Ответы на вопросы на стр.265 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 8 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 8 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Публичное выступление. Рассказ этот про предательство, отказ от родного отца, но настроение после его прочтения остаётся светлое, хотя и печальное. Почему? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.
Рассказ Шаламова «Апостол Павел» действительно повествует о предательстве и отказе от родного отца, но несмотря на это, после его прочтения остаётся светлое, хотя и печальное настроение. Это связано с тем, как автор изображает отношения между людьми в трудных лагерных условиях, особенно взаимоотношения главного героя и Фризоргера. Несмотря на боль и предательство, рассказ наполнен человеческим теплом и состраданием.
Фризоргер, бывший пастор, сохраняет свою духовность и доброту даже в суровых условиях лагеря, где злость и жестокость могли бы легко взять верх. Его слёзы и стыд от того, что он забыл важные религиозные истины, показывают его искреннюю преданность своим убеждениям и религии. Взаимоотношения между рассказчиком и Фризоргером строятся на понимании и уважении, что выделяет их на фоне лагерного мира, полного озлобленности.
Предательство дочери, отказавшейся от своего отца, символизирует трагедию человеческих судеб в сталинских лагерях. Но автор сознательно не делает этот эпизод кульминацией рассказа. Главный герой спасает Фризоргера от этой боли, уничтожив заявление и письмо. Это акт милосердия, который подчёркивает, что даже в нечеловеческих условиях лагеря сохраняется нечто святое — человеческие чувства, сострадание, попытка защитить другого от страдания. Именно этот элемент приносит светлое настроение в финале, несмотря на всю печальность сюжета.
Таким образом, Шаламов показывает, что даже в условиях тоталитарного режима, где предательство и жестокость повсеместны, в человеке сохраняются душевная теплота и милосердие.
2. «Фризоргера любила вся разведка...» Почему? Какими качествами характера он располагал окружающих людей к себе?
Фризоргера любила вся разведка благодаря его редким качествам характера, которые сильно выделялись в суровых лагерных условиях. Одним из самых главных его качеств было его миролюбие и смирение. Он не ссорился с окружающими, даже в ситуациях, когда в лагере часто вспыхивали конфликты. Это умение сохранять спокойствие и избегать вражды располагало к нему людей, так как в лагере большинство заключённых были погружены в агрессию и озлобленность.
Фризоргер был глубоко религиозным человеком, и это выражалось в его ежедневных молитвах и в разговоре на духовные темы, хотя он редко вступал в подобные беседы, понимая, что религия в лагере не была популярной темой. Его вера придавала ему внутреннюю силу и стойкость, что вызывало уважение у других. Даже когда над ним пытались подшутить, он реагировал с добродушной улыбкой, не давая повода для конфликта.
Кроме того, его скромность и трудолюбие проявлялись в работе: он долго и старательно делал мебель для лагерного начальника, что тоже добавляло к его репутации честного и трудолюбивого человека. Фризоргер располагал к себе своей искренностью, внутренним светом и готовностью помочь другим даже в самых сложных условиях лагерной жизни.
Таким образом, сочетание миролюбия, религиозности, трудолюбия и смирения делали Фризоргера человеком, которого любили и уважали даже в лагерных условиях, где такие качества встречались крайне редко.
3. «Это слёзы стыда...». Почему пастор так горько переживал свою ошибку?
Фраза Фризоргера «Это слёзы стыда...» отражает его глубокие духовные и моральные переживания. Для пастора, который всю жизнь посвятил религиозной службе и духовному воспитанию, знание евангельских историй и личностей апостолов было не просто фактом, а основой его жизненного призвания. Ошибка в таком фундаментальном для него вопросе, как перечисление апостолов, воспринимается им как личный духовный провал и признак внутренней слабости.
Фризоргер, будучи человеком глубоко верующим, считал, что его ошибка — это проявление не только недостатка памяти, но и, возможно, ослабления его духовной силы. Он видит в этом символ своего ослабления как пастора, человека, который должен быть примером для других. Для него это не просто ошибка, а своего рода грех перед Богом и своей верой, что вызывает у него такие глубокие переживания.
Кроме того, Фризоргер чувствовал стыд от того, что был поправлен не духовным человеком, а заключённым, который, по его мнению, не должен был знать таких вещей лучше, чем он сам. Это подрывало его уверенность в своей религиозной компетенции и заставляло ощущать себя уязвимым. Все эти факторы приводят к его горьким слезам стыда.
4. С какой целью Фризоргер вслух предположил, что дочь ему не пишет, потому что не знает адреса, ведь на его письмах был обратный адрес?
Фризоргер предположил вслух, что его дочь не пишет ему из-за того, что не знает адреса, скорее всего, для того, чтобы не сталкиваться с реальностью её отказа. Он пытался оправдать её молчание, сохраняя надежду, что она всё ещё помнит о нём и не отвергла его. Это объяснение — форма самозащиты, которая помогает Фризоргеру не потерять последнюю связь с близким человеком. В условиях лагеря, где человек лишён практически всего, память и связь с родными остаются одним из немногих утешений. Поэтому он предпочитает верить в недоразумение с адресом, чем в то, что его дочь сознательно прервала отношения с ним.
Такое самообманчивое объяснение позволяет ему сохранить душевное равновесие и не принимать полную правду о том, что его дочь могла отвергнуть его из-за осуждения и страха перед его статусом "врага народа".
5. Как характеризуют рассказчика его действия после прочтения заявления дочери пастора?
Действия рассказчика после прочтения заявления дочери пастора в рассказе «Апостол Павел» В. Шаламова характеризуют его как человека чуткого, сострадательного и морально сильного. Узнав о том, что дочь Фризоргера отказывается от своего отца и просит считать их родство несуществующим, рассказчик не может допустить, чтобы Фризоргер узнал об этом. Вместо того чтобы передать письмо и копию заявления, он сжигает их.
Эти действия показывают, что рассказчик понимает, насколько тяжёлым ударом для старого пастора будет это предательство. Он осознаёт, что знание об отказе дочери может разрушить последнюю нить, которая связывает Фризоргера с внешним миром и поддерживает его в сложных условиях лагеря. Рассказчик принимает на себя моральную ответственность за то, чтобы уберечь Фризоргера от этой боли, хотя такие действия могут считаться нарушением правил.
Таким образом, его поступок говорит о глубоком сострадании к другому человеку, даже если это требует риска и личного вмешательства в чужие дела. Он ставит эмоциональное состояние и душевное спокойствие Фризоргера выше формального выполнения обязательств, что подчёркивает его гуманность и моральную силу в условиях лагерного безразличия и жестокости.
6. Работа в группе. Можно ли считать поступок рассказчика и Рязанова нравственным, ведь они совершили обман? Обсудите ответы на этот вопрос с одноклассниками.
Обсуждая поступок рассказчика и Рязанова, можно подойти к вопросу с разных точек зрения.
С одной стороны, их действия могут считаться нравственными, потому что они исходили из чувства сострадания и стремления защитить Фризоргера от душевной боли. Они понимали, что письмо и заявление дочери, в которых она отказывается от отца, могли стать для него сильным ударом, способным разрушить его эмоциональную опору в лагере. Обман, в данном случае, стал своего рода «ложью во благо», чтобы сохранить человека от лишних страданий. В условиях лагеря, где заключённые ежедневно сталкиваются с физическими и моральными лишениями, гуманное отношение к другому человеку становится важным актом человечности.
С другой стороны, их действия можно рассматривать как нарушение принципов честности и справедливости. Обман, даже с благими намерениями, ставит под сомнение право человека на правду, каким бы горьким ни было это знание. Возможно, Фризоргер имел право знать, как его дочь к нему относится, и сам решать, как с этим жить. Лишив его этого знания, рассказчик и Рязанов взяли на себя моральную ответственность за выбор, который должен был сделать сам Фризоргер.
7. Что личное авторское, автобиографическое, сказалось в образе рассказчика в «Апостоле Павле»?
В образе рассказчика в «Апостоле Павле» В. Шаламова можно заметить многие автобиографические черты, которые связывают его с самим автором. Шаламов, как и его герой, пережил суровые лагерные условия и тяжёлые испытания, связанные с работой в советских лагерях. Сюжет рассказа перекликается с личными воспоминаниями писателя о жизни в ГУЛАГе, где он провёл много лет, и этот опыт оставил глубокий след в его произведениях.
1. Лагерный опыт. Как и Шаламов, рассказчик в «Апостоле Павле» является человеком, прошедшим через лагерные тяготы. Описание лагерной жизни, труда и взаимоотношений между заключёнными, часто наполненных жестокостью и выживанием, отражает то, что сам Шаламов испытал в лагерях. Этот опыт помог ему создать достоверные образы и ситуации.
2. Моральные дилеммы. В рассказе раскрывается важная тема человеческой морали в нечеловеческих условиях лагеря. В жизни Шаламова тоже возникали подобные моральные вызовы. В образе рассказчика виден конфликт между следованием принципам и необходимостью сострадания, что тоже отражает внутренние переживания автора.
3. Литературные и философские интересы. В «Апостоле Павле» рассказчик демонстрирует знания о Библии и христианстве, что также имеет автобиографический подтекст. Шаламов, несмотря на свои лагерные страдания, был человеком глубоких интеллектуальных и философских интересов. Его размышления о человеческой природе и вере, о духовности и морали тоже нашли отражение в этом произведении.
Таким образом, в образе рассказчика можно увидеть личные переживания, философские размышления и опыт самого Шаламова, что придаёт рассказу особую глубину и достоверность.
Проект
Подготовьте доклад-исследование «Евангельские мотивы в рассказе Варлама Шаламова „Апостол Павел".
Доклад-исследование: «Евангельские мотивы в рассказе Варлама Шаламова „Апостол Павел"»
Рассказ Варлама Шаламова «Апостол Павел» входит в цикл его произведений, посвящённых жизни в сталинских лагерях. Несмотря на суровость лагерной жизни, рассказ наполнен важными духовными и моральными вопросами, которые выходят за рамки тюремного быта и касаются темы веры, сострадания и искупления. В основе рассказа прослеживаются евангельские мотивы, которые играют ключевую роль в раскрытии образов персонажей и глубинных идей автора.
1. Образ Фризоргера как символ веры и смирения
Фризоргер, бывший пастор, символизирует в рассказе духовное начало, веру и смирение. Он постоянно молится, даже в тяжёлых лагерных условиях, и его вера остаётся непоколебимой. Этот образ напрямую связан с евангельским учением о смирении и принятии страданий. Как и многие христианские герои, Фризоргер несёт свою личную "голгофу", находясь в жестоких условиях лагеря. Его смирение и терпение подчеркивают глубину его веры, которая не ослабевает даже после физического и морального истощения. В его образе выражена мысль о том, что вера может поддерживать человека даже в самых нечеловеческих условиях.
2. Тема прощения и покаяния
Евангельский мотив прощения раскрывается в отношениях между рассказчиком и Фризоргером. В христианской традиции прощение является одной из центральных идей, и в рассказе Шаламова оно проявляется в разных аспектах. Рассказчик, узнав о предательстве дочери Фризоргера, решает защитить его от душевной боли, не сообщая ему о содержании письма. Этот поступок можно рассматривать как акт прощения и милосердия, напоминающий христианское прощение даже тех, кто поступил неправильно. Для Фризоргера забытая евангельская история о апостолах — это грех, который он тяжело переживает, но он ищет прощения у Бога, молясь ночью. Его раскаяние подчёркивает духовную важность ошибок и покаяния в христианской традиции.
3. Апостол Павел как символ духовной трансформации
Название рассказа напрямую отсылает к фигуре апостола Павла — одного из ключевых персонажей Нового Завета, который из гонителя христиан стал одним из главных проповедников веры. Павел олицетворяет духовную трансформацию, путь от греха и неверия к истинной вере и служению Богу. Этот евангельский мотив особенно важен для понимания духовной эволюции персонажей. Фризоргер, как и апостол Павел, в какой-то мере проходит через собственную духовную трансформацию: он учится прощать свои ошибки и принимает уроки, которые ему преподносит жизнь в лагере.
4. Мотив предательства
Предательство в рассказе проявляется в отказе дочери от отца — Фризоргера. Этот момент отсылает к известной евангельской истории об отречении Петра от Христа, что подчеркивает трагедию предательства близкого человека. Тем не менее, в отличие от Петра, который раскаивается, дочь Фризоргера не проявляет сожаления. Рассказчик, сжигая письмо, пытается защитить Фризоргера от этого знания, что также отсылает к мотиву милосердия, важному в христианской традиции.
5. Символика числа двенадцать и апостольская миссия
Ошибка Фризоргера в названии апостолов подчеркивает символическое значение числа двенадцать, которое в Библии связано с избранничеством и служением. Апостолы, как избранники Христа, представляют собой тех, кто призван к духовной миссии, несмотря на все человеческие слабости и ошибки. Фризоргер воспринимает свою ошибку как большой грех, так как для него, как для человека веры, духовные вопросы — это не просто знания, а символ верности и служения. В этом контексте можно говорить о том, что Фризоргер видит себя как духовного последователя апостолов, стремящегося к искуплению своих грехов через смирение и молитву.
6. Заключение
Рассказ Шаламова «Апостол Павел» наполнен евангельскими мотивами, которые раскрывают важные духовные темы — веру, прощение, покаяние и предательство. Через образ Фризоргера и его отношение к жизни в лагере автор показывает, что даже в нечеловеческих условиях вера может стать источником силы и духовного спасения. Мотив апостольства, символизм чисел, а также глубокие моральные дилеммы, с которыми сталкиваются герои, создают уникальную атмосферу размышления о человеческой природе и вере. В конечном итоге, Шаламов использует евангельские мотивы, чтобы подчеркнуть важность духовных ценностей в мире, где они, казалось бы, забыты и отвергнуты.
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением