Ответы на вопросы на стр.36-37 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанномКакой композиционный приём использовал Лермонтов, чтобы рассказать о единстве двух любящих душ?В стихотворении «Сон» Михаил Лермонтов...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
Какой композиционный приём использовал Лермонтов, чтобы рассказать о единстве двух любящих душ?
В стихотворении «Сон» Михаил Лермонтов использует композиционный приём параллелизма, чтобы показать единство двух любящих душ. Этот приём заключается в том, что две параллельные сюжетные линии — героя и его возлюбленной — развиваются одновременно, создавая ощущение их внутренней связи, несмотря на физическую разлуку.
1. Сон героя: В первой части стихотворения герой находится на поле боя в Дагестане, смертельно ранен и лежит один, истекая кровью. В его состоянии транса или смертного сна ему снится родной край и вечерний пир, где обсуждают его самого.
2. Сон возлюбленной: В то же время, в параллельной линии, возлюбленная героя, находясь далеко от него, сидит в задумчивости среди весёлого общества, но не участвует в разговорах. Она погружена в сон или грустные мысли, в которых ей снится герой, лежащий раненым в долине Дагестана.
Этот параллелизм подчёркивает духовную связь между любящими душами: несмотря на разлуку, они оба чувствуют друг друга, их сны и переживания перекликаются. Лермонтов мастерски использует этот приём, чтобы показать, что даже смерть и расстояние не могут разрушить глубокую духовную близость между ними.
Размышляем о прочитанном. Итоговые вопросы
1. В чём суть размышлений поэта о жизни, поэзии, любви? Какие стихотворения М. К). Лермонтова близки вам?
Размышления Лермонтова о жизни, поэзии и любви переплетены с ощущением одиночества, трагичности и поиском смысла в условиях внутренней раздвоенности. В его стихотворениях часто поднимаются темы глубокого внутреннего конфликта, разочарования в людях, а также стремления к духовной свободе и гармонии.
1. О жизни:
В стихотворении «И скучно и грустно» поэт выражает чувство бессмысленности жизни, разочарование в страстях и желаниях. Он ставит под сомнение ценность традиционных человеческих стремлений — любви, страстей, надежд. Лермонтов приходит к выводу, что жизнь без страданий, борьбы и разочарований теряет свою подлинность и насыщенность: «Что без страданий жизнь поэта?»
2. О поэзии:
В стихотворении «Поэт» Лермонтов размышляет о судьбе поэта, который утратил своё высокое назначение. Он сравнивает поэта с кинжалом, который, будучи мощным орудием, превратился в «игрушку золотую». Поэт, по мнению Лермонтова, больше не вдохновляет людей, а его роль сведена к поверхностному украшению общества. Это глубокое разочарование в неспособности поэзии преобразовывать мир звучит как трагическая утрата цели.
3. О любви:
В стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю» поэт размышляет о том, что его любовь направлена не на реальную женщину, а на утраченные чувства и воспоминания о прошлом. Любовь для Лермонтова часто связана с печалью и утратой, он стремится к невозможному возвращению того, что уже ушло. Это создаёт чувство тоски по несбывшемуся.
Близкие стихотворения:
• «Выхожу один я на дорогу»: Поэт изображает одиночество героя, который в гармонии с природой ощущает свою отчуждённость и стремится к покою, но при этом не к смерти, а к тихому, вечному сну. Эта борьба между желанием жить и одновременно избежать боли очень близка мне, как и его внутренний поиск смысла.
• «Смерть поэта»: Это стихотворение отражает глубокое чувство несправедливости и борьбы против общественного лицемерия. Лермонтов через смерть Пушкина выражает свой собственный протест против моральных ценностей общества.
Эти произведения особенно трогают своей искренностью и глубиной, поскольку Лермонтов передаёт не только личные переживания, но и философские размышления о человеческой природе, судьбе и месте поэта в обществе.
2. Как вы понимаете стихотворения «Родина», «Пророк»? Каковы духовные страдания поэта и с чем он связывает свои надежды?
Стихотворение «Родина»:
В стихотворении «Родина» Михаил Лермонтов выражает необычное чувство любви к своей родине. Это чувство не связано с традиционными понятиями патриотизма, такими как слава или подвиги на полях сражений. Он открыто признаётся, что не испытывает восторга перед героическими деяниями или древними легендами России. Вместо этого его любовь к родине странная и интуитивная, выраженная через простые и повседневные картины русской природы и жизни.
Лермонтов описывает образы, такие как степи, сёла, жнивы, дымок печей, которые близки его сердцу. Эта любовь более эмоциональная, чем рациональная — он не может объяснить, за что именно он любит свою родину, но чувствует к ней привязанность. Строки стихотворения создают атмосферу тоски и тихой грусти, связанной с ностальгией по простым вещам.
Стихотворение «Пророк»:
«Пророк» Лермонтова — это размышление о трагической судьбе человека, наделённого даром видеть правду и пророчествовать. Лермонтов использует образ пророка как символ своего собственного состояния — человека, который стремится к истине, но стал изгоем среди людей. В отличие от поэзии Пушкина с таким же названием, у Лермонтова пророк оказывается отверженным обществом и вынужден искать одиночество в пустыне, где его слушает только природа.
Духовные страдания поэта связаны с его ощущением чуждости миру, невозможностью быть понятым и принятым обществом, которое боится его откровений и стремится подавить его правду. Лермонтов выражает горькое осознание того, что его призвание — нести истину — делает его одиноким. Однако в этом одиночестве пророк обретает своё высшее предназначение, продолжая общаться с высшими силами.
Духовные страдания и надежды Лермонтова:
Лермонтов часто изображает себя одиноким и непонятым. Его страдания связаны с невозможностью найти место в обществе, которое отвергает правду и глубину его чувств. Надежды поэта связаны с поиском духовной свободы и гармонии, которую он надеется обрести либо через внутренний мир, либо через единение с природой, как это описано в стихотворении «Выхожу один я на дорогу».
3. Какие контрасты обнажены в стихотворении «Парус»? Подчеркните параллелизм природы и человеческой жизни. Какие идеи отстаивали романтики?
В стихотворении Михаила Лермонтова «Парус» изображён контраст между внешним миром природы и внутренним состоянием лирического героя. Эти контрасты обнажают мятежный дух романтического героя, который стремится к неизвестному, к бурям, несмотря на внешнюю гармонию окружающего мира.
Основные контрасты:
1. Природа и одиночество:
o С одной стороны, перед нами картина спокойного моря — «голубой туман», «светлая лазурь», «золотой луч солнца». Всё в природе красиво, гармонично и мирно.
o С другой стороны, парус одинок, он выделяется своей мятежностью на фоне спокойствия природы. Это одиночество подчёркивает внутреннее стремление героя к бунту и непокорности.
2. Стремление к бурям в условиях покоя:
o Несмотря на спокойное море, герой, олицетворённый парусом, «просит бури». Это контрастирует с идеей, что буря — символ разрушения и нестабильности, — может принести покой и смысл жизни мятежной душе.
o Парус не ищет счастья, как сказано в стихотворении, но в его стремлении к опасности заключена внутренняя потребность пережить бурю, чтобы найти внутренний мир.
Параллелизм природы и человеческой жизни:
В образе паруса Лермонтов показывает параллель между природой и человеческой жизнью. Парус символизирует одинокую и мятежную душу, которая, как и природа, полна противоречий. Внешне может казаться, что человек стремится к бурям, но это лишь его путь к поиску глубинного покоя и смысла.
Идеи романтиков:
Романтики, такие как Лермонтов, отстаивали идею внутреннего конфликта между мечтами, свободой и реальностью. Они искали абсолютную свободу и признавали, что счастье — это не внешнее благополучие, а внутреннее ощущение борьбы и движения. Для романтического героя важнее всего был поиск, даже если он не приводит к внешнему миру гармонии.
4. Какие размышления вызвала у Лермонтова трагическая смерть Пушкина?
Трагическая смерть Александра Пушкина вызвала у Лермонтова глубокие размышления, которые он выразил в своём стихотворении «Смерть поэта». Это произведение стало эмоциональной реакцией на гибель Пушкина и отражением внутреннего протеста Лермонтова против общества, которое, по его мнению, было причиной этой трагедии.
Основные размышления Лермонтова:
1. Несправедливость и лицемерие общества: Лермонтов осуждает общество за его роль в смерти поэта, обвиняя его в том, что оно сначала «злобно гнало» Пушкина, а затем лицемерно оплакивало его смерть. В стихотворении он выражает мнение, что общество, через свою зависть, сплетни и интриги, стало прямым виновником трагедии.
2. Осознание трагической судьбы поэта: Лермонтов размышляет о трагической судьбе гениальных людей в обществе, которое не может их принять. Он сравнивает Пушкина с жертвой общества, утверждая, что поэт, будучи «свободным и смелым», был уничтожен за свои взгляды и независимость. Лермонтов осознаёт, что такая судьба может постигнуть и его самого.
3. Божьего суда: В последних строкахИдея о «высшем суде», который будет вершить справедливость, несмо
Таким образом, смерть Пушкина для Лермонтова стала символом конфликта между гением и обществом, который не смог оценить по достоинству истинного таланта и моральной силы поэта.
5. Какие художественные средства и приёмы помогают поэту передать негодование общества в связи с гибелью «дивного гения»?
В стихотворении «Смерть поэта» Михаил Лермонтов использует множество художественных средств и приёмов, чтобы передать негодование по поводу гибели Пушкина и осудить лицемерие общества.
Художественные средства и приёмы:
1. Эмоциональные восклицания и риторические вопросы: Лермонтов усиливает эмоциональное напряжение в стихотворении через частые восклицания: «Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой!». Эти восклицания выражают возмущение по поводу несправедливой смерти Пушкина. Риторические вопросы — «К чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор?» — подчеркивают лицемерие общества, которое, по мнению Лермонтова, пыталось проявить сожаление после того, как оно само было причиной его гибели.
2. Контрасты: Поэт противопоставляет два мира: мир поэзии, таланта и внутренней свободы, олицетворённый Пушкиным, и мир завистливого и клеветнического общества. Противоречие между чистотой таланта и грязью светского общества усиливает негодование автора.
3. Метафоры и символы: Лермонтов использует метафоры для выражения страданий поэта и злобы общества. Например, «свинцом в груди» олицетворяет смертельную рану как итог предательства, а «кровь» — символ мученичества поэта за свои убеждения. Символические образы, такие как «дивный гений» и «венок торжественный», увядший от насмешек и клеветы, передают его осуждение общества, которое подавляло поэта.
4. Обращение к потомкам и высшему суду: Поэт прибегает к пророческому тону, когда в финале обращается к «надменным потомкам» и напоминает им о грядущем Божьем суде. Лермонтов использует этот приём, чтобы подчеркнуть, что лицемерие и подлость общества не останутся безнаказанными, хотя они и сильны в данный момент.
5. Ирония: В стихотворении ощущается горькая ирония, когда Лермонтов упоминает
Эти приёмы помогают Лермонтову передать чувство возмущения и осуждения общества, которое сначала уничтожило поэта, а потом пыталось лицемерно оплакивать его смерть.
6. Вспомните стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Попробуйте взглянуть на стихотворение по-новому, сквозь призму личности автора. (Например: какая «мысль народная» прозвучала в стихотворении «Бородино»? О чём тоскует поэт и как это проявляется в тексте стихотворения? Есть ли в стихотворении «Бородино» элегическая интонация?)
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» через призму личности автора раскрывает важные темы и настроения, характерные для его творчества. Лермонтов не просто рассказывает об исторической битве, но использует её как символ для размышлений о судьбе России, её прошлом и настоящем.
1. «Мысль народная»:
Лермонтов передаёт чувство народной гордости за героизм русских солдат. Он изображает бой глазами простого солдата, который с достоинством и гордостью рассказывает о событиях Бородинской битвы. Этот фокус на народной позиции подчёркивает, что настоящие защитники Отечества — это простые люди, солдаты, а не власти или генералы. Лермонтов поднимает тему единства народа в момент испытаний и её важность для национального самосознания.
2. Тоска по прошлому:
В стихотворении звучит тоска по прошлому. Лермонтову близко чувство ностальгии по тем временам, когда люди были готовы жертвовать собой ради родины. Через слова ветерана, который с сожалением вспоминает о прошлом, автор выражает мысль, что современное ему общество не обладает такой же силой духа. Эта тоска проявляется в строках, где сравниваются героизм прежних поколений и равнодушие нынешних.
3. Элегическая интонация:
В стихотворении, несмотря на его героический и патриотический характер, можно уловить элементы элегии. Это ощущается в том, как рассказчик вспоминает о прошлом с лёгкой грустью и сожалением. Словно тот подвиг, который они совершили, уходит в небытие и больше не повторится, потому что нынешние поколения уже не такие. Герой будто оплакивает ту славу и готовность к самопожертвованию, которых не хватает в его времени.
Таким образом, стихотворение «Бородино» можно воспринимать не только как героическую эпопею, но и как личное размышление Лермонтова о народе, о прошлом и о том, что на смену героизму пришло время утраты прежних ценностей.
7. Почему М. Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»? Что любезно сердцу поэта и что оставляет его равнодушным? Приведите примеры из стихотворения «Родина».
В стихотворении «Родина» Михаил Лермонтов называет свою любовь к родине «странной», потому что она не основывается на обычных для патриотизма вещах, таких как слава, героизм или исторические подвиги. Ему чужды традиционные символы патриотизма, такие как «слава, купленная кровью» или «преданья старины», которые для многих ассоциируются с величием России. Эти вещи не трогают его душу и не вызывают радостных эмоций.
Что любезно сердцу поэта:
Лермонтов любит свою родину за её природу и простую народную жизнь. Его привлекают такие образы, как:
• «Степей холодное молчанье»,
• «Лесов безбрежных колыханье»,
• «Просёлочный путь», по которому он любит ехать в телеге,
• «Огни печальных деревень»,
• «Дымок спалённой жнивы».
Эти простые, повседневные и даже суровые картины русской жизни вызывают у него чувство привязанности и тёплых воспоминаний.
Что оставляет Лермонтова равнодушным?
«Отрадного мечтанья» не пробуждают в нём предания старины и героизм. Он открыто заявляет, что такие величественные образы, как слава, приобретённая военными победами, или исторические традиции, которыми гордится большинство, его не волнуют.
Вывод:
Странность любви Лермонтова к родине заключается в том, что она проявляется не в традиционных патриотических ценностях, а в чувстве к простым и привычным образам природы и народной жизни. Это подчёркивает его личную, эмоциональную связь с родиной, которая не требует героических мифов для её выражения.
8. Какие размышления в стихотворении «Дума» перекликаются с размышлениями в стихотворениях «Родина» и «Бородино»? Литературовед В. И. Коровин считает, что поэтическая мысль в стихотворении «Дума» развивается от элегии к «высокой» сатире, близкой к обличительной оде, насыщенной горькой иронией. Согласны ли вы с этим утверждением? Подготовьте развёрнутый ответ.
В стихотворении «Дума» Михаил Лермонтов размышляет о судьбе своего поколения, критически осмысливая его внутреннюю пустоту, пассивность и отсутствие высоких идеалов. Эти размышления перекликаются с темами, поднятыми в стихотворениях «Родина» и «Бородино».
Перекличка тем и размышлений в «Думе», «Родине» и «Бородино»:
1. Ностальгия по прошлому и разочарование в настоящем: В «Родине» Лермонтов выражает странную любовь к простым картинам русской жизни, противопоставляя их официальной патриотической риторике. В «Бородино» звучит тоска по героическим временам, когда люди были готовы жертвовать собой ради Отечества, а современное поколение, по мнению поэта, уже не обладает такой самоотверженностью. Эти же мотивы звучат в «Думе», где Лермонтов упрекает своё поколение за его безразличие и равнодушие к добру и злу, за то, что оно не способно на великие подвиги.
2. Критика современного общества: В «Думе» Лермонтов обвиняет современное ему поколение в пустоте и бесполезности. Эта тема критики общества перекликается с его размышлениями в «Бородино», где героизм прошлого контрастирует с равнодушием и бездействием настоящего. В «Родине» также чувствуется некоторая критика современности: поэта не трогают славные подвиги и предания, ему близка природа и простая жизнь народа, которые остаются вне временных и политических контекстов.
3. Печаль и ирония: В «Думе» Лермонтов передаёт глубокое разочарование и тоску по утраченным идеалам, которые когда-то были в обществе. Эти мотивы звучат и в «Бородино», где ветераны вспоминают героические времена с сожалением о том, что такие подвиги больше не повторятся. В «Родине» же тоска выражена через любовь к простым вещам, противопоставленным официальной патриотической риторике.
Согласие с В. И. Коровиным:
Я согласен с утверждением В. И. Коровина, что в «Думе» поэтическая мысль развивается от элегии к «высокой» сатире, близкой к обличительной оде. Это подтверждается несколькими аспектами:
1. Элегический настрой в первых строфах стихотворения выражает грусть и разочарование героя. Лермонтов с сожалением говорит о том, как его поколение «вянет без борьбы», не способное к решительным действиям и великим подвигам. Это создаёт ощущение утраты и невосполнимости, характерное для элегии.
2. Постепенно тон стихотворения переходит к сатире и обличению. Лермонтов упрекает своё поколение за его моральную слабость, называет его «презренными рабами» и подчёркивает, что они живут без идеалов и стремлений. В этих строках содержится горькая ирония и острая сатира, которая к концу стихотворения приобретает форму обличительной оды.
3. Ирония и сарказм Лермонтова очевидны в строках о том, что его поколение будет «оскорблено презрительным стихом» потомков. Этот горький сарказм указывает на полное разочарование поэта в возможностях современного ему общества и его неспособности к духовному развитию.
Таким образом, стихотворение «Дума» действительно содержит элементы элегии, выражающие тоску и разочарование, но по мере его развития тон становится всё более обличительным и сатирическим, что позволяет согласиться с выводами В. И. Коровина.
9. Назовите слова, которые освещены традицией романтизма (например, вянем, томит), слова общественно-политического звучания (например, добро, зло и ир.), поэтические обороты (например, восторгом сладостным), наконец, слова ораторского стиля (например, гражданин, презренные и ир.). Какую роль играют в стихотворении «Дума» слова каждой из этих групп?
В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Дума» используются разные группы слов, каждая из которых играет важную роль в создании эмоционального и смыслового пространства произведения:
1. Слова, освещённые традицией романтизма:
• «Вянем», «томит», «страсти» — эти слова подчёркивают внутреннюю истощённость и духовное угасание поколения. Они передают эмоциональные состояния и физические ощущения, которые характерны для романтической традиции, описывающей борьбу человека с его душевными переживаниями и стремлениями.
• «Недуг», «огонь кипит в крови» — метафорические выражения, передающие эмоциональную борьбу героя с собственными чувствами. В романтизме часто подчёркивались противоречия между страстью и разумом, что также присутствует в «Думе».
Эти слова подчёркивают внутреннюю борьбу и драматизм, свойственные романтизму.
2. Слова общественно-политического звучания:
• «Добро», «зло», «гражданин», «власть», «свобода» — эти слова относятся к социально-политической тематике и помогают поэту раскрыть критическое отношение к обществу своего времени. Он осуждает поколение за его безразличие к добру и злу, за подчинение власти и отсутствие борьбы за свободу.
• «Презренные рабы» — здесь поэт упрекает современников в том, что они покорно принимают угнетение и не проявляют стремления к борьбе за свои права.
Эти слова придают стихотворению социально-политический оттенок и позволяют Лермонтову выразить критику современного ему общества.
3. Поэтические обороты:
• «Восторгом сладостным», «чаша наслажденья», «сладкий недуг страстей» — эти поэтические обороты усиливают метафорическое содержание стихотворения, описывая внутренние переживания человека и его стремления к удовольствиям, которые всё равно приводят к разочарованию.
• «Судьи и гражданина», «прах наш» — эти выражения создают образ скоротечности времени и исторической ответственности перед будущими поколениями.
Поэтические обороты делают стихотворение более выразительным и создают глубокие образы, характерные для высоких жанров.
4. Слова ораторского стиля:
• «Гражданин», «презренные», «толпа», «наше поколение» — эти слова и фразы относятся к ораторскому стилю, характерному для публичных выступлений. Лермонтов использует их для обличительной критики своего поколения. Они придают стихотворению риторический характер, делая его не просто личным размышлением, а общественным обвинением.
Таким образом, ораторский стиль помогает Лермонтову обличить моральное падение современного ему общества.
Заключение:
Слова из каждой группы выполняют разные функции в стихотворении «Дума». Романтические выражения передают внутренний драматизм и эмоциональные противоречия, общественно-политические термины подчёркивают социальные и исторические размышления, поэтические обороты добавляют глубину и выразительность, а ораторский стиль усиливает критический пафос стихотворения, превращая его в обличение целого поколения.
10. Чем различаются стихотворения «Пророк» А. С. Пушкина и «Пророк» М. Ю. Лермонтова?
Стихотворения «Пророк» Александра Пушкина и Михаила Лермонтова различаются как по содержанию, так и по основным идеям, которые они передают, несмотря на общий образ пророка, связанный с идеей божественного избранничества.
1. Тема и идея:
• А. С. Пушкин в своём стихотворении «Пророк» изображает духовное преображение героя. Главный мотив — это путь человека к духовному просветлению и единению с божественной истиной. В стихотворении Пушкина происходит процесс духовного перерождения человека: божественное вмешательство приводит его к состоянию избранности, когда он становится способным говорить истину миру. Пророк обретает силу и способность передавать божье слово.
• М. Ю. Лермонтов в своём «Пророке» сосредотачивается на трагической судьбе пророка, который, не найдя понимания и поддержки среди людей, оказывается изгнанным и одиноким. Лермонтов поднимает тему изоляции и непринятия обществом. Его пророк — это человек, которому мир отвергает и который вынужден искать утешение в пустыне, общаясь с природой, а не с людьми.
2. Отношение к обществу:
• У Пушкина общество не занимает враждебную позицию по отношению к пророку; оно больше отстранено и не играет активной роли в его жизни. Поэт сосредоточен на внутреннем преображении пророка и его способности передавать истину.
• У Лермонтова общество выступает как враждебная сила. Пророк становится жертвой непонимания и агрессии. Люди отвергают его, не веря в его божественное призвание, и он вынужден уйти от них в пустыню. Здесь Лермонтов изображает глубокую трагедию человека, опережающего своё время, которого мир не готов принять.
3. Тон и настроение:
• У Пушкина тон в целом возвышенный и вдохновляющий. Пророк, хотя и переживает духовную трансформацию, не чувствует одиночества или отчуждённости от мира. Он обрёл свою миссию и готов следовать ей.
• У Лермонтова тон более мрачный и трагический. Пророк осознаёт свою миссию, но чувствует глубокое одиночество и горечь, так как его отвергли. Тема страдания и изоляции центральна для Лермонтова.
4. Образ пророка:
• У Пушкина пророк — это человек, который, через страдание и испытания, приобретает великую миссию — быть голосом Бога и вести за собой человеч
• У Лермонтова пророк — это изгнанник, оторванный от людей, который не может исполнить свою миссию, потому что люди его отвергают.
Заключение:
Пушкинский пророк — это символ духовного преображения и божественной избранности, а лермонтовский — символ одиночества и трагической изоляции. Лермонтов сосредотачивается на противоречии между величием пророка и его неспособностью быть понятым людьми, что создаёт более мрачную и печальную картину, чем у Пушкина.
11. На какие противоречия обращает внимание М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Поэт» ?
В стихотворении Михаила Лермонтова «Поэт» основное внимание уделяется противоречиям, связанным с судьбой поэта в современном мире и его ролью в обществе. Лермонтов использует образ кинжала для того, чтобы подчеркнуть внутренний конфликт и упадок поэзии в его времени. Вот ключевые противоречия, на которые обращает внимание поэт:
1. Контраст между былым величием поэта и его нынешним положением: Лермонтов сравнивает поэта с боевым кинжалом, который в прошлом был грозным оружием, участвовал в сражениях, разил врагов. Но теперь кинжал, как и поэт, потерял своё предназначение: «блещет на стене — увы, бесславный и безвредный!». Это символизирует упадок значения поэзии: поэт больше не нужен обществу, его талант не востребован, он стал украшением, «игрушкой».
2. Противоречие между внутренней силой и внешней бесполезностью: Лермонтов указывает на то, что поэт сохраняет внутреннюю мощь и потенциал, но внешне он лишён возможности выразить эту силу. Поэт, как и кинжал, остался «вне поля битвы», оторван от своей истинной миссии.
3. Непонимание обществом: Поэт осознаёт, что его поэзия, которая когда-то была мощным инструментом влияния на народ, теперь не востребована. В прошлом «звук твоих могучих слов воспламенял бойца для битвы», а теперь люди не понимают и не ценят его творчества, предпочитая развлечения и блёстки. Это противоречие между ожиданиями поэта и реальностью создает атмосферу грусти и разочарования.
4. Бунт против бездействия: Лермонтов завершает стихотворение вопросом: «Проснешься ли ты опять, осмеянный пророк?», обращаясь к идее того, что поэзия может снова восстать из забвения и найти своё предназначение в будущем. Это выражает противоречие между пассивным принятием своего упадка и желанием вернуться к активной роли в обществе.
Таким образом, стихотворение «Поэт» представляет собой глубокое размышление о трагической судьбе поэта в мире, который его больше не ценит, и о противоречиях между внутренним величием поэта и его бесполезностью в глазах окружающих.
12. Какой взгляд на мир выражен поэтом в стихотворении «Пет, не тебя так пылко я люблю...»? Почему Лермонтов обозначил три четверостишия цифрами?
В стихотворении Михаила Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю...» выражен глубоко трагический и философский взгляд на мир, основанный на размышлениях о любви, утраченной юности и прошлом. Поэт говорит о том, что его любовь обращена не к конкретной женщине, а к воспоминаниям о прошлых чувствах и утраченном времени. Лермонтовская любовь представлена как неосуществлённая или утраченная мечта, которая больше связана с его внутренним миром, чем с реальными событиями или людьми.
Взгляд на мир:
• Иллюзорная природа любви: Лермонтов размышляет о том, что любовь — это не столько реальное чувство к человеку, сколько привязанность к воспоминаниям о юности и пережитым страданиям. Его чувства направлены на образы прошлого, которые уже не существуют в настоящем.
• Тоска по прошлому: Стихотворение наполнено ностальгией и печалью. Поэт видит в возлюбленной лишь отражение того, что когда-то было, но больше не существует — «в твоих чертах ищу черты другие».
• Разочарование в настоящем: Поэт разочарован тем, что настоящее не может предложить ему те же эмоции, которые он испытывал в прошлом. Для него важны не реальные люди, а воспоминания о прошлом счастье и молодости, которые остаются недосягаемыми.
Почему Лермонтов обозначил три четверостишия цифрами:
Нумерация трёх четверостиший может быть интерпретирована как подчёркивание структурной чёткости и последовательности развития мысли. Каждое из этих четверостиший раскрывает определённую грань внутреннего состояния лирического героя:
1. Первое четверостишие выражает отказ от любви к реальной женщине.
2. Второе говорит о переживаниях героя, который видит в возлюбленной черты прошлого.
3. Третье завершает эти размышления трагической мыслью о том, что чувства героя связаны не с настоящим, а с воспоминаниями о давней любви.
Таким образом, нумерация подчёркивает логическое развитие мысли: от осознания иллюзорности любви к размышлению о связи с прошлым, что делает структуру стихотворения более аналитической и упорядоченной.
13. Публичное выступление. Подготовьте рассказ о лирике М. Ю. Лермонтова, опираясь на прочитанные стихотворения и размышления литературоведов.
Лирика Михаила Юрьевича Лермонтова охватывает широкий спектр тем, отражая его внутренние противоречия, философские размышления и социальную критику. Опираясь на прочитанные стихотворения и анализы литературоведов, можно выделить несколько ключевых аспектов в его поэзии.
1. Философская лирика
Одной из важнейших тем лирики Лермонтова является философская — размышления о смысле жизни, судьбе человека, о его одиночестве и поиске гармонии. Это особенно ярко проявляется в стихотворениях «Выхожу один я на дорогу» и «И скучно и грустно». Поэт размышляет о конечности жизни, одиночестве души в мире, стремлении к покою, который не может быть достигнут в земной жизни. Лермонтов постоянно ищет гармонию между человеком, природой и Богом, как это видно в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...», где природа дарит покой его душе.
2. Гражданская и социальная лирика
Гражданская лирика Лермонтова включает в себя острую критику общества и его нравов. Примером может служить «Смерть поэта», где Лермонтов осуждает светское общество за лицемерие и убийство Пушкина. В стихотворении «Дума» поэт размышляет о своём поколении, которое он считает инертным и бездейственным, лишённым великих идеалов и страстей. Эта тема разочарования в современниках и обществе повторяется в нескольких его произведениях.
3. Любовная лирика
Лермонтовская любовная лирика носит более трагический и философский характер, чем сентиментальный. Его стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю...» демонстрирует, что любовь для поэта — это скорее воспоминание о потерянной юности и переживания о прошлом, чем реальное чувство к конкретному человеку. Это придаёт стихотворению грустную и ностальгическую тональность. Его отношение к любви, часто полное разочарования и одиночества, можно проследить и в других стихах.
4. Тема Родины
Стихотворение «Родина» отражает уникальное отношение Лермонтова к своей стране. Он называет свою любовь к Родине «странной», потому что она не связана с героическими подвигами или славой, а с простыми и повседневными картинами русской жизни: степями, деревнями, лесами. Он предпочитает эту естественную, народную Россию, в отличие от официальной риторики о величии и славе.
5. Образ поэта-пророка
В стихотворениях «Пророк» и «Поэт» Лермонтов рассматривает фигуру поэта как одинокого пророка, который не находит понимания в обществе и вынужден жить на его обочине. Поэт у Лермонтова — это человек, не признанный своим временем, обладающий уникальной духовной миссией, но изолированный от мира.
Таким образом, лирика Лермонтова отражает глубокие размышления о жизни, любви, обществе и роли поэта, а также наполнена философскими и гражданскими темами.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением