Ответы на вопросы на стр.75 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 5 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 5 класс, Просвещение:
Творческое задание
Подготовьте беседу с одноклассниками на тему «Пушкин и няня».
Беседа с одноклассниками на тему «Пушкин и няня»
Вступление: Сегодня я хочу поговорить с вами о важной фигуре в жизни Александра Сергеевича Пушкина — его няне, Арине Родионовне. Её влияние на поэта было настолько велико, что она не раз становилась героиней его стихотворений. Давайте обсудим, как Пушкин относился к ней и какое значение она имела в его жизни и творчестве.
Основная часть:
1. Роль няни в жизни Пушкина: Пушкин вырос в дворянской семье, но с самого детства его воспитанием занималась няня, простая крестьянка Арина Родионовна. Она была для него не только заботливой воспитательницей, но и близким другом. Именно она рассказывала ему народные сказки, пела песни и приобщала к русской культуре. В детстве, когда Пушкин чувствовал себя одиноким и непонятым, няня была для него источником утешения и поддержки.
2. Стихотворение «Няне»: В своём стихотворении «Няне» Пушкин выражает свою благодарность и любовь к Арине Родионовне. Он называет её «подругой дней суровых», что подчёркивает её важную роль в самые трудные периоды его жизни. Няня была рядом, когда поэт переживал тяжёлые времена, и её поддержка помогала ему справляться с трудностями.
3. Художественные средства в стихотворении: В стихотворении Пушкин использует множество художественных средств, чтобы передать своё отношение к няне. Например, он сравнивает её с голубкой — символом мира и доброты, что подчёркивает её нежность и заботу. Метафоры и эпитеты помогают нам понять, насколько сильными были её переживания и ожидания, когда Пушкин был вдали от неё.
4. Няня как источник вдохновения: Арина Родионовна была для Пушкина не только близким человеком, но и источником вдохновения. Её рассказы и песни влияли на его творчество, привнося в него элементы русской народной культуры. Многие образы из его произведений навеяны её рассказами.
5. Значение няни в жизни Пушкина: Подумайте, как важно иметь такого человека в жизни — того, кто поддерживает нас в трудные моменты, кто всегда рядом и помогает идти вперёд. Для Пушкина такой человек был его няня. Она сыграла ключевую роль в формировании его как личности и как поэта.
Заключение: Пушкин всегда с теплотой вспоминал свою няню. Её забота, любовь и мудрость оставили глубокий след в его душе и творчестве. Эта беседа помогает нам понять, как важны близкие люди в нашей жизни и как они могут повлиять на нас. Арина Родионовна была не просто няней, но настоящим другом и наставником, который сопровождал Пушкина на протяжении всей его жизни.
Обсуждение:
• Как вы думаете, какой была бы жизнь Пушкина без Арины Родионовны?
• Есть ли в вашей жизни люди, которые оказывают на вас такое же влияние?
• Какие ещё произведения Пушкина можно связать с его отношением к няне?
Эта беседа поможет вам задуматься о том, как важны для нас близкие люди и насколько сильно они могут влиять на нашу жизнь и мировоззрение.
Размышляем о прочитанном
1. О каких чудесах, необыкновенных героях вы узнали из народных сказок? Приведите пример чудесных превращений героев.
Народные сказки полны чудес и необыкновенных героев, которые погружают нас в мир волшебства и фантазии. В таких сказках мы часто встречаем удивительные события, магические предметы и чудесные превращения, которые придают этим историям особое очарование.
Примеры чудес и необыкновенных героев:
1. Волшебные помощники и магические предметы:
o В русской народной сказке «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» появляются волшебные помощники — зеркальце, яблоко и гребень, которые обладают магическими свойствами и помогают героям в трудные моменты.
o В сказке «Иван-царевич и Серый волк» главный герой встречает волка, который становится его верным помощником и спасает его из сложных ситуаций. Волк обладает невероятной скоростью и силой, что позволяет Ивану преодолевать преграды.
2. Необыкновенные герои:
o В сказке «Гуси-лебеди» главный герой — девочка Аленушка отправляется на поиски своего брата, которого похитили гуси-лебеди. В пути ей помогают волшебные предметы и персонажи, такие как печка, яблоня и речка, которые оживают и оказывают помощь.
o В сказке «Крошечка-Хаврошечка» главной героине помогает волшебная корова, которая исполняет её желания и в конце сказки превращается в дерево, дающее чудесные плоды.
Примеры чудесных превращений героев:
1. «Царевна-лягушка» — одна из самых известных русских народных сказок, где происходит чудесное превращение. Главная героиня, царевна Василиса Прекрасная, превращена в лягушку, и только после выполнения определённых испытаний её истинный облик возвращается. Иван-царевич женится на лягушке, не зная, что она — заколдованная царевна, и только благодаря своей верности и любви он помогает ей вновь стать человеком.
2. «Аленький цветочек» — в этой сказке чудесное превращение происходит с Чудищем, которое оказывается заколдованным принцем. Главная героиня, Настенька, своей добротой и любовью снимает с него заклятие, и он превращается обратно в прекрасного молодого человека.
3. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» — в этой сказке происходит трагическое превращение: братец Иванушка, нарушив запрет, пьёт воду из копытца и превращается в козлёнка. Только благодаря любви и заботе сестры Аленушки он в конце концов возвращает себе человеческий облик.
Эти примеры показывают, что народные сказки полны чудесных превращений, которые часто происходят благодаря доброте, верности и любви героев. Эти истории учат нас верить в чудеса и показывают, что даже в самых трудных ситуациях можно найти выход, если следовать своим внутренним ценностям и не терять надежды.
2. Каково общее настроение этого отрывка?
Общее настроение отрывка из стихотворения Пушкина "У Лукоморья дуб зеленый" можно описать как волшебное, загадочное и немного таинственное. Пушкин создаёт атмосферу чудесного мира, где фантазия и реальность переплетаются, вызывая чувство удивления и восхищения.
Основные черты настроения:
1. Волшебство и фантазия:
o Описание дуба с золотой цепью, по которой ходит учёный кот, сразу погружает читателя в мир сказки. Это волшебство усиливается с каждым последующим образом: леший, русалка, избушка на курьих ножках — всё это создаёт ощущение необыкновенности и магии.
o «Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит.» — здесь описывается чудесное существо, кот, который не просто ходит по цепи, но ещё и поёт песни и рассказывает сказки, что добавляет атмосферу волшебства.
2. Таинственность и загадочность:
o Пушкин вводит образы, которые несут в себе нечто неведомое и загадочное: «следы невиданных зверей», «избушка на курьих ножках», «ступа с Бабою Ягой». Эти образы пробуждают любопытство и лёгкое чувство тревоги.
o «Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей» — здесь присутствует ощущение тайны и неизвестности, что добавляет элемент загадочности в общее настроение отрывка.
3. Чудеса и героизм:
o Появление витязей, колдуна, богатыря, царевны, которую спасает волк, создаёт ощущение сказочного эпоса, где герои совершают великие подвиги.
o «И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных» — этот образ вызывает восхищение и чувство героизма.
4. Ностальгия и сказочность:
o Заключительные строки, где лирический герой вспоминает свои впечатления от увиденного и услышанного, наполняют текст чувством ностальгии по этому чудесному миру, который остаётся в памяти как яркий, волшебный сон.
o «И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил.» — эти строки передают ощущение, что этот сказочный мир не просто выдумка, а нечто, к чему лирический герой имел личный доступ, что делает воспоминания о нём ещё более ценными.
Заключение:
Этот отрывок наполнен волшебством, чудесами и таинственностью, создавая у читателя ощущение погружения в сказочный мир, полный загадок и чудесных превращений. Пушкин мастерски передаёт это настроение через образы и символы, наполняя их глубоким смыслом.
3. Расскажите, какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете: «там леший бродит», «следы невиданных зверей», «лес и дол видений полны», «и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных», «королевич мимоходом пленяет грозного царя», «царь Кащей над златом чахнет»?
«Там леший бродит»
Я представляю густой и тёмный лес, наполненный шёпотом ветра и звуками природы. В этом лесу медленно и осторожно бродит леший — старый, бородатый дух леса, сливающийся с деревьями и кустарниками. Его глаза светятся загадочным зелёным светом, и кажется, что он знает все тайны леса. Леший передвигается бесшумно, его шаги едва слышны, а присутствие ощущается только тонким холодком, который проникает в душу.
«Следы невиданных зверей»
Представляется заснеженная тропа или таинственная лесная дорожка, по которой ведут следы огромных лап, оставленные невиданными существами. Эти следы могут принадлежать фантастическим существам, чьи образы до конца неясны. Они могут быть огромными, как следы дракона, или странными, как отпечатки лап какой-то неведомой зверушки, с острыми когтями и странным узором на подошве. Эти следы внушают лёгкий страх и пробуждают любопытство.
«Лес и дол видений полны»
Я вижу сказочный лес, где каждая тень может скрывать призрака или духа. В этом лесу деревья кажутся живыми, их ветви движутся словно в танце, листья шелестят, рассказывая истории древних времён. Вдоль извилистых тропинок леса и долины появляются видения — миражи далеких замков, волшебные существа, феи и эльфы, которые мелькают среди деревьев, создавая ощущение, что этот мир полон тайн и волшебства.
«И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных»
Возникает образ спокойного озера, поверхность которого вдруг начинает мерцать и светиться. Из этой водной глади, стройными рядами, выходят тридцать витязей — могучих, в сияющих доспехах, с мечами, сверкающими на солнце. Они торжественно ступают на берег, сдержанно, но с внутренним благородством, их лица серьёзны и сосредоточены. Эти витязи кажутся воплощением мужества и чести, и их появление внушает уважение и восхищение.
«Королевич мимоходом пленяет грозного царя»
Я вижу молодого, смелого королевича, который легко и непринуждённо, словно мимоходом, побеждает могущественного царя. Этот королевич, вероятно, наделён каким-то особым даром или хитростью, которая позволяет ему справляться с трудностями и противниками. Грозный царь, раньше внушавший страх и трепет, теперь оказывается пленённым, его могущество подтачено одним точным и уверенным движением королевича.
«Царь Кащей над златом чахнет»
Я представляю мрачное подземелье, где среди гор золота и драгоценностей сидит Кащей — старый, сухой, почти иссохший до костей, с длинными пальцами, вцепившимися в свои сокровища. Его глаза горят жадностью, но в них нет ни радости, ни удовлетворения — только бесконечная тревога и страх потерять своё богатство. Он постоянно перебирает свои сокровища, словно зачарованный, и его жизнь сводится к бессмысленному существованию рядом с этими блестящими, но холодными и мёртвыми богатствами.
4. Какие народные и литературные сказки вы вспоминаете, когда читаете отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» — «У лукоморья дуб зелёный...»? В каких строках сочетаются юмор и фантастика?
Когда читаешь отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» — «У лукоморья дуб зелёный...», на ум приходят множество народных и литературных сказок, где встречаются подобные образы и мотивы. Этот отрывок богат на отсылки к русскому фольклору и содержит элементы как волшебства, так и юмора.
Народные и литературные сказки, которые вспоминаются:
1. «Василиса Прекрасная» — Эта сказка напоминается при упоминании избушки на курьих ножках и Бабы Яги. Эти образы — классические элементы русских народных сказок, в которых часто появляются зловещие старухи, живущие в лесах и владеющие колдовскими силами.
2. «Царевна-лягушка» — Этот сюжет может прийти на ум, когда упоминается царевна, находящаяся в темнице, и волшебные помощники, такие как бурый волк. Волк верно служит царевне, что перекликается с верными помощниками героев в русских сказках.
3. «Сказка о царе Салтане» — Эта сказка Александра Пушкина вспоминается из-за общего духа волшебства и присутствия таких элементов, как чудеса и волшебные превращения. Сам стиль и манера повествования перекликаются с этим стихотворным произведением.
4. «Кощей Бессмертный» — Образ Кащея, чахнущего над златом, явно перекликается с народными сказками о бессмертном царе, который охраняет свои сокровища, но при этом не способен наслаждаться ими, будучи пленником своей жадности.
Строки, в которых сочетаются юмор и фантастика:
Одной из наиболее ярких строк, где сочетаются юмор и фантастика, является следующая:
• «Там ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой...»
В этой строке описывается, как ступа, которая обычно используется Бабой Ягой для передвижения, сама по себе идёт и бродит. Это создаёт комический эффект, так как ступа — обычный предмет, но здесь она наделена волшебной способностью передвигаться самостоятельно, что придаёт этой сцене элемент юмора и абсурда.
Ещё одна строка с элементом юмора:
• «И кот ученый... Налево — сказку говорит.»
Здесь присутствует элемент иронии: кот, который ходит по цепи и поёт песни или рассказывает сказки, — это одновременно и фантастический образ, и немного комический, так как коты в реальной жизни, конечно, не обладают такими способностями. Пушкин играет с фантастическим и комичным, создавая образ мудрого кота, который выполняет роль сказочника.
Таким образом, этот отрывок из поэмы Пушкина наполнен аллюзиями на русские народные сказки и литературные произведения, в которых сочетаются элементы фантастики и юмора, создавая особую атмосферу волшебства и весёлого абсурда.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением