Ответы на вопросы на стр.24-25 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. На какие части делится стихотворение? Как сопоставляются судьба кинжала и судьба поэта?
Стихотворение Михаила Лермонтова «Поэт» делится на две основные части: первая описывает судьбу кинжала, а вторая — судьбу поэта.
1. Судьба кинжала (первые две строфы):
Лермонтов подробно рассказывает историю кинжала, который когда-то служил наезднику в горах, был орудием войны и обладал настоящей силой. Кинжал выполнял свою миссию, пробивая кольчуги и оставляя следы на телах врагов, будучи верным и послушным инструментом. Но со временем, после смерти своего хозяина, он утратил своё предназначение: теперь он просто украшение, безвредная и бесславная игрушка, которая висит на стене. Золотая отделка, ранее ненужная для его боевой функции, теперь стала его единственным назначением, но она не приносит ему истинной славы.
2. Судьба поэта (последние три строфы):
Во второй части стихотворения судьба кинжала сопоставляется с судьбой поэта. Лермонтов рисует параллель между кинжалом, который потерял своё боевое назначение, и поэтом, который в современном ему мире тоже утратил своё предназначение. Ранее поэт, как и кинжал, вдохновлял людей, его могучие слова «воспламеняли бойца для битвы», стих служил толпе в великие моменты. Но теперь поэт утратил свою силу, его «простой и гордый язык» стал неинтересен изнеженному обществу, которое предпочитает блёстки и обманы. В финале Лермонтов задаётся вопросом: сможет ли поэт когда-нибудь вновь обрести своё настоящее предназначение и пробудиться, как пророк?
Сопоставление судьбы кинжала и поэта:
• Кинжал и поэт раньше выполняли свои истинные, возвышенные функции: кинжал служил в битве, а поэт — вдохновлял толпу на великие дела.
• Оба они со временем утратили своё значение: кинжал стал лишь украшением на стене, а поэт — источником развлечений, лишённым истинного влияния.
• Отделка золотом на кинжале символизирует поверхностную красоту и пустоту, которая заменила его боевое предназначение. Подобно этому, поэт «променял» свою власть на блёстки, угодив современному миру.
• Лермонтов видит в этом трагедию: и кинжал, и поэт лишились своего истинного предназначения, утратили свой боевой дух.
Таким образом, через образы кинжала и поэта Лермонтов выражает свои размышления о роли поэта в обществе, которое стало изнеженным и предпочитает поверхностные удовольствия истинной силе слова.
2. С чем сравнивает поэт силу слова? Кому оно было нужно? Почему прошло это время?
В стихотворении «Поэт» Михаил Лермонтов сравнивает силу слова с боевым оружием, а точнее с кинжалом, который когда-то вдохновлял людей на действия и был символом силы и борьбы. Сила слова поэта ранее воспринималась как мощное оружие, способное влиять на умы и сердца, вдохновляя людей на подвиги и возвышенные поступки. Поэт был нужен обществу, когда его слова «воспламеняли бойца для битвы», стих был важен как «чаша для пиров» и как «фимиам в часы молитвы» — то есть в самые торжественные и значимые моменты жизни.
Однако это время прошло, потому что общество изменилось. Поэт замечает, что в его время люди стали изнеженными, их больше не интересует глубина и сила слова. Они предпочитают поверхностные «блёстки и обманы», которые скрывают настоящие проблемы, подобно тому, как «ветхий мир» скрывает морщины под румянами. Стих поэта больше не вызывает восторг или вдохновение, потому что общество не нуждается в искреннем и честном слове, а ценит лишь внешние эффекты.
Таким образом, Лермонтов показывает трагедию поэта, который больше не находит отклика у современников. Его слово, как некогда могучий кинжал, превращается в украшение, утратив своё прежнее значение и силу.
3. Какие слова придают горестный и сатирический оттенок происходящему (наш ветхий мир. осмеянный пророк — продолжите ряд)?
В стихотворении «Поэт» Лермонтов использует множество слов и выражений, которые придают происходящему горестный и сатирический оттенок. Вот некоторые из них:
1. «Наш ветхий мир» — это выражение говорит о том, что мир, в котором живёт поэт, утратил свою подлинную красоту и величие. Он уже «ветхий», изношенный и морально устаревший, что создаёт ощущение разочарования и уныния.
2. «Осмеянный пророк» — здесь Лермонтов подчёркивает, что поэт, как и пророк, который нёс истину, был высмеян и унижен обществом, которое не способно принять его слова и миссию. Это добавляет трагический оттенок к судьбе поэта, который больше не воспринимается всерьёз.
3. «Наг и беден» — эти слова подчеркивают крайнюю уязвимость поэта, который лишён всех материальных и духовных благ, как будто общество его полностью отвергло и обнажило его слабости.
4. «Морщины прятать под румяны» — сатирическое выражение, которое критикует лицемерие и поверхностность общества. Люди пытаются скрыть свои недостатки под внешним блеском, обманывая самих себя и окружающих.
5. «Покрытый ржавчиной презренья» — символический образ кинжала, который больше не используется по своему назначению, указывает на то, как истинные ценности и поэт оказались покрыты «ржавчиной» — символом забвения и презрения со стороны общества.
Эти выражения вместе создают мрачную картину утраты поэтом своей миссии в мире, который стал поверхностным, лживым и неспособным ценить глубокие и важные истины.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ М. Ю. Лермонтов. «Поэт»
1. Стихотворение «Поэт» о трагическом положении поэта в современном мире и трагизме его служения. Может ли поэт найти спасение в гармонии и красоте поэзии? К чему призывает М. К). Лермонтов напоминанием о былом и своим вопросом в конце стихотворения?
В стихотворении «Поэт» Михаил Лермонтов поднимает тему трагического положения поэта в современном мире и кризиса его служения. Поэт больше не может вдохновлять людей, как это было раньше, когда его слова «воспламеняли бойца для битвы» и звучали, как «колокол на башне вечевой». Вместо этого поэт сталкивается с безразличием общества, которое предпочитает «блёстки и обманы», а не настоящую силу его поэзии. Лермонтов выражает глубокое разочарование тем, что поэт утратил своё прежнее влияние и стал украшением, «нагим и бедным», подобно кинжалу, который больше не служит своему истинному назначению.
Спасение в гармонии и красоте поэзии?
В стихотворении Лермонтов не даёт однозначного ответа на вопрос, может ли поэт найти спасение в поэзии. Поэтическая гармония и красота сами по себе не спасают поэта, так как общество не ценит его творчество. Более того, поэт ощущает, что его дар стал бесполезен в современном мире, и ему остаётся лишь напоминание о былом, когда поэзия имела мощное влияние.
Призыв Лермонтова
Последние строки стихотворения содержат открытый вопрос, который звучит как призыв: «Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенья из золотых ножон не вырвешь свой клинок, покрытый ржавчиной презренья?». Лермонтов обращается к поэту с вопросом о возможности его возрождения. Это не просто вопрос, а призыв к пробуждению: поэт должен вернуть свою силу и влияние, он должен вырваться из состояния забвения и ржавчины и снова стать мощным голосом правды.
Таким образом, Лермонтов напоминает о былом величии поэта, когда его слово имело вес и вдохновляло людей. Его вопрос — это призыв к обновлению, к борьбе за то, чтобы поэзия вновь обрела своё истинное назначение.
2. Какие чувства и интонации преобладают в чтении актёром первой части стихотворения (о кинжале)? Как эмоциональное содержание актёрского чтения меняется во второй части стихотворения (о поэте)? Как вы думаете, почему?
В первой части стихотворения, посвящённой кинжалу, актёрская интонация действительно повествовательная, спокойная и описательная. Он как бы рассказывает историю о прошлом кинжала, который когда-то был орудием борьбы и символом силы. Актёр подчёркивает достоинство и силу кинжала в прошлом, его боевые заслуги. Это звучит сдержанно, почти как эпическая летопись о былых временах.
Во второй части, когда речь идёт о судьбе поэта, эмоциональное содержание чтения значительно меняется. Поэт переживает трагедию своего служения, и актёр усиливает интонации, передавая взволнованность и возмущение. Эмоции поэта становятся более яркими, потому что он осознаёт утрату своего прежнего могущества и роли в обществе. Трагедия поэта, который утратил своё значение, вызывает у актёра больше переживаний, и интонация становится напряжённой и более экспрессивной.
Почему это происходит? Изменение интонаций объясняется тем, что первая часть описывает историю кинжала, как бы отстранённо и объективно, в то время как вторая часть — это личное переживание поэта, связанное с его собственной судьбой. Лермонтов изображает, как его душа, подобно кинжалу, утратила своё назначение, и это внутреннее страдание требует более эмоционального выражения, которое актёр подчёркивает взволнованным чтением.
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, усиливая интонации грусти и надежды на возвращение высокой миссии поэта и поэзии.
Для выразительного чтения стихотворения Михаила Лермонтова «Поэт» важно акцентировать внимание на двух ключевых эмоциях: грусти по поводу утраты поэтом своей высокой миссии и надежды на её возможное возвращение.
Первая часть (о кинжале):
Начинайте чтение спокойным, повествовательным тоном, почти как рассказчик древней легенды. Подчеркните, что кинжал когда-то имел силу, его клинок был важным орудием борьбы, но теперь он утратил своё значение. Говорите с лёгкой грустью, чтобы передать ощущение потерянной славы.
Пример:
«Отделкой золотой блистает мой кинжал...»
Этот отрывок нужно произнести с оттенком сожаления и достоинства, показывая, что история кинжала связана с прошлым, которое больше не вернётся.
Вторая часть (о поэте):
Когда стихотворение переходит к судьбе поэта, усиливайте эмоциональность и взволнованность. Поэт начинает осознавать, что он, как и кинжал, утратил своё предназначение. Интонации должны становиться более напряжёнными, чтобы показать внутренний конфликт и боль поэта.
Пример:
«В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье...»
Здесь стоит выделить слово «утратил» более низким и грустным тоном, передавая ощущение невозвратной утраты.
Финальные строки:
Завершение стихотворения следует читать с интонацией надежды и призыва. Вопросы, которые Лермонтов задаёт поэту («Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк?»), должны быть прочитаны с ноткой ожидания, как будто поэт обращается не только к себе, но и к миру, который способен его снова услышать. Важно придать этим строкам силу и уверенность, выражая желание, что поэт всё же сможет восстановить свою роль в обществе.
Таким образом, эмоциональное содержание чтения должно усиливаться от грусти к страстной надежде на возрождение поэзии.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением