Ответы на вопросы на стр.56 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Как бы вы сформулировали тему каждой прочитанной вами оды М. В. Ломоносова? Какие строки показались вам особенно важными для жанра оды?
Тема оды М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием Величестве…» – преклонение поэта перед могуществом Творца, необходимость изучения законов природы, которые должны подчиниться человеческому разуму.
Мне показались особенно важными для жанра оды такие строки:
…Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!
…О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вам путь известен всех планет, –
Скажите, что нас так мятет?
… Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик творец?
Тема «Оды на день восшествия на Всероссийский престол…» – восхваление правления Императрицы Елисаветы Петровны, её деяний и надежда на дальнейшее развитие страны и науки.
В числе наиболее важных для жанра оды строк можно назвать следующие:
… Божественным устам приличен,
Монархиня, сей кроткий глас:
О коль достойно возвеличен
Сей день и тот блаженный час,
Когда от радостной премены
Петровы возвышали стены
До звезд плескание и клик!
Когда ты крест несла рукою
И на престол взвела с собою
Доброт твоих прекрасный лик!
Чтоб слову с оными сравняться,
Достаток силы нашей мал;
Но мы не можем удержаться
От пения твоих похвал.
… Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет;
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.
…О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте, ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
… Тебе, о милости источник,
О ангел мирных наших лет!
2. Какова главная мысль философской оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» и «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»? В чём поэт видит заслугу императрицы?
Главная мысль «Вечернего размышления о Божием Величестве при случае великого северного сияния» заключается в том, что человек ничтожен по сравнению с Творцом, но он создан по Его подобию, оттого может пытаться постичь законы мироздания.
Идея «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» заключается в том, чтобы рассказать о добрых делах императрицы, а также донести до читателей, что наука и просвещение очень важны для развития страны.
Заслугу Елизаветы Ломоносов видит в отсутствии войн, возвращении к политике Петра, в покровительстве наукам.
3. Как вы понимаете строки: «...может собственных Платонов / И быстрых разумом Певтонов / Российская земля рождать»?
Строки «Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать» говорят о том, что Ломоносов верит в талант русского народа. Верит в то, что в России также могут рождаться великие учёные, совершаться гениальные открытия.
4. Каковы картины мира, рисуемые Ломоносовым в этих одах? Какую роль играют вопросы и восклицания?
В «Вечернем размышлении…» Ломоносов рисует величественные картины мира. Пишет о том, что мир вокруг нас бесконечен («Бездна, звезд полна»), но возможен для изучения. Надо лишь научится ставить перед собой правильные вопросы («Но где ж, натура, твой закон?»), и решать их силой человеческого разума.
В оде Ломоносов задаёт множество вопросов, потому что сомневается, видимо, в правильности своих объяснений устройства Вселенной, возникновения северного сияния. решений, они выглядят недостаточными и неубедительными на фоне той красоты и мощи, которую он наблюдает. Свои вопросы он адресует ученым, мудрецам, провидцам, которым кажется, что они знают все. Поэт утверждает, что человеку не дано отгадать все загадки природы. Последний вопрос: «Скажите ж, коль велик Творец?», - риторический. Он не требует ответа, даже напротив, в нем самом уже содержится утверждение величия и безграничных возможностей Творца. Восклицания передают восхищение поэта прекрасным и таинственным явлением. Вопросы и восклицания «оживляют» оду, делают ее похожей на диалог поэта и читателя, привносят убедительность и эмоциональность в речь поэта.
В «Оде на день восшествия на Всероссийский престол… Елисаветы Петровны 1747 года» Ломоносов рисует картины благополучия: яркие цветы, полные зреющих колосьев поля, корабли с сокровищами. Также он использует олицетворение: тишина сыплет щедрою рукой богатство.
Поэт также описывает необъятные просторы русской земли, её богатые недра, плодородные поля, величественные реки и густые леса. Он показывает, что природа родной земли прекрасна и величественна («Лена чистой быстриной», «глубокие леса», «широкое открыто поле»). Ломоносов подчёркивает, что России необходимы науки и образование, чтобы извлечь пользу из всех этих богатств.
В «Оде на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» вопросы и восклицания играют важную роль.
Восклицания направлены на передачу чувств, а вопросы более риторические, чем требующие какого-либо ответа.
В произведении Ломоносов описывает человеческие действия и устремления, а также надежды на то, что Елизавета продолжит преобразования отца и будет уделять внимание развитию наук и искусств.
5. За что прославляет поэт Елизавету и на что надеется? Подтвердите ответы чтением фрагментов из текста «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
В начале оды Ломоносов восхваляет красоту Елизаветы, ее душевные качества:
Душа ее зефира тише,
И зрак прекраснее рая.
Императрица прекратила кровавые войны. Счастье и покой подданных она поставила превыше военной славы. Поэт прославляет ее за то, что она возвратила «тишину» в Россию:
Мне полно тех побед, сказала.
Для коих крови льется ток.
Я россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не меняюсь.
На целый запад и восток.
Далее поэт прославляет Елизавету за то, что она оказалась достойной преемницей своего великого отца – Петра Первого. Она не только по-петровски продолжила возрождать русскую науку, но даже превзошла его в этом:
Великая Петрова дщерь
Щедроты отчи превышает,
Довольство муз усугубляет
И к счастью отворяет дверь.
Ломоносов надеется, что императрица не перестанет покровительствовать науке. А наука, развиваясь, внесет неоценимый вклад в развитие России, рост ее благосостояния. Поэт пишет о природных богатствах, которые хранит российская земля. Он надеется, что с развитием науки не только появятся отважные исследователи, которые найдут эти богатства, но и мастера, способные обработать добытые полезные ископаемые, найти им полезное применение.
Воззри на горы превысоки.
Воззри в поля свои широки.
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно < ... >
Но требует к тому Россия
Искусством утвержденных рук.
Сие злату очистит жилу;
Почувствуют и камни силу
Тобой восставленных наук.
В последних торжественных строфах стихотворения звучит гордость поэта за отечественную науку. Он верит, что российская земля богата талантами, и скоро появится множество гениальных ученых, благодаря которым отечественная наука сравняется с европейской.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением