Ответы на вопросы на стр.30 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение ФонохрестоматияСЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕМ. Ю. Лермонтов. «Предсказание»1. Трагическое пророчество поэта о кровавых последствиях социальных переворотов, бунтов,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
М. Ю. Лермонтов. «Предсказание»
1. Трагическое пророчество поэта о кровавых последствиях социальных переворотов, бунтов, революций становится особенно сильным для восприятия читателей, знающих о потрясениях, пережитых Россией в XX веке. Как вы считаете, удалось ли актрисе передать всю остроту мрачных предсказаний поэта, усиливая в чтении трагические ноты при перечислении бед, которые ждут страну и народ?
Актриса успешно передала замысел Лермонтова, усиливая трагические ноты в своём исполнении. Она искусно использует интонации, чтобы подчеркнуть мрачность и напряжённость предсказаний поэта о будущих бедах России. В её чтении перечисление катастроф — от падения царей до чумы и голода — звучит с особой тревожностью и углублённой драматичностью, что помогает слушателю прочувствовать всю серьёзность пророчества.
Актриса подчёркивает остроту предсказаний, варьируя интонации в зависимости от содержания каждой строфы: от спокойной уверенности в неизбежности происходящего до нарастающей тревоги при описании бедствий, которые обрушатся на страну. Её исполнение усиливает восприятие трагичности текста, делая его актуальным для современного слушателя, особенно с учётом исторических потрясений, пережитых Россией в XX веке.
Важным моментом в исполнении является также финальная часть, где актриса акцентирует внимание на фигуре «мощного человека», чья безжалостность становится кульминацией стихотворения. Именно в этих моментах проявляется вся трагическая глубина стихотворения, и актриса умело доводит эту мысль до слушателя.
2. Если бы вам поручили подобрать музыку к этому стихотворению, к каким произведениям вы обратились бы?
Если бы мне поручили подобрать музыку к стихотворению Михаила Лермонтова «Предсказание», я бы обратился к произведениям, которые могли бы передать мрачную атмосферу, трагизм и напряжённость пророчества. Вот несколько музыкальных направлений и конкретных произведений, которые подошли бы для этой цели:
1. Симфоническая музыка:
o Дмитрий Шостакович, Симфония №7 «Ленинградская». Шостакович мастерски передаёт атмосферу военного времени и катастроф. Его мощные, трагические мелодии создают чувство надвигающегося кризиса, что хорошо сочетается с предсказаниями Лермонтова о бедствиях, которые ждут Россию.
o Густав Малер, Симфония №6 «Трагическая». Это произведение наполнено чувством неизбежной трагедии, что соответствует пророчеству Лермонтова о падении царей и революции. Эмоциональные переходы от тихой грусти до громовой катастрофы идеально передадут остроту и драматизм стихотворения.
2. Мрачные оркестровые произведения:
o Сергей Прокофьев, Симфония №5. В этой симфонии можно найти эпические и мрачные моменты, которые могли бы передать напряжённость и мрачность предсказаний Лермонтова, особенно в описаниях чумы и народных страданий.
3. Пианистические произведения:
o Скрябин, «Черная месса» (Соната №9). Это фортепианное произведение наполнено ощущением надвигающейся катастрофы и хаоса, идеально подходящее для сопровождения такого пророческого стихотворения, как «Предсказание».
Каждое из этих произведений добавило бы к стихотворению глубокий музыкальный контекст, усиливая его трагическую и мрачную атмосферу.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ М. Ю. Лермонтов. «Нищий»
1. Стихотворение имеет двухчастную композицию: описание события, которое стало толчком для размышлений лирического героя, и непосредственное излияние чувств и переживаний, страстный монолог героя.
Как вы думаете, почему актёр нарочито сдержанно, почти бесстрастно прочитал первую часть стихотворения?
Актёр, нарочито сдержанно и почти бесстрастно прочитавший первую часть стихотворения «Нищий» Михаила Лермонтова, скорее всего сделал это с целью подчеркнуть контраст между внешним описанием события и глубокой внутренней драмой лирического героя, которая раскрывается во второй части.
Почему сдержанность важна:
1. Отстранённость от события: Первая часть описывает нищего, стоящего у ворот обители, и его страдания. Это объективное описание бедности и страдания конкретного человека, которое ещё не связано напрямую с лирическим героем. Сдержанность и бесстрастность подчёркивают отстранённый характер этой сцены, что позволяет создать фон для более сильного эмоционального раскрытия во второй части.
2. Контраст с личными переживаниями: Страдания нищего становятся аллегорией для переживаний самого героя, и именно во второй части актёр усиливает интонации, когда говорит о своих личных чувствах, страданиях от несчастной любви и обмана. Сдержанность первой части позволяет сделать контраст более резким и ярким: от холодного описания к страстному и эмоциональному монологу героя о его обманутых надеждах и чувствах.
3. Эффект неожиданности: Такое построение помогает усилить драматический эффект: сдержанное чтение первых строк создаёт у слушателя ощущение, что речь идёт лишь о внешнем событии. Но затем внезапный переход к личной драме героя становится более мощным за счёт этого контраста.
Таким образом, сдержанное чтение первой части подчёркивает трагизм второй части, где лирический герой раскрывает свои истинные чувства.
2. Возможны ли другие варианты художественного чтения лермонтовского стихотворения? Попробуйте предложить свой вариант чтения стихотворения, отличный от предложенного актёром.
Да, другие варианты художественного чтения стихотворения Михаила Лермонтова «Нищий» возможны. Каждый вариант может по-разному раскрывать смысл произведения и эмоциональный оттенок переживаний лирического героя. Предложу альтернативный вариант, который акцентирует внимание на личной боли и переживаниях с самого начала:
Мой вариант чтения:
1. Первая часть (описание события):
o Начинать чтение не с отстранённой сдержанности, а с легкой грусти и сострадания. Описание нищего можно произнести мягко, с нотками сочувствия в голосе, показывая, что рассказчик не безразличен к его страданиям. Взгляд героя на страдание нищего — это уже рефлексия о собственных чувствах, которые вскоре проявятся.
o Например, строки «У врат обители святой стоял просящий подаянья...» можно прочитать с тихой, но глубокой эмпатией, как бы передавая через нищего страдания самого лирического героя.
2. Вторая часть (личные переживания):
o Здесь следует перейти к усиленной эмоциональности. После мягкой первой части, в которой герой наблюдает за нищим, во второй части можно передать нарастающую боль и гнев. Строки о том, как его чувства были обмануты, должны звучать с надрывом, с внутренним протестом.
o Важно подчеркнуть, что герой не только жалуется на свою судьбу, но и испытывает глубокое разочарование и горечь, будто душевная рана ещё не зажила. Например, строки «Так я молил твоей любви...» можно произнести с резкой, почти прерывающейся интонацией, подчеркивая страстный монолог о предательстве.
Контраст и темп:
• В этом варианте важно играть на контрасте между первой и второй частями. Первая — мягкая, грустная, почти философская, а вторая — страстная, с сильными эмоциональными всплесками, где интонация должна постепенно накаляться. Темп в первой части медленный, спокойный, затем он начинает ускоряться и становится напряжённым.
Таким образом, акцент на личных чувствах героя с самого начала может сделать это стихотворение более личным и драматичным.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением