Ответы на вопросы на стр.294 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Развиваем дар словаОбъясните словосочетания и фразы: печаль моя светла. сердце вновь горит, не хочу печалить, любил безмолвно, безнадежно, то робостью, то ревностью...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Развиваем дар слова
Объясните словосочетания и фразы: печаль моя светла. сердце вновь горит, не хочу печалить, любил безмолвно, безнадежно, то робостью, то ревностью томим.
Попробуйте обосновать выбор поэтом именно этих, а не других слов для выражения самого высокого чувства человека — чувства любви.
В стихотворении «Я вас любил...» Пушкин использует особые словосочетания и фразы, чтобы передать глубину и сложность чувств любви. Каждый из этих выражений несет важное смысловое и эмоциональное наполнение, создавая тонкий и многослойный образ любви. Рассмотрим их по порядку.
1. «Печаль моя светла»
• Объяснение: Здесь речь идет о том, что печаль поэта не отягощена горечью или злобой. Его грусть светла, потому что, несмотря на потерю любви, в его душе остаются светлые воспоминания и благородные чувства к возлюбленной.
• Выбор слова: Пушкин выбрал слово «светла», чтобы показать, что его любовь не омрачена страданиями. Она скорее возвышенная, спокойная и чистая. Это печаль без трагедии, она наполнена светом благородства.
2. «Сердце вновь горит»
• Объяснение: Фраза означает, что чувства поэта снова оживают, как пламя, которое внезапно загорается. Это метафора для описания возврата любви или вдохновения, когда после периода забвения поэт вновь чувствует любовь в своем сердце.
• Выбор слова: Пушкин использует слово «горит», так как огонь символизирует страсть, энергию, силу чувств. Любовь для поэта — это мощное чувство, которое возрождается с новой силой, как огонь.
3. «Не хочу печалить»
• Объяснение: Поэт подчеркивает, что не желает причинять своей возлюбленной никаких страданий или тревог. Он осознает, что его чувства могут быть для нее тягостными, и потому готов отступить ради ее покоя.
• Выбор слова: «Печалить» показывает заботу поэта о чувствах возлюбленной. Он не хочет, чтобы его любовь причиняла ей страдания, даже если он сам переживает глубокие эмоции. Это слово отражает благородство его чувств.
4. «Любил безмолвно, безнадежно»
• Объяснение: Эти слова передают суть несчастной, неразделенной любви. «Безмолвно» означает, что поэт не выражал своих чувств словами, не признавался в любви. «Безнадежно» указывает на осознание того, что его чувства не будут взаимными, и он не ждет ответной любви.
• Выбор слов: Пушкин использует эти слова, чтобы подчеркнуть внутреннюю трагедию любви. Он показывает, что, несмотря на всю силу его чувств, поэт понимает их тщетность, но продолжает любить искренне и преданно.
5. «То робостью, то ревностью томим»
• Объяснение: Поэт описывает свое состояние, когда любовь вызывает в нем разные, противоречивые чувства. Он то испытывает робость, боясь выразить свои чувства, то мучается от ревности, возможно, из-за того, что любимая может уделять внимание другому.
• Выбор слов: Эти чувства, робость и ревность, передают двойственность и сложность переживаний влюбленного человека. Робость показывает нежность и страх быть отвергнутым, а ревность — страсть и желание быть единственным для возлюбленной. Пушкин подчеркивает, что любовь — это смесь этих сильных эмоций.
Обоснование выбора слов
Пушкин выбирает именно эти выражения, потому что они передают глубину и многослойность любви. Любовь в его стихах не проста: она может бы
Эти выражения не просто описывают чувства, но и передают их эмоциональные оттенки — от сдержанной грусти до всплеска страсти, от страха быть отвергнутым до способности желать счастье.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ А. С. Пушкин. «Я вас любил: любовь ещё, быть может...»
1. Каждый раз, когда поэт говорит о любви, душа его просветляется. Так и в этом стихотворении. Оно грустное и в то же время полное счастья. Какие интонации чтеца помогают убедиться в этом (печальные, светлые, радостные...)? Па каких словах и выражениях сосредоточил своё внимание актёр?
Интонации спокойные, немного задумчивые, легкие, светлые, немного грустные. В начале стихотворения интонации мягкие и сдержанные, поэт говорит о прошлом чувстве с уважением и покоем, без драматизма. Постепенно добавляется нотка легкой грусти, особенно в строках, где поэт вспоминает о безмолвной и безнадежной любви. Однако к концу интонации снова становятся светлыми и благородными, когда он выражает искренние пожелания счастья своей возлюбленной.
Актер выделяет:
• «Я вас любил» — с теплой, чуть печальной интонацией, подчеркивая силу этого прошлого чувства.
• «Но пусть она вас больше не тревожит» — интонация здесь спокойная, но заботливая, передающая желание поэта не доставлять возлюбленной неприятных эмоций.
• «Безмолвно, безнадежно» — грустная, слегка подавленная интонация, передающая глубину и трагизм неразделенной любви.
• «То робостью, то ревностью» — интонация более напряженная, подчеркивающая противоречивые чувства, которые испытывал поэт.
• «Так искренно, так нежно» — здесь интонация становится особенно мягкой и светлой, выражая чистоту и благородство любви поэта, даже если она была безответной.
Таким образом, актер создает интонационный контраст, начиная с легкой грусти, переходя к светлой меланхолии и завершая стихотворение теплой и доброй интонацией, которая отражает великодушие поэта и его бескорыстные чувства.
2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть, постарайтесь передать при чтении состояние светлой грусти, о котором говорят поэт и актёр.
Для того чтобы подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть и передать состояние светлой грусти, важно следовать нескольким ключевым аспектам. Вот пошаговый план, который поможет вам воплотить это состояние в своем исполнении:
1. Понимание текста и настроения
Прежде чем приступить к чтению, вдумайтесь в смысл стихотворения. Стихотворение Пушкина «Я вас любил...» передает состояние грусти, примирения с утратой, но также и светлого благородства. Важно передать не только грусть, но и теплоту, с которой поэт вспоминает о своей любви. Эмоции должны быть сдержанными, без драматизма.
2. Интонация
• Начало стихотворения — «Я вас любил: любовь еще, быть может…» — прочтите мягко, с легкой печалью, но также с теплом. В этих строках звучит не боль, а воспоминание о чувстве, которое еще не совсем угасло.
• Средняя часть — «Я вас любил безмолвно, безнадежно...» — это кульминация грусти, здесь нужно усилить интонацию, добавив немного напряжения, чтобы передать внутренний конфликт, робость и ревность, которые испытывал поэт.
• Завершение — «Я вас любил так искренно, так нежно...» — интонация снова становится светлой и благородной. Эти строки должны звучать особенно мягко, они выражают великодушие поэта, который желает возлюбленной счастья с другим.
3. Паузы
Сделайте небольшие паузы после ключевых строк, чтобы подчеркнуть значимость слов и позволить слушателю проникнуться настроением стихотворения. Например, после строки «Я вас любил: любовь еще, быть может...» можно сделать паузу, которая усилит эффект раздумий поэта.
4. Темп
Темп чтения должен быть размеренным, не торопитесь. Любовь — чувство глубокое и серьезное, и важно дать каждому слову и эмоции пространство для восприятия. Читайте стихотворение медленно, чтобы передать всю сложность и красоту этого чувства.
5. Эмоциональные акценты
Сосредоточьтесь на словах, которые подчеркивают состояние поэта: «любовь», «безмолвно», «безнадежно», «искренно», «нежно». Эти слова ключевые для понимания всей глубины стихотворения, и при их произнесении можно слегка повысить голос или сделать акцент, чтобы выделить их значение.
Пример чтения:
1. «Я вас любил: любовь еще, быть может...» — мягкая, легкая интонация, как теплое воспоминание.
2. «Но пусть она вас больше не тревожит…» — забота, смирение, желание не причинять боли.
3. «Я вас любил безмолвно, безнадежно…» — интонация становится более печальной, передает внутреннюю боль поэта.
4. «Я вас любил так искренно, так нежно...» — к финалу голос становится снова мягким, спокойным, передающим светлую грусть и великодушие.
Заключение:
Чтобы передать светлую грусть, сосредоточьтесь на сочетании печальной интонации и мягкости, избегайте чрезмерной драматизации. Ваше чтение должно быть сдержанным, но наполненным глубиной.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением