Ответы на вопросы на стр.56 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Как бы вы сформулировали тему каждой прочитанной вами оды М. В. Ломоносова? Какие строки показались вам особенно важными для жанра...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Как бы вы сформулировали тему каждой прочитанной вами оды М. В. Ломоносова? Какие строки показались вам особенно важными для жанра оды?
Тема оды М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием Величестве…» – преклонение поэта перед могуществом Творца, необходимость изучения законов природы, которые должны подчиниться человеческому разуму.
Мне показались особенно важными для жанра оды такие строки:
…Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!
…О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вам путь известен всех планет, –
Скажите, что нас так мятет?
… Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик творец?
Тема «Оды на день восшествия на Всероссийский престол…» – восхваление правления Императрицы Елисаветы Петровны, её деяний и надежда на дальнейшее развитие страны и науки.
В числе наиболее важных для жанра оды строк можно назвать следующие:
… Божественным устам приличен,
Монархиня, сей кроткий глас:
О коль достойно возвеличен
Сей день и тот блаженный час,
Когда от радостной премены
Петровы возвышали стены
До звезд плескание и клик!
Когда ты крест несла рукою
И на престол взвела с собою
Доброт твоих прекрасный лик!
Чтоб слову с оными сравняться,
Достаток силы нашей мал;
Но мы не можем удержаться
От пения твоих похвал.
… Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет;
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.
…О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте, ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
… Тебе, о милости источник,
О ангел мирных наших лет!
2. Какова главная мысль философской оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» и «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»? В чём поэт видит заслугу императрицы?
Главная мысль «Вечернего размышления о Божием Величестве при случае великого северного сияния» заключается в том, что человек ничтожен по сравнению с Творцом, но он создан по Его подобию, оттого может пытаться постичь законы мироздания.
Идея «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» заключается в том, чтобы рассказать о добрых делах императрицы, а также донести до читателей, что наука и просвещение очень важны для развития страны.
Заслугу Елизаветы Ломоносов видит в отсутствии войн, возвращении к политике Петра, в покровительстве наукам.
3. Как вы понимаете строки: «...может собственных Платонов / И быстрых разумом Певтонов / Российская земля рождать»?
Строки «Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать» говорят о том, что Ломоносов верит в талант русского народа. Верит в то, что в России также могут рождаться великие учёные, совершаться гениальные открытия.
4. Каковы картины мира, рисуемые Ломоносовым в этих одах? Какую роль играют вопросы и восклицания?
В «Вечернем размышлении…» Ломоносов рисует величественные картины мира. Пишет о том, что мир вокруг нас бесконечен («Бездна, звезд полна»), но возможен для изучения. Надо лишь научится ставить перед собой правильные вопросы («Но где ж, натура, твой закон?»), и решать их силой человеческого разума.
В оде Ломоносов задаёт множество вопросов, потому что сомневается, видимо, в правильности своих объяснений устройства Вселенной, возникновения северного сияния. решений, они выглядят недостаточными и неубедительными на фоне той красоты и мощи, которую он наблюдает. Свои вопросы он адресует ученым, мудрецам, провидцам, которым кажется, что они знают все. Поэт утверждает, что человеку не дано отгадать все загадки природы. Последний вопрос: «Скажите ж, коль велик Творец?», - риторический. Он не требует ответа, даже напротив, в нем самом уже содержится утверждение величия и безграничных возможностей Творца. Восклицания передают восхищение поэта прекрасным и таинственным явлением. Вопросы и восклицания «оживляют» оду, делают ее похожей на диалог поэта и читателя, привносят убедительность и эмоциональность в речь поэта.
В «Оде на день восшествия на Всероссийский престол… Елисаветы Петровны 1747 года» Ломоносов рисует картины благополучия: яркие цветы, полные зреющих колосьев поля, корабли с сокровищами. Также он использует олицетворение: тишина сыплет щедрою рукой богатство.
Поэт также описывает необъятные просторы русской земли, её богатые недра, плодородные поля, величественные реки и густые леса. Он показывает, что природа родной земли прекрасна и величественна («Лена чистой быстриной», «глубокие леса», «широкое открыто поле»). Ломоносов подчёркивает, что России необходимы науки и образование, чтобы извлечь пользу из всех этих богатств.
В «Оде на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» вопросы и восклицания играют важную роль.
Восклицания направлены на передачу чувств, а вопросы более риторические, чем требующие какого-либо ответа.
В произведении Ломоносов описывает человеческие действия и устремления, а также надежды на то, что Елизавета продолжит преобразования отца и будет уделять внимание развитию наук и искусств.
5. За что прославляет поэт Елизавету и на что надеется? Подтвердите ответы чтением фрагментов из текста «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
В начале оды Ломоносов восхваляет красоту Елизаветы, ее душевные качества:
Душа ее зефира тише,
И зрак прекраснее рая.
Императрица прекратила кровавые войны. Счастье и покой подданных она поставила превыше военной славы. Поэт прославляет ее за то, что она возвратила «тишину» в Россию:
Мне полно тех побед, сказала.
Для коих крови льется ток.
Я россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не меняюсь.
На целый запад и восток.
Далее поэт прославляет Елизавету за то, что она оказалась достойной преемницей своего великого отца – Петра Первого. Она не только по-петровски продолжила возрождать русскую науку, но даже превзошла его в этом:
Великая Петрова дщерь
Щедроты отчи превышает,
Довольство муз усугубляет
И к счастью отворяет дверь.
Ломоносов надеется, что императрица не перестанет покровительствовать науке. А наука, развиваясь, внесет неоценимый вклад в развитие России, рост ее благосостояния. Поэт пишет о природных богатствах, которые хранит российская земля. Он надеется, что с развитием науки не только появятся отважные исследователи, которые найдут эти богатства, но и мастера, способные обработать добытые полезные ископаемые, найти им полезное применение.
Воззри на горы превысоки.
Воззри в поля свои широки.
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно < ... >
Но требует к тому Россия
Искусством утвержденных рук.
Сие злату очистит жилу;
Почувствуют и камни силу
Тобой восставленных наук.
В последних торжественных строфах стихотворения звучит гордость поэта за отечественную науку. Он верит, что российская земля богата талантами, и скоро появится множество гениальных ученых, благодаря которым отечественная наука сравняется с европейской.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением