Практическая работа 1 ГДЗ Габриелян Остроумов 7 класс (Химия)

Решение #1

Изображение Практическая работа №1ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С НИМ. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ ХИМИИЦель работы — ознакомление с...
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Габриелян, Остроумов, Сладков 7 класс, Просвещение:
Практическая работа №1
ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С НИМ. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ
Цель работы — ознакомление с назначением лабораторного оборудования, с приёмами обращения со спиртовкой, с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии.
Химическая посуда и некоторые приёмы работы с ней
Большинство химических опытов проводят в стеклянной посуде. Почему? Как свойства стекла связаны с его применением для изготовления химической посуды?
Рассмотрите коллекцию стеклянной посуды, сравните её с образцами пластмассовой посуды, назовите преимущества и недостатки стеклянного химического оборудования.
Все работы в химической лаборатории проводят с применением той или иной посуды или приборов. Некоторые виды химической посуды имеются в любой лаборатории: пробирки, химические стаканы, колбы, воронки, пипетки, бюретки и г. д.
Химическую посуду изготавливают из особых сортов стекла, отличающихся химической и термической стойкостью. В настоящее время широко используется пластмассовая посуда — конечно, только для опытов, не требующих нагревания.
Кроме того, в лаборатории применяют фарфоровую посуду: чашки для выпаривания, тигли, ступки и т. п.
Пробирки применяют для проведения разнообразных опытов с небольшим количеством реактивов (рис. 89). Стандартные пробирки имеют высоту примерно 17 см и диаметр 1 см. Каждому 1 см высоты пробирки соответствует 1 мл раствора. Общий объём растворов при проведении эксперимента не должен быть больше половины объёма пробирки; лучше, если он не превысит */3 часть её объёма. При больших объёмах трудно проводить перемешивание растворов. При проведении экспериментов не следует зажимать пробирку в ладони. Удерживайте её за верхнюю часть двумя пальцами — большим и указательным, а остальные подожмите. Так удобнее перемешивать вещества в пробирке и вести наблюдение. Кроме того, в случае выброса раствора из пробирки будут облиты два пальца, а не вся ладонь.
Химические реакции лучше протекают при перемешивании, особенно если образуется осадок. Перемешивать растворы в пробирке можно двумя способами.
1. Держите пробирку за верхнюю часть двумя пальцами левой (или правой) руки, указательным пальцем другой руки наносите косые удары по нижней части пробирки. Если пробирку нагревали, то перемешивать содержимое пробирки таким способом нельзя.
2. Держите пробирку двумя пальцами за верхнюю часть, нижнюю часть встряхивайте резкими маятниковыми движениями, толчками, но не вверх-вниз.
Нельзя закрывать пробирку пальцем и переворачивать вверх дном для перемешивания растворов.
Пробирки, на которых нанесены деления, называются мерными, или калиброванными.
Для проведения нагревания содержимого пробирки необходимо использовать или зажимы лабораторного штатива (рис. 103), или держатель для пробирок (рис. 92).
Закрепите пробирку в держателе и покажите учителю. как вы её будете держать при нагревании. Вспомните, какая часть пламени имеет наиболее высокую температуру.
Химические стаканы — тонкостенные ёмкости различных объёмов (рис. 94). Они могут быть с носиком и без него. Бывают стаканы простые и мерные; на последних сделаны метки, указывающие объём. Химические стаканы применяют для самых разнообразных работ: приготовления растворов, осаждения, фильтрования; в них можно проводить нагревание. При нагревании стаканы надо ставить на латунную сетку. Часто в стаканах проводят растворение твёрдых веществ. Перемешивают раствор стеклянной палочкой с резиновым наконечником.
Отмерьте с помощью химического мерного стакана, цилиндра или мензурки 5 мл воды.
Колбы изготавливают различной ёмкости и формы: плоскодонные, конические, круглодонные (рис. 90, 91, 95), а также колбы со специальными отводами — колба Вюрца (рис. 93). Колбы применяют для проведения эксперимента, хранения растворов или дистиллированной воды.
Воронки служат для переливания жидкостей и для фильтрования (рис. 96). При переливании жидкости не следует воронку заполнять до краёв. Воронка не должна плотно закрывать горло бутыли, в которую переливают жидкость, иначе вытесняемый воздух будет затруднять переливание, придётся время от времени приподнимать воронку. Во избежание этого можно закрепить воронку в кольце штатива.
Фильтрование служит для отделения твёрдых веществ от жидкостей. Как правило, фильтры делают из специальной фильтровальной бумаги. Стандартная фильтровальная бумага изготавливается разных размеров и имеет различный размер пор. Для грубых осадков можно использовать фильтры с большим диаметром пор, для осадков с мелкими частицами потребуются более плотные фильтры. Размер фильтра должен быть таким, чтобы он не доходил до края воронки на 5—7 мм. Он должен плотно прилегать к воронке. Если этого не наблюдается, надо подогнать фильтр по воронке, изменяя положение сгиба фильтра. Делительные воронки, которые снабжены краником, служат для разделения несмешивающихся жидкостей (рис. 97).
Подготовьте воронку к работе, заправив в неё фильтр в соответствии с правилами, и профильтруйте отмеренные с помощью предыдущей операции 5 мл воды.
Мерная посуда применяется для измерения объёма жидкостей. Это могут быть цилиндры (рис. 99), стаканы (рис. 94), мензурки и колбы с нанесёнными на них делениями. Они служат для отмеривания объёмов жидкости с небольшой точностью. Для более точных измерений объёмов жидкостей применяются пипетки и бюретки.
Бюретки — приборы для отмеривания точных объёмов жидкостей. Чаще применяются при проведении химических анализов. Бюретки рассчитаны на разные объёмы, с их помощью измеряют объёмы с точностью до 0,03—0,05 мл. Бюретки — стеклянные калиброванные трубки с нижней оттянутой частью. Внизу они снабжены устройством, препятствующим произвольному вытеканию раствора: или краном, или резиновым наконечником с зажимом. Для работы бюретки укрепляют в штативе в вертикальном положении. При повороте крана или с помощью зажима можно отбирать растворы из бюретки по каплям.
Стеклянная посуда с толстыми стенками, похожая на глубокую тарелку, называется кристаллизатором (рис. 98). Из-за большой площади поверхности налитого в кристаллизатор раствора растворитель быстро испаряется, растворённое вещество выделяется в виде кристаллов. Нагревать кристаллизатор ни в коем случае нельзя: его стенки только кажутся прочными, на самом деле при нагревании он обязательно треснет.
При выполнении химического эксперимента часто приходится отмерять необходимый объём жидкости. Чаще всего для этого используют мерные цилиндры (рис. 99).
Помимо стеклянной посуды, в школьной химической лаборатории есть посуда фарфоровая. В ступке пестиком (рис. 100) измельчают кристаллические вещества. Стеклянная посуда для этого не подходит: от давления пестика она сразу расколется.
Стенки фарфоровой чашки (рис. 101) гладкие и блестящие. Она похожа на маленький кристаллизатор, но нагревать её можно даже на открытом пламени до полного выпаривания воды из раствора.
Проведение опытов в пробирках требует значительного расхода реактивов, поэтому пробирки иногда заменяют планшетками для капельных реакций (рис. 102). Такое название они получили потому, что растворы реактивов для проведения реакций в них отмериваются каплями.
Техника эксперимента при использовании капельного метода достаточно проста: в ячейки планшетки вносят каплями необходимые растворы реактивов. Если на поверхность планшетки попало избыточное количество раствора вещества, его следует удалить фильтровальной бумагой.
Опыты с твёрдыми веществами также могут проводиться в планшетке. Для взятия кристаллических веществ используют шпатель, а для взятия гранул металлов — пинцет.
Устройство лабораторного штатива и работа с ним
«Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир», — сказал древнегреческий философ Архимед. Какое устройство играет роль опоры при проведении как физического, так и химического эксперимента?
Ознакомьтесь с устройством лабораторного штатива, руководствуясь инструкцией и рис. 103 учебника.
Лабораторный штатив (рис. 103) служит для укрепления на нём химической посуды и установок для проведения опытов. Он состоит из чугунной подставки (1), придающей штативу устойчивость. В подставку ввинчен стержень (2), на котором с помощью муфт (о) укрепляют ланки (3) и кольца (4). Муфты с укреплёнными в них лапками и кольцами свободно перемещаются по стержню и принимают нужное положение при ослаблении винта (7). Перемещать или вращать в муфте стержень лапки или кольца можно, ослабив винт (3).
Надевать муфту на стержень штатива следует таким образом, чтобы винт находился справа от стержня. Прорезь муфты для крепления стержня лапки или кольца должна быть направлена вверх. При таком креплении ланки или кольца они не выпадут из муфты.
Закрепите в муфту лапку. Укрепите в лапку пробирку в вертикальном положении. Лапка должна обхватывать пробирку в самой верхней её части. Не следует слишком сильно зажимать пробирку, чтобы она не лопнула. Правильно закреплённую в лапке пробирку можно провернуть рукой.
Закрепите в муфту кольцо. В кольцо поместите сначала фарфоровую чашку, затем коническую воронку. Диаметр верхней части воронки должен быть лишь немного больше диаметра кольца.
Нагревательные приборы и правила работы с ними
Одним из условий протекания химических реакций является нагревание. Какие приборы можно использовать с этой целью? Как они устроены?
Для нагревания веществ в школьном кабинете химии используются спиртовки, сухое горючее, водяные бани.
Лабораторная спиртовка (рис. 104) состоит из резервуара (1), в который налит спирт, фитиля (2), укреплённого в металлической трубке с диском (3), и колпачка (4).
Прежде чем зажечь спиртовку, необходимо проверить, плотно ли прилегает диск к корпусу. Если это не так, возможно воспламенение спирта в резервуаре.
При зажигании спиртовки к фитилю подносят зажжённую спичку. Нельзя зажигать одну спиртовку от другой!
Для того чтобы погасить спиртовку, её пламя накрывают колпачком. Нельзя задувать пламя спиртовки!
Нагревать вещества можно с использованием сухого горючего. Кусочек таблетки сухого горючего помещают на керамическую плитку и поджигают спичкой. Пламя гасят, накрывая его специальным колпачком.
Для нагревания веществ, когда требуемая температура составляет не более 100 С, используют горячую воду, налитую в химический стакан. Такое устройство называют водяной баней.
Налейте в пробирку 2—3 мл воды. Закрепите пробирку в лапке штатива или специальном держателе. Зажги те спиртовку, соблюдая правила техники безопасности. Сначала немного прогрейте пробирку целиком, чтобы стекло нагрелось равномерно (иначе Рис. 104. Спиртовка она лопнет). Только затем можно более интенсивно нагревать содержимое. Не допускайте бурного кипения жидкости, иначе вещество может выплеснуться из пробирки. После того как вода в пробирке закипела, прекратите нагревание. Горячую пробирку с водой поставьте в штатив для пробирок.
Основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете
Для работы в химическом кабинете недостаточно знать важнейшее оборудование. Нужно соблюдать особые правила при работе как с этим оборудованием, так и с химическими реактивами. Почему? Каковы эти правила?
Чтобы избежать неприятностей и травм, каждый предмет нужно использовать строго по назначению, знать, как с ним обращаться. Химический эксперимент будет действительно безопасным, поучительным
1. Во время урока учащиеся должны следовать указаниям учителя и инструкциям техники безопасности, быть очень внимательными. Приступать к эксперименту можно только с разрешения учителя.
2. Категорически запрещается пробовать на вкус вещества в кабинете химии. Нюхать их можно, лишь направляя лёгким движением руки испарения к носу, при этом нельзя вдыхать полной грудью (рис. 105).
3. Учащимся запрещено проводить любые опыты, которые не предусмотрены данной практической или лабораторной работой.
4. О рассыпанных веществах или разлитых реактивах ученик должен незамедлительно сообщить учителю или лаборанту.
5. Обо всех неполадках в работе оборудования или других сложностях ученики должны немедленно сообщить учителю и прекратить работу. Нельзя выливать в канализацию органические жидкости и растворы.
6. Нельзя оставлять без присмотра включённые или горящие нагревательные приборы. Во время урока необходимо соблюдать правила пожарной безопасности и технику обращения с электроприборами, спиртовками или газовыми горелками.
7. При получении травмы или ухудшении самочувствия ученик должен прекратить работу и сразу сообщить учителю химии.
8. В кабинете запрещается принимать пищу и пробовать вещества на вкус.
9. Вещества нельзя брать руками, для этого необходимо использовать специальные шпатели, ложечки, пинцеты.
10. Нельзя наливать и перемешивать реактивы близко к лицу.
11. Необходимо пользоваться только чистой лабораторной посудой.
12. Остатки реактивов или их растворов запрещается высыпать и выливать обратно в исходный сосуд.
13. После практического занятия учащиеся должны привести в порядок рабочее место, а также сдать оборудование и реактивы учителю или лаборанту. Так же следует поступить с использованной во время выполнения практической работы посудой.
14. По окончании работы необходимо привести рабочее место в порядок и тщательно вымыть руки с мылом.
От других кабинетов химический отличается тем, что здесь есть вытяжной шкаф (рис. 106). Многие вещества имеют резкий неприятный запах, их нары небезвредны для здоровья. С такими веществами работают в вытяжном шкафу, из которого газообразные вещества удаляются из химического кабинета.
Для защиты глаз при проведении особо опасных опытов используют защитные очки (рис. 107).
Склянку с реактивом нужно брать так, чтобы этикетка оказалась в ладони. Это делается для того, чтобы случайные потёки не испортили надпись.
Некоторые химические вещества ядовиты, есть реактивы, разъедающие кожу, многие вещества легко воспламеняются. Предупреждают об этом специальные знаки на этикетках (рис. 108).

Цель работы – ознакомление с назначением лабораторного оборудования, с приемами обращения со спиртовкой, с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии.
Преимуществами стеклянной посуды являются химическая и термическая стойкость, прозрачность. Недостатками стеклянной посуды по сравнению с пластмассовой является ее хрупкость и относительная дороговизна.
Для проведения нагревания содержимого пробирки используют зажимы лабораторного штатива или пробиркодержатель и помещают пробирку над источником нагревания таким образом, чтобы нижняя часть пробирки находилась вблизи верхней (т.е. самой высокотемпературной) зоны пламени.
Для проведения фильтрования закрепляют воронку в кольце штатива, сворачивают фильтровальную бумагу в конус и помещают ее в воронку таким образом, чтобы он не доходил до краев воронки на 5-7 мм, но при этом плотно прилегал к ней. Отмеряют мерным стаканом 5 мл воды и порциями проливают ее через воронку, не заполняя ее до краев.
Устройство лабораторного штатива:
1 – подставка
2 – стержень
3 – лапка
4 – кольцо
5 – муфта
6 – винт для перемещения лапки относительно муфты
7 – винт для перемещения муфты вдоль стержня
Наливают в пробирку 2-3 мл воды, закрепляют пробирку в лапке штатива, зажигают спиртовку. Прогревают пробирку целиком, чтобы стекло нагрелось равномерно. После того, как вода пробирке закипит, нагревание прекращают, пробирку оставляют в штативе для пробирок.
Вывод. Химическая лаборатория обеспечена специализированным оборудованием, необходимым для проведения химических экспериментов: стеклянной посудой, спиртовками, штативами, фильтрами, держателями для пробирок. При работе в химической лаборатории необходимо соблюдать требования техники безопасности.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением