Ответы на вопросы на стр.189 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 8 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 8 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном. Глава 1
Глава I. Сержант гвардии
1. Глава называется «Сержант гвардии». О ком рассказывается в этой главе? Какова была семья Гринёва? Какую роль в его детстве играли Савельич и Бопре? Как родители провожали Петрушу на службу и какими словами напутствовал его отец?
Глава «Сержант гвардии» из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» посвящена рассказу о детстве и юности Петра Гринева, главного героя произведения. В ней описывается его семья, воспитание и отправка на службу.
Семья Гринева:
Семья Гринева — это старинное дворянское семейство. Его отец был строгим, но справедливым помещиком, а мать — любящей и заботливой женщиной. Они оба стремились дать своему сыну хорошее воспитание, хотя и придерживались консервативных взглядов на обучение и жизнь. В семье царили традиционные ценности, уважение к старшим и верность долгу.
Роль Савельича и Бопре в детстве Гринева:
В детстве Петруша был окружён людьми, которые сильно повлияли на его формирование как личности. Одним из таких людей был Савельич, старый и верный слуга, который исполнял роль не только наставника, но и защитника, заменив Гриневу отца в его повседневных заботах. Савельич был воплощением традиционных русских ценностей — он учил Петрушу быть бережливым, скромным и ответственным.
Другим важным человеком в детстве Гринева был его учитель Бопре, француз, которого отец нанял для обучения сына. Однако Бопре оказался ненадёжным и недобросовестным воспитателем: он больше увлекался выпивкой, чем учебой, и в итоге не оказал положительного влияния на Гринева. Этот опыт показал отцу Петра, что обучение сына требует более серьёзного подхода.
Проводы на службу и напутствие отца:
Когда пришло время отправляться на службу, родители провожали Петрушу с большим волнением. Мать, конечно, переживала и заботилась о его благополучии, а отец давал наставления. Отец Гринева хотел, чтобы его сын служил не ради карьеры и званий, а ради чести и долга. Напутствие отца было суровым, но исполненным глубокого смысла. Он сказал сыну: «Служи верно, кому присягнёшь; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
Эти слова подчёркивают важность чести и верности в жизни дворянина, что станет центральной темой в дальнейшем развитии сюжета романа.
2. Как характеризует Гринёва и Савельича эпизод с Зуриным?
Эпизод с Зуриным, в котором Гринёв и Савельич оказываются втянутыми в игру в бильярд и спор на деньги, служит важным моментом для характеристики обоих персонажей.
Характеристика Гринёва:
Этот эпизод показывает Гринёва как молодого, наивного и, в некоторой степени, легкомысленного юношу. Зурин, опытный офицер, умело использует его неопытность и вовлекает в азартную игру. Гринёв, поддавшись на уговоры и азарт, проигрывает большую сумму денег, что свидетельствует о его отсутствии жизненного опыта и неспособности к самоконтролю в таких ситуациях. Он действует импульсивно, не думая о последствиях, что указывает на его юношескую незрелость. Однако, несмотря на свои ошибки, Гринёв остаётся честным — он не скрывает от Савельича своих действий и готов признать вину перед родителями.
Характеристика Савельича:
Савельич в этом эпизоде предстаёт как верный и мудрый слуга, заботящийся о Петре как о собственном сыне. Он ясно понимает, что игра и азарт опасны для его молодого господина, и пытается предотвратить нежелательные последствия, умоляя Гринева не участвовать в споре. Когда же Гринёв проигрывает, Савельич сильно переживает за потраченные деньги, поскольку для него это не просто сумма, а знак ответственности перед семьёй Гринёвых. Савельич искренне заботится о будущем Петрушки и выполняет роль не только слуги, но и наставника, который пытается оградить его от глупых и необдуманных поступков.
Итог:
Эпизод с Зуриным показывает Гринёва как молодого, неопытного человека, который учится на своих ошибках, и Савельича — как образцового слугу, который всегда готов уберечь своего господина от неприятностей. Этот эпизод подчёркивает их отношения: Гринёв, несмотря на свою самостоятельность, ещё нуждается в наставлении, а Савельич продолжает заботиться о его благополучии, выполняя роль не только верного слуги, но и защитника от ошибок молодости.
Размышляем о прочитанном. Глава 2
Глава II. Вожатый
1. Публичное выступление. Почему глава начинается народной песней? Как характеризует Гринёва разговор с Савельичем? Каков характер Савельича? Дорога, буран — расскажите об этом. Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петруши? Опишите портрет вожатого, его таинственный разговор с хозяином. В чём его иносказательность?
Глава «Вожатый» из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» начинается с народной песни, что сразу задаёт тон всему эпизоду. Песня подчёркивает близость героев к народной культуре и традициям. Она отражает дух русского народа и его связь с природой, что важно для общей атмосферы произведения. Начало главы с народной песни помогает Пушкину погрузить читателя в русскую действительность и подготовить к символическому значению всех последующих событий, особенно встречи с вожатым.
Разговор Гринёва с Савельичем:
Разговор Гринёва с Савельичем характеризует молодого героя как человека, который, несмотря на своё благородное происхождение и самостоятельность, всё ещё ведёт себя импульсивно и не всегда прислушивается к советам старших. Он упрямо решает ехать в буран, даже когда Савельич умоляет его не подвергать себя опасности. Это показывает Гринёва как человека смелого, но ещё неопытного, не всегда способного оценить реальную угрозу.
Савельич, напротив, проявляет всю свою мудрость и заботу. Он искренне переживает за своего молодого господина, но в то же время подчёркнуто верен долгу. Его характер можно охарактеризовать как преданный и осторожный, он понимает реальную опасность и пытается защитить Гринёва, даже если его мнение не всегда принимается всерьёз. Савельич — воплощение верности и традиционного русского благоразумия, который в сложных ситуациях готов пойти на всё ради безопасности Петрушки.
Дорога и буран:
Дорога, по которой едут герои, символизирует жизненный путь Гринёва, полный неожиданностей и испытаний. Буран — это важный символ, он олицетворяет хаос и непредсказуемость судьбы. В метели Гринёв оказывается беспомощным, что подчёркивает его неопытность и уязвимость перед жизненными трудностями. Буран также символизирует политический и социальный беспорядок, который вскоре охватит Россию в связи с восстанием Пугачёва.
Сон Петруши:
Сон Гринёва имеет важное символическое значение для дальнейшего развития событий. В этом сне Петруша видит своего отца, который превращается в Пугачёва. Этот сон — пророчество, указывающее на будущую встречу Гринёва с Пугачёвым и на то, что судьба Гринёва тесно связана с восстанием. Пугачёв во сне предстает одновременно как фигура власти (отец) и как разрушитель старых порядков, что предвещает важный выбор, который предстоит сделать Гринёву в будущем. Сон помогает подготовить читателя к моральным дилеммам, с которыми столкнётся герой.
Портрет вожатого:
Портрет вожатого описан так, что его личность кажется таинственной и загадочной. Он прост в своей внешности, но его уверенность в условиях бури, способность ориентироваться в хаосе создают впечатление, что этот человек — не просто случайный встречный. Вожатый — символ проводника, который ведёт героя через жизненные испытания, и его фигура наделена глубоким символическим смыслом.
Таинственный разговор с хозяином и его иносказательность:
Разговор вожатого с хозяином постоялого двора полон скрытого смысла. В этих диалогах звучат намёки на прошлые события и текущую политическую ситуацию. Вожатый говорит о событиях, за которыми скрывается его участие в недавнем восстании, а хозяин понимает эти намёки, что даёт возможность увидеть в разговоре скрытые связи между людьми, которые недовольны властью. В этом разговоре Пушкин мастерски передаёт недовольство и предчувствие перемен в стране. Иносказательность беседы позволяет читателю увидеть за персонажами сложные социальные конфликты, которые вскоре проявятся в полном объёме.
Таким образом, эта глава играет ключевую роль в развитии романа. Она насыщена символами и предвестиями грядущих событий, подчёркивает формирование характера Гринёва и ставит перед ним первые серьёзные испытания.
2. Как отблагодарил Гринёв вожатого?
Гринёв отблагодарил вожатого за помощь, подарив ему заячий тулуп. Этот жест был знаком признательности за то, что вожатый вывел его и Савельича из бурана, спас их от гибели. Подарок подчеркивает благородство и благодарность Гринёва, который, несмотря на свою молодость и неопытность, способен оценить помощь и поступить великодушно. Этот момент также становится символическим, так как позднее Гринёв узнаёт, что его вожатым был сам Емельян Пугачёв, будущий лидер крестьянского восстания.
3. Чем интересен разговор Гринёва с генералом? Как Гринёв объяснил генералу выражение «держать в ежовых рукавицах»? Каков истинный смысл этого выражения? Проверьте, как объясняется этот оборот во фразеологическом словаре.
Разговор Гринёва с генералом интересен тем, что он раскрывает характер молодого офицера и его отношение к службе и дисциплине. В этом разговоре Гринёв упоминает выражение «держать в ежовых рукавицах», что вызывает у генерала любопытство, и он просит объяснить смысл этой фразы.
Гринёв объясняет, что выражение «держать в ежовых рукавицах» означает строгий, суровый контроль, при котором подчинённые должны быть дисциплинированы и подчиняться безоговорочно. Однако сам Гринёв, возможно, использует это выражение интуитивно, а не точно понимая его происхождение.
Истинный смысл выражения:
Фразеологизм «держать в ежовых рукавицах» действительно означает управлять или контролировать кого-то с предельной строгостью, проявлять жёсткость в обращении. Изначально это выражение связано с буквальным значением — рукавицы из ёжовой кожи (с шипами или колючками), которые символизируют боль и дискомфорт, и это образно указывает на суровое обращение и жёсткость в управлении.
Объяснение во фразеологическом словаре:
Согласно фразеологическому словарю, выражение «держать в ежовых рукавицах» имеет значение «держать в строгой дисциплине, управлять жёсткими мерами». Оно обозначает не просто строгость, а именно бескомпромиссный контроль, при котором подчинённые не могут выйти за рамки установленных правил.
Таким образом, Гринёв, объясняя это выражение генералу, интуитивно уловил его смысл, но фразеологический словарь помогает понять, что речь идёт о суровом и даже жёстком управлении.
Размышляем о прочитанном. Глава 3
Глава III. Крепость
1. Публичное выступление. Что представляли собой Белогорская крепость, порядки, заведённые в ней? Чем объяснить такой «семейный» характер отношений между людьми в крепости? Расскажите о её обитателях — Иване Кузмиче, его жене, Шва-брине, Марье Ивановне.
Какое значение имеет солдатская песня (эпиграф к главе III)?
Белогорская крепость в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» представляет собой небольшое укрепление на окраине России, скорее напоминающее мирное поселение, чем настоящую военную крепость. Порядки, заведённые в ней, носят «семейный» характер, так как в крепости обитает немного людей, и они живут как одна большая семья.
Белогорская крепость и её порядки:
Крепость не была серьёзным военным объектом, а больше выполняла функцию поселения, где проживали офицеры с семьями и несколько солдат. Порядки, заведённые в крепости, были непринуждёнными: официальная дисциплина была слабой, а отношения между жителями больше напоминали семейные. Во многом это объясняется тем, что Белогорская крепость находилась далеко от центра событий, и её обитатели привыкли к размеренному быту, а не к активной военной службе.
«Семейный» характер отношений:
Такой семейный характер отношений можно объяснить тем, что командир крепости Иван Кузьмич был простым, добродушным человеком, который управлял крепостью не строго, а по-отечески, что создавало атмосферу дружбы и доверия. Его жена Василиса Егоровна играла важную роль в жизни крепости, заботясь обо всех и поддерживая семейный уклад. Она вмешивалась в дела мужа и вносила в них хозяйственный и материнский уклад, что усиливало семейный характер жизни в крепости.
Обитатели крепости:
• Иван Кузьмич — командир крепости, человек честный и добродушный, но несколько простоватый. Он управлял крепостью по-человечески, а не с суровой дисциплиной, что создавало атмосферу спокойствия и дружбы.
• Василиса Егоровна, его жена, была фактически управляющей не только домом, но и крепостью. Её характер проявлялся в том, что она любила командовать не только домашними делами, но и делами военными, часто вмешиваясь в решения мужа.
• Швабрин — офицер, сосланный в крепость за дуэль. Он был более опытен и искусен в интригах, чем другие обитатели, что выделяло его среди простых людей. Его конфликт с Гринёвым и интерес к Марье Ивановне впоследствии приводят к важным сюжетным поворотам.
• Марья Ивановна — дочь коменданта, простая и скромная девушка. Её доброта, мягкость и искренность контрастируют с интригами Швабрина. Марья Ивановна постепенно становится центральной фигурой в жизни Гринева.
Значение солдатской песни (эпиграф к главе III):
Эпиграфом к главе III выбрана солдатская песня, которая подчёркивает непринуждённый и простой уклад жизни в крепости. Песня напоминает о солдатской доле — простоте и верности службе, и символизирует крепость как место, где военные обязанности выполняются без лишнего героизма, но с честью и достоинством. Она также создаёт контраст между безмятежностью жизни крепости и грядущими событиями, связанными с восстанием Пугачёва.
2. Каковы ваши впечатления о каждом из героев?
В третьей главе романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» герои, обитатели Белогорской крепости, раскрываются как простые, но очень живые и интересные люди. Каждый из них обладает своими чертами, которые подчёркивают особую атмосферу крепости.
Иван Кузьмич:
Иван Кузьмич, командир крепости, производит впечатление добродушного, но несколько простоватого человека. Он честен и исполнителен, но его военные обязанности кажутся для него формальностью. Это подчёркивается его мягким управлением, близким к отеческому. Он вызывает симпатию своей простотой, верностью долгу и семейной теплотой, хотя его недостаток строгой дисциплины делает крепость уязвимой.
Василиса Егоровна:
Его жена, Василиса Егоровна, представляет собой сильный, решительный характер. Она фактически руководит не только домашними делами, но и часто вмешивается в военные вопросы. Её энергичность и уверенность делают её центром семейной жизни в крепости. Василиса Егоровна создаёт впечатление властной, но заботливой хозяйки, которая управляет всеми, включая мужа. Её материнская забота о Марье Ивановне и участие в жизни крепости вызывают уважение, хотя её вмешательства порой кажутся чрезмерными.
Швабрин:
Швабрин вызывает скорее отрицательные впечатления. Уже с первых сцен видно, что он неискренний человек с тёмными намерениями. Его тонкое чувство интриги и хитрость резко контрастируют с простотой других обитателей крепости. Позже выясняется, что его интерес к Марье Ивановне был корыстным, что усиливает негативное восприятие его характера. Он кажется умным, но коварным и недобросовестным.
Марья Ивановна:
Марья Ивановна, дочь коменданта, производит впечатление скромной, нежной и доброй девушки. Её образ светел и чист, она воплощение женской доброты и искренности. Несмотря на простоту, она обладает внутренней силой, которая проявляется в её стойкости перед лицом трудностей. Её скромность и открытость делают её идеалом того времени, что привлекает Гринева.
Размышляем о прочитанном. Глава 4
Глава IV. Поединок
1. Как проявили себя Гринёв и Швабрин в главе «Поединок»?
В главе «Поединок» романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринёв и Швабрин проявляют себя с разных сторон, и их характеры становятся более объёмными и противоречивыми.
Гринёв:
Пётр Гринёв в этом эпизоде проявляет себя как человек чести и принципов, но при этом ещё юноша, склонный к импульсивным поступкам. Его конфликт с Швабриным начинается с того, что Швабрин оскорбляет Марью Ивановну. Гринёв, возмущённый оскорблением, встаёт на её защиту, что показывает его благородство и готовность отстаивать честь возлюбленной. Однако, по сути, Гринёв всё ещё неопытен и порывист, так как вместо попытки разрешить конфликт мирным путём он сразу соглашается на поединок, хотя это опасно и необдуманно.
Во время самого поединка Гринёв проявляет смелость, решимость и готовность защищать свои идеалы до конца. Он не отступает перед угрозой и демонстрирует твёрдость характера, даже когда ранен. Это говорит о его взрослении и становлении как личности, готовой брать на себя ответственность за свои поступки и принимать вызовы судьбы.
Швабрин:
Алексей Швабрин, напротив, проявляет себя как коварный и злонамеренный человек. Он начинает конфликт с Гринёвым не просто с оскорбления, а с открытой лжи о Марье Ивановне, демонстрируя свою зависть и злобу. Его негативное отношение к Гринёву вызвано соперничеством за сердце Марьи Ивановны, и он готов действовать не по-честному.
В поединке Швабрин показывает свою злобность и беспринципность: несмотря на то, что поединок происходит на равных условиях, его поведение нечестно и жестоко. Он ранит Гринёва тяжело, что подчёркивает его безжалостность. Этот эпизод раскрывает его как человека, готового использовать любые средства ради достижения своих целей, в том числе нарушить правила чести.
Итог:
Глава «Поединок» ярко демонстрирует контраст между двумя героями. Гринёв проявляет себя как честный, благородный человек, готовый защитить свою честь и честь любимой женщины, даже ценой собственной жизни. Швабрин, напротив, показывает свою коварную и жестокую натуру, руководствующуюся завистью и злобой.
2. Что нового вы узнали о них? Какие черты характера стали проявляться в Гринёве?
Глава «Поединок» раскрывает новые черты характера Петра Гринева и Алексея Швабрина, углубляя представление о них как о личностях и показывая их истинные мотивы и внутренние качества.
Новые черты Гринева:
В этой главе Гринёв показывает себя с разных сторон, и несколько важных черт его характера становятся особенно заметны:
1. Чувство чести и благородства: Гринёв решительно встаёт на защиту чести Марьи Ивановны, что демонстрирует его благородство. Он не может терпеть оскорбления, направленные против любимой девушки, и готов отстаивать её честь даже через поединок. Это проявление дворянской чести показывает его высокие моральные принципы.
2. Импульсивность и горячность: Важно отметить, что Гринёв действует быстро и порывисто. Он не пытается разрешить конфликт с Швабриным мирным путём, а сразу соглашается на поединок. Эта черта показывает, что Гринёв ещё молод и не всегда умеет контролировать свои эмоции. Он скорее действует под влиянием эмоций, чем раздумий, что присуще человеку его возраста и состояния.
3. Смелость и готовность к самопожертвованию: Несмотря на опасность поединка, Гринёв проявляет решительность и готовность рисковать своей жизнью. Даже будучи раненым, он не отступает, демонстрируя твёрдость и мужество. Это говорит о его взрослении и стремлении действовать, исходя из своих принципов, даже если это может стоить ему жизни.
4. Наивность и неопытность: Гринёв всё ещё недостаточно опытен в житейских вопросах. Он недостаточно хорошо понимает природу людей и не предвидит хитрости и жестокости Швабрина. Его участие в поединке можно рассматривать как проявление неопытности, поскольку он не осознаёт всей опасности, которую представляет для него его противник.
Швабрин:
Что касается Швабрина, в этой главе раскрываются его настоящие мотивы и негативные черты характера:
1. Коварство и зависть: Швабрин проявляет себя как злобный и завистливый человек. Его оскорбления в адрес Марьи Ивановны показывают, что он действует не из-за принципов, а из чувства ревности и злобы по отношению к Гринёву. Его зависть к сопернику за любовь девушки становится причиной его подлых действий.
2. Бесчестность и жестокость: В поединке Швабрин действует нечестно и безжалостно. Его поступки не подчиняются рыцарским правилам чести — он действует грубо и жестоко, что подчёркивает его негативный характер. Этот эпизод показывает, что для Швабрина важнее всего собственные амбиции и месть, а не соблюдение кодекса чести.
Итог:
В главе «Поединок» Гринёв начинает проявлять зрелость и мужество, хотя его порывистость и импульсивность ещё свидетельствуют о молодости. Его готовность отстаивать честь и защищать близких делает его героем с высокими моральными принципами. Швабрин, напротив, раскрывается как коварный и жестокий человек, чья зависть и жажда мести управляют его поступками.
Размышляем о прочитанном. Глава 5
Глава V. Любовь
1. Публичное выступление. Перескажите подробно главу от лица Марьи Ивановны. Расскажите, какие черты характера проявили герои во взаимоотношениях друг с другом. Какой смысл вкладывает автор в народную песню — эпиграф?
Публичное выступление от лица Марьи Ивановны по пятой главе "Капитанской дочки"
Здравствуйте, дорогие слушатели!
Сегодня я расскажу вам о событиях, которые произошли в моей жизни и глубоко повлияли на меня. В пятой главе романа «Капитанская дочка» Пётр Андреевич Гринёв неожиданно признался мне в своих чувствах. Это было для меня полной неожиданностью, хотя, если честно, я и раньше замечала его тёплые взгляды. Но разве могла я предполагать, что человек, который, казалось, вёл себя скорее дружелюбно, чем любовно, вдруг признается в таком сильном чувстве?
Честно говоря, я была смущена. Я – простая девушка, дочь бедного коменданта, а он – офицер, благородный молодой человек из дворянской семьи. Разве я могла рассчитывать на такое? Я ответила ему, что не могу стать его женой, ведь понимала, что его родители никогда не одобрят такого брака. Для меня важнее всего было не моя судьба, а его. Я не могла позволить себе разрушить его жизнь и карьеру.
Пётр Андреевич проявил решимость и достоинство. Несмотря на то, что мои слова его огорчили, он не отступился. Он пообещал мне, что будет бороться за наше счастье, что докажет своим родителям, что мои скромные происхождение и положение не имеют значения, когда речь идёт о настоящей любви. Мне это придало силы, и я впервые почувствовала себя значимой для кого-то. Однако страх перед осуждением и бедой всё ещё оставался во мне.
Что касается Швабрина, то его поведение только подтвердило мои худшие подозрения. Этот человек проявил себя с худшей стороны, когда начал распространять оскорбительные слухи обо мне. Он был полон зависти к Пётру и злобной злости ко мне. Его ухаживания казались мне фальшивыми с самого начала, но теперь я поняла, что это не просто игра – это был расчетливый, корыстный человек, способный на предательство.
Теперь мне хочется обратить ваше внимание на народную песню, которая используется в эпиграфе этой главы: «Не шуми, мати зелена дубравушка!» Эта песня не случайна. В ней отражается настроение природы, которое как бы предвещает грядущие испытания, похожие на бурю. Это своего рода символ тех внутренних конфликтов и драм, которые разыгрываются между героями. Природа всегда была тесно связана с человеческими чувствами в русской литературе, и здесь она подчёркивает неумолимость событий и роковой ход судьбы.
Пушкин через эту песню также напоминает нам о традициях и ценностях народа, который хранит мудрость и силу духа. Чувства героев, их страдания и стремления словно сплетаются с мелодией этой песни, подчеркивая неизбежность их поступков и решений. В этой главе автор показывает, как важны не только романтические чувства, но и моральные устои, честь и достоинство.
Спасибо за внимание!
Черты характера героев:
• Пётр Гринёв проявил стойкость, искренность и решимость. Его любовь не носила корыстный характер, он был готов бороться за свои чувства и защищать свою возлюбленную от нападок и интриг.
• Марья Ивановна показала скромность, самоотверженность и разумность. Она не могла поступиться своим достоинством, став причиной разрыва семьи Гринёва, несмотря на собственные чувства.
• Швабрин проявил себя как завистливый и низкий человек, неспособный уважать чужие чувства и готовый использовать любые средства для достижения своих целей.
Смысл народной песни в эпиграфе заключается в предвестии сложных, драматических событий.
2. Что можно сказать о Швабрине?
Алексей Швабрин — один из ключевых антагонистов романа "Капитанская дочка". Он характеризуется как завистливый, коварный и хитрый человек. В начале произведения Швабрин предстает в образе вежливого офицера, но постепенно раскрываются его истинные намерения и моральные качества.
Во взаимоотношениях с Петром Гринёвым и Марьей Ивановной Швабрин показывает себя с худшей стороны. Он завидует Гринёву, поскольку тот быстро завоевал симпатию Марьи, и эта зависть перерастает в настоящую ненависть. Швабрин пытается очернить Марью Ивановну в глазах Гринёва, распространяя о ней злые слухи. Этот поступок показывает его как человека беспринципного, который ради своей выгоды готов лгать и порочить других.
Швабрин также демонстрирует малодушие и корыстолюбие, когда в дальнейшем переходит на сторону Пугачёва. Его предательство не только Родины, но и тех, с кем он долгое время служил, подчёркивает его бесчестность и отсутствие моральных устоев.
Таким образом, Швабрин является воплощением зависти, подлости и трусости. Его поступки мотивированы личной выгодой и ненавистью, что контрастирует с честностью и прямотой Гринёва, делая Швабрина антиподом главного героя.
3. Как вы понимаете слова Гринёва о «благом потрясении»?
Слова Петра Гринёва о «благом потрясении» появляются в тот момент, когда он размышляет о своем внутреннем изменении и духовном взрослении. «Благое потрясение» можно рассматривать как событие или переживание, которое стало для него решающим и поворотным моментом, изменившим его мировоззрение и отношение к жизни.
Для Гринёва таким потрясением стали его чувства к Марье Ивановне и весь тот опыт, который он пережил в Белогорской крепости: столкновение с предательством Швабрина, военные и личные испытания. Эти события заставили его переосмыслить свою жизнь, ценности и поступки. Если в начале романа Гринёв показан как молодой и довольно наивный человек, то с каждым новым испытанием он взрослеет и закаляется.
«Благое потрясение» здесь можно также понять как момент внутреннего прозрения, когда Гринёв осознал важность моральных принципов — чести, любви, верности, и понял, что настоящие жизненные испытания делают человека лучше, сильнее, нравственно чище. Именно через это потрясение Гринёв вырос как личность, научился принимать важные решения и брать на себя ответственность.
Таким образом, «благое потрясение» у Пушкина обозначает те жизненные события, которые, несмотря на свою сложность и драматизм, имеют положительное влияние на формирование характера и личностный рост человека.
Размышляем о прочитанном. Глава 6
Глава VI. Пугачёвщина
1. Опишите губернию, которая «обитаема была множеством полудиких народов». Можно ли считать, что этим описанием Пушкин как бы подготавливает читателя к событиям, которые произойдут в Белогорской крепости?
В главе 6 «Капитанской дочки» Пушкин описывает губернию, которая «обитаема была множеством полудиких народов». Это описание подчёркивает удалённость и изолированность края, где располагается Белогорская крепость, а также дикость и нецивилизованность здешних мест. Эти земли населены разными этническими группами, часто не полностью интегрированными в российское общество, что создает атмосферу нестабильности и предвестие возможных беспорядков.
Пушкин таким образом погружает читателя в атмосферу, где граница между порядком и хаосом крайне тонка. Это обостряет восприятие событий и подготавливает к восстанию Пугачёва. В таких условиях центральная власть оказывается слабой, и на фоне социальной и экономической нестабильности вспыхивают мятежи. Множественность «полудиких» народов также отражает сложность контроля над этой территорией, а её удалённость делает её уязвимой для нападений.
Это описание символизирует зыбкость порядка в этих местах и предвещает предстоящие события — восстание Пугачёва и захват крепости. Подобная подготовка читателя к грядущей драме помогает лучше понять, почему восстание Пугачёва оказалось настолько успешным на этих землях и почему небольшие укрепления, такие как Белогорская крепость, оказались беззащитными перед его силами.
2. Какие приготовления начались в крепости после получения письма от генерала?
После получения письма от генерала, в Белогорской крепости начались срочные приготовления к обороне. Комендант крепости, Иван Кузьмич, получил известие о приближении пугачёвских войск и сразу же принял меры для защиты. Вот основные шаги, которые были предприняты:
1. Созыв гарнизона. Иван Кузьмич собрал всех солдат и казаков крепости, чтобы сообщить им о грозящей опасности. Гарнизон был небольшим, состоящим из нескольких солдат, так что защитники крепости были малочисленны.
2. Вооружение. Солдаты начали проверять и готовить своё вооружение. В условиях предстоящей осады было важно убедиться, что у каждого есть оружие и боеприпасы для предстоящей борьбы с врагом.
3. Распределение обязанностей. Иван Кузьмич распределил обязанности среди защитников крепости. Комендант понимал, что важно было чётко организовать оборону, несмотря на ограниченные ресурсы. Все должны были знать своё место и задачу.
4. Подготовка женщин и детей. Марья Ивановна и Василиса Егоровна тоже участвовали в подготовке. Жены и дети солдат были отправлены в более безопасные места крепости. Однако Василиса Егоровна, жена коменданта, не желала оставаться в стороне и активно участвовала в организации обороны.
Эти приготовления подчеркивают, что, несмотря на малочисленность и скромные ресурсы, крепость готовилась дать отпор Пугачёву и его войскам. Однако из-за небольшого гарнизона и слабой подготовки к крупномасштабной войне шансы на успешную оборону были минимальными.
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением