Ответы на вопросы на стр.380 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение ФонохрестоматияСЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (фрагменты)1. Какие особенности романа проявились в актёрском чтении? Какие интонации...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (фрагменты)
1. Какие особенности романа проявились в актёрском чтении? Какие интонации преобладают в первых главах романа? Какие переходы делаются от одной сцены к другой (театр, кабинет, бал и т. д.)? Какими красками рисует актёр характер Онегина, как передаёт красоту театра, балета, бала? Как музыка помогает представить «душой исполненный полёт» Истоминой, атмосферу светского бала?
Актёрское чтение романа «Евгений Онегин» действительно передаёт его многослойность. В первых главах интонации актёра чаще всего дружелюбны и спокойны, что создаёт ощущение беседы с читателем. Актёр как бы приглашает зрителей окунуться в мир героя, при этом поддерживает близкий, доверительный тон. В некоторых местах звучит ирония, когда текст требует насмешливого или более лёгкого восприятия, например, в описаниях светской жизни Онегина или его циничного отношения к окружающим.
Переходы между сценами (театр, кабинет, бал) поддерживаются изменением интонации и ритма чтения. Паузы играют важную роль, они подчёркивают значимость моментов, а также помогают актёру менять акценты, перенося внимание с одной сцены на другую. В описаниях театра или бала паузы становятся короче, а темп более оживлённым, чтобы передать атмосферу движения и праздника.
Ирония в описании Онегина передаётся с помощью выразительных средств чтения: актёр делает акценты на важных словах, применяет логические ударения, а также использует повышение и понижение голоса. Всё это создаёт образ героя, которого Пушкин сам описывал как «лишнего человека», скучающего по светской жизни, и одновременно человека с глубоким внутренним конфликтом.
Описания театра и балов актёр передаёт торжественно и ярко, стремясь погрузить зрителя в атмосферу светской жизни. В этих сценах интонации становятся более оживлёнными, а ритм — более быстрым. Когда речь заходит о балете, особенно о танце знаменитой Истоминой, музыка усиливает эффект чтения, подчёркивая её «душой исполненный полёт». Актёр стремится передать красоту танца через мелодичный тон и плавные интонационные переходы.
Музыка в этих сценах играет огромную роль. Например, лёгкая, романтическая музыка усиливает ощущение легкости и грации, что особенно важно для создания правильного настроения в сценах с балами и театральными постановками. В сценах светского бала музыка передаёт атмосферу блеска, роскоши и движения, делая описания более живыми и реалистичными.
Таким образом, актёрское чтение романа помогает лучше ощутить не только сюжет, но и глубину характеров, а также атмосферу эпохи, в которой разворачиваются события.
2. Какие черты характера героини романа стремится передать актриса, читая письмо Татьяны? Какие чувства сменяют друг друга в голосе и интонациях актрисы, читающей письмо Татьяны (смущение, робость, надежда, сомнение...)?
Актриса, читая письмо Татьяны из романа "Евгений Онегин", стремится передать её трепет и волнение. С самого начала письма она выражает смущение, которое естественно для молодой девушки, решившейся на столь смелый шаг — первой признаться в любви. Это чувство сопровождается робостью и страхом быть отвергнутой, что слышится в интонациях актрисы.
Далее в голосе актрисы появляются сомнение и нерешительность — Татьяна боится, что её чувства могут быть неразделёнными, и что она делает ошибку, следуя зову сердца. Однако, несмотря на эти сомнения, в её интонации звучит надежда. Надежда на взаимность и понимание, которая даёт Татьяне силы открыться и сказать всё прямо и искренне.
По мере развития текста письма, голос актрисы становится более уверенным, когда Татьяна выражает свои глубокие чувства. Актриса передаёт не только любовь героини, но и её искренность и откровенность, подчёркивая, что её признание не вынуждено, а идёт из глубины души.
В конце письма слышатся нотки мольбы и беспокойства. Татьяна осознаёт, что от её слов зависит многое, и актриса передаёт это напряжение в голосе, переходя от тихой робости к более выразительной просьбе о взаимности.
Таким образом, актриса через изменение тембра, интонации и ритма раскрывает сложную эмоциональную палитру Татьяны — от смущения и страха до надежды и искренней любви.
3. Отличается ли гамма чувств, звучащая в чтении письма Онегина, от переживаний, прозвучавших в письме героини романа?
Да, гамма чувств в письме Онегина заметно отличается от переживаний, прозвучавших в письме Татьяны.
В письме Татьяны преобладает искренность, робость и трепет, так как она впервые признаётся в любви и делает это с чувством неуверенности. Она открывает свою душу, не зная, как будет воспринято её признание, поэтому её письмо наполнено надеждой, смущением и страхом перед возможным отказом. Её чувства яркие и непосредственные, она ещё не прошла через испытания, которые бы изменили её восприятие любви.
В письме же Онегина звучит сожаление и раскаяние. Он пытается начать письмо, как когда-то Татьяна, с той же искренностью, но за его словами чувствуется опыт и боль утраты. Это письмо написал уже мужчина, который многое осознал. Онегин понимает, что упустил возможность быть с Татьяной, и это осознание делает его признание горьким. В его словах ощущается позднее раскаяние за ошибки, которые уже нельзя исправить. Его чувства более зрелые, пропитаны горечью и сожалением за упущенное счастье.
Таким образом, гамма чувств в письме Онегина более сложная и глубокая, чем в письме Татьяны, поскольку Онегин пишет с позиции человека, осознавшего свои ошибки и потерю, в то время как Татьяна писала с надеждой на будущее.
4. Подготовьте выразительное чтение писем Татьяны и Онегина, обогатив его наиболее удачными находками актёров.
Чтобы подготовить выразительное чтение писем Татьяны и Онегина, важно учесть несколько ключевых моментов, которые помогут раскрыть всю глубину чувств персонажей.
Чтение письма Татьяны:
1. Начало письма должно звучать робко и неуверенно. Актриса, читавшая письмо, начинает с тихого голоса, подчёркивая трепет Татьяны. Важно передать её смущение, которое слышно в каждой строчке. Татьяна ещё не знает, как её признание будет воспринято, поэтому актёрское чтение здесь должно передавать страх и сомнение.
2. По мере развития текста голос должен становиться увереннее, ведь Татьяна решается рассказать о своих чувствах, несмотря на внутренние страхи. Этот переход от робости к надежде является важным эмоциональным моментом, который необходимо передать в чтении.
3. В конце письма должно чувствоваться смирение и мольба. В голосе актрисы появляется искренность, которая подчёркивает, что Татьяна готова принять любой ответ, но при этом она не может больше скрывать своих чувств. Чтение завершается на мягкой ноте, с оттенком надежды и печали.
Чтение письма Онегина:
1. В начале письма Онегина, как и в письме Татьяны, можно использовать спокойный, но более зрелый тон. Онегин осознаёт свои ошибки, и это ощущается с первых строк. В отличие от Татьяны, его признание пропитано сожалением. Актёр, читающий письмо Онегина, передаёт в голосе тяжесть раскаяния.
2. По мере развития письма голос должен усиливаться, когда Онегин начинает говорить о том, что осознал свои ошибки и потерял Татьяну навсегда. Чувствуется, что это письмо написал человек, прошедший через внутренние метаморфозы, а не тот холодный и равнодушный Онегин из начала романа.
3. В конце письма важна интонация безысходности. Онегин понимает, что его шанс упущен навсегда, и в голосе актёра должно звучать горькое сожаление и раскаяние. Этот момент должен быть особо подчеркнут, чтобы слушатели почувствовали всю глубину его внутренней трагедии.
Дополнительные находки актёров:
• Изменение ритма: В моменты, когда герои раскрывают свои чувства, ритм чтения замедляется, чтобы дать слушателю прочувствовать каждое слово.
• Паузы: В обоих письмах паузы играют важную роль — они помогают передать волнение, робость и напряжённость моментов признания.
• Логические акценты: Важные слова в письмах, такие как "люблю", "сожалею", "прощай" — произносятся с акцентом, что усиливает драматизм.
Музыка:
Если в процессе чтения писем будет использоваться музыкальное сопровождение, важно подобрать мелодии, которые бы усиливали переживания героев. Для письма Татьяны — это может быть лёгкая, романтическая мелодия, подчеркивающая её смущение и робость, а для письма Онегина — музыка с более тягучим и драматическим характером, которая отразит его сожаление и раскаяние.
Творческое задание
1. Подготовьте развёрнутые ответы на вопросы: в чём странность Онегина с точки зрения высшего общества? О каких взглядах героев свидетельствуют письма Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне?
В чём странность Онегина с точки зрения высшего общества?
Евгений Онегин, главный герой романа Пушкина, является представителем высшего светского общества, но его поведение и взгляды резко отличаются от привычных норм этого круга. Странность Онегина заключается в его отчуждённости, скептицизме и презрении к общепринятым светским правилам.
1. Отказ от светских развлечений: В начале романа Онегин погружён в типичную жизнь столичного аристократа: балы, театры, ужины. Однако вскоре он теряет интерес ко всему этому. Для высшего общества такие развлечения считались неотъемлемой частью их жизни, но Онегин находит их пустыми и скучными. Он тратит своё время на светские развлечения только по привычке, но не испытывает от них радости.
2. Отсутствие амбиций: В то время как многие молодые люди стремились занять высокое положение в обществе, Онегин равнодушен к карьере, общественному успеху и статусу. Он не ищет славы, богатства или влияния. Для людей его круга это выглядело странно, поскольку высшее общество стремилось к власти и признанию.
3. Цинизм и скептицизм: Онегин относится к жизни с циничным презрением. Его насмешливое отношение к любви, дружбе и другим человеческим привязанностям вызывает недоумение у окружающих. Например, он безразличен к чувствам Татьяны, хотя осознаёт её искреннюю привязанность. В дуэли с Ленским он демонстрирует равнодушие к жизни и смерти, что также выходит за рамки общепринятых норм.
4. Индивидуализм: В обществе, где важны связи, влияние и принадлежность к определённым кругам, Онегин демонстрирует жёсткий индивидуализм. Он отвергает не только светские удовольствия, но и сельскую жизнь, когда переезжает в деревню. Отказ Онегина общаться с соседями-помещиками подчёркивает его изоляцию и непринадлежность к обществу.
Таким образом, Онегин выглядит лишним человеком в своём собственном классе. Его интеллектуальные и эмоциональные потребности идут вразрез с поверхностной и ограниченной жизнью светского общества.
О каких взглядах героев свидетельствуют письма Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне?
Письма Татьяны и Онегина — это важнейшие эпизоды романа, которые раскрывают характеры героев и их мировоззрение.
1. Письмо Татьяны к Онегину:
o Искренность и простота: Письмо Татьяны является одним из самых трогательных моментов романа. Оно написано наивно и откровенно, что отражает её простоту души и искренность чувств. Татьяна не пытается следовать каким-то правилам или нормам, принятым в её окружении, она просто выражает свою любовь к Онегину.
o Романтизм: Письмо показывает, что Татьяна — романтик. Она погружена в книги и мечты, которые формируют её представление о любви. В её письме видно сильное влияние романтических литературных образов. Она говорит о своём уповании на судьбу и искренне верит, что её признание может изменить её жизнь.
o Независимость и сила: Несмотря на свою кажущуюся слабость и наивность, Татьяна проявляет силу характера. Её признание — это не просто порыв чувства, но и осознанное действие. Она не боится открыться перед Онегиным, что в контексте того времени является поступком весьма смелым для молодой девушки.
2. Письмо Онегина к Татьяне:
o Изменение и раскаяние: В своём письме Онегин демонстрирует, что пережил внутренние перемены. Его чувство к Татьяне теперь искренне, и он признаётся в том, что любовь к ней пришла слишком поздно. Это письмо отражает его осознание ошибки и позднее раскаяние. Онегин уже не тот холодный и равнодушный человек, каким был раньше.
o Покорность судьбе: Онегин понимает, что его признание не сможет изменить судьбу, и он покорно принимает отказ Татьяны. Он больше не борется с жизненными обстоятельствами, а просто выражает свою любовь, хотя понимает, что вернуть её невозможно.
o Трезвость и философичность: Письмо Онегина написано не с пылкостью романтика, а с трезвостью человека, который понял свои ошибки. В отличие от Татьяны, Онегин в своём письме не впадает в восторженные мечты. Это письмо скорее похоже на философское размышление, чем на страстное признание.
Заключение:
Письмо Татьяны показывает её искренность, романтическую натуру и силу духа, тогда как письмо Онегина раскрывает его позднее прозрение, покорность судьбе и раскаяние. Через эти письма Пушкин подчёркивает разницу в характерах и жизненных позициях героев: Татьяна остаётся верна своим чувствам и моральным принципам, а Онегин приходит к осознанию любви и ценностей жизни слишком поздно.
2. Публичное выступление. Подготовьте сообщение на одну из тем: «История Онегина — это история возрождения героя», «Цельность характера Татьяны», «Многогранность и сложность характеров в романе „Евгений Онегин1*».
История Онегина — это история возрождения героя
Евгений Онегин в начале романа представляется как человек, отстранённый и разочарованный жизнью. Его существование лишено цели, и он не находит удовлетворения ни в светской жизни, ни в личных отношениях. Онегин скучает по всем вокруг и чувствует себя лишним в обществе. Однако события романа приводят его к внутренним изменениям, что можно рассматривать как процесс возрождения.
Первое серьёзное потрясение для Онегина — это дуэль с Ленским, которая заканчивается смертью его друга. Это событие становится для Онегина первым шагом к осознанию своих ошибок и ответственности. После дуэли Онегин оставляет деревню и отправляется в путешествие, что отражает его попытки разобраться в себе. Позднее, когда Онегин встречает изменившуюся Татьяну, которая уже замужем за генералом, он впервые испытывает истинные чувства любви. Он осознаёт, что упустил шанс на счастье, что его прежний цинизм лишил его возможности быть счастливым. Этот момент его позднего прозрения является кульминацией процесса возрождения героя. Онегин, несмотря на свою любовь, вынужден принять невозможность изменения судьбы, что делает его финал особенно трагичным.
Таким образом, история Онегина — это путь от цинизма и безразличия к осознанию истинной ценности чувств, хотя это осознание приходит слишком поздно.
Цельность характера Татьяны
Татьяна Ларина — один из самых цельных и духовно развитых персонажей романа «Евгений Онегин». Её характер основан на искренности, внутренней силе и верности своим убеждениям. С самого начала романа Татьяна выделяется среди окружающих своей прямотой и глубокой чувствительностью. Она не скрывает свои чувства к Онегину и открыто пишет ему письмо с признанием, что является смелым поступком для девушки её времени. Этот шаг подчёркивает её независимость от светских условностей и следование зову сердца.
Татьяна не изменяется в своих принципах на протяжении всего романа. Даже когда она становится женой генерала, её внутренний мир остаётся таким же глубоким и искренним. В финале романа, несмотря на продолжающиеся чувства к Онегину, она отвергает его признание, ставя на первое место долг перед мужем и обществом. Её отказ Онегину — это не только верность долгу, но и знак её зрелости и мудрости. Татьяна не поддаётся порывам эмоций, а действует в соответствии с высокими моральными принципами. Эта цельность характера делает Татьяну образцом духовной силы и нравственной стойкости, что особенно подчёркивает Пушкин в романе.
Многогранность и сложность характеров в романе «Евгений Онегин»
Роман Пушкина «Евгений Онегин» знаменит не только своим сюжетным развитием, но и глубиной, сложностью и многогранностью его главных героев. Каждый из них представляет собой сложную личность, находящуюся в постоянной внутренней борьбе.
Евгений Онегин — это противоречивый герой, который в начале романа кажется безразличным к жизни и людям, но его внутренняя трагедия заключается в том, что он не может найти своё место в обществе. Онегин страдает от одиночества и духовной пустоты, однако позднее он осознаёт важность любви и привязанностей, когда теряет Татьяну. Его многогранность проявляется в том, что он сочетает в себе одновременно и скептика, и человека, способного на глубокие чувства, хотя они раскрываются только под влиянием трагических событий.
Татьяна Ларина представляет собой другой тип сложности характера. Её внутренняя сила, искренность и цельность остаются неизменными, но её глубокие чувства и размышления делают её необычайно многогранной. Татьяна переживает серьёзное личностное развитие от наивной девушки до зрелой женщины, которая осознаёт свои чувства, но умеет поставить долг выше собственных желаний.
Ленский, романтический поэт, в свою очередь, символизирует наивность и идеализм, которые в конечном итоге приводят его к трагической гибели. Он стремится к высоким идеалам, но его неспособность понять реальность делает его сложной и трогательной фигурой.
Таким образом, многогранность и сложность характеров в романе Пушкина заключаются в том, что герои постоянно переживают внутренние метаморфозы, что делает их живыми и психологически правдивыми.
3. Пушкин писал, что под романом он разумеет «историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании». Можно ли эти слова отнести и к роману «Евгений Онегин»? В то же время Ф. М. Достоевский назвал роман «Евгений Онегин» поэмой «осязательно реальной, в которой воплощена настоящая русская жизнь с такою творческою силой и с такою законченностям), какой и не бывало до Пушкина, да и после него, пожалуй». В. Г. Белинский считал, что «Онегина» можно назвать «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». Как вы понимаете эти высказывания? Постройте диалог, отвечая на этот вопрос, опираясь на суждения критиков и своё понимание романа «Евгений Онегин».
Диалог по вопросу о восприятии романа «Евгений Онегин» через призму критических высказываний
Читатель 1: Пушкин писал, что под романом он разумеет «историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании». Как думаете, можно ли эти слова отнести к «Евгению Онегину»?
Читатель 2: Да, я думаю, что можно. Хотя сюжет романа вымышлен, он отражает дух времени — русскую жизнь первой трети XIX века. В нём очень точно изображены бытовые детали, нравы, и социальные особенности как столичной, так и деревенской жизни. Пушкин не просто создаёт истории героев, но показывает срез эпохи, в которой эти герои живут. Через образы Онегина, Татьяны, Ленского мы видим светское общество, сословное устройство и даже конфликт поколений.
Читатель 1: Интересно, что Фёдор Михайлович Достоевский называет роман «осязательно реальной поэмой». Как ты думаешь, почему?
Читатель 2: Достоевский подчёркивает именно реалистичность «Евгения Онегина». Он говорит, что в романе воплощена настоящая русская жизнь. Для Достоевского важна живая картина реальности, которую Пушкин сумел передать через обыденные детали, психологизм героев и точное описание социальных явлений. Роман, хотя и написан в стихах, воспринимается как нечто реальное и правдивое. Мы видим, как герои существуют в своём времени, живут, совершают ошибки — всё это делает их настоящими.
Читатель 1: Получается, что реализм Пушкина особенно впечатляет. Но Виссарион Белинский называл «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». Это другое восприятие?
Читатель 2: Белинский говорит об объёмности и всеохватности романа. «Евгений Онегин» действительно охватывает множество сторон русской жизни того времени — от светской культуры и балов до деревенской повседневности. В романе есть и глубокие размышления о свободе, одиночестве, любви, и бытовые сцены, такие как праздники, семейные традиции. Белинский считал, что роман можно назвать «народным произведением», потому что Пушкин, как никто до него, показал широкий спектр русской жизни, её контрасты и особенности.
Читатель 1: Мне кажется, все эти критики говорят об одном и том же — о том, что Пушкин сумел отразить эпоху в своём романе, показав и её реализм, и все социальные и нравственные аспекты.
Читатель 2: Именно так. Эти высказывания подчеркивают многослойность «Евгения Онегина»: это и история личности, и отражение общества, и поэтический памятник эпохе.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением