Упр.25 Часть 1 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 10 класс, Русское слово:
25. Выпишите из предложений метафоры, эпитеты, сравнения и олицетворения. Как вы думаете, на основе каких сходств предметов или явлений у слов возникли переносные значения, положенные в основу этих тропов?
1. Целый день осыпаются с клёнов силуэты багряных сердец.4 (Н. Заболоцкий) 2. И сердце1 готово к вершине бежать из груди. (В. Высоцкий) 3. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял... (М. Лермонтов) 4. В каждый гвоздик душистой сирени, распевая3, вползает пчела. (А. Фет) 5. Навис покров угрюмой нощи на своде дремлющих небес; в безмолвной тишине почили дол и рощи, в седом тумане дальний лес. (А. Пушкин) 6. Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт, как с белых яблонь3 дым... (С. Всенин) 7. Терек воет, дик и злобен, меж утёсистых громад, буре плач его подобен, слёзы брызгами летят. (М. Лермонтов) 8. Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь. (С. Есенин) 9. И кудри их белы, как утренний2 снег над славной главою кургана.4 (А. Пушкин)
Метафоры:
- силуэты багряных сердец (на основе сходства цвета; листья осенью приобретают рыжие и красные оттенки);
- бежать из груди (на основе сходства явления; т.е. сердце бьётся от волнения очень быстро);
- распевая, вползает пчела (на основе сходства явления; жужжание пчелы похоже на пение);
- навис покров (на основе сходства явления; ночное небо кажется очень низким из-за своей темноты);
- слёзы брызгами летят (на основе сходства предмета; капли, летящие от реки, похожи на слёзы)
Эпитеты:
- вечными снегами (усиление характерного свойства);
- душистой сирени (усиление характерного свойства);
- угрюмая нощь (на основе сходства явления; ночь настолько тёмная, что кажется угрюмой);
- дремлющие небеса (на основе сходства явления; небеса спокойны, как будто дремлют);
- безмолвная тишина (на основе сходства явления; очень тихо, нет ни малейшего шороха);
- седой туман (на основе сходства явления; туман имеет серый цвет);
- дальний лес (усиление характерного свойства);
- утёсистые громады (усиление характерного свойства).
Сравнения:
- как грань алмаза (на основе сходства предмета; снег настолько белый, что похож на драгоценный камень);
- как с белых яблонь (на основе сходства явления; имеется в виду, что как с яблонь осыпятся лепестки цветов, так и все печали пройдут без остатка);
- буре плач его подобен (на основе сходства явления; река настолько неспокойна, что напоминает бурю);
- слёзы брызгами (на основе сходства предмета; слезы падают брызгами);
- лебяжьей шеей (на основе сходства предмета; шея длинная, как у лебедя);
- как утренний снег над славной главою кургана (на основе сходства предмета; имеется в виду, что кудри старцев белые, что напоминают снег, лежащий на вершинах гор).
Олицетворения:
- почили дол и рощи (на основе сходства явления; т.е. стали спокойными, без движения);
- Терк воет (на основе сходства явления);
- слёзы летят (на основе сходства явления);
- не звенит рожь (на основе сходства явления, т.е. рожь еще не поспела).
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением