Ответы на вопросы на стр.131 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Что вы узнали из статей литературоведов о Гоголе, об особой роли «Мёртвых душ» в его жизни и судьбе? Прочитайте поэму «Мёртвые души».Из...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Что вы узнали из статей литературоведов о Гоголе, об особой роли «Мёртвых душ» в его жизни и судьбе? Прочитайте поэму «Мёртвые души».
Из статей литературоведов можно узнать, что поэма "Мёртвые души" занимает центральное место в жизни и творчестве Н. В. Гоголя. Это произведение стало для него настоящим вызовом как в литературном, так и в личностном плане.
1. Ю. В. Манн отмечает, что Гоголь отдал "Мёртвым душам" всю свою художественную гениальность и истощил свои силы, что это произведение стало его жизнью и одновременно привело к внутреннему кризису и смерти. Этот акцент на изнуряющей работе над поэмой подтверждает, насколько важно было для Гоголя завершить задуманное произведение, которое он считал своим главным трудом.
2. П. В. Анненков в своих воспоминаниях пишет, что Гоголь видел в "Мёртвых душах" "подвижническую келью", в которой он жил, стремясь довести произведение до совершенства. Он сравнивает работу Гоголя над поэмой с монашеским подвигом, показывая, насколько глубоко писатель переживал процесс создания "Мёртвых душ". Это произведение, по его мнению, не просто стало памятником литературного мастерства, но и духовной работы Гоголя.
3. С. И. Машинский обращает внимание на сложность работы Гоголя над сюжетом "Мёртвых душ". Сюжет, предложенный Пушкиным — покупка мёртвых душ — был лишь отправной точкой для глубоких философских размышлений Гоголя о жизни русского общества, его моральной и духовной деградации. Литературовед подчеркивает, что "Мёртвые души" состоят из связанных между собой звеньев, которые помогают раскрыть главные идеи Гоголя.
Гоголь воспринимал "Мёртвые души" как особое произведение, через которое он стремился не только отразить действительность, но и повлиять на духовное состояние общества. Однако работа над поэмой оказалась для него слишком сложной — второй том так и не был завершён, а сам Гоголь подвергся глубокому духовному кризису, который привёл его к религиозному покаянию и попытке найти смысл в вере.
Таким образом, поэма "Мёртвые души" стала для Гоголя не просто литературным произведением, а итогом его личных и духовных поисков, произведением, через которое он стремился "воскресить" русскую душу.
2. Как оценки Ю. Манна, П. Анненкова и автора статьи учебника помогают вам осознать громадность подвига и глубину страдания автора знаменитой поэмы «Мёртвые души»? Прочитав поэму, познакомьтесь с литературой о ней, например с книгой 10. Манна «В поисках живой души».
Оценки Ю. В. Манна, П. В. Анненкова и С. И. Машинского помогают глубже осознать и понять громадность подвига и страдания Гоголя при работе над поэмой «Мёртвые души».
Ю. В. Манн
Ю. В. Манн в своей книге «В поисках живой души» подчёркивает, что Гоголь отдал поэме «всё» — как в художественном, так и в личностном плане. Манн акцентирует внимание на том, что поэма стала «жизнью и смертью» для Гоголя. Этот момент показывает, что Гоголь не просто писал литературное произведение, но жил им, пытаясь через поэму выразить свои духовные и философские размышления. Он хотел создать нечто большее, чем сатирическое произведение о пороках общества. Весь процесс работы стал для Гоголя духовным подвигом, что вызвало у него глубокие личные страдания.
П. В. Анненков
В воспоминаниях П. В. Анненкова подчеркивается, что Гоголь работал над «Мёртвыми душами» как над «подвижнической кельей». Это сравнение с монашеским подвигом говорит о том, что Гоголь видел в своей работе над поэмой не просто литературный труд, но процесс духовного самоочищения. Он не считал «Мёртвые души» обычным произведением, а воспринимал его как важный шаг в своём внутреннем развитии и попытке «воскресить» русскую душу. Это сравнение показывает, насколько серьёзно и глубоко Гоголь относился к созданию поэмы, что в конечном итоге привело к его духовному и эмоциональному истощению.
С. И. Машинский
С. И. Машинский в своей статье подчеркивает сложность работы Гоголя над поэмой. Он отмечает, что развитие сюжета «Мёртвых душ» было для Гоголя непростой задачей, требовавшей огромного интеллектуального и духовного напряжения. Машинский описывает, как сюжетные звенья произведения помогают глубже раскрыть идеи и художественный замысел Гоголя, который стремился не только создать литературное произведение, но и донести до читателей серьёзные социальные и духовные идеи. Этот процесс был мучительным для Гоголя, что подтверждает его изнурённая работа над вторым томом поэмы.
Вывод
Оценки литературоведов помогают лучше понять, что создание «Мёртвых душ» стало для Гоголя не только выдающимся литературным подвигом, но и глубоко личной трагедией. Гоголь стремился через свою поэму достичь чего-то большего, чем просто критика общества — он хотел пробудить души, вдохнуть в них жизнь, но сам столкнулся с душевным и эмоциональным кризисом. Читая «Мёртвые души», невозможно не чувствовать напряжение, с которым автор работал над каждым звеном своей поэмы, и понять, насколько это произведение стало неотъемлемой частью его внутренней борьбы и страдания.
3. Подумайте, чем интересны герои «Мёртвых душ». В чём смысл поэмы? Какую роль она сыграла в судьбе писателя?
Герои поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» интересны тем, что они представляют собой типичные образы разных слоёв русского общества первой половины XIX века. Каждый персонаж является символом определённого социального класса, психологического типа или порока, что позволяет Гоголю в сатирической форме изобразить нравственное разложение общества.
Интерес героев поэмы:
1. Чичиков — главный герой, ловкий и изобретательный мошенник, который стремится приобрести «мёртвые души», то есть крестьян, уже умерших, но ещё числящихся в документах живыми. Его афера — это не просто проявление жажды наживы, но и символ глубокой моральной пустоты. Чичиков олицетворяет человека без высоких принципов и цели, готового на всё ради личной выгоды.
2. Коробочка, Собакевич, Ноздрёв, Плюшкин — персонажи, которые воплощают определённые черты характера, такие как жадность, скупость, глупость, жестокость. Например, Коробочка — это символ ограниченности и мелочности, а Плюшкин — крайняя форма скупости и духовного падения. Эти персонажи интересны своей утрированной комичностью, но за их забавными чертами скрываются важные социальные проблемы того времени.
Смысл поэмы:
«Мёртвые души» — это не только сатира на русское общество, но и философское произведение. Поэма ставит вопросы о нравственном состоянии людей и общества в целом. Гоголь через образы «мёртвых душ» символически изображает духовную мертвость, моральное разложение людей, которые, по сути, живы, но духовно «умерли». Каждый герой по-своему отражает этот мотив: они погружены в свои мелочные заботы, не замечают глобальных проблем и живут без истинных ценностей.
Кроме того, поэма затрагивает тему государственного устройства и бюрократии, демонстрируя, как в обществе царят коррупция и несправедливость. Гоголь высмеивает чиновников, дворян, крестьян — всех тех, кто утратил связь с истинной моралью и духовностью.
Роль поэмы в судьбе писателя:
«Мёртвые души» сыграли ключевую роль в жизни Гоголя. Это произведение стало его литературным триумфом, но вместе с тем и источником глубоких внутренних страданий. Он видел в нём не просто сатирическое произведение, а эпопею, которая должна была стать «духовным воспитанием» для русского народа. Однако работа над вторым томом поэмы оказалась для Гоголя мучительной, что привело к его духовному кризису. Он не смог завершить свой замысел, так как стремился изобразить в продолжении идеальных людей, которых считал нравственно совершенными. Это невозможное стремление к идеалу стало причиной его душевного надлома, что отразилось на его религиозных поисках и глубокой личной драме, приведшей к сожжению второго тома.
Таким образом, герои «Мёртвых душ» являются не просто комическими фигурами, но важными символами общества, а сама поэма — философским произведением, которое имеет глубокий смысл и связано с трагедией в жизни её автора.
4. Согласны ли вы с рассуждениями литературоведа С. Машинского? Что в его суждениях близко вам и особенно заинтересовало вас?
Рассуждения литературоведа С. Машинского о Гоголе и его произведении «Мёртвые души» интересны тем, что он глубоко анализирует художественные и философские аспекты поэмы, делая акцент на её структуре и идейной многослойности. Особенно близки мне его мысли о сложности замысла Гоголя и его стремлении выразить в поэме не только сатиру на общественные пороки, но и глубокие размышления о судьбе и душе человека.
Что особенно заинтересовало:
1. Сложность построения сюжета. Машинский отмечает, что Гоголь долго работал над сюжетом «Мёртвых душ», и этот процесс был для него мучительным, так как поэма требовала не просто изобретения событий, а наполнения их философским смыслом. Эта мысль интересна тем, что показывает, как глубоко Гоголь размышлял о человеческой природе. Он не хотел создавать просто смешную или сатирическую картину, а стремился раскрыть трагедию духовной пустоты.
2. Мотив мёртвых душ как философский символ. Литературовед подчеркивает, что поэма содержит символическое осмысление жизни и духовного состояния героев. Это не просто мёртвые крестьяне, а отражение того, как духовно мертвы живые герои. Этот аспект особенно интересен, так как он даёт поэме двойной смысл: с одной стороны, это сатира на общественные порядки, а с другой — размышления о моральной и духовной смерти.
3. Творческий кризис Гоголя. Машинский также обращает внимание на духовную и психологическую борьбу, которую вёл Гоголь при работе над продолжением «Мёртвых душ». Этот процесс был для него настолько мучительным, что он так и не смог завершить второй том. Меня особенно заинтересовала эта часть анализа, так как она показывает, насколько глубоко Гоголь воспринимал свой труд. Он видел в поэме важнейшую миссию для себя, но не смог реализовать свои идеалы, что привело его к духовному кризису.
Личное отношение
Машинский прав в том, что Гоголь не просто описывал характеры или высмеивал общество. Его замысел был глубже — через «мёртвые души» показать общественную и духовную пустоту людей, которая парализует их жизненные силы. Эта многослойность поэмы делает её великой и одновременно тяжёлой для восприятия и создания, что привело к трагическим последствиям в судьбе самого Гоголя.
5. Какие герои Н. В. Гоголя видят в себе «значительную» персону, а на самом деле представляют собой «сочетание реальной мизерности, духовной нищеты»?
Многие герои произведений Н. В. Гоголя на первый взгляд кажутся значительными персонами, полными уверенности в собственной важности и исключительности, но при глубоком рассмотрении оказываются духовно пустыми и морально слабыми. Этот приём часто использован Гоголем для сатирического обличения социальных пороков и недостатков характера.
Герои «Мёртвых душ»
1. Плюшкин. Этот персонаж считает себя рациональным и хозяйственным человеком, но на самом деле представляет собой воплощение крайней скупости и морального падения. Он гордится своим умением экономить, но его экономия переходит в безумие, делая его символом духовной нищеты. Плюшкин — человек, который внешне кажется хозяином своих владений, но в действительности его душа «умерла», и он сам стал карикатурой на человека.
2. Собакевич. Ещё один герой «Мёртвых душ», который уверен в своей значимости как помещика и землевладельца. Собакевич относится к себе с серьёзностью, считая себя мудрым и надёжным хозяином. Однако его грубость, корысть и жестокость показывают истинную духовную нищету, скрытую за внешней уверенностью. Он воплощает приземлённость и отсутствие высоких нравственных идеалов.
3. Ноздрёв. Этот персонаж уверен, что является человеком влияния и силы. Он любит хвастаться своими «подвигами» и уверен в своей важности в светских кругах. Однако за этим самоуверенным поведением скрывается беспринципность, лживость и глупость. Ноздрёв — яркий пример того, как реальная мизерность и безответственность могут быть замаскированы за внешней живостью и напыщенностью.
Герои «Ревизора»
1. Городничий (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский). Городничий видит себя важным руководителем, человеком, который держит под контролем всё в своём городе. Он уверен в своей значимости и неприкосновенности. Однако его мелкая коррупция, лесть перед мнимым ревизором и попытки скрыть собственные грехи показывают его моральную слабость и пустоту. В финале пьесы его обман разоблачается, и он оказывается не просто незначительной персоной, а жалким и смехотворным человеком.
2. Хлестаков. Этот герой представляет собой тип человека, который строит своё самомнение на лжи и выдуманных заслугах. Он легко входит в роль «ревизора», наслаждаясь вниманием и восхищением окружающих. Хлестаков уверен, что его представление делает его значительным, но на самом деле он — всего лишь мошенник, из которого ничего не выйдет. Его безответственное поведение показывает, как духовная пустота и мизерность могут маскироваться за самоуверенностью.
Герои «Шинели»
1. Акакий Акакиевич Башмачкин. На первый взгляд, может показаться, что Акакий Акакиевич далёк от мысли о собственной значимости. Однако, когда он приобретает новую шинель, его восприятие себя меняется: он чувствует себя важным и достойным человеком. Но его значимость связана исключительно с внешним предметом, а не с внутренними качествами. Когда шинель украдена, Башмачкин вновь оказывается тем, кем был — «маленьким человеком», лишённым какого-либо социального веса и духовной силы.
Общий вывод
Гоголь часто использует образы персонажей, которые кажутся уверенными в своей значимости, но на самом деле страдают от внутренней пустоты и моральной слабости. Эти персонажи, будь то помещики, чиновники или мошенники, демонстрируют духовную нищету, несмотря на внешние проявления силы или богатства. Гоголь с помощью сатиры и иронии разоблачает их мнимую важность, показывая, как мелочные пороки разрушают человеческую душу.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением