Ответы на вопросы на стр.66 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Опыт литературоведческого исследованияВыберите одну из од XIX или XX века. По каким признакам вы поняли, что это ода? Сравните её с одами XVIII века.Произведение В....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Опыт литературоведческого исследования
Выберите одну из од XIX или XX века. По каким признакам вы поняли, что это ода? Сравните её с одами XVIII века.
Произведение В. Маяковского «Ода революции» написано в начале XX века.
Это стихотворение обладает несомненными признаками оды, да и сам автор не просто так дал её такое название. Вот эти признаки: высокая патетичность, пафос; восхваление события; государственная, революционная тема. поэт также начинает свою «Оду» с «торжественного «О».
Вместе с тем, ода Маяковского сильно отличается от од Ломоносова и Державина. В ней нет торжественности, свойственной для высокого стиля. Стиль резкий, упругий, рвущий нервы. Это не спокойное восхваление, а буйная радость, почти злорадство.
Учимся читать выразительно
1. Перечитайте тексты стихотворений Державина. Найдите в них восклицательные предложения, риторические вопросы. Подумайте, что с их помощью достигается. Покажите это при чтении.
В стихотворениях Державина можно найти следующие восклицательные предложения и риторические вопросы:
1. Восклицательные предложения в стихотворении «Памятник»: «Так! –
весь я не умру, но часть меня большая…», «О муза! возгордись заслугой справедливой…».
2. Восклицательные предложения в стихотворении «Властителям и судиям»: «Не внемлют! видят — и не знают!», «Цари! Я мнил, вы боги властны…», «Как с древ увядший лист падет!», «Как ваш последний раб умрет! / Воскресни, боже! боже правых!», «Приди, суди, карай лукавых, / И будь един царем земли!».
3. Риторический вопрос в стихотворении «Властителям и судиям»: «Доколе, рек, доколь вам будет / Щадить неправедных и злых?».
Риторические вопросы и восклицания помогают более ярко передать то, что хотел сказать автор.
2. Выучите наизусть стихотворения «Властителям и судиям», «Памятник» (на выбор). Подготовьте выразительное чтение произведений, подчеркнув их пафос.
При подготовке выразительного чтения наизусть стихотворения «Властителям и судиям» или «Памятник» (по выбору). Подумайте, что хотел донести до читателей автор, какие чувства и мысли вызывает текст. Продумайте, какие слова следует выделить с помощью интонации и логического ударения, где и какие сделать паузы. Постарайтесь подчеркнуть в своём чтении пафос произведений.
Развиваем дар слова
1. Объясните значения слов и введите их в собственную речь:
воздвиг, быстротечный, тлен, безвестность, дерзнул, добродетель, бессмертие. венчать, чело, беседовать, мзда, злодейство, лукавство, карать, потрясать, исторгнуть, щадить, неправедный, истина, порок, долг.
Воздвиг – построил, соорудил.
Быстротечный – скоротечный, быстро проходящий.
Тлен – прах.
Безвестность – неизвестность.
Дерзнул – рискнул, поступил смело.
Добродетель – лучшие качества человека.
Бессмертие – вечная жизнь, память.
Венчать – украшать лоб, голову венком.
Чело – лоб.
Беседовать – разговаривать.
Мзда – взятка.
Злодейство – причинение зла людям.
Лукавство – хитрость, обман.
Карать – наказывать.
Потрясать – поражать, сильно удивлять, изменять.
Исторгнуть – извлечь, заставить появиться.
Щадить – жалеть.
Неправедный – нечестный, нехороший.
Истина – реальность.
Порок – отрицательное качество характера.
Долг – святая обязанность.
2. Составьте краткий словарик устаревших слов (на основании прочитанных вами стихотворений Державина и Ломоносова) и проведите в классе викторину на знание лексики XVIII века.
Словарь устаревших слов из произведений Державина и Ломоносова
Борей – северный ветер.
Брег – берег.
Внимать – слушать.
Вран – ворон.
Глас – голос.
Гласить – говорить.
Дерзать – сметь что-то делать.
Доколе – сколько ещё.
Дщерь – дочь.
Зефир – южный ветер.
Зиждитель – хранитель, Бог.
Зрак – глаз.
Зрить – видеть.
Зыбить – потрясать.
Искони – издавна.
Карать – наказывать.
Лик – лицо, образ.
Лукавый – плут, мошенник.
Мзда – взятка.
Мнить – представлять себе.
Несносный – невозможный, неприятный.
Облобызать – обласкать.
Окрест – вокруг.
Оными – этими.
Отверзать – открывать.
Отвращать – отворачивать.
Отрада – радость.
Паки – снова.
Понт – море.
Прах – тлен.
Премудрый – мудрец, учёный человек.
Рачение – усердие.
Се – это.
Сей – этот.
Сонм – большое количество, сборище.
Токмо – только.
Тщание – усердие, старание.
Уста – рот.
Хладный – холодный.
Ярый – буйный.
Проект
Работа в группе. Подготовьте рекомендательный список произведений Г. Р. Державина и литературы о жизни и творчестве поэта для девятиклассников. Желательно, чтобы каждую позицию списка сопровождала аннотация. В работе используйте фонды библиотек, ресурсы Интернета.
1) Г.Р. Державин. «Памятник» – Стихотворение написано в 1795 году. В нём поэт с уверенностью заявляет, что создал нерушимый памятник в свою честь. Автор уверен, что его душа будет продолжать жить и преумножать свою славу.
2) Г.Р. Державин. «Фелица» – Благодаря этому произведению, опубликованному в 1783 году, Державин получил славу. А Императрица, которой была посвящена эта ода, высоко оценила творчество поэта.
3) С.Т. Аксаков. «Знакомство с Державиным. Собрание сочинений в четырёх томах» – Сергей Тимофеевич Аксаков познакомился с Гавриилом Романовичем Державиным в конце 1815 года. О своих встречах с прославленным поэтом он рассказал впоследствии в мемуарах «Знакомство с Державиным».
4) Я.К. Грот. «Жизнь Державина по его сочинениям и письмам и по историческим документам» – О великом русском поэте Гавриле Романовиче Державине написано много, но главным памятником ему стало монументальное девятитомное собрание сочинений, сопровождавшееся биографией, изданное академиком Я.К. Гротом в 1864-1883 годах
5) Арсений Замостьянов «Гаврила Державин» – Для многих из нас Державин остался в памяти лишь благодаря пушкинским строкам: уже на пороге смерти, «в фоб сходя», он «благословил» будущее «солнце нашей поэзии», лицеиста Пушкина. Но творчество самого Державина вовсе не устарело. Оно стало неожиданно актуальным в XX веке и остается таковым по сей день. «Многие дороги в России – литературные, политические, воинские – ведут к Державину» – так утверждает автор книги, историк и писатель Арсений Замостьянов.
6) А. Западов. «Державин» – Книга А. Западова посвящена истории жизни и творчества яркого, самобытного, глубоко национального поэта.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением