Ответы на вопросы на стр.29 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение ФонохрестоматияСЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ И МУЗЫКАЛЬНУЮ ТРАКТОВКУ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ. Ю. Лермонтов. «И скучно и грустно»1. В чтении актёра доминируют мысли автора,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ И МУЗЫКАЛЬНУЮ ТРАКТОВКУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
М. Ю. Лермонтов. «И скучно и грустно»
1. В чтении актёра доминируют мысли автора, содержание его монолога, превращающегося в диалог с самим собой; мелодика стиха, ритм, рифма не акцентируются чтецом, уходят на второй план. Согласны ли вы с актёром, с его исполнительской трактовкой стихотворения?
Я согласен с актёром в том, что его трактовка стихотворения Лермонтова акцентирует внимание на мыслях автора, превращая чтение в диалог с самим собой. Это подчёркивает философскую и внутренне конфликтную природу стихотворения. В стихотворении герой находится в состоянии глубоких размышлений, и актёрская интерпретация, направленная на содержание монолога, передаёт это внутреннее напряжение и рефлексию. Важны не только ритм и мелодика стиха, но и то, как поэт постепенно раскрывает свои мысли о жизни, любви, страстях и их бессмысленности.
Почему это уместно:
1. Главная тема — разочарование и философское осмысление. В стихотворении герой размышляет о пустоте желаний, мимолётности страстей и утрате смысла. Эти философские размышления — основной смысл стихотворения, и акцент на них через спокойную, рассудительную подачу подчёркивает сложность и серьёзность размышлений.
2. Диалог с самим собой. Лирический герой не обращается к кому-то извне, а ведёт внутренний диалог, анализируя свои ощущения и состояние души. Чтение с акцентом на содержании позволяет лучше передать эту рефлексию, которая становится центральной в восприятии текста.
3. Мелодика и ритм на втором плане. В таком стихотворении важнее не музыкальность или ритм, а суть мыслей, которые автор хочет передать. Это стихотворение ближе к философскому размышлению, чем к лирическому произведению, где мелодика могла бы доминировать.
2. Романс, исполненный актёром, является аранжировкой старинного романса композитора А. Гурилёва. Сумел ли аранжировщик подчеркнуть современное звучание лермонтовского произведения?
Аранжировка старинного романса композитора А. Гурилёва действительно сумела подчеркнуть современное звучание лермонтовского произведения, добавив новое измерение к восприятию текста. Основная задача аранжировщика состояла в том, чтобы сохранить глубину эмоционального содержания стихотворения Лермонтова, но при этом сделать его ближе современному слушателю.
Как это удалось:
1. Синтез старинного и современного: Аранжировщик, сохраняя мелодическую основу старинного романса, использовал современные музыкальные приёмы и инструменты, что сделало исполнение более доступным и эмоционально насыщенным для сегодняшней аудитории. Это помогло связать поэзию Лермонтова с более актуальными музыкальными формами, создавая баланс между классической и современной интерпретацией.
2. Усиление трагизма и философского тона: Благодаря современной аранжировке, в романс добавлены новые нюансы, которые помогают передать философское и эмоциональное содержание стихотворения. Музыка подчёркивает ключевые моменты стихотворения, такие как разочарование, утрата смысла и экзистенциальная тоска, усиливая восприятие этих тем в современном контексте.
3. Эмоциональное воздействие: Современное звучание добавляет трагической напряжённости и глубины. Это помогает лучше раскрыть противоречивые чувства героя: от скуки и грусти до ироничного взгляда на жизнь.
Заключение:
Аранжировщик сумел успешно сохранить суть романса Гурилёва, подчёркивая при этом современность и актуальность лермонтовских идей через адаптацию музыки. Такая интерпретация делает романс более близким к современному слушателю, не теряя связи с классическими корнями.
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения или исполнение романса.
Для выразительного чтения стихотворения «И скучно и грустно» Лермонтова важно передать глубину философских размышлений лирического героя и подчеркнуть его внутренний конфликт. Вот несколько рекомендаций для подготовки:
1. Начало стихотворения нужно читать спокойным, задумчивым тоном, как будто герой погружён в глубокие раздумья. Первая строка «И скучно и грустно» должна прозвучать медленно, с акцентом на каждое слово, чтобы передать состояние опустошённости.
2. Средняя часть стихотворения, где герой рассуждает о желаниях и любви, требует легкого ускорения и усиления интонации, так как здесь начинаются рассуждения о бессмысленности этих желаний. Нужно подчеркнуть разочарование и бессмысленность тех вещей, которые обычно ценятся в жизни.
3. Кульминация стихотворения, строка «А вечно любить невозможно», должна прозвучать с иронией и даже с небольшой горечью. Это философское прозрение, что вечная любовь невозможна, подчеркивает пессимизм героя.
4. Финал («И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг — такая пустая и глупая шутка») следует произнести с отстранённостью и приглушённой печалью. Этот момент можно читать почти шёпотом, чтобы передать осознание бессмысленности жизни.
Для исполнения романса важно уловить музыкальную интонацию произведения. Трагичность и меланхолия должны быть подчёркнуты как в музыке, так и в вокальной подаче.
Внеклассное чтение
Прочитайте самостоятельно другие стихотворения Лермонтова, проанализируйте одно из них (на выбор).
Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю»
Основная мысль стихотворения:
Лирический герой стихотворения не испытывает настоящей любви к женщине, на которую он смотрит. Он признаётся, что его чувства связаны не с нею, а с воспоминаниями о прошлом, с утраченной молодостью и страданиями, которые он пережил в те дни. Он видит в чертах реальной женщины образы той, кого когда-то любил, но она уже недоступна для него.
Жанр:
Это лирическое стихотворение имеет черты элегии — размышления о прошлом, ностальгия и печаль, возникающие от утраты и неизбежности времени. Лирический герой живёт воспоминаниями, и настоящая любовь для него невозможна.
Тема:
Основная тема стихотворения — любовь к прошлому и утрата. Лирический герой не способен полюбить здесь и сейчас, его чувства связаны с воспоминаниями о потерянной любви, о прошлом, которое больше не вернуть.
Настроение стихотворения:
В стихотворении преобладает грусть и ностальгия. Лирический герой ощущает, что его любовь осталась в прошлом, и теперь он может только искать отражение той любви в лицах других женщин, но это всегда приводит его к разочарованию.
Лирический герой:
Герой сосредоточен на своих внутренних переживаниях и воспоминаниях. Он пытается найти в настоящем женщину, которая напомнила бы ему о прошлом, но его сердце живёт лишь воспоминаниями. Он ведёт «таинственный разговор», но этот разговор обращён не к реальной женщине, а к тем, кого он потерял в юности. Это подчёркивает его внутреннюю разорванность между настоящим и прошлым.
Композиция:
Стихотворение состоит из трёх строф. В первой строфе герой признаётся в своих чувствах, объясняя, что его любовь направлена не на женщину перед ним. Во второй строфе развивается идея о том, что его разговор — не с настоящей возлюбленной, а с его внутренними воспоминаниями. Третья строфа завершает эту мысль, подчёркивая, что он видит в ней образы ушедших времён, потерянной юности и любви.
Метафоры и образы:
1. «Погибшая молодость» — образ утерянных лучших лет жизни, когда герой мог испытывать настоящие чувства.
2. «Уста давно немые» — символ прошлого, которое уже не оживить, утраченной близости с кем-то, кто больше не может говорить.
3. «Огонь угаснувших очей» — метафора угасших чувств и потухшей страсти, когда всё, что было важным в прошлом, больше не вызывает сильных эмоций.
Средства выразительности:
• Эпитеты («погибшая молодость», «угаснувшие очи») помогают создать атмосферу печали и потери.
• Повторы («не тебя так пылко я люблю») подчёркивают внутреннюю противоречивость героя, его неспособность примириться с настоящим.
Идея:
Главная идея стихотворения — трагедия того, что человек может потерять способность любить в настоящем, если его душа застряла в прошлом. Лирический герой осознаёт, что его чувства направлены не на реальную женщину, а на воспоминания о прошлом, что делает его неспособным ощутить радость любви в настоящем.
Личные впечатления:
Стихотворение вызывает чувство глубокого сострадания к герою, который застрял в своих воспоминаниях и не может отпустить прошлое. Лермонтов передаёт состояние внутреннего конфликта между тем, что было, и тем, что есть, создавая образ человека, лишённого возможности испытывать счастье в настоящем.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением