Упр.140 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 140. Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва». Определите, как строится это сложное синтаксическое целое. Какие части в нём выделяются? Какие лексические и...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
140. Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва». Определите, как строится это сложное синтаксическое целое. Какие части в нём выделяются? Какие лексические и грамматические средства используются (служебные слова, формы глаголов, анафоры, повторы)?
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить ходу деву невинную
Тёплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

В качестве синтаксического целого стихотворение представляет собой молитву, выраженную в стихотворных строках. Стихотворение состоит из двух частей: зачина и основной. Зачин включает в себя тот факт, что это именно молитва: «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою». Далее следует основная часть, которая представляет собой молитву.
Стихотворение пронизано эмоциональностью и экспрессией. Для ее выражения автором используются следующие лексико-грамматические средства:
- эпитеты (ярким сиянием; душу пустынную; странника безродного; сердцу незлобному);
- анафора (не о спасении, не с благодарностью, не за свою молю…);
- метафора (час прощальный; теплой заступнице мира холодного);
- ассонанс (повторение гласных у, а, о, а также согласных р, м, н, л);
- инверсия (в минуту жизни трудную).

1. Какую роль в инверсии играют определения?
Инверсия – стилистическая фигура, в которой слова используются в обратном порядке. Используется в тексте для придания особой эмоциональности, подчеркивая необходимый смысл, а также особой стилистической окраски предложению. Определение в инверсии как правило, является постпозитивным по отношению к определяемому слову. При такой его постановке усиливая его смысловая значимость, на ней делается определённый акцент.

2. Выделите антонимические пары. Какие из антонимов являются общепринятыми, а какие — индивидуально-авторскими? Приведите соответствующие синонимы.
Благодарность – покаяние (индивидуально-авторское). Синонимы: признательность – раскаяние.
Тёплый – холодный (общепринятые). Синонимы: горячий - мёрзлый
Душу пустынную – душу достойную (индивидуально-авторское). Синоним: одинокая душа – заслуживающая душа
Молодость светлую – старость покойную (индивидуально-авторское). Синоним: юность радостную – старость спокойную.
Утро шумное – ночь безгласная (индивидуально-авторское). Синоним: бурный рассвет – сумерки безмолвные.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением