Учись понимать текст стр.73-75 Часть 1 ГДЗ Матвеева 4 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение Учись понимать текстИзобразительные средства языка1. Прочитай рассказ Ю. Коваля. О чём он? С каким настроением автор описывает событие? Поясни смысл выделенного...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Матвеева 4 класс, Просвещение:
Учись понимать текст
Изобразительные средства языка
1. Прочитай рассказ Ю. Коваля. О чём он? С каким настроением автор описывает событие? Поясни смысл выделенного слова.
Листья
К утру иногда затихнет, но к вечеру снова расходится и свистит, шастает по деревьям, швыряется листьями надоедливый листобой.
Берёзки на опушке давно уж сдались ему; без листьев сразу стали они сиротливыми, растерянно стоят в пожухлой траве.
А осины совсем омертвели. Вытянув крючья веток, они ловят чужие листья, как будто никогда не имели своих.
Я поднял осиновый лист. Обожжённый бабьим летом, лист горел, как неведомая раковина. Огненный в центре, он угасал к краям, оканчивался траурной каймой.
В глубине леса нашёл я клёны. Защищённые ёлками, неторопливо, с достоинством роняли они листья.
Один за другим я рассматривал битые кленовые листья — багряные с охристыми разводами, лимонные с кровяными прожилками, кирпичные с крапом, рассеянным чётко, как у божьей коровки.
Клён — единственное дерево, из листьев которого составляют букеты. Прихотливые, звёздчатые, они ещё и разукрасились таким фантастическим рисунком, какого никогда не придумает человек.
Рисунок на листьях клёна — след бесконечных летних восходов и закатов. Я давно замечаю: если лето бывало дождливым, малосолнечным, осенний кленовый лист не такой молодец.
Рассказ Ю. Коваля посвящён осени и её ярким, запоминающимся образам. Автор описывает, как деревья теряют свои листья под воздействием ветра, которого он метафорически называет листобоем. Берёзы выглядят сиротливо без листьев, осины растеряли свою листву и ловят чужую, а клёны, защищённые елями, медленно и достойно сбрасывают свои красочные листья. Через описание природы автор передаёт переменчивость и красоту осени.
Настроение рассказа можно охарактеризовать как задумчиво-лирическое. Автор с восхищением и лёгкой грустью наблюдает за увяданием природы, сравнивает листья с произведениями искусства, подчёркивает их уникальность и неповторимость.
Слово листобой в тексте употреблено в метафорическом значении. Оно означает осенний ветер, который срывает листья с деревьев, "бьёт" по ним. Это слово подчеркивает активность и настойчивость осеннего ветра, который завершает годовой цикл деревьев.
Рассказ не только описывает осень, но и выражает восхищение автора её неповторимой красотой. Через образы листьев и деревьев он передаёт мысль о том, что природа — лучший художник, чьи творения невозможно повторить.
2. Докажи, что автор изображает природу «живой». Слова какой части речи он использует?
Образец: листобой (что делает?) расходится, свистит, шастает, швыряется.
Берёзки ... . Осины ... . Осиновый лист ... .
Автор изображает природу «живой», используя глаголы, которые обычно описывают действия людей или животных. Это создаёт впечатление, что природа — нечто одушевлённое, с характером и поведением.
Примеры:
• Берёзки (что делают?) сдались, стали сиротливыми, растерянно стоят.
Автор показывает, что берёзки будто бы проиграли борьбу с ветром и выглядят растерянными, как живые существа.
• Осины (что делают?) омертвели, ловят чужие листья.
Осины описаны как живые существа, которые протягивают свои «руки» (ветви), чтобы поймать чужую листву, словно им чего-то не хватает.
• Осиновый лист (что делает?) горел, угасал, оканчивался.
Лист показан как живое существо, которое словно претерпевает изменения, напоминающие человеческие чувства: от яркого горения до угасания.
Автор активно использует глаголы, чтобы оживить природу, придать деревьям и листьям человеческие черты. Это помогает читателю увидеть осеннюю природу не как статичный пейзаж, а как динамичный и эмоционально насыщенный мир.
3. Какое изобразительное средство использует 10. Коваль для описания осеннего ветра? Какую роль оно играет в тексте? (См. с. 15.)
Ю. Коваль использует олицетворение для описания осеннего ветра, называя его листобоем и приписывая ему действия, характерные для человека: «расходится, свистит, шастает, швыряется листьями».
Роль олицетворения в тексте:
1. Создание образности: Ветер превращается в активного и настойчивого героя, который будто бы сражается с деревьями, срывая с них листья. Это делает описание более живым и динамичным.
2. Эмоциональное воздействие: Листобой воспринимается как что-то озорное, но не зловещее. Его действия вызывают интерес и вовлекают читателя в осеннюю атмосферу.
3. Подчёркивание связи человека с природой: Олицетворение делает природу более понятной и близкой. Читатель воспринимает осенний ветер не как безликое явление, а как живое существо со своим характером.
Олицетворение ветра, как листобоя, придаёт тексту выразительность, оживляет картину осени и усиливает лиричность описания, подчёркивая взаимодействие природы с окружающим миром.
4. Прочитай те эпизоды, в которых встретилось описание осинового и кленового листьев.
Описание осинового листа:
Я поднял осиновый лист. Обожжённый бабьим летом, лист горел, как неведомая раковина. Огненный в центре, он угасал к краям, оканчивался траурной каймой.
Описание кленовых листьев:
Один за другим я рассматривал битые кленовые листья — багряные с охристыми разводами, лимонные с кровяными прожилками, кирпичные с крапом, рассеянным чётко, как у божьей коровки. Клён — единственное дерево, из листьев которого составляют букеты. Прихотливые, звёздчатые, они ещё и разукрасились таким фантастическим рисунком, какого никогда не придумает человек. Рисунок на листьях клёна — след бесконечных летних восходов и закатов.
5. Выпиши из этих эпизодов имена существительные вместе с яркими, красочными определениями.
Образец: лист (какой?) огненный.
1) Осиновый лист:
• Лист (какой?) обожжённый.
• Лист (какой?) огненный.
• Кайма (какая?) траурная.
2) Кленовые листья:
• Листья (какие?) багряные.
• Разводы (какие?) охристые.
• Прожилки (какие?) кровяные.
• Листья (какие?) лимонные.
• Листья (какие?) кирпичные.
• Крап (какой?) чёткий.
• Рисунок (какой?) фантастический.
6. С какой целью автор использует такие имена прилагательные? Какое отношение к осенней природе они помогают ему выразить?
Эпитет — яркое образное определение предмета (явления). В художественном произведении эпитет помогает живо представить этот предмет (явление), почувствовать отношение автора к нему. Обычно эпитет является именем прилагательным.
Автор использует яркие, образные имена прилагательные (эпитеты), чтобы подчеркнуть богатство красок и разнообразие осенней природы. Эпитеты, такие как огненный, траурная, багряные, охристые, кровяные, делают описание листьев живым, детальным и эмоциональным. Они помогают читателю не только увидеть осенние листья, но и ощутить их теплоту, величие и неповторимость.
Такие эпитеты выражают восхищение автора осенней природой. Он показывает, что осень — это время, наполненное яркими красками и сложными узорами, которые невозможно придумать человеку. Эпитеты помогают автору передать уважение к естественной красоте природы и её способности создавать настоящие произведения искусства. Таким образом, они усиливают лирическое настроение текста и подчёркивают бережное отношение автора к осенним пейзажам.
7. Поделите текст на микротемы. Озаглавьте каждую микротему. Составьте и запишите план текста.
План:
1. Осенний ветер-листобой
2. Безлиственные берёзы на опушке
3. Омертвевшие осины и чужие листья
4. Огненный осиновый лист
5. Клёны в глубине леса
6. Фантастические рисунки кленовых листьев
7. Связь осенних листьев с погодой лета
8. Прочитай каждую часть текста в соответствии с пунктом плана.
Листья
1) К утру иногда затихнет, но к вечеру снова расходится и свистит, шастает по деревьям, швыряется листьями надоедливый листобой.
2) Берёзки на опушке давно уж сдались ему; без листьев сразу стали они сиротливыми, растерянно стоят в пожухлой траве.
3) А осины совсем омертвели. Вытянув крючья веток, они ловят чужие листья, как будто никогда не имели своих.
4) Я поднял осиновый лист. Обожжённый бабьим летом, лист горел, как неведомая раковина. Огненный в центре, он угасал к краям, оканчивался траурной каймой.
5) В глубине леса нашёл я клёны. Защищённые ёлками, неторопливо, с достоинством роняли они листья.
Один за другим я рассматривал битые кленовые листья — багряные с охристыми разводами, лимонные с кровяными прожилками, кирпичные с крапом, рассеянным чётко, как у божьей коровки.
6) Клён — единственное дерево, из листьев которого составляют букеты. Прихотливые, звёздчатые, они ещё и разукрасились таким фантастическим рисунком, какого никогда не придумает человек.
7) Рисунок на листьях клёна — след бесконечных летних восходов и закатов. Я давно замечаю: если лето бывало дождливым, малосолнечным, осенний кленовый лист не такой молодец.
9. Прочитай цитатный план Пети Сидоркина. Все ли пункты плана он озаглавил верно?
1) «Надоедливый листобой».
2) «Берёзки стали сиротливыми».
3) «Осины омертвели».
4) «Я поднял осиновый лист... лист горел».
5) «Я рассматривал кленовые листья».
6) «Букеты из кленовых листьев».
7) «Рисунок на листьях клёна».
Все пункты цитатного плана Пети Сидоркина озаглавлены достаточно верно, так как они отражают основные моменты текста.
Но пункт 6 – это не цитата. Можно назвать так: «Клен – единственное дерево, из листьев которого составляют букеты».
10. Выпиши предложение, в котором содержится основная мысль рассказа.
Рисунок на листьях клёна — след бесконечных летних восходов и закатов.
Это предложение передаёт основную мысль рассказа, подчёркивая, что природа — это лучший художник, и её красота тесно связана с изменениями времени и сезонами. Оно отражает восхищение автора уникальностью и неповторимостью природных явлений.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением