Упр.80 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 5 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте отрывок из рассказа «Лебедь». Какова тема и основная мысль текста? Какие вопросы надо задать, чтобы правильно назвать тему и основную мысль?Лебедь по...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 5 класс, Русское слово:
1. Прочитайте отрывок из рассказа «Лебедь». Какова тема и основная мысль текста? Какие вопросы надо задать, чтобы правильно назвать тему и основную мысль?

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царём всей водяной, или водоплавающей, птицы.
Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зелёных камышей по тёмно-синей, гладкой поверхности воды.
Все его движения исполнены прелести: начнёт ли он пить и, зачерпнув носом воды, поднимает голову вверх и вытянет шею; начнёт ли купаться, нырять и плескаться своими могучими крыльями, далеко разбрасывая брызги воды, скатывающейся с пушистого тела; начнёт ли потом охорашиваться, легко и свободно закинув дугою назад свою белоснежную шею, поправляя и чистя носом на спине, боках и в хвосте смятые или замаранные перья; распустит ли крыло по воздуху, как будто длинный косой парус, и начнёт так же носом перебирать в нём каждое перо, проветривая и суша его на солнце, — всё живописно и великолепно в нём. (По С. Аксакову)

Тема текста: Лебедь.
Основная мысль текста: Лебедь – самая прекрасная птица.
Чтобы определить тему текста, нужно задать вопрос: «О чём говорится в этом тексте?», а для определения основной мысли нужно задать вопрос: «К чему призывает этот текст, чему учит, ради чего он написан?»

2. Озаглавьте текст. Почему писатель называет лебедя царём птиц? Найдите слова в тексте, подтверждающие это.
Заголовок: Лебедь – царь птиц.
Писатель называет лебедя царём птиц за его величину, силу, красоту и величавую осанку. Об этом говорится в первом предложении.

3. Выпишите ключевые слова, которые помогают вам представить лебедя.
Царь; белый как снег; длинная, гибкая шея; могучие крылья; крыло будто парус; всё живописно и великолепно в нём.

4. Какую картину рисуют глаголы в третьем абзаце? Выпишите их.
Глаголы в третьем абзаце рисуют картину движений лебедя: начнёт пить, поднимает, вытянет, начнёт купаться, нырять, плескаться, начнёт охорашиваться, распустит, начнёт перебирать.

5. Найдите в тексте сравнения, запишите их. Чем они выражены?
Белый как снег; закинув дугою шею; крыло, как будто длинный косой парус. Сравнения выражены существительными.

6. Объясните, почему этот текст — описание. Какие сюжеты для написания картин по этому тексту вы можете придумать?
Это текст-описание, т. к. в нём называются, описываются признаки лебедя и его действий.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением