Упр.87 Часть 1 ГДЗ Рыбченкова Александрова 5 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение Прочитайте про себя фрагмент стихотворения С. Чёрного «Воробей». Что помогает понять, как автор относится к этим маленьким птичкам?Воробей мой, воробьишка!Серый,...
Дополнительное изображение

Решение #2 (Учебник 2019)

Изображение Прочитайте про себя фрагмент стихотворения С. Чёрного «Воробей». Что помогает понять, как автор относится к этим маленьким птичкам?Воробей мой, воробьишка!Серый,...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Глазков 5 класс, Просвещение:
87 Вам предстоит создать сценарий фильма из цикла «Природа и животный мир России». Одна из серий по замыслу команды будет называться «Детский сад на океанском пляже». Прочитайте текст и объясните смысл названия серии.
Однажды мне предложили отправиться в экспедицию на Командорские острова — понаблюдать за северными морскими котиками, самыми многочисленными и интересными обитателями тех мест. <...>
Открыл это место в 1741 году командор Витус Беринг. В честь него архипелаг и назвали Командорскими островами, а один из крупных островов — Беринговым. <...:> Большую часть года морские котики проводят в открытом океане, где ныряют за своей любимой пищей — рыбой и моллюсками. Между прочим, на глубину до 100 метров! А в начале лета, когда приходит время произвести на свет потомство, животные выходят на сушу и образуют так называемые лежбища. <...>
Вскоре я отметил любопытную деталь: маленькие, недавно родившиеся морские котики держались отдельно от взрослых. Детеныша морского котика называют не котёнком, как можно было бы подумать, а щенком. Первые 10—15 дней мама неотлучно находится рядом со своим малышом, кормит его жирным молоком и защищает от многочисленных врагов — крупных чаек и голубых песцов, снующих по пляжу. Но рано или поздно маме и самой нужно поесть. И тогда она уходит в море. <...> Присмотревшись, я заметил, как одна мама собралась в море за пропитанием, а её щенок пополз, поскакал на своих ножках-ластах в «детский сад». Первое время детёныш нервничал и кричал, но вскоре успокоился: понял, что вместе с такими же, как он, малышами теплее и веселее, и начал вести себя совсем как ребёнок...
Через неделю долгожданная мама вернётся с рыбалки, выползет на пляж и громко заревёт. Малыш узнает её голос, закричит в ответ, и мама направится прямиком в нужную группу «детского сада». Пляж огромный, потеряться на ном немудрено, а тут все понятно: где оставила, там и взяла. Вот так морские котики приспособились растить детёнышей в тёплый летний сезон.
(В. Г. Малеев. Животные России. Мамы, папы и детёныши)
1. Работа в парах. Прочитайте текст по абзацам, составьте для операторов картины краткий сценарный план. Один из вас предлагает описание иллюстративного ряда, описание кадра, а другой — словосочетания, предложения текста, которые сопровождает иллюстрация. Оформите свои записи в виде таблицы, например:
Словосочетания и предложения из текста
Северные морские котики — самые многочисленные обитатели Командорских островов
Иллюстративный ряд (описание кадра)
Физическая карта России, на которой отмечены Командорские острова; фотографии морских котиков
2. После того как краткий сценарный план подготовлен, обменяйтесь в парах своими записями и, не заглядывая в исходный текст, только по описанию иллюстрации или по ключевым словам вспомните содержание всего текста.
3. С какими трудностями вы столкнулись при пересказе содержания текста? Что нужно сделать, чтобы преодолеть их? При необходимости внесите в сценарный план правку.

Прочитайте про себя фрагмент стихотворения С. Чёрного «Воробей». Что помогает понять, как автор относится к этим маленьким птичкам?
Воробей мой, воробьишка!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки - бисер, лапки - врозь,
Лапки - боком, лапки - вкось...

Прыгай, прыгай, я не трону -
Видишь, хлебца накрошил...
Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто её сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, ещё чуть-чуть...
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить...

Об отношении автора говорят слова с уменьшительно-ласкательным значением (пичужка, вьюшкой, рядышком, злюка, глазки). Автор относится к воробьям с любовью и трепетом.

1. Как вы понимаете предложение «Глазки — бисер»? Что значит слово бисер? В каком значении оно употреблено в этом стихотворении?
«Глазки - бисер» - то есть тёмные, маленькие и блестящие. (использован приём метафора).
Бисер - маленькие декоративные объекты (бусинки, цветные стеклянные зёрна) с отверстием для продевания нитки, используемые для изготовления украшений.

2. Каково значение слова пичужка?
Пичужка - уменьшительное от слова пичуга; маленькая птичка.

3. Выразительно прочитайте стихотворение. Как вы будете его читать: громко или тихо, бодро и весело или печально и ласково?
Стихотворение следует читать негромко, печально и ласково.

4. Сравните написание и произношение следующих слов: врозь — вкось, чуть-чуть — грудь, пичужка — вьюшкой. Почему один и тот же согласный звук обозначен разными буквами? При произнесении какого ещё слова из текста вы заметили оглушение звонкого согласного звука? Почему это происходит?
В парах врозь - вкось, чуть-чуть - грудь, пичужка - вьюшка происходит оглушение звонкого согласного, поэтому парные звуки в слабой позиции произносятся одинаково, хотя и пишутся разные буквы.
- глазки - оглушение звонкого согласного перед глухим.
- хлебца - оглушение звонкого согласного перед глухим.

5. Перепишите текст стихотворения. Подчеркните слова, в которых мягкость согласных обозначена буквой ь.

6. В каких словах ь не обозначает мягкости предшествующего согласного? Какую роль выполняет ь в каждом случае? Приведите свои примеры.
Видишь - мягкий знак служит для обозначения глагол в форме 2-го лица единственного лица (примеры: сидишь, дышишь, делаешь).
Учить, жить - мягкий знак служит для обозначения глагола в форме инфинитива. (свои примеры: делать, служить, читать).

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением