Вопросы для повторения 3 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. В чём сходство и различие морфемы и слова?Сходство в том, что слово может быть равным морфеме. Более сложное слово делится на морфемы. Морфема же в свою очередь,...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 10 класс, Русское слово:
1. В чём сходство и различие морфемы и слова?
Сходство в том, что слово может быть равным морфеме. Более сложное слово делится на морфемы. Морфема же в свою очередь, делится на фонемы. Функционально слово самостоятельно само по себе, в то время как морфема – нет. Общим для слов и морфем является также обобщающий характер: слова могут обозначать что-то в общем, а суффиксы характеризуют принадлежность к той или иной функции или явлению.
2. Что такое корневая морфема? Какова её роль?
Любое слово состоит из корневой (-ых) морфем и служебных (аффиксов). Корневая морфема – основная часть слова. Корень несет в себе лексическое значение, а также является общей частью родственных слов, называемых однокоренными. Корневая морфема, в отличие от аффиксов, не закрепляется за какой-либо частью речи, а также может употребляться в свободном виде.
3. Что такое аффиксальные морфемы? Какие функции они выполняют?
Аффиксы – это морфемы, присоединяемые к корню и служащие для образования новых слов. В русском языке выделяют следующие аффиксы: приставки, суффиксы, окончания, постфиксы, интерфиксы. Аффиксы могут быть как словообразовательными, так и формообразующими. Путем словообразовательных образуются новые слова, при помощи формообразующих – новые формы одного и того же слова. Аффиксальные морфемы имеют свое значение. Например, суффикс –ин- имеет несколько значение: 1) один предмет чего-либо (соломинка, жемчужина); 2) вид мяса или рыбы (свинина, осетрина); 3) отвлеченных признаков (глубина, старина); 4) результата или орудия действия (царапина, отметина); 5) представителя какой-либо нации или гражданина какой-либо страны (россиянин, англичанин, грузин); 6) служит для образования прилагательных, обозначающих людей и животных (утиный, мамин).
4. Приведите примеры синонимичных аффиксальных морфем. Покажите их сходство и различие.
Синонимические суффиксы -их-/-иц- (моржиха - львица) имеют значение «самка животного». Также синонимичными являются приставки вы-/из(ис-) (выпить - испить) со значением «направленность действия изнутри наружу».
5. Приведите примеры омонимичных аффиксальных морфем. Определите их значения.
Омонимичные морфемы - это морфемы, имеющие одинаковые по звуковому составу, но разные по значению. К ним можно отнести, например, приставку с-: спрыгнуть («движение по направлению вниз) - сделать (значение «законченный результат какого-либо действия). Также омонимичным является суффикс -тель-: водитель (значение «обозначение лица какой-либо профессии») - владетель (значение «лицо, совершающее какое-либо действие») - краситель (значение «предмет, предназначенный для определённой цели»).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением