Ответы на вопросы на стр.142-144 Часть 2 ГДЗ Климанова Виноградская 4 класс (Литературное чтение)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Климанова, Виноградская 4 класс, Просвещение:
Чему мы научились!
Мы с вами учились различать художественные и научно-познавательные тексты.
- Можем ли мы в энциклопедии найти художественное произведение?
В энциклопедии, как правило, не публикуются полные тексты художественных произведений, таких как рассказы, романы или стихи. Однако в энциклопедии можно найти краткие описания произведений, биографии авторов, информацию о жанре, сюжете, героях, а также о значении и влиянии произведения. Это помогает лучше понять художественное произведение и его исторический и литературный контекст.
- В каких текстах можно узнать о повадках зайца? Обоснуйте своё мнение.
О повадках зайца можно узнать из следующих типов текстов:
1. Научно-популярные книги и статьи о животных. В таких текстах часто описываются повадки и особенности различных животных, в том числе зайцев. Там можно найти информацию о том, как они живут, что едят, как спасаются от опасностей. Эти тексты основаны на наблюдениях учёных и исследователей, поэтому информация в них обычно точная и достоверная.
2. Энциклопедии и справочники о природе. В энциклопедиях можно найти статьи о разных животных, в которых кратко, но ёмко изложены сведения о внешнем виде, среде обитания и поведении зайцев. Такие статьи помогают получить общее представление о жизни этих животных.
3. Художественные произведения и сказки. Например, в русских народных сказках, баснях Ивана Крылова и других произведениях часто встречаются персонажи-зайцы, чьё поведение изображается в соответствии с их повадками в природе: зайцы трусливы, осторожны, умеют быстро убегать. Хотя в сказках зайцы представлены с некоторым преуве-личением, общие черты их поведения можно уловить и в таких произведениях.
Таким образом, повадки зайца можно узнать из научных и научно-популярных текстов для получения точных данных и из художественных произведений для образного представления и понимания его характера.
- Заполните в тетради таблицу. Составьте сообщение на тему «Чему я научился на уроках литературного чтения».
Я умею
Я не очень хорошо умею
Я хочу узнать
В чём отличие стихотворного текста от прозаического?
Аня: Это очень легко. Стихи записывают в столбик, а рассказы, сказки — в строчку.
- Вы согласны с ответом Ани? Обсудите, чем ещё отличается стихотворный текст от прозаического.
Ответ Ани верен, но не полон. Она правильно заметила, что стихи обычно записываются в столбик, а проза — в строчку. Однако это лишь один из видимых признаков. Стихотворные и прозаические тексты отличаются не только формой записи, но и другими важными особенностями:
1. Ритм и рифма. В стихах часто присутствуют ритм и рифма, что делает их мелодичными. Стихотворный текст состоит из строк, которые могут рифмоваться друг с другом. В прозе рифма необязательна, а текст имеет более свободную структуру, как в обычной речи.
2. Размер и строфика. Стихи обычно пишутся в определённом ритмическом размере (ямб, хорей и т. д.) и делятся на строфы (куплеты). Проза не делится на строфы и не имеет чёткой ритмической структуры.
3. Яркие образы и эмоциональность. Стихотворный текст часто сосредоточен на передаче настроения, чувств и образов с помощью метафор, эпитетов и других художественных средств. Проза тоже может быть образной и эмоциональной, но стихи обычно создают более насыщенную и концентрированную картину.
Таким образом, отличие стихотворного текста от прозаического заключается не только в форме записи, но и в ритмической структуре, использовании рифмы и способах выражения эмоций и образов.
- Прочитайте и сравните тексты.
Ветер принёс издалёка песни весенний намёк, где-то светло и глубоко неба открылся клочок. В этой бездонной лазури, в сумерках близкой весны плакали зимние бури, реяли звёздные сны. (А. Блок)
Весна пришла, как всегда, ранним утром. Появилась она на бревенчатой стене мезонина квадратом оранжевого и тёплого на ощупь солнечного света. И не замеченная во время долгой зимы капля смолы в щели бревна заискрилась в это утро, как топаз. В ней были даже маленькие серебряные плоскости и нити, делившие эту ничтожную каплю на несколько сказочных
частей... (К. Паустовский)
Тексты Александра Блока и Константина Паустовского похожи по нескольким важным моментам:
1. Тема весны: оба текста посвящены приходу весны и пробуждению природы. Они передают настроение ожидания чего-то светлого, обновления после долгой зимы.
2. Образы и поэтичность: несмотря на разные формы, оба текста наполнены образами, вызывающими яркие представления. У Блока это «небо», «лазурь», «звёздные сны», а у Паустовского — «оранжевый свет», «капля смолы, как топаз». Образы создают чувственное, живое представление о весеннем обновлении.
3. Эмоциональное восприятие весны: оба автора передают эмоциональное отношение к весне — чувство радости и восхищения красотой природы. У Блока это проявляется в музыкальности строк, а у Паустовского — в внимании к деталям и тёплых оттенках описания.
4. Символизм и настроение: оба текста создают настроение ожидания и загадки. У Блока символизм усиливается словами «песни», «звёздные сны», а у Паустовского образ весны в капле смолы, искрящейся, словно драгоценный камень, добавляет элемент волшебства и ожидания сказочного пробуждения.
Таким образом, несмотря на разную форму — стихотворение и прозу, — оба текста объединяет поэтическое отношение к природе, образы весны и чувство красоты и тепла, которые весна приносит с собой.
Тексты Александра Блока и Константина Паустовского сильно отличаются, поскольку первый написан в стихотворной форме, а второй — в прозаической. Вот основные различия:
1. Структура и ритм:
o У Блока текст разделён на строки с определённым ритмом, что создаёт музыкальность и мелодичность. Каждая строка — отдельный элемент, придающий тексту ритмичность.
o У Паустовского текст написан обычными предложениями в прозаическом стиле, где ритм не играет центральной роли. Проза более гибкая и напоминает обычную речь.
2. Рифма:
o У Блока строки рифмуются, что усиливает гармоничность текста и создаёт поэтическое настроение.
o В прозе Паустовского нет рифмы, и предложение строится на смысловой связи, а не на звуковой.
3. Образы и описание:
o Стихотворение Блока передаёт образы с помощью кратких, ёмких строк: «зимние бури», «звёздные сны», что вызывает сильные ассоциации. Здесь больше символизма, и каждый образ наполнен чувствами.
o У Паустовского описание весны более детальное, с вниманием к мелким деталям (например, «капля смолы в щели бревна заискрилась, как топаз»), что создаёт атмосферу через наблюдение и развёрнутое описание.
4. Эмоциональная окраска:
o Стихи Блока наполнены лёгкостью и тайной весеннего пробуждения, чувством ожидания весны. Они придают тексту мечтательность и обобщённость.
o В прозаическом отрывке Паустовского весна описана через конкретные детали: солнечный свет, капля смолы, напоминающая драгоценный камень. Здесь больше внимания уделяется природным элементам, создающим атмосферу пробуждения.
Таким образом, текст Блока передаёт весну через метафоры, ритм и рифму, а у Паустовского весна изображена через реалистичное описание и внимание к деталям.
- Какое из двух произведений вы считаете стихотворным? Обоснуйте свою точку зрения.
Стихотворением является текст Александра Блока. Это можно определить по нескольким признакам:
1. Ритм и рифма: у Блока в тексте есть чёткий ритм, и строки рифмуются попарно: «намёк» — «клочок», «весны» — «сны». Это характерная черта стихотворений, в которых рифма создаёт мелодичность и музыкальность.
2. Строки и строфы: произведение Блока написано отдельными строками, каждая из которых имеет одинаковую длину, и объединено в строфу (стихотворный абзац). Такой способ записи — признак стихотворной формы.
3. Выразительные средства и образность: Блок использует яркие метафоры и символы («весенние песни», «зимние бури», «звёздные сны»), что помогает создать особое поэтическое настроение. Стихотворения часто отличаются такой сжатой и эмоционально насыщенной образностью.
Текст Паустовского, напротив, лишён рифмы и ритмической структуры, написан в виде связного повествования, характерного для прозы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что стихотворным является именно текст Александра Блока.
- Запишите стихотворение А. Блока в тетрадь. Когда мы лучше, яснее чувствуем ритм и созвучие рифмующихся слов?
Вспомните, что такое ритм и рифма. Чувствуете ли вы ритм стихотворения, улавливаете ли рифмующиеся слова?
При чтении вслух ритм и созвучие рифмующихся слов ощущаются лучше и яснее.
Что такое ритм и рифма?
• Ритм — это чередование ударных и безударных слогов в строках стихотворения. Он создаёт ощущение движения и придаёт тексту особую музыкальность, благодаря которой строки воспринимаются легко и звучат гармонично.
• Рифма — это созвучие последних слогов в строках стихотворения. В стихотворении Блока, например, рифмуются слова «намёк» — «клочок», «весны» — «сны», что делает строки более выразительными и завершёнными.
Чувствуем ли мы ритм и улавливаем ли рифму?
Да, когда мы читаем стихотворение вслух, ритм становится более заметным, так как строки произносятся с определённой интонацией и паузами. Рифмующиеся слова, такие как «намёк» и «клочок», «весны» и «сны», подчёркивают завершённость каждой пары строк, и это усиливает музыкальное звучание стихотворения.
- Прочитайте стихотворение А. Фета. Прислушайтесь к его звучанию. Назовите пары слов, имеющие созвучия на конце.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И коней далёких
Одинокий бег.
В этом стихотворении Афанасия Фета можно выделить пары слов, которые рифмуются в конце строк. Созвучные пары слов:
• картина — равнина
• родна — луна
• высоких — далёких
• снег — бег
Эти рифмующиеся слова создают гармоничное звучание стихотворения, придавая ему мелодичность и усиливая образы зимней ночи, которые передаёт поэт.
- Аня выписала: картина — родна.
Ваня выписал: равнина — луна.
Правильно ли они выполнили задание? Похожи ли окончания слов? Созвучны ли эти пары слов? Что не учтено (ритм, количество слогов)? Что изменится, если слово родна заменить на слово мила?
Вспомните, что ритм стихотворения зависит от расположения ударения в словах и от количества слогов.
Аня и Ваня частично выполнили задание, но их пары слов не соответствуют рифмам стихотворения Афанасия Фета. Давайте разберёмся, почему:
1. Созвучие и окончания слов:
o Аня выписала пару «картина — родна», а Ваня — «равнина — луна». В этих парах нет одинаковых окончаний или созвучий, и они не рифмуются между собой. Рифма должна включать созвучные окончания, как, например, «картина — равнина» или «родна — луна».
2. Ритм и количество слогов:
o В стихотворении важно учитывать ритм и количество слогов в рифмующихся строках. Каждая пара рифм у Фета состоит из строк одинаковой длины и ритмической структуры. Поэтому рифмы картина — равнина и родна — луна звучат гармонично, а картина — родна и равнина — луна — нет.
3. Если слово «родна» заменить на «мила»:
o Если заменить слово «родна» на «мила», ритм стихотворения нарушится, так как в слове «мила» два слога, а в слове «родна» — три. Это изменение испортит размер и музыкальность стихотворения, так как строки станут разной длины, а рифма ослабнет.
Итак, правильные рифмы в стихотворении: картина — равнина и родна — луна.
- Прочитайте стихотворение И. Бунина. Прислушайтесь к его звучанию. Чувствуете ли вы ритм?
Метель
Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, берёзки и ели...
Месяц меж тучек над полем сияет, —
Бледная тень набегает и тает...
Мнится мне ночью: меж белых берёз
Бродит в туманном сиянье Мороз.
Да, в стихотворении Ивана Бунина «Метель» явно ощущается ритм. Каждая строка звучит плавно и размеренно, передавая настроение зимней ночи и метели. Ритм стихотворения создаёт ощущение лёгкого покачивания и дремоты, как будто мы слышим саму мелодию метели, шелест деревьев и мягкое сияние луны.
В каждой строке стихотворения одинаковое количество слогов и чередование ударных и безударных слогов, что усиливает музыкальность текста. Важно, что этот ритм передаёт атмосферу ночного спокойствия и умиротворения и позволяет нам ярче представить описанную картину, как будто метельная ночь оживает перед нашими глазами.
- Ритм придаёт стихотворению настроение и напевность. Какое настроение появилось у вас при чтении стихотворения? Какие картины рисует ваше воображение?
При чтении стихотворения Ивана Бунина «Метель» возникает чувство спокойствия и уюта, словно мы наблюдаем за зимней природой ночью из укромного места. Ритм и плавные строки придают стихотворению неторопливое, почти колыбельное настроение. Эта «напевность» стихотворения создаёт впечатление, будто метель сама тихо поёт свою песню.
Воображение рисует зимний пейзаж: тёмное поле, окутанное лёгким туманом, тонкие берёзки и ёлочки, колышущиеся под лёгким ветерком. Сверху светит бледный, слегка затуманенный месяц, и его свет мягко ложится на заснеженные просторы. Где-то среди берёз мерещится фигура Мороза, который, словно волшебное существо, неторопливо бродит в ночной тишине.
- Проверьте друг друга: один читает стихи медленно, другой отстукивает (можно карандашом) ударные слоги. Теперь то же самое проделайте с прозаическим текстом. Что вы обнаружили?
Выполняя это упражнение, вы заметите, что ритм стихотворного и прозаического текста воспринимается по-разному.
1. В стихотворном тексте:
o Читая стихи медленно и отстукивая ударные слоги, вы почувствуете определённый ритм, который легко повторяется и придаёт тексту музыкальность. В стихотворении ударные и безударные слоги чередуются более регулярно, что создаёт чёткий ритмический рисунок. Этот ритм помогает создать настроение и делает текст лёгким для запоминания.
2. В прозаическом тексте:
o При чтении прозы и отстукивании ударных слогов ритмичность будет заметно слабее. Проза не имеет такой чёткой структуры, как стихотворение, поэтому чередование ударных и безударных слогов не будет равномерным. В прозаическом тексте ритм менее выражен, а слова следуют естественным потоком, как в обычной речи.
Вывод:
Стихотворный текст обладает ритмом, который легко почувствовать и отстучать, что придаёт ему напевность и эмоциональность. В прозаическом тексте ритм не так выражен и скорее подчиняется естественному темпу речи, поэтому он воспринимается как более свободный и разговорный.
- Попробуйте графически изобразить в тетради повторяемость и чередование ударных и неударных слогов. Что вы заметили? Объясните.
Чтобы графически изобразить чередование ударных и безударных слогов, можно использовать такой способ:
1. Запишите строки стихотворения в тетради.
2. Над каждым слогом отметьте ударные и безударные слоги: поставьте значок (например, точку или крестик) над безударными слогами и горизонтальную линию или чёрточку над ударными. Это покажет, как чередуются ударные и безударные слоги в стихотворении.
Что можно заметить?
1. Регулярность чередования:
o В стихотворении Бунина мы видим чёткое чередование ударных и безударных слогов (например, в строке «Ночью в полях, под напевы метели»). Этот ритмический рисунок придаёт тексту музыкальность и помогает создавать определённое настроение.
2. Ритмический рисунок:
o Чередование ударных и безударных слогов создаёт ритм, который повторяется в каждой строке. Такое чередование помогает легко воспринимать стихотворение на слух, усиливая его напевность и ритмическую структуру.
Объяснение: Ритм и регулярность ударных и безударных слогов характерны для стихотворных текстов и помогают создать ощущение гармонии и завершённости.
- Подумайте, в чём разница между стихотворением и стихотворением в прозе. В чём их сходство?
Разница между стихотворением и стихотворением в прозе заключается в их форме и структуре:
• Стихотворение написано в стихотворной форме, имеет ритм, рифму и разделение на строки и строфы. В стихах часто используется чёткий ритмический рисунок, который создаёт мелодичность и лёгкость восприятия.
• Стихотворение в прозе сохраняет поэтический стиль, образы и эмоциональность, но не имеет привычной стихотворной формы. Оно написано сплошным текстом, как проза, и не имеет рифмы или чёткого ритма, но содержит метафоры, эпитеты и символизм, присущие поэзии.
Сходство между ними заключается в том, что оба вида произведений создают образы, передают чувства и вызывают эмоциональный отклик у читателя. Оба вида используют художественные средства, такие как метафоры и эпитеты, для выражения авторской идеи и создания яркого настроения.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением