принципах: «православие, самодержавие, народность». Согласно этой теории, православие рассматривалось как духовная основа народа и нравственный стержень государства. Самодержавие признавалось лучшей и единственно возможной формой правления для России. Крепостное право расценивалось как благо и для народа, и для государства. Под словом «народность» подразумевалось отсутствие социальных противоречий в России, единство народа и царя. На основе этих идей делался вывод о том, что социальные и политические изменения в России не нужны и только нанесут вред основам русской жизни.
3. Перечислите важнейшие идеи западников, славянофилов.
Сходство их взглядов заключалось в том, что оба течения осознавали необходимость перемен в социально-политической системе России, понимали пагубность крепостного права. Они верили в возможность мирных, реформистских преобразований с согласия и при участии верховной власти. Славянофилы были уверены в самобытности пути развития России. Земские соборы они оценивали как органы плодотворного сотрудничества народа и царя. Православие славянофилы считали единственно верной религией. Реформы, которые провёл Пётр I, славянофилы воспринимали как крайне негативный опыт. Залог успеха России они видели в сохранении исконных ценностей: общины, православия, в возрождении Земских соборов и отмене крепостного права. Западники полагали, что развитие России и Западной Европы должно происходить по единому пути, поэтому в России существует необходимость отмены крепостного права, установления конституционной монархии, введения парламента, гражданских прав и свобод, развития рыночной экономики. Западники являлись апологетами реформ Петра I.
4. В чём заключались принципиальные различия позиций западников и славянофилов?
Западники, в отличие от славянофилов, полагали, что развитие России и Западной Европы должно происходить по единому пути, поэтому в России существует необходимость отмены крепостного права, установления конституционной монархии, введения парламента, гражданских прав и свобод, развития рыночной экономики.
5. Каковы были главные идеи социалистов-утопистов? Каким образом они планировали претворить их в жизнь?
Главной идеей социалистов-утопистов было постоение социализма. Средством решения российских проблем они считали создание революционного центра и организацию крестьянского восстания в Сибири, на Урале, на Дону.

На основании документа и текста параграфа подготовьте сообщение о том, какие черты идеологии славянофилов способствовали духовному прогрессу российского общества, а какие, наоборот, тормозили его.
Хомяков доказывает, что через Россию Православие может привести к перестройке всей системы мировой культуры и хозяйства. История призывает Россию встать во главе всемирного просвещения – история дает ей право на это за всесторонность и полноту русских начал. У Хомякова было очень глубокое сознание не только особого пути России, но и ее всемирной задачи. Эта всемирная задача состоит в том, чтобы освободить человечество от одностороннего и ложного развития, которое получила история под влиянием Запада. Своим творчеством славянофилы создали мощное общественное и интеллектуальное движение, сильно пошатнувшее идущее еще с эпохи Петра I космополитическое мировоззрение и низкопоклонство перед Западом. Славянофилы показали тупиковый, ущербный, бездуховный характер западно-европейской цивилизации. Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам, славянофилы способствовали пробуждению национального сознания. Много ими было сделано для собирания и сохранения памятников русской культуры и языка (Собрание народных песен П. В. Киреевского, Словарь живого великорусского языка В. И. Даля). Славянофилы-историки (Беляев, Самарин и др.) заложили основу научного изучения русского крестьянства, в т. ч. его духовных основ. Огромный вклад славянофилы внесли в развитие общеславянских связей и славянское единство. Именно им принадлежала главная роль в создании и деятельности Славянских комитетов в России в 1858–78.

1. Объясните слова А. И. Герцена: западники и славянофилы «смотрели в разные стороны», а «сердце билось одно».
Вероятно, Герцен имел в виду, что несмотря на столь сильные различия в понимании развития России, и те, и другие понимали необходимость перемен в обществе, отмены крепостного права.
2. Составьте биографический портрет одного из представителей консервативного, либерального или радикального движения России второй половины XIX в.
Алексей Степанович Хомяков – замечательный русский мыслитель, славянофил, внес большой вклад в формирование русской идеи. Биография его бурная и очень интересная. Родился 1(13).05.1804г в Москве. Семья его дворянского происхождения. Отец - Степан Александрович, мать - Марья Алексеевна. В 17 лет он пытался сбежать из дома на помощь православным грекам, терпящим турецкое угнетение. По патриотическим соображениям отказался от женитьбы на иностранке, не смотря на то, что он её очень любил. Алексей Степанович поставил общественный интерес выше собственного. Для него всегда было характерно защищать православные принципы и идеи, также мыслитель радел и за русский народ. Стоит отметить, что его очень уважали идеологические враги и соперники. Западники, революционеры, всегда давали Алексею Степановичу высокую прессу. Хомяков был образованным человеком, окончил МГУ, был кандидатом математических наук. Несмотря на колоссальные знания, не спешил посвятить себя науке, он считал, что должен служить Отечеству, и три года провел в одном из кирасирских полков. Много рассуждал о личности, об обществе и о церкви. Использую диалектику Гегеля, пытается создать русскую самобытную идеологию. Алексей Степанович блестяще применяет диалектику и рассматривает личность человека, как взаимодействие двух начал свободы и необходимости. Свобода связанна с духовным миром, необходимость с материальным, противоборство двух начал закаляет личность. Настоящая свобода же обретается только в церкви. Свободу он описывает как неоднозначное явление. Излишняя свобода ведет к разрушению мировоззрения, личность начинает проявлять эгоизм. Средством преодоления эгоистических явлений, Хомяков называл любовь. Умер Алексей Степанович осенью 1860г, заразившись холерой в Рязанской Губернии.
3. Чем радикальные кружки 1830-1840-х гг. отличались от тайных обществ декабристов?
Членами радикальных кружков была интеллигенция, общественные деятели. Они хотели перемен в русском обществе, но не были настроены против государя. Декабристы же были дворянами, офицерами. Они выступали против существующих порядков и конкретного государя.
4. Соберите информацию о деятельности кружка петрашевцев. Узнайте, какое участие принимал в деятельности кружка писатель Ф. М. Достоевский.
Главной целью кружка была, конечно же, отмена крепостного права. В число других целей петрашевцев включались судебная реформа, свобода печати, а ряд петрашевцев были склонны к восстанию. Многие петрашевцы отрицательно относились к религии, отрицали существование Бога и относили себя к выраженным материалистам. Как и любые прогрессисты, петрашевцы были поборниками науки и просвещения. Они противопоставляли их суевериям, мистицизму и религии. Петрашевцы относились критически к идеалистам из Германии, считая их взгляды оторванными от реальности. Петрашевцы поддерживали утопический социализм как альтернативу порокам феодальной и капиталистической систем. Они выступали против патриархальной семьи и поддерживали эгалитарную семью из-за того, что в эгалитарной модели отсутствует угнетение женщины. Личный эгоизм, по мнению петрашевцев, должен поглощаться групповым эгоизмом. Таким образом, этот кружок выступал за преобразование общества через естественную природу человека. Известным членом петрашевского кружка был и Фёдор Михайлович Достоевский, который тоже оказался в числе 20 арестованных в 1849 году. В отличие от многих членов кружка, он положительно относился к религии и придерживался позиций христианского социализма, который уже был влиятелен в ряде европейских стран. Атеистический социализм Фёдор Михайлович ставил в один ряд с буржуазностью, а многие петрашевцы противопоставляли эти понятия. Достоевский успел побывать и в более радикальных сообществах Дурова и Спешнева.
5. Позиция какого из течений общественной жизни в 1830-1850-е гг. представляется вам наиболее реалистичной в условиях тогдашней России? Свой ответ обоснуйте.
Наиболее реалистичной в условиях тогдашней России было течение западников, так как многие идеи преобразования брались из Европы. Также в XVIII веке наиболее активно Россия развивала связи с западноевропейскими странами, что способствовало перекачиванию идей.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением