Ответы на вопросы на стр.65 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1*.’Какие произведения Державина вам известны? Расскажите о них. Прочитайте их, покажите, как проявилось в них новаторство поэта.Нам известны...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1*.’Какие произведения Державина вам известны? Расскажите о них. Прочитайте их, покажите, как проявилось в них новаторство поэта.
Нам известны такие произведения Державина: «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленьи...». «Признание», а также «Властителям и судиям», «Памятник», «Фелица».
Главные заслуги Державина как поэта-новатораа – создание индивидуального авторского стиля и сближение поэзии с жизнью. Понаблюдаемм, как проявилось новаторство поэта в его произведениях.
«Признание»
В этом стихотворении ярко проявилось художественное открытие поэта. Державин отвергает теорию «трёх штилей» и добивается особой выразительности с помощью соединения в одном произведении «низких» и «высоких» слов. Державин ставит рядом слова «важным саном» и «надуваться», «вельможам властным» и «правду брякнуть вслух».
В целом стихотворение лишено тяжеловесности, читается легко и понятно. В «Признании» отразились черты характера Державина: прямота, искренность, честность. Девизом поэта могли стать такие строки стихотворения: «...Ум и сердце человечье/ Были гением моим».
«На птичку»
Стихотворение «На птичку» написано в 1792 или 1793 году. Его можно воспринимать как иносказание: свободного человека насильно заставляют петь, проявлять свою индивидуальность, но свободный человек не может быть искренним и вдохновенным в неволе.
«Река времён в своём стремленьи...»
Это философское произведение – попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни. Стихи заставляют задуматься над тем, что останется от деяний человека после его смерти.
«Властителям и судиям»
В обличительной оде «Властителям и судиям» новаторство Державина проявилось в том, что он гневно порицает властителей именно за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном гражданском долге перед государством и обществом. Державине не только воспевал то, что, по его мнению, укрепляло государство, но и обличал придворно-вельможную знать, которая «несчастных голосу не внемлет». С удивительной прямотой и резкостью он высмеивает вельмож, которые кичатся своим высоким положением, не имея никаких заслуг перед страной.
«Памятник»
Лирический герой державинской оды «Памятник» автобиографичен, он говорит о своём Божественном предназначении, пытается понять своё место не только в литературе, но и в истории России, напоминает, что он первым «дерзнул» заменить торжественный, высокопарный стиль похвальных од простым, доступным языком. Герой подчёркивает искренность и правдивость своей поэзии, так как он не побоялся «истину царям с улыбкой говорить». Державин в произведении передаёт своё личное мировоззрение.
«Фелица»
В оде «Фелица» классицизм проявляется в обрисовке образа Екатерины II, наделенной всякими добродетелями, в стройности построения, в типичной для русской оды дяситистрочной строфе. Но, вопреки правилам классицизма, по которым нельзя было смешивать в одном произведении разные жанры, Державин соединил оду с сатирой, резко противопоставив положительный образ царицы отрицательным образам её вельмож (Г. Потемкина, А. Орлова, П. Панина). При этом вельможи были так правдиво нарисованы, так были подчеркнуты характерные для каждого из них черты, что современники, в том числе и Екатерина II, сразу же узнали в них определенных лиц. Поэт, восхваляя Фелицу, «проговариваетсяв сравнениях: «как волк овец, людей не давишь»; «стыдишься слыть ты тем великой, чтоб страшной, нелюдимой быть»; «медведице прилично дикой животных рвать и кровь их пить». Державин приводит примеры злоупотребления царями данной им властью. Подобное было невозможно в классицистической похвальной оде.
В этой оде видна также и личность самого автора с его характером, взглядами, привычками.
Под пером Державина ода приближалась к произведению, правдиво и просто изображавшему действительность.
Он нарушал строгие правила классицизма и язык, которым написана эта ода. Державин отверг установившуюся в литературе со времен Ломоносова теорию трех стилей. Для оды полагался высокий стиль, а у Державина наряду с торжественно и величаво звучащими стихами стоят совсем простые («дурачества сквозь пальцы видишь. Лишь зла не терпишь одного») и даже встречаются строки «низкого штиля»: «И сажей не марают рож». В оде «Фелица» легкий звучный стих приближается к шутливо-разговорной речи, которая так отличается от торжественно-величавой речи классицистов.
Таким образом, Державин начинает творческий путь как приверженец эстетики классицизма с её строгими канонами, но достаточно скоро отказывается от чисто риторического свойства поэзии классицизма, переходит от рассуждений к прямому лирическому описанию, выражению чувств личности.
Новаторство поэта воплотилось также в смешении жанров, например, в соединении оды и сатиры в одном произведении. Соединяя высокое и низкое, величественное и простое, трагическое и смешное, Державин отразил целостность реальной жизни в неизменных контрастах и противоречиях.
Ода Державина приближалась к произведению, правдиво и просто изображавшему действительность. Эта простота шла от правдивости в изображении жизни, от желания быть естественным, близким к народу.
Новаторство Державина и в том, что поэт заложил истоки гражданской поэзии, обличая придворно-вельможную знать. Державин выражал интересы государства, родины, цари и царедворцы слышали от него порою очень горькую правду.
2. В чём пафос стихотворений «Властителям и судиям», «Памятник»? Против каких пороков выступает автор?
Пафос стихотворений «Властителям и судиям» в том, что автор призывает чиновников и власть имущих обратить внимание на судьбу и проблемы простого народа.
Автор выступает против таких пороков, как пресыщенность (усталость от удовольствий), предвзятость, взяточничество, ложь, безразличие к судьбе народа.
Пафос «Памятника» в том, что творчество, поэзия долговечнее самых прочных, казалось бы, предметов – металлов и выше самого высокого – пирамид. Только чело музы венчает подлинная «заря бессмертия».
В стихотворении всего два восклицательных знака – при утверждении «Так!» и при обращении к музе. Это говорит о том, что поэт не молит, не просит о бессмертии, но твёрдо и спокойно уверен в том, что поэтическое слово нетленно.
3. Как вы понимаете строки:
...Доколь славянов род вселенна будет чтить.
...В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
В чём видит автор долг «властителей и судий»?
«Доколь славянов род вселенна будет чтить» – то есть до тех пор, пока в мире славяне будут могущественным народом, пока будет помниться русский язык и будет жива славянская культура
«В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить» –– поэт гордился тем, что пишет таким простым и живым языком, даже оды, посвященные Богу. Также Державин имел смелость говорить царям правду, даже если она неприятна, но не вкладывать в эту правду вызова и бунта, быть выше, оставаться спокойным и честным перед всемогущими правителями; помнить о том, что божественная истина всегда выше и значительнее, нежели преходящее земное величие.
Долг «властителей и судий» автор видит в том, чтобы помогать простому народу, быть честными, не закрывать глаза на проблемы общества. Они должны быть настоящими «земными богами», то есть действовать также милосердно, справедливо и беспристрастно, как Господь. Они должны следить за тем, чтобы все были равны перед законом и одинаково его выполняли. Они должны помогать вдовам и сиротам – самым беззащитным и обездоленным людям. Невинных они должны спасать от бед, несчастливым – помогать справиться с горем. Они должны освобождать бедных от оков нищеты или долгов. Они не должны брать взятки и закрывать глаза на злодеяния.
Творческое задание
Прав ли Державин, считая, что «памятник себе воздвиг чудесный, вечный»? Подготовьте рассуждение на эту тему, обратив внимание на то, что сам поэт относит к своим заслугам.
Прав ли Державин, считая, что «памятник себе воздвиг чудесный, вечный»?
Я думаю, что Державин прав, считая, что «памятник себе воздвиг чудесный, вечный». Памятником являются произведения поэта, которые читали до нас читаем мы и будут читать после нас.
Г. Р. Державин написал много стихотворений, ставших классикой русской поэзии. Он подготовил тот переворот в литературном языке, который позже совершил А. С. Пушкин. Его заслуги перед отечественной литературой велики, а положение между М. В. Ломоносовым и А. С. Пушкиным незыблемо. С этой точки зрения творчество поэта есть его вечный памятник.
Заслугой Державина перед русской литературой является введение в поэзию «забавного русского слога»: сочетания высокого стиля с просторечием, сатиры и лирики («Что первый я дерзнул в забавном русском слоге/ О добродетелях Фелицы возгласить»).
Державин сближает поэзию и обычную жизнь. Он рисует окружающий мир глазами простого человека, пишет просто и понятно о вечных вопросах («В сердечной простоте беседовать о Боге»).
В творчестве Державина мы находим и социально-обличительный характер, он смело критикует власть («И истину царям с улыбкой говорить»).
Весьма отважным шагом стало то, что поэт внес в литературу принцип личностного начала в каждом произведении.
Всё это сильно повлияло на дальнейшее развитие литературы.
Внеклассное чтение
Прочитайте самостоятельно стихотворения «Ода революции» В. В. Маяковского, «Па смерть Жукова» И. А. Бродского, «Ода сплетникам» А. А. Вознесенского. 1
Владимир Маяковский
Ода революции
Тебе,
освистанная,
осмеянная батареями,
тебе,
изъязвленная злословием штыков,
восторженно возношу
над руганью реемой
оды торжественное
«О»!
О, звериная!
О, детская!
О, копеечная!
О, великая!
Каким названьем тебя ещё звали?
Как обернешься ещё, двуликая?
Стройной постройкой,
грудой развалин?
Машинисту,
пылью угля овеянному,
шахтёру, пробивающему толщи руд,
кадишь,
кадишь благоговейно,
славишь человечий труд.
А завтра
Блаженный
стропила соборовы
тщетно возносит, пощаду моля,
твоих шестидюймовок тупорылые боровы
взрывают тысячелетия Кремля.
«Слава».
Хрипит в предсмертном рейсе.
Визг сирен придушенно тонок.
Ты шлешь моряков
На тонущий крейсер,
туда,
где забытый
мяукал котенок.
А после!
Пьяной толпой орала.
Ус залихватский закручен в форсе.
Прикладами гонишь седых адмиралов
вниз головой
с моста в Гельсингфорсе.
Вчерашние раны лижет и лижет,
И снова вижу вскрытые вены я.
Тебе обывательское
– о, будь ты проклята трижды! –
И моё,
поэтово
– о, четырежды славься, благословенная! –
1918 г.
Анализ стихотворения Маяковского «Ода революции»
Восторженное отношение Владимира Маяковского к революции красной нитью проходит через все творчество поэта. Однако автор прекрасно осознает, что смена власти – это серьезное общественное потрясение, которое несет в себе не только свободу простому народу, но и разруху, голод, болезни и пьяный разгул. Поэтому в своей оценке событий 1917 года Маяковский беспристрастен, он не возносит дифирамбы и не тешит себя иллюзиями. В 1918 году поэт публикует стихотворение «Ода революции», судя по названию которого можно сделать вывод, что речь в произведении пойдет именно о восхвалении диктатуры пролетариата. Но это совсем не так, потому что поэт живет в реальном, а не вымышленном мире, и каждый день сталкивается с обратной стороной свободы, равенства и братства, провозглашенных новой властью.
«Ода революции», выдержанная в традициях этого стихотворного жанра, действительно начинается с хвалебных строк, в которых поэт сразу же очерчивает тематику произведения, заявляя, что восторженно возносит «над руганью реемой оды торжественное «О»!». И сразу же награждает революцию такими нелестными эпитетами, как «звериная», «копеечная», «детская», подчеркивая при этом, что все равно она является великой.
«Как обернешься еще, двуликая?», – интересуется поэт, и в этом вопросе нет праздного любопытства, так как за очень короткий период времени Маяковский увидел не только достижения новой власти, но и ее беспардонность, грубость, несостоятельность. Поэтому автор теряется в догадках, что именно сулят его родине эти перемены, пугающие своей беспощадностью. Поэт не знает, чем именно обернется революция для России – «стройной постройкой» или же «грудой развалин», так как любой из этих вариантов на фоне общей эйфории может быть запросто претворен в жизнь. Чего только стоят слова так популярного в эти дни «Интернационала», призывающего до основания разрушить старый мир!
Впрочем, Маяковского такое развитие событий нисколько не пугает, он действительно верит в то, что мир станет другим, более справедливым и свободным. Однако автор понимает, что для этого его еще предстоит освободить от «седых адмиралов» и «тысячелетий Кремля» – символов прошлой жизни, которым не место в новом обществе. При этом Маяковский прекрасно понимает, как именно все это будет происходить, так как еще свежи в воспоминаниях недавние события, когда революция «пьяной толпой орала» и требовала расстрела для всех, кто не согласен с большевистскими идеями. Действительно, одним пришлось после революции долго зализывать «вчерашние раны», вспоминая о славных сражениях с «контрой». Однако были и те, кто предпочел «вскрытые вены» позору и унижению. И таких оказалось немало. Из их уст, по словам поэта неслись обывательские проклятья, так как вполне успешные и обеспеченные сословия вмиг потеряли не только свое благосостояние, но и саму родину, ставшую для них чужой. В то же время Маяковский в восторге от перемен, поэтому, обращаясь к революции, с воодушевлением восклицает «О, четырежды славься, благословенная!». И в этой строчке нет пафоса, так как поэт искренне верит в новое общество, не подозревая, что двойственная суть революции, которую он воспевает, еще не раз проявит себя, обернувшись для народа лишениями и унижениями. Однако это осознание придет к Маяковскому гораздо позже и выльется с цикл саркастических стихов, в которых критика смешивается с юмором, а негодование – с беспомощностью. Но даже на фоне общественных, политических и социальных перегибов поэт остается верен своим идеалам, считая революцию не злом, а великим достижением русского народа.
Иосиф Бродский
На смерть Жукова
Вижу колонны замерших внуков,
гроб на лафете, лошади круп.
Ветер сюда не доносит мне звуков
русских военных плачущих труб.
Вижу в регалиях убранный труп:
В смерть уезжает пламенный Жуков.
Воин, пред коим многие пали
стены, хоть меч был вражьих тупей,
блеском маневра о Ганнибале
напоминавший средь волжских степей.
Кончивший дни свои глухо в опале,
как Велизарий или Помпей.
Сколько он пролил крови солдатской
В землю чужую! Что ж, горевал?
Вспомнил ли их, умирающий в штатской
белой кровати? Полный провал.
Что он ответит, встретившись в адской
области с ними? «Я воевал».
К правому делу Жуков десницы
больше уже не приложит в бою.
Спи! У истории русской страницы
хватит для тех, кто в пехотном строю
смело входили в чужие столицы,
но возвращались в страхе в свою.
Маршал! поглотит алчная Лета
эти слова и твои прахоря.
Все же, прими их – жалкая лепта
родину спасшему, вслух говоря.
Бей, барабан, и военная флейта,
громко свисти на манер снегиря.
1974 г.
Анализ стихотворения Бродского «На смерть Жукова»
Иосиф Александрович Бродский уже в эмиграции в стихотворении «На смерть Жукова» изложил свой взгляд на личность полководца и его вклад в историю.
Стихотворение написано в 1974 году. Его автору 34 года, и он уже пару лет как выдворен из СССР как элемент нежелательный и антисоветский. Это не помешало ему из Голландии откликнуться на смерть маршала Г. Жукова. По жанру – подражание классическим одам на смерть, по размеру – дольник со сложной рифмовкой, 5 строф. Лирический герой – автор. Сам поэт давал высокую оценку классицистам XVIII века, эти стихи написаны в манере оды «Снигирь» Г. Державина на кончину А. Суворова. Сходство формы и образов, однако, не порождает сходства смыслов. И. Бродский хотел объективно отразить свое субъективное отношение к покойному, стране и политическому строю, которым он служил. Поэт видел кадры с телетрансляции церемонии. Начало 1 строфы похоже на репортаж с места событий. Однако поэт умышленно вводит несуществующие детали: вижу труп. Помимо сомнительного по эмоциональной окраске (в данном контексте) слова «труп», следует сказать, что «в смерть» уезжала уже урна с прахом. Во 2 строфе на стыке первых двух строк игра смыслов: многие пали (затем возникает пояснение «стены»). «О Ганнибале»: сравнение с древними из арсенала Г. Державина. Третья строфа обличительна. По воспоминаниям самого полководца, ряд согласованных в верхах операций были спорными и повлекли за собой гибель множества солдат. Поэт называет «полным провалом» его смерть в «штатской кровати». «В адской области»: эту строку принято трактовать двояко. Впрямую, и тогда автор отводит место маршалу и его армии в аду (например, потому что они служили коммунистическому государству, были его силой), и нейтрально, если считать «ад» за «аид», то есть, просто загробный подземный мир времен античности, образы которой повсеместны в поэзии классицизма. И все же автор не стал отправлять его в Элизиум. «Что он ответит» там солдатам? В 4 строфе – обращение к мертвому: спи! Он иронизирует: смело в чужие столицы, в страхе в свою. В финале еще одно почти властное обращение: маршал! Поэт утверждает, что и его неоднозначную эпитафию, и «прахоря» самого покойного («сапоги» на криминальном арго) «поглотит Лета» (то есть, забвение). «Все же, прими их»: здесь уже дрогнувшая интонация. «Родину спасшему»: автор вполне искренен. Он благодарен за оборону Ленинграда (поэт сам с родителями был в городе), за низвержение Л. Берии. «Вслух говоря»: есть что сказать и не вслух, а про себя. Заключительные строки – очередная отсылка к Г. Державину. Эпитеты: замерших, пламенный, жалкая. Олицетворение: плачущих труб. Инверсия: уезжает Жуков.
В лирике И. Бродского, в ее форме и содержании, нередки аллюзии на творчество поэтов времен классицизма.
Андрей Вознесенский
Ода сплетникам
Я сплавлю скважины замочные.
Клевещущему – исполать.
Все репутации подмочены.
Трещи,
трехспальная кровать!
У, сплетники! У, их рассказы!
Люблю их царственные рты,
Их уши,
точно унитазы,
непогрешимы и чисты.
И версии урчат отчаянно
В лабораториях ушей,
что кот на даче у Ошанина
сожрал соседских голубей,
что гражданина А. в редиске
накрыли с балериной Б…
Я жил тогда в Новосибирске
В блистанье сплетен о тебе.
как пулеметы, телефоны
меня косили наповал.
И точно тенор – анемоны,
Я анонимки получал.
Междугородные звонили.
Их голос, пахнущий ванилью,
шептал, что ты опять дуришь,
что твой поклонник толст и рыж.
Что таешь, таешь льдышкой тонкой
В пожатье пышущих ручищ…
Я возвращался.
На Волхонке
лежали черные ручьи.
И все оказывалось шуткой,
насквозь придуманной виной,
и ты запахивала шубку
и пахла снегом и весной.
Так ложь становится гарантией
твоей любви, твоей тоски…
Орите, милые, горланьте!..
Да здравствуют клеветники!
Смакуйте! Дергайтесь от тика!
Но почему так страшно тихо?
Тебя не судят, не винят,
и телефоны не звонят…
Анализ стихотворения Вознесенского «Ода сплетникам»
Сплетни, интриги – неотъемлемая часть общества. Одни люди любят распространять слухи, другие же становятся жертвами сплетен. Андрей Вознесенский неоднократно оказывался в центре обсуждений. Сплетнями была опутана как личная жизнь поэта, так и его карьера. Не удивительно, что этому негативному явлению Андрей Андреевич посвятил стихотворение с ироничным названием «Ода сплетникам».
Анализируемое произведение относится к гражданской лирике, но есть в нем и признаки интимной лирики. Жанр, казалось бы, указан в названии «ода», но в этом произведении также отчетливо проявляются признаки сатиры. Андрей Андреевич, на первый взгляд, прославляет сплетников, на самом же деле, обличает их как порок общества.
Тема стихотворения А.А. Вознесенского «Ода сплетникам» – рассказ о сплетниках, влияние сплетен на отношения влюбленных. Автор осуждает клеветников, доказывает, что нельзя позволять клевете разрушать отношения.
Стихотворение написано от первого лица, поэтому эмоции, переживания лирического героя «на поверхности». В первых строках мужчина заявляет, что сплавит замочные скважины. Таким образом, он намекает на то, что для сплетников не существует понятия «личное пространство». Они любят подмочить другому репутацию, а особое наслаждение им приносит обсуждение чьей-то личной жизни: «трещи, трёхспальная кровать».
Во второй строфе лирический герой с иронией признается, что любит уши и «царственные рты» сплетников. Уши таких людей он сравнивает с унитазами. Далее лирический герой перечисляет темы разговоров клеветников. Читателю нетрудно заметить, что они легко делают из мухи слона.
Наконец, лирический герой признается, что, живя в Новосибирске, слышал многое о возлюбленной: «как пулемёты, телефоны меня косили наповал». Сплетники рассказывали о глупых поступках женщины, ее поклонниках. Но герой не верил ничему, так как спустя некоторое время всё оказывалось шуткой. Особенно жалко клевета выглядела, когда любимая была рядом, «пахла снегом и весной». Мужчина обращается к любимой: «так ложь становится гарантией твоей любви, твоей тоски».
Далее мужчина обращается к сплетникам, призывая из «орать», «горланить». Так он показывает, что не боится их. Но после того, как мужчина проявляет смелость, все утихают.
Стихотворение А.А. Вознесенского «Ода сплетникам» по смыслу делится на части: обращение к клеветникам, их краткая характеристика; признание лирического героя в том, что сплетники разносят ложь о его возлюбленной; обращение к клеветникам. Формальная композиция стихотворения – строфы с разным количеством строк. Строки объединены перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
Для раскрытия темы, реализации идеи А. Вознесенский использовал художественные средства. В тексте есть метафоры («сплавлю скважины замочные», «версии урчат отчаянно в лаборатории ушей», «блистанье сплетен», «голос, пахнущий ванилью»), эпитеты («поклонник толст и рыж», «чёрные ручьи»), сравнения («как пулемёты, телефоны», «уши, точно унитазы»).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением