Упр.12 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 5 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 5 класс, Русское слово:
1. Прочитайте притчу о баснописце Эзопе. Какова её главная мысль? Придумайте для текста интересный заголовок.
Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа.
Однажды Ксанф пригласил к себе гостей. Кто-то из них сказал хозяину: «Все в городе наслышаны об остроумии и находчивости твоего раба. Пусть он принесёт с базара самое прекрасное,что есть на свете».
Послал хозяин Эзопа на базар.
Вскоре Эзоп возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Откинули её, под ней — язык.
— Эзоп, при чём здесь это?— недоумевают гости.
— А разве это по самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода».
Такой ответ пришёлся по сердцу Ксанфу и его гостям.
Спустя время кто-то из гостей сказал хозяину:
— Пусть твой раб пойдёт и принесёт самое ужасное, что есть на свете.
— Эзоп, возьми деньги и принеси самое ужасное, что есть на свете.
Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.
— Эзоп! Ты же опять принёс язык!
Тогда Эзоп сказал Ксаифу:
— А разве это не самое ужасное?
Языком мы произносим слова ненависти; посредством языка мы огорчаем друг друга, бранимся, лжём, хитрим, ссоримся; языком мы объявляем войну. Язык делает людей врагами. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Языком мы произносим слово «раб». Может ли быть что-нибудь хуже языка?
(По Э. Вартаньяну)
Главная мысль: Язык – самое прекрасное и самое ужасное, что есть на свете.
Заголовок: Находчивый Эзоп.
2. В этом тексте употреблены два слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению. Найдите их. Что обозначают эти слова? Как они называются?
Два слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению:
Язык – орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи.
Язык – способность говорить, выражать словесно свои мысли, речь.
Такие слова называются омонимы.
3. Вспомните, что такое антонимы, и найдите их в тексте. Составьте и запишите с каждой парой слов словосочетания.
Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным значением: прекрасное – ужасное, любовь – ненависть, мир – война.
Прекрасное стихотворение – ужасное поведение, настоящая любовь – лютая ненависть, окружающий мир – последняя война.
4. Подберите синонимы к слову ссоримся.
Ссоримся – воюем, ругаемся, конфликтуем.
5. Что, на ваш взгляд, самое важное в притче? Чему она учит?
Главное в притче – поучение. Каждая притча учит чему-то своему. Данная притча учит тому, что язык, речь может делать добрые дела и точно так же может вершить зло. Всё зависит от того, как человек распорядится даром слова.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением