Ответы на вопросы на стр.73 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 5 класс (Литература)

Изображение Литература и изобразительное искусствоПодберите текст из рассказа «Васюткино озеро» к иллюстрации Е. Мешкова, помещённой в учебнике.Иллюстрации Е. Мешкова...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 5 класс, Просвещение:
Литература и изобразительное искусство
Подберите текст из рассказа «Васюткино озеро» к иллюстрации Е. Мешкова, помещённой в учебнике.
Иллюстрации Е. Мешкова соответствует текст на странице 48:
«Кра-кра-кра!..» – неслось сверху, будто тупой пилой резали крепкий сук. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло. Ей так же горласто откликались подруги. Васютка не любил этих нахальных птиц. Он снял с плеча ружье, прицелился и щелкнул языком, будто на спуск нажал. Стрелять он не стал. Ему уже не paз драли уши за попусту сожженные патроны. Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду.
– «Кра-кра»! – передразнил Васютка кедровку и запустил в нее палкой."
Обогащаем свою речь
1. Обратите внимание на детали рассказа, например: почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?
Что значат её слова: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать»?
«Ему уже не раз драли уши за попусту сожжённые патроны. Трепет перед драгоценным „припасом" (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду» — отчего был такой трепет? Что он означает? «Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух: „Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону..."» Почему Васютка стал разговаривать вслух?
Мать настаивала, чтобы Васютка взял с собою краюшку хлеба, потому что «спокон веку так заведено». Васютка понимал, что таков старинный порядок: «идешь в лес – бери еду, бери спички».
Мать привычно строго говорит: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать». Мать понимает, что в тайге с человеком может случиться много разных неприятностей, и хорошо, если будет с собой хотя бы небольшой запас еды. Краюшка хлеба весит немного, но в беде, когда нечего будет есть, она спасет человека. Таежные законы сложились из опыта многих и многих охотников и рыбаков, а к человеческому опыту надо относиться с уважением.
Трепет перед драгоценным припасом (порохом и дробью) был вбит в сибирских охотников, потому что тайга огромная, тянется на тысячи километром, а города и поселки, где можно было бы пополнить запас патронов, встречаются редко. Если бездумно истратить весь «припас», то в нужный момент его может не хватить. Без этого припаса не добудешь пищу, не отобьёшься от диких животных.
Когда Васютка заблудился, он начал сам с собой разговаривать вслух. Наверное, когда он слышал свой голос, ему было не так страшно и одиноко.
2. Объясните слова и включите их в пересказ текста: холодная изморось, осётр, стерлядь, были, небылицы, хилые берёзки, затеей, белая рыба, шлюпка, бот, пацан, хлопец, варнак, рыбная тара.
холодная изморось – мелкий холодный дождь
осётр, стерлядь – ценная промысловая рыба
были – реальные истории из прошлого
небылицы – выдуманные истории
хилые берёзки – тонкие, слабые березки
затеси – зарубки на деревьях, сделанные топором, чтобы не заблудиться в тайге
белая рыба – ценная порода рыбы с белым мясом
шлюпка – малая лодка с прочным широким корпусом
бот – небольшое парусное гребное или моторное судно
пацан - мальчишка
хлопец – парень
варнак – озорник, негодник
рыбная тара – емкость, ящик для рыбы
Пересказ
13-летний мальчик Васютка живет с родителями в тайге у реки Енисей. Васютка любит природу, ему нравится гулять по лесу, ходить за орехами и охотиться. Однажды Васютка идет в лес за кедровыми орехами. В лесу он охотится на птицу – глухаря. Поймав птицу, Васютка понимает, что заблудился. Он разводит костер, запекает птицу, ужинает и ложиться спать.
На утро Васютка отправляется на север, чтобы поскорее выбраться из тайги. На своем пути он видит озеро, где водится много белой рыбы. Наконец, Васютка выходит к реке Енисей. Он надеется, что на берегу реки его найдут быстрее. Васютка видит пароход и подает сигналы пассажирам. Но корабль уплывает. Наконец на 5-ый день своего приключения Васютка спасается: мимо проплывает судно, которое замечает мальчика. Васютку привозят домой к родителям. Приехав домой, Васютка рассказывает отцу о прекрасном озере.
Через два дня Васютка с отцом и другими рыбаками плывут на поиски озера и находят его. На озере открывается постоянный рыбный промысел. Отец Васютки с бригадой работают здесь. Новое озеро так и называют Васюткиным озером – в честь Васютки. Озеро даже отмечают на районной карте. Однако на карте края и на карте России Васюткино озеро не подписано, его трудно найти среди множества других озер.
3. Пошёл, ковыляя, передвигался, поплёлся... — какие из этих слов вы часто используете в своей речи?
Из слов «пошёл, ковыляя, передвигался, поплёлся» в своей речи я часто используют слова «пошёл» и «передвигался»: я пошёл в школу; передвигались мы медленно.
4. Замёрз, продрог, окоченел... — когда используется каждое из этих слов? Приведите примеры.
Замёрз – это слово используют, когда человек испытывает холод.
Я почувствовал, что замёрз, сидя в неловкой позе в жестком кресле.
Продрог – это слово используют, когда холод заставляет человека дрожать.
Открыв глаза, я почувствовал, что изрядно продрог от ночной прохлады.
Окоченел – это слово используют, когда человек очень замёрз и не может двигаться.
Я совершенно ослабел, окоченел и не мог держаться на ногах.
5. Устал, притомился, изнемог... — придумайте предложения с этими словами.
Через несколько часов пути мы устали и устроили привал.
С утра он собирал грибы, чтобы насушить запасов на зиму, и к обеду сильно притомился, поэтому решил присесть на поваленную сосну – отдохнуть.
Я устал, изнемог и не чувствую в себе сил продолжать свой путь.
Творческое задание
Вспомните истории, которые происходили с вами в лесу. Расскажите об этом устно или письменно, используя запомнившиеся вам образные слова и выражения из текста рассказа «Васюткино озеро».
Однажды я заблудился в лесу. Мы недавно переехали в другой посёлок, друзей на новом месте у меня ещё не было. Мне было интересно изучить новое место, и я решил сходить в лес, который начинался в ста метрах от дома.
Сначала я шёл по тропинке, потом увидел на полянке интересные незнакомые растения и свернул к ним. Я не заметил, как забрался далеко в лес. А когда я хотел повернуть обратно, то замечал новые растения и шёл к ним.
Вдруг под ногами захлюпала вода. Я понял, что зашёл в какое-то болотце. Я оглянулся и увидел, что вокруг стоят мрачные хилые берёзки, а тропинки не видно. Я торопливо повернул назад и пошёл, думая, что выйду к тропинке.
Время шло, а её не было. Я понял, что заблудился и испугался, отчаяние охватило меня. Страх начал давить сильнее. Я вспомнил, что лес небольшой, и за ним начинается другой посёлок, с одной стороны течёт река, а с другой – автомобильная дорога. Поняв, что рано или поздно всё равно куда-то приду, я приободрился и зашагал быстрее.
Вдруг я вышел к заросшему кустами оврагу и услышал наверху голоса. Мне было стыдно звать на помощь, и я просто полез вверх через кусты. Вскоре я стоял на широкой тропе. Оглядевшись, я понял, в какую сторону надо идти.
Совсем скоро я узнал знакомые места и увидел крышу моего дома.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением