Ответы на вопросы на стр.93 Часть 2 ГДЗ Ефросинина Оморокова 4 класс (Литературное чтение)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ефросинина, Оморокова 4 класс, Просвещение:
1. Какие приметы связаны с дождями? Прочитайте.
Приметы, связанные с дождём, в произведении К.Г. Паустовского «Какие бывают дожди»:
1) Солнце садится в тучи;
2) Дым припадает к земле;
3) Ласточки летают низко;
4) Без времени голосят по дворам петухи;
5) Облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями.
2. Какие бывают дожди? Найдите в тексте описание каждого дождя.
К.Г. Паустовский рассказывает, что дожди бывают такие: спорый, грибной, слепой:
«Слово «спорый» означает – быстрый, скорый. Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.
Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг».
«А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой».
«О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие солнечные капли этого дождя похожи на крупные слёзы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!
Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков – от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряжённого гула, когда дождь льёт, как говорится, стеной».
3. Как К. Г. Паустовский описывает состояние природы перед дождём? Прочитайте.
К.Г. Паустовский так описывает состояния природы перед дождем:
«Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передаёт возникновение дождя, когда ещё редкие капли оставляют тёмные крапинки на пыльных дорогах и крышах.
Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождём. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.
Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково – дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает» …
4. «Дождик идёт». Почему любой дождь, когда он только начинается, называют ласково — дождик? Расскажите.
Дождь называют ласково «дождик», потому что дождь несёт с собой жизнь, радость. Дождь ждут все: и люди, и животные, и растения. После дождя лучше и быстрее растут растения, воздух становится чище, вся природа словно обновляется.
5. Выучите наизусть отрывок из текста, в котором говорится о грибном дожде.
Чтобы выучить наизусть отрывок, в котором говорится о грибном дожде, сначала внимательно прочитайте текст. Постарайтесь понять содержание, запомнить особенности грибного дождя, последовательность событий. Учите отдельные смысловые отрезки (предложения или части предложений), а потом соединяйте их вместе.
6. Какой дождь вы любите? Почему? Подготовьте текст-описание «Мой любимый дождик».
Мой любимый дождик
Мой любимый дождик – это грибной. Он сеется из низких туч, и всегда в это время светит солнышко. Капельки дождя словно пробиваются через солнечные лучики, поэтому лужи от этого дождя всегда тёплые и крупно пузырятся. Мелкие дождинки мягко падают на траву, цветы, листья деревьев и кустарников. Всё пропитывается влагой, и в лесу начинают буйно расти разные грибы.
Я очень люблю гулять, когда идёт дождик. В такую погоду всегда хочется веселиться. Я бегаю по тёплым лужам, которые остаются после грибного дождя.
Но иногда, когда идёт грибной дождь, может взгрустнуться. Кажется, будто само небо плачет горькими слезами. В этот момент можно слушать, как капли шелестят по крыше, мечтать или читать интересную книгу в удобном кресле.
Когда дождик заканчивается, появляется чудесная радуга. Такие дождики освежают природу и помогают растениям расти. Кругом всё сразу оживает. И на душе становится светло и радостно.
Прочитайте рассказы К. Г. Паустовского «Подарок», «Тёплый хлеб».
1.
Пересказ
Рассказ Константина Паустовского "Подарок" начинается с размышлений о том, как быстро проходит осень, оставляя за собой воспоминания, словно мелькнувшая золотая птица. Главный герой, мальчик по имени Ваня Малявин, внук лесника, часто приходил в деревню из дедовской сторожки, принося с собой дары леса: грибы, ягоды. Однажды он приносит маленькую берёзу, выкопанную с корнями, обернутую мхом и рогожей, чтобы напомнить о лете в зимние дни.
Друзья пересаживают берёзу в ящик и ставят её в светлой комнате. Сначала дерево радует их зеленью, но наступает осень, и в саду опадают листья. Несмотря на тёплую комнату, берёза также начинает желтеть и теряет листья.
Лесничий объясняет, что это закон природы: деревья сбрасывают листья, чтобы пережить зиму, иначе они погибнут от тяжести снега и недостатка влаги. Дед Митрий добавляет свою философскую трактовку, утверждая, что даже у деревьев есть чувство "дружбы" и "совести", и что берёза не могла остаться зелёной, когда её "товарки" облетели.
В итоге берёзу высаживают в саду, а её листья засушивают между страниц журнала. Эта история становится символом попытки сохранить лето в душе, но также учит смирению перед законами природы.
Отзыв
Рассказ Паустовского "Подарок" трогает своей простотой и глубоким смыслом. Автор показывает, как важна связь человека с природой и уважение к её законам. Особенное очарование рассказу придаёт образ Вани, который с душевной теплотой приносит берёзу в подарок. Эта история напоминает нам о быстротечности времени и о том, что каждое время года имеет свою красоту и значимость.
Паустовский мастерски передаёт атмосферу осени, её тихую грусть и величие. Диалоги с лесничим и дедом Митрием добавляют рассказу глубину, смешивая научные объяснения с народной мудростью и философией. Рассказ учит нас бережно относиться к природе и ценить её дары, даже если они скоротечны.
2.
Пересказ
В рассказе "Тёплый хлеб" Константина Паустовского описывается история, которая произошла в деревне Бережки. После ранения кавалерийского коня немецким снарядом, его оставляют у мельника Панкрата. Жители деревни заботятся о коне, делясь с ним едой. Однако мальчик по имени Филька, известный своей неприветливостью, отказывается накормить коня и даже грубо обижает его.
После этого деревню накрывает сильнейший мороз и метель, что вызывает у людей страх и беспокойство. Бабушка Фильки рассказывает ему старинную легенду о злодейском поступке, который вызвал когда-то подобный мороз. Осознав свою вину, Филька решает исправить положение и предлагает пробить лёд у мельничного лотка, чтобы запустить мельницу и смолоть муку.
С помощью детей и стариков из деревни Фильке удаётся добиться своего. Мороз отступает, мельница вновь начинает работать, и люди могут печь хлеб. В финале рассказа Филька, принося хлеб и соль, мирится с конём, который в итоге принимает его извинения.
Отзыв
"Тёплый хлеб" — это трогательный и поучительный рассказ о доброте, ответственности и умении исправлять свои ошибки. Константин Паустовский показывает, как одно злое действие может вызвать цепь негативных событий, но также подчёркивает, что искренние раскаяние и старания могут всё исправить. Особая атмосфера рассказа создаётся благодаря описанию суровой зимы, что усиливает эмоциональное воздействие на читателя.
Образ Фильки, проходящего путь от грубого мальчишки до сознательного и ответственного человека, делает эту историю особенно значимой. Паустовский напоминает нам о важности человечности, сочувствия и того, что каждый может измениться к лучшему.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением