Работай в проекте стр.26-27 Часть 1 ГДЗ Матвеева 4 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение Работай в проекте1. Более двухсот лет назад буква Ё вошла в русский язык. История этой буквы удивительна! Сейчас эту букву почти не используют в письменной речи, всё...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Матвеева 4 класс, Просвещение:
Работай в проекте
1. Более двухсот лет назад буква Ё вошла в русский язык. История этой буквы удивительна! Сейчас эту букву почти не используют в письменной речи, всё чаще заменяя её буквой Е. Так обстоит дело не только в средствах массовой информации (газетах, журналах), но и в художественной и научной литературе и даже в учебниках русского языка.
Более двухсот лет назад буква Ё вошла в русский язык. История этой буквы удивительна! Сейчас эту букву почти не используют в письменной речи, всё чаще заменяя её буквой Е. Так обстоит дело не только в средствах массовой информации (газетах, журналах), но и в художественной и научной литературе и даже в учебниках русского языка.
2. Проведите исследование на тему «Зачем нужна буква Ё в речи?».
Исследование на тему: «Зачем нужна буква Ё в речи?»
Введение
Буква «Ё» была официально введена в русский язык более 200 лет назад, и её история удивительна. На сегодняшний день её часто заменяют буквой «Е», особенно в средствах массовой информации, научных изданиях и даже в школьных учебниках. Однако, несмотря на это, значение буквы «Ё» для русского языка остаётся важным и многогранным. В данном исследовании мы рассмотрим, почему буква «Ё» необходима, какие функции она выполняет, и почему её использование следует сохранить.
Историческое значение
Буква «Ё» впервые была предложена к использованию в 1783 году русским учёным и писателем Н. М. Карамзиным. Её введение стало важным событием в истории русской орфографии, поскольку «Ё» позволила более точно передавать звуки русского языка в письменной речи. До этого звук [йо] обозначался сочетанием букв или употреблением «Е», что вызывало трудности в восприятии и понимании текста. Буква «Ё» стала необходимой для различения слов, которые имеют разное значение, но похожи по звучанию.
Фонетическая функция
Буква «Ё» играет важную фонетическую роль, поскольку передаёт особое произношение, в котором присутствует звук [йо]. Например, такие слова, как «всё» и «все», «вёл» и «вел», «ёлка» и «елка», имеют разное значение, но могут быть написаны одинаково при отсутствии буквы «Ё». Присутствие буквы «Ё» позволяет читателю и слушателю правильно интерпретировать слова и избегать возможных ошибок в значении и понимании текста.
Семантическая функция
Значение буквы «Ё» выходит за рамки фонетики. В ряде случаев её отсутствие может изменить смысл слова. Например, в предложении «Он вел себя хорошо» и «Он вёл себя хорошо» слова имеют разные смысловые оттенки, так как «вел» и «вёл» различаются по значению. Поэтому буква «Ё» важна для точного восприятия смысла и ясности в письменной речи, особенно в литературных произведениях, где смысловые оттенки играют важную роль.
Функция в именах собственных и географических названиях
В ряде случаев буква «Ё» имеет решающее значение в именах собственных, фамилиях и географических названиях. Например, фамилии «Семёнов» и «Семенов» читаются по-разному, как и город «Орёл» и «Орел». Упущение буквы «Ё» может привести к путанице и неправильному произношению. Таким образом, использование этой буквы необходимо для точного указания имени или названия, а также для соблюдения культурных и языковых норм.
Образовательная ценность
Правильное употребление буквы «Ё» имеет значение для обучения грамотности. В начальной школе детей учат правильному произношению и написанию слов, включая слова с буквой «Ё». Это помогает детям понимать, как произносить слова, и в будущем избегать ошибок. Также буква «Ё» важна для иностранных студентов, изучающих русский язык, так как её присутствие позволяет им легче усвоить правила орфографии и произношения.
Эстетическая и культурная роль
Буква «Ё» добавляет уникальности и своеобразия русскому языку. Её сохранение подчёркивает богатство и индивидуальность языка, связывая современные правила с историческими традициями. Буква «Ё» является важной частью русского культурного наследия и символом уважения к языковым особенностям прошлого. Отказ от использования этой буквы может привести к утрате этой уникальной черты языка.
Заключение
Итак, буква «Ё» имеет многофункциональное значение в русском языке. Она помогает различать звуки и смыслы, уточнять значение слов, соблюдать точность в именах собственных и географических названиях. Её использование важно для грамотности и языкового воспитания, а также для сохранения культурного наследия. Несмотря на её редкое использование в современной печати и официальных документах, буква «Ё» остаётся неотъемлемой частью русского языка, и её сохранение важно для поддержания его полноты и уникальности.
Вывод
Буква «Ё» нужна в русском языке, так как она выполняет несколько важных функций — фонетическую, семантическую, образовательную и культурную. Её роль выходит за рамки простого обозначения звука: она помогает сохранить точность, смысл и традиции языка.
3. Изучите историю и причины возникновения буквы Ё. Поясните, зачем на заседании Российской академии наук было принято решение ввести букву Ё в русский алфавит.
История и причины возникновения буквы Ё
Буква «Ё» появилась в русском языке в конце XVIII века. Её введение связывают с именем Николая Михайловича Карамзина, известного русского писателя и историка. В 1797 году он предложил использовать букву «Ё» для обозначения звука [йо], который ранее передавался буквой «Е». Это предложение было связано с необходимостью более точного отображения русской фонетики на письме, особенно для различения слов, которые могли иметь схожее написание, но разное произношение и значение.
В 1942 году на заседании Российской академии наук было принято решение официально включить букву «Ё» в русский алфавит. Это решение объяснялось тем, что использование буквы «Ё» устраняет неоднозначности и способствует улучшению грамотности. Например, в словах «всё» и «все» или «ёлка» и «елка» буква «Ё» позволяет чётко различать их значение, что важно для понимания текста. Включение буквы «Ё» в алфавит стало шагом к стандартизации и упрощению правил русского языка.
4. Раскройте причины необязательного употребления буквы Ё в письменной речи. Поясните, почему эта буква заменяется в книгах, статьях, журналах буквой Е. Почему букву Ё считают необязательной при написании писем?
Причины необязательного употребления буквы «Ё» в письменной речи связаны с историческими и практическими факторами. Вот основные причины:
1. Историческая традиция: Изначально, с момента введения буквы «Ё» в XVIII веке, её использование не было обязательным, и буква часто заменялась на «Е» для упрощения письма. Со временем это стало традицией, особенно в печатных изданиях, где «Ё» редко использовалась.
2. Упрощение набора текста: В типографском деле буква «Ё» требует дополнительного усилия, особенно при работе с кириллическими шрифтами, не всегда имеющими букву «Ё» в стандартном наборе. Это исторически привело к частому использованию «Е» вместо «Ё» в печати.
3. Автоматическое восприятие читателем: Многие русскоязычные читатели привыкли интерпретировать слова с буквой «Е» как слова с «Ё» по контексту, поэтому отсутствие «Ё» не приводит к существенным затруднениям в понимании текста.
4. Необязательность по правилам орфографии: Правила русского языка не требуют обязательного использования буквы «Ё», и её применение остаётся на усмотрение автора текста. В официальных документах, книгах, статьях и журналах допускается замена буквы «Ё» на «Е», поскольку это не влияет на формальную структуру языка.
5. Экономия времени и ресурсов: В газетах, журналах и книгах использование «Е» вместо «Ё» позволяет экономить время и ресурсы при верстке и наборе текста, что также стало привычной практикой.
Таким образом, буква «Ё» считается необязательной в письменной речи, поскольку исторически сложилось, что её употребление часто заменялось буквой «Е», и это не мешало пониманию текста.
Необязательность использования — уникальная особенность буквы «ё» в русском языке. Ни одна другая буква не обладает такой особенностью.
Интересно, что, прежде чем утвердить букву «ё», было много попыток найти подходящее обозначение для звука [йо]. Использовали разные символы, например, o или . Когда же наконец был выбран знак «ё», академик Яков Карлович Грот отметил, что «трудно придумать начертание лучше ё». Однако, несмотря на это, букву сделали необязательной.
Почему так произошло? Возможно, это связано с тем, что «ё» сравнительно «молода» — ей чуть более двухсот лет, в то время как большинство русских букв существуют уже несколько веков. Кроме того, начертание буквы с двумя точками требует отрыва руки при письме, что немного снижает скорость написания.
Однако, подобные дополнительные элементы имеют и другие буквы, например, «Й», и это не мешает их использованию. Очевидно, причина кроется не только в особенностях написания.
Количество слов, в которых важно различие между «е» и «ё», относительно невелико. Кроме того, в прошлом типографиям было сложно печатать букву «ё» из-за ограничений технологий. Исключение «ё» позволяло экономить краску и металл для изготовления шрифтов. В результате возникла путаница: новые правила были восприняты так, что использование «ё» стало необязательным.
К чему привело это упрощение? Сейчас буква «ё» занимает незначительное место: в энциклопедиях она делит место с буквой «е», на клавиатуре расположена в неудобном углу. Мы привыкли писать «Ришелье» вместо «Ришельё» и считать, что известного поэта зовут Фет, а не Фёт. Часто возникают и юридические проблемы: из-за того, что в документах могут не указать «ё», люди с фамилией Ерёменко становятся Еременко.
Так и живём, будто в русском алфавите 32,5 буквы. Однако факты говорят, что полноценное место буквы «ё» всё же должно быть признано.
5. На конкретных примерах докажите необходимость применения буквы Ё в письменной речи. Для этого исследуйте учебную и художественную литературу, словари В. И. Даля, С. И. Ожегова, современные учебники для учащихся 1-5 классов.
Мы решили провести исследование учебной и художественной литературы, с которой сталкиваются ученики нашей школы. Для этого отправились в школьную библиотеку, чтобы проанализировать, как часто используется буква «ё» в книгах и учебниках, и насколько это важно для понимания текста.
Наблюдение 1. Сначала мы обратились к словарям, чтобы проверить, как представлены слова, начинающиеся с буквы «ё». Мы обнаружили, что все слова на «ё» помещены вместе со словами на «е», как и предписывается «Правилами русской орфографии и пунктуации». Количество таких слов в разных словарях оказалось различным. Наблюдение 2. Затем мы посмотрели популярную энциклопедию «Я познаю мир» издания 2002 года. Все книги этой серии напечатаны без буквы «ё». Возможно, издательство не учло, что этими книгами пользуются и младшие школьники, которым сложно читать слова без буквы «ё». Поскольку это энциклопедия, в ней встречаются сложные слова, и отсутствие «ё» делает их труднее для восприятия младшим школьникам.
Наблюдение 3. Мы проанализировали учебную литературу для 1–4 классов. Выяснилось, что все учебники для начальной школы напечатаны с буквой «ё», как того требуют «Правила». Однако в учебниках для старших классов буква «ё» отсутствует в большинстве случаев, особенно в учебниках по истории, биологии и географии. К сожалению, даже в учебниках по русскому языку для 9–11 классов под авторством Власенкова буква «ё» часто опущена.
Наблюдение 4. Затем мы изучили художественную литературу для детей, доступную в библиотеке. Мы выбрали по десять книг из категории 6+ и 12+. Оказалось, что буква «ё» сохраняется в 80% книг для младших школьников и в 75% книг для читателей среднего школьного возраста.
Наши наблюдения показали, что ребята среднего школьного звена уже обладают хорошими навыками чтения, поэтому отсутствие буквы «ё» не вызывает у них трудностей. Однако младшим школьникам без этой буквы читать сложно. Чтобы выяснить, насколько это действительно влияет на их восприятие текста, мы решили провести дополнительное исследование.
6. Проведите анкетирование среди одноклассников и взрослых. Обобщите результаты исследования о том, насколько важно использовать букву Ё в речи.
Убедившись в том, что отсутствие «ё» на письме и в печати порождает неграмотность речи, требует большего времени на чтение и осмысление текста, мы решили выяснить, как относятся к этой букве ребята нашей школы. Провели анкетирование и получили следующие результаты (результаты приложите свои).
7. Расскажите историю создания памятника букве Ё в городе Ульяновске и музея буквы Ё в Москве.
Памятник букве «Ё» был установлен в Ульяновске в 2005 году. Этот памятник символизирует значимость буквы «Ё» для русского языка и напоминает о её истории. Ульяновск был выбран неслучайно, ведь именно здесь родился Николай Михайлович Карамзин, который впервые предложил использование буквы «Ё» в русском языке в 1797 году. Памятник представляет собой стилизованную букву «Ё» и выполнен в современном стиле, с акцентом на её уникальные черты — две точки сверху. Этот памятник стал первым и единственным в своём роде, подчёркивая культурное значение и уникальность буквы «Ё».
В Москве также создан Музей буквы «Ё», который был открыт в 2013 году. Музей рассказывает о роли буквы «Ё» в русском языке, её истории и эволюции. Посетители могут увидеть старинные книги и документы, в которых использовалась эта буква, узнать об особенностях её применения и редкости её использования. Музей также освещает причины, по которым буква «Ё» стала необязательной, и её место в современном русском языке. Этот музей способствует сохранению памяти о культурном значении буквы и популяризации её использования.
8. Проведите проверку техники чтения с последующим анализом текстов, в которых: 1) есть буква Ё;
2) буква Ё отсутствует. Сделайте вывод в рассуждении о важности употребления буквы Ё в современном русском языке.
Эксперимент. Исходя из этих наблюдений, проверка результатов техники чтения у школьников младшего, среднего и старшего звена стала необходимой. В качестве эксперимента пригласили учеников вторых классов. Предложили прочитать текст, где присутствует буква «ё» и текст без буквы «ё».
Тексты для проверки техники чтения во 2 классе.
1) Стояла осень. Листья в лесу облетели. Охотники разожгли костер. На сковородке жарилась картошка. От нее шел вкусный запах. Вдруг в траве сердито засопел какой-то зверь. Он высунул из травы мокрый черный нос. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Из зарослей вылез маленький барсук. Он осмотрелся. Потом сделал шаг к костру, прыгнул и сунул нос в картошку. Запахло паленой кожей. Барсук бросился обратно в траву лечить нос. (68 слов.)
(По К. Паустовскому).
Высотный теремок
Шёл я по лесу и вижу терем в семь этажей. Это была старая берёза. В ней семь дупел, одно выше другого. Из дупла первого этажа выглянула утка. Есть такие утки, которые вьют гнёзда в дуплах.
Во втором этаже поселился чёрный дятел. А в третьем жил дятел пёстрый.
Выше ещё четыре этажа. В каждом квартира. А в квартирах живут стрижи.
Прямо сказочный теремок, только высотный. (66 слов.)
(По К. Сладкову).
Вывод: Эксперимент показал, что текст, где присутствует буква «ё», ребята быстрее прочитали.
9. Представьте результаты совместной работы в любой форме (презентации, мнемокарт, фотоальбома, текстов, карточек) в классе. Узнайте мнение одноклассников о вашем исследовании.
Текстовый отчёт по букве «Ё»
Введение
Буква «Ё» — одна из уникальных букв русского алфавита. Введённая в 1797 году по предложению Н. М. Карамзина, она сыграла важную роль в упрощении передачи звуков [йо] и [о] в русском языке. Тем не менее, несмотря на её значимость, использование буквы «Ё» остаётся необязательным, что вызывает много споров и приводит к трудностям в письменной речи. В данном отчёте мы рассмотрим историю буквы «Ё», её функции, современное состояние и аргументы в пользу её обязательного использования.
История и причины появления буквы «Ё»
Изначально звук [йо] в русском языке обозначался буквами «е» или их комбинацией. Академик Яков Карлович Грот подметил, что «трудно придумать начертание лучше ё». Однако из-за того, что «Ё» появилась сравнительно недавно, её начали использовать как дополнительную букву, и она не приобрела обязательного статуса.
Современное состояние и использование буквы «Ё»
Как отмечает В. В. Лопатин, русский алфавит состоит из 33 букв, включая «Ё», которую никто официально не отменял. Радует, что всё больше изданий, включая книги, газеты и журналы, возвращаются к её использованию. Особенно часто букву «Ё» можно встретить в детской, научной и художественной литературе, как в России, так и за рубежом. Например, в Австралии в Сиднее выпускается русская православная газета «Слово», в которой каждый выпуск напечатан с использованием буквы «Ё». Более того, в этой газете есть специальная рубрика «Русский язык», посвящённая грамматике и лексике. В то же время некоторые отечественные издания, такие как газета «На родной Земле», игнорируют букву «Ё», что огорчает любителей русского языка.
Проблемы, связанные с отсутствием буквы «Ё»
Отказ от буквы «Ё» может приводить к путанице и искажению смысла текста. Например:
• «Королевская лыжня» без «Ё» может восприниматься как название мероприятия, а не как лыжня в городе Королёве.
• Фразы типа «Все впереди» и «Всё впереди» могут кардинально менять смысл, в зависимости от того, используется ли буква «Ё».
• В поэтических строках отсутствие «Ё» может изменять ритм и смысл произведения. Поэт В. Берестов наглядно продемонстрировал это в строке «Если не передохнём, значит передохнем», где отсутствие «Ё» полностью меняет смысл.
Кроме того, отказ от использования буквы «Ё» в официальных документах приводит к юридическим проблемам. Например, из-за этого человек может числиться как «Еременко» в одном документе и «Ерёменко» в другом, что может вызвать трудности в юридических и личных вопросах.
Результаты исследования
Наше исследование, включавшее анализ учебной и художественной литературы, а также опрос школьников, показало:
1. В начальной школе буква «Ё» используется регулярно, чтобы облегчить восприятие текста для младших школьников.
2. В учебниках старших классов «Ё» встречается реже, особенно в учебниках по истории и биологии, что вызывает затруднения у учеников.
3. Отсутствие буквы «Ё» приводит к трудностям в восприятии смысла текста, снижает скорость чтения и может вызывать путаницу в произношении незнакомых слов.
Заключение и выводы
В результате нашего исследования мы подтвердили гипотезу о том, что отсутствие буквы «Ё» действительно искажает восприятие русского языка. Её использование делает текст более понятным, облегчает чтение, помогает правильно произносить слова и способствует унификации правописания, что положительно влияет на грамотность населения.
Рекомендации
Для улучшения качества письменной речи и облегчения восприятия текста рекомендуется:
1. Считать использование буквы «Ё» обязательным в детской литературе, учебниках и официальных документах.
2. По возможности использовать «Ё» в научных и художественных текстах, чтобы избежать искажений смысла.
3. Проводить просветительскую работу, чтобы повысить осведомлённость о значимости буквы «Ё» для сохранения точности русского языка.
Заключение
Сохранение буквы «Ё» в русском алфавите не только облегчает чтение и понимание текста, но и помогает сохранять культурное наследие русского языка. Чтобы привлечь внимание к её значению, проводятся различные мероприятия: издаются книги, открываются музеи, устанавливаются памятники. Мы также внесли свой вклад, организовав беседу в классе и создав поделки с изображением буквы «Ё».
Мы верим, что алфавит должен оставаться полным, с 33 буквами, как у Пушкина с его 33 богатырями. Потеря хотя бы одной буквы может привести к разрушительным последствиям для нашей культуры. Пусть каждый сделает небольшое усилие — использует «Ё» на письме, чтобы не только правильно прочитать фразу «Передохнём от вражды!», но и понять её глубокий смысл.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением