Ответы на вопросы на стр.378-379 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Расскажите об истории создания романа «Евгений Онегин».История создания романа «Евгений Онегин» тесно связана с жизненными...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Расскажите об истории создания романа «Евгений Онегин».
История создания романа «Евгений Онегин» тесно связана с жизненными обстоятельствами и творческой эволюцией Александра Сергеевича Пушкина, а также с событиями, происходившими в России на рубеже 1820–1830-х годов.
1. Начало работы (1823 год)
Пушкин начал работу над романом в мае 1823 года в Одессе, где находился в южной ссылке. Период его жизни, когда он приступил к «Евгению Онегину», ознаменовался отходом поэта от романтической тематики, характерной для его южных поэм, таких как «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан». Пушкин начал искать новые формы и темы, желая изобразить реалистическую картину современной русской жизни.
2. Онегинская строфа
Во время работы над романом Пушкин создал уникальную для русской поэзии онегинскую строфу — 14 строк с определённой рифмовкой (aBaBccDDeFFeGG). Эта строфа оказалась чрезвычайно гибкой и позволила ему соединить лирическое повествование с эпическими и даже сатирическими элементами.
3. Темп написания и сложные обстоятельства
Работа над романом заняла почти восемь лет (1823–1831 годы). Пушкин неоднократно прерывал написание романа из-за других литературных проектов и жизненных обстоятельств. В течение этого времени Пушкин пережил важные события: возвращение из ссылки, жизнь в Петербурге, ссылки в Михайловское и Болдино.
Значительное влияние на работу над романом оказала его ссылка в Михайловское (1824–1826), где Пушкин был практически изолирован от светской жизни, что дало ему время для работы над текстом. В 1825 году он завершил первый том и начал второй. Пушкин описывает в своих письмах, что работа над романом его увлекает, но прогресс идёт медленно.
4. Трансформация замысла
Первоначально Пушкин задумывал «Евгения Онегина» как «светский роман», где главный акцент делался на жизнь высшего общества, отношения и светские интриги. Однако по мере написания роман приобретал всё более сложные философские и реалистические черты. Пушкин постепенно углублял внутренние конфликты персонажей, а также вводил социальные и политические размышления. Таким образом, роман превратился в первый в русской литературе реалистический роман, в котором личные судьбы героев переплетены с судьбой российского общества.
5. Последние главы и Болдинская осень (1830 год)
Пушкин завершил роман в 1830 году в ходе знаменитой Болдинской осени, когда он был вынужден остаться в Болдине из-за эпидемии холеры. Этот период был чрезвычайно продуктивным для поэта: за несколько месяцев он завершил несколько крупных произведений, включая «Евгения Онегина».
6. Публикация
Роман публиковался частями: первые главы были выпущены отдельными выпусками, начиная с 1825 года, а полное издание романа появилось в 1833 году. Пушкин доработал эпилог, который придаёт роману завершённость, подводя итог жизненным исканиям Евгения Онегина.
Заключение
«Евгений Онегин» стал важным этапом в творческой эволюции Пушкина. Это произведение открывает реалистическую русскую литературу, поскольку Пушкин создал не только глубоко психологический портрет «лишнего человека» — Евгения Онегина, но и показал социальные реалии и внутренние противоречия России того времени.
2. Расскажите об «онегинской строфе»: о количестве стихов в ней, способах рифмовки, строфических переносах. Как вы понимаете эпиграф к роману и вступление к первой главе?
Онегинская строфа — это уникальная поэтическая форма, созданная Александром Сергеевичем Пушкиным специально для романа в стихах «Евгений Онегин». Эта строфа состоит из 14 строк с определённой системой рифмовки и характерной ритмикой. Она объединила черты сонета и традиционных для русской поэзии строф, что сделало её гибкой для различных стилей и тем.
Структура онегинской строфы:
1. Количество строк — каждая строфа состоит из 14 строк четырёхстопного ямба, что придаёт ей равномерный ритм и мелодичность.
2. Способы рифмовки:
o Порядок рифм в строфе таков: aBaBccDDeFFeGG.
o Это сочетание перекрёстной (aBaB), парной (cc, ee, GG) и кольцевой (DDe) рифмовки.
o Важно отметить, что строки делятся на три смысловые группы, каждая из которых имеет свою рифмовку:
- Первые четыре строки (aBaB) — перекрёстная рифмовка.
- Следующие четыре строки (ccDDe) — кольцевая и парная рифмовка.
- Последние четыре строки (eFFeGG) — парная рифмовка с финальной точкой на последних двух строках, которые завершены герметичной рифмой.
Особенности:
• Строфические переносы: Пушкин использует строфические переносы, когда мысль продолжается в следующей строфе, что позволяет ему сохранять динамичность повествования и лирический ритм. Этот приём также усиливает ощущение потока мыслей и событий, как будто строки движутся плавно, без жёсткой остановки в конце строфы.
• Гибкость формы: Онегинская строфа оказалась удивительно пластичной для разных жанров: от лирических отступлений до описаний пейзажей и философских размышлений. Пушкин мог варьировать тон, интонацию и стиль повествования в пределах одной строфы.
Онегинская строфа позволяла Пушкину использовать как лёгкий разговорный тон, так и глубокие размышления.
• Первые строки задают общий фон или тему,
• Средние строки усиливают философскую мысль,
• Последние строки подводят итог размышлениям с резким финалом.
Влияние:
Онегинская строфа стала настоящей находкой для Пушкина, так как позволила ему воплотить в «Евгении Онегине» сложные психологические и философские концепции, оставаясь при этом в рамках строгого формата.
Эта форма настолько оказалась удачной, что её уникальная структура сохраняет свою выразительность, оставаясь в русской поэзии примером синтеза классических форм и новаторства Пушкина.
Эпиграф к роману «Евгений Онегин» — «И жить торопится, и чувствовать спешит».
Эпиграф взят из стихотворения В. А. Жуковского «Свеча горела». Это фраза, отражающая основной лейтмотив романа — внутренний конфликт между скоростью жизни и неспособностью к глубоким чувствам. Онегин, как главный герой, является типичным представителем светского общества, для которого «жить торопиться» означает стремление к поверхностным наслаждениям, развлечениям и социальной активности, при этом «чувствовать спешит» — выражает его неспособность погрузиться в истинные, глубокие чувства. Онегин ищет смысл, но его стремление к активной жизни оборачивается пустотой и разочарованием.
Эпиграф подчеркивает не только характеристику Онегина, но и указывает на дух времени, когда люди из высших слоёв общества часто испытывали тоску и разочарование в жизни, несмотря на внешнюю активность и насыщенность событий.
Вступление к первой главе:
Во вступлении к первой главе Пушкин иронизирует над собой и жизнью светского общества, противопоставляя прошлое, романтическое восприятие жизни своему новому реалистическому подходу. Он обращается к читателю в лёгкой и непринуждённой манере, предвкушая рассказ о своём герое — Онегине, а также описывает собственную жизнь, созерцая себя в отражении жизненного цикла высшего света. В этих строках поэт задаёт тон всего романа, в котором присутствует не только описание внутреннего мира героев, но и ироничное изображение жизни светского общества.
Кроме того, вступление помогает Пушкину установить авторскую дистанцию: он одновременно является и участником, и наблюдателем событий, как бы не вмешиваясь в жизнь героев напрямую, но с юмором комментируя их поступки.
Основные мысли:
• Эпиграф подчёркивает трагическую разобщённость между скоротечной жизнью и неспособностью к глубоким переживаниям.
• Вступление представляет собой ироничный взгляд Пушкина на общество и собственную жизнь, задавая роману более лёгкий, но при этом философский тон.
Таким образом, и эпиграф, и вступление подготавливают читателя к глубокому философскому размышлению о жизни, чувствах и внутреннем кризисе современного человека, что станет основным лейтмотивом всего романа.
3. Какое начало — лирическое или эпическое — преобладает в романе? Как построен роман? Как первая и последняя встречи Татьяны и Онегина определяют характеры героев?
1. Какое начало — лирическое или эпическое — преобладает в романе?
В романе «Евгений Онегин» преобладает лирическое начало, хотя эпические элементы также присутствуют. Пушкин сам называл это произведение «романом в стихах», подчёркивая его лирическую основу. Лирическое начало проявляется в частых авторских отступлениях, размышлениях о жизни, любви, дружбе, судьбе, а также в описании внутренних переживаний героев.
Авторские отступления играют важную роль в романе, придавая ему лиричность и философскую глубину. Пушкин размышляет о своём времени, героях, событиях, о литературе, о любви, что позволяет роману выйти за рамки эпического повествования и стать более личным и эмоциональным. В этих отступлениях Пушкин непосредственно обращается к читателю, создавая ощущение беседы.
Тем не менее, эпическое начало тоже присутствует, так как в романе изображена жизнь различных социальных слоёв общества, показаны общественные нормы и обычаи, а сами герои — Евгений Онегин и Татьяна Ларина — являются представителями своего времени. В произведении есть повествовательная линия, развитие сюжета и динамика событий, что относится к эпическому началу.
2. Как построен роман?
Структура романа сочетает лирические отступления и эпическое повествование. Основной сюжет развивается через:
1. Встречи и отношения Онегина и Татьяны, которые являются центральной сюжетной линией.
2. Авторские отступления на различные темы: русская литература, общество, дружба, любовь, природа. Эти отступления не прерывают развитие сюжета, а дополняют его, позволяя Пушкину выразить свои мысли и размышления о жизни.
Композицией роман разбит на восемь глав, каждая из которых рассказывает о разных этапах жизни героев. Лирические отступления часто переходят в эпизоды, связанные с сюжетом, например, рассуждения о дружбе плавно переходят к описанию дружбы Онегина и Ленского.
3. Как первая и последняя встречи Татьяны и Онегина определяют характеры героев?
Первая встреча Татьяны и Онегина происходит в сельской местности, где Татьяна испытывает глубокие романтические чувства к Онегину. Она пишет ему страстное письмо, в котором открывает свою душу. В этой сцене Татьяна предстает как искренняя и романтичная натура, девушка, готовая на открытость и самоотдачу ради любви. Она ещё не знает Онегина как человека, но влюбляется в его образ. Онегин, в свою очередь, воспринимает её чувства с холодностью и снисходительностью. Он отказывает Татьяне, не видя в ней подходящей для себя спутницы, а также не понимая её глубокой душевной искренности.
Последняя встреча между ними происходит спустя несколько лет в Петербурге, где Татьяна уже замужем за другим человеком и занимает высокое положение в обществе. Здесь Онегин неожиданно понимает, что влюблён в Татьяну и хочет быть с ней. Татьяна, однако, сохраняет внутреннюю силу и отказывает Онегину, хотя признаёт, что всё ещё любит его. Эта сцена показывает, как возмужала и духовно окрепла Татьяна, она уже не та наивная девушка, что в деревне, но теперь она действует не только по велению сердца, но и по чувству долга. Она выбрала стабильность и моральную чистоту, отказав Онегину.
Онегин, напротив, в конце романа проявляет себя как поздно осознавший свои чувства человек, но его эгоизм и неспособность к глубоким отношениям по-прежнему препятствуют его счастью. Он остаётся разочарованным и одиноким, потому что не сумел вовремя распознать свою любовь к Татьяне.
Заключение:
Лирическое начало в романе преобладает благодаря авторским отступлениям и эмоциональным переживаниям героев, которые оказываются важнее внешних событий. Композиция романа гармонично сочетает лирические и эпические элементы, а ключевые сцены — первая и последняя встречи Татьяны и Онегина — показывают эволюцию характеров обоих героев. Татьяна находит свою силу в отказе, а Онегин осознаёт свою духовную слабость и внутреннюю пустоту.
4. Как изменяется автор в романе? Каковы его идеалы?
В романе «Евгений Онегин» автор, как и его герои, претерпевает внутренние изменения. На протяжении всего произведения Александр Пушкин не просто рассказывает историю Онегина, Татьяны, Ленского и других персонажей, но и активно размышляет о собственной жизни, мире, обществе и литературе.
Изменения автора в романе:
1. От скепсиса к философскому размышлению: В первых главах автор выступает как скептический наблюдатель, с лёгкой иронией описывая светское общество, привычки и характеры своих героев. Он демонстрирует свою отстранённость и одновременно симпатию к Онегину, который на начальном этапе кажется авторскому «двойнику». Однако, по мере развития романа автор начинает уходить от иронии и всё больше углубляется в философские размышления о судьбе, любви и жизни. Его комментарии становятся более серьёзными и проникновенными, особенно в финале, где он говорит о вечной борьбе человека с собой и со временем.
2. Трансформация в отношении к героям: В начале романа автор относится к Онегину с определённой симпатией, как к человеку, который не находит себя в обществе и в светской жизни. Однако со временем, особенно ближе к финалу, отношение автора к своему герою меняется. Он начинает больше сопереживать Татьяне, которая проходит через тяжёлый путь личностного становления и сохраняет моральные принципы. Онегин же, напротив, оказывается неспособен к духовному росту, что вызывает у автора некое разочарование.
3. Лирическое авторское «я»: Пушкин активно вводит в роман лирическое «я», делясь с читателем своими собственными мыслями и чувствами. В этих отступлениях автор размышляет о своём времени, о дружбе, о любви, о смысле творчества. Он открыто говорит о собственных переживаниях и сомнениях, что делает роман не просто эпическим произведением, а личной исповедью.
Идеалы автора:
1. Любовь к свободе: Пушкин, как и его герои, ценит свободу. В его отступлениях и в образе Онегина проявляется стремление к свободной жизни — без социальных ограничений, без обязательств перед светом. Однако Пушкин понимает, что абсолютная свобода часто ведёт к одиночеству и отчуждению, как это произошло с Онегиным.
2. Идеал духовной чистоты и нравственности: Татьяна, которая вначале кажется наивной провинциалкой, в финале романа становится носителем высоких моральных принципов. Пушкин выражает восхищение её внутренней силой, самопожертвованием и верностью долгу. Идеал духовной чистоты и нравственной стойкости становится для Пушкина важнее, чем внешняя светская успешность.
3. Тоска по утраченной гармонии: На протяжении романа автор не раз говорит о тоске по утраченному времени, по молодости, по идеалам, которые не удалось реализовать. В лирических отступлениях Пушкин открыто рассуждает о скоротечности жизни, о неумолимом времени, которое забирает у человека его лучшие моменты и оставляет лишь воспоминания. Это чувство глубокой внутренней тоски становится важным элементом мировоззрения автора.
Заключение:
Автор в «Евгении Онегине» меняется так же, как и его герои. В начале романа он проявляет лёгкую иронию и отстранённость, но по мере развития сюжета погружается в глубокие философские размышления, придавая произведению лирическую и личностную окраску. Его идеалы — любовь к свободе, духовная чистота и осознание быстротечности жизни — оказываются неразрывно связаны с его мировосприятием, что делает роман глубоко философским и личным.
5. Как изменяется Онегин? Почему Татьяна — любимый идеал Пушкина? Почему счастье Татьяны и Онегина оказалось невозможным?
Изменения Онегина:
Евгений Онегин в романе Пушкина проходит через внутренние изменения, которые можно разделить на два ключевых этапа:
1. Первоначальное состояние: В начале романа Онегин представлен как скучающий, циничный и разочарованный светский человек, типичный для его времени и круга. Онегин устал от однообразной жизни высшего света, не находит смысла в светских развлечениях и ничем не занят. Его отчуждение от общества и равнодушие к чувствам других людей, особенно Татьяны, показывает его как эгоцентричную и холодную личность. Он отказывается от её любви, так как не видит в ней ценности или своего счастья.
2. Перемены и позднее осознание: В финале романа Онегин сталкивается с резкими изменениями в своей жизни. Он возвращается после долгих странствий и встречает Татьяну, теперь замужем и успешную в высшем обществе. В этот момент Онегин внезапно осознаёт свою любовь к ней, которую раньше не замечал. Он стремится добиться Татьяны, но уже слишком поздно. Онегин теперь страдает от неразделённой любви, осознаёт свои ошибки и бессмысленность своего существования. Его эгоизм и бездействие привели к внутренней пустоте и одиночеству.
Почему Татьяна — любимый идеал Пушкина?
Татьяна Ларина является любимым идеалом Пушкина, потому что она олицетворяет чистоту, искренность и нравственную силу — качества, которые поэт высоко ценил. В отличие от светского общества, в котором вращаются Онегин и другие персонажи, Татьяна сохраняет свою естественность и простоту души. Она:
1. Искренна и открыта: Татьяна пишет Онегину письмо, выражая свою любовь и полностью раскрывая свои чувства, что для её времени было крайне нехарактерно. Она действует честно и смело, не боясь показать свою душу.
2. Верна моральным принципам: В финале романа, когда Онегин признаётся ей в любви, Татьяна остаётся верна своему мужу, несмотря на то, что по-прежнему испытывает чувства к Онегину. Это подчёркивает её внутреннюю стойкость и высокие моральные стандарты.
3. Не подвластна светской суете: Хотя Татьяна достигает успеха в высшем свете, её душа остаётся простой и неподкупной. Она по-прежнему близка к природе и своим корням, что делает её ещё более привлекательной для Пушкина.
Пушкин видел в Татьяне воплощение идеальной русской женщины, которая сочетает в себе духовную чистоту, искренность и высокие моральные принципы.
Почему счастье Татьяны и Онегина оказалось невозможным?
Счастье Татьяны и Онегина оказалось невозможным по нескольким причинам:
1. Время и обстоятельства: В момент, когда Татьяна признаётся в любви Онегину, он не способен оценить её чувства. Онегин ещё не готов к серьёзным отношениям и глубокой привязанности. Только спустя годы, когда Татьяна уже замужем, Онегин осознаёт свою ошибку. Однако в этот момент она уже приняла свой выбор и остаётся верной мужу.
2. Разные взгляды на жизнь: Онегин долгое время не мог найти себя, был погружён в светскую скуку и разочарование, в то время как Татьяна, напротив, с самого начала была глубокой и искренней личностью, неразрывно связанной с природой и своими чувствами. Этот контраст в их восприятии жизни и отношений делает их несовместимыми, несмотря на взаимные чувства в финале.
3. Общество и долг: Татьяна, став женой другого человека, приняла на себя определённые обязательства. В её решении отказать Онегину даже после признания любви выражено чувство долга и ответственности перед обществом и семьёй. Она не может позволить себе нарушить эти моральные принципы, даже ради любви.
Таким образом, невозможность счастья Татьяны и Онегина связана с их внутренними различиями, неготовностью Онегина к любви в начале романа, а также с чувством долга и моральными принципами Татьяны.
6. Что вы можете сказать о языке романа?
Язык романа «Евгений Онегин» является одной из ключевых составляющих его художественной ценности и уникальности. Пушкин создал произведение, которое объединило в себе как элементы высокой поэзии, так и разговорную речь, что сделало роман доступным и понятным для читателей различных слоев общества. Вот несколько аспектов, которые характеризуют язык романа:
1. Онегинская строфа:
Пушкин разработал специальную форму для романа — онегинскую строфу. Это 14-строчная форма, с четкой системой рифмовки (aBaBccDDeFFeGG). Эта строфа оказалась очень гибкой и позволила автору соединить в одном произведении лирические отступления, эпическое повествование и сатиру. Чередование различных видов рифмовки придало тексту ритмическую легкость, позволив сделать повествование непринужденным.
2. Соединение высокого и низкого стиля:
Одним из важнейших достоинств пушкинского языка в романе является смешение стилей. В «Евгении Онегине» Пушкин использует как высокий поэтический язык, так и разговорные интонации, что придаёт роману особую живость и динамику. Он использует:
• Высокие поэтические тропы (метафоры, эпитеты, олицетворения) для создания глубоких философских размышлений, например, при описании природы или душевных переживаний героев.
• Разговорные и бытовые выражения, которые делают героев более естественными и «живыми». Это особенно заметно в диалогах и сценах с Онегиным и Ленским, где Пушкин использует лёгкий, почти ироничный тон.
3. Лирические отступления:
Одной из ключевых особенностей языка романа являются лирические отступления, в которых Пушкин напрямую обращается к читателю, рассуждает о жизни, искусстве, любви, дружбе. В этих отступлениях автор использует более личный, интимный язык, который помогает ему наладить эмоциональную связь с читателем. Эти отступления придают роману не только философскую глубину, но и делают его более лиричным и искренним.
4. Ясность и простота:
Пушкинская поэзия знаменита своей простотой и ясностью. Даже при использовании сложных тропов и метафор язык остаётся понятным и доступным. В отличие от других романтических поэтов, которые нередко использовали сложные и насыщенные метафоры, Пушкин стремился к простоте выражений, что делает роман лёгким для восприятия, но при этом глубоким по содержанию.
5. Ирония и сатирические элементы:
Пушкин широко использует иронию, особенно в изображении светского общества. Он высмеивает поверхностность светской жизни, фальшь и лицемерие её представителей. Ирония позволяет автору оставаться над событиями и персонажами, наблюдая за ними со стороны и давая их действиям и характерам более глубокую оценку.
Примеры:
• В романе встречаются контрасты в языке: сочетание возвышенных описаний природы с ироничными комментариями о бытовых мелочах.
• Пушкин использует инверсии и перифразы, чтобы придать языку поэтическую выразительность, но при этом сохраняет чёткость мысли.
Заключение:
Язык «Евгения Онегина» представляет собой сочетание простой ясности, поэтической изысканности, иронии и философской глубины. Благодаря этому роман стал одним из самых ярких образцов русской литературы, вобрав в себя как реалистические элементы, так и поэтическую лирику.
7.Кто назвал роман «цветком на поле нашей словесности», «энциклопедией русской жизни»? Кто считал его бессмертной и недосягаемой поэмой, а Пушкина «великим народным писателем, как до него никогда и никто»?
Как вы понимаете эти и другие высказывания? Подготовьте ответ-рассуждение.
Роман «Евгений Онегин» Пушкина является не только шедевром русской литературы, но и произведением, которое вызвало множество восторженных отзывов известных критиков и писателей.
1. «Цветком на поле нашей словесности» роман назвал Дмитрий Веневитинов. Это метафорическое выражение подчеркивает уникальность и красоту романа. Веневитинов видел в «Евгении Онегине» не просто литературное произведение, а украшение русской словесности, которое стало важным этапом в развитии национальной литературы. Пушкин создал не только новую форму — роман в стихах, — но и использовал поэтический язык с такой легкостью и простотой, что его произведение стало «цветком», привлекающим внимание и восхищение читателей и критиков.
2. «Энциклопедией русской жизни» роман назвал Виссарион Белинский. Это высказывание подчеркивает широту и реалистичность романа. Белинский увидел в «Евгении Онегине» отражение целой эпохи. В романе представлены разные социальные слои, их нравы, обычаи, быт, что делает его своеобразным документом времени. Пушкин показывает как деревенскую жизнь, так и светские будни, создавая панораму русской действительности первой половины XIX века.
3. «Бессмертной и недосягаемой поэмой» роман назвал Фёдор Михайлович Достоевский. Он считал, что Пушкин стал первым по-настоящему великим народным писателем, которого до него в России не было. Это признание говорит о том, что Пушкин сумел выйти за рамки литературных канонов и создать произведение, которое будет вечно актуальным и понятным всем поколениям. Достоевский также подчёркивал, что Пушкин смог передать дух народа в своих произведениях, что делает его по-настоящему великим писателем.
Как можно понять эти высказывания:
1. Цветок на поле словесности: Веневитинов подчёркивает эстетическую и художественную ценность романа. «Евгений Онегин» стал настоящим украшением русской литературы благодаря своему легкому, но глубокому языку, мастерству Пушкина в создании поэтических образов и его умению передать тончайшие нюансы человеческих чувств и эмоций.
2. Энциклопедия русской жизни: Белинский указывает на реалистичность и широту картины мира, которую Пушкин рисует в своём романе. Онегин и Татьяна не просто герои — они типичные представители своего времени. Пушкин описывает их жизнь в контексте более широкого исторического и социального фона, показывая различные аспекты русского общества.
3. Бессмертная и недосягаемая поэма: Достоевский подчёркивает вневременной характер пушкинского романа. Пушкин не только создал произведение, отражающее свою эпоху, но и смог выйти за её пределы, создав образы, понятные и актуальные на все времена. Его произведения обращены к каждому человеку, независимо от времени и места, что и делает их бессмертными.
Заключение:
Все эти высказывания подчёркивают разные аспекты гениальности Пушкина и его романа «Евгений Онегин». Это произведение стало не только украшением русской литературы, но и важным культурным памятником, отразившим жизнь России XIX века и оставившим неизгладимый след в мировой литературе.
8. Дискуссия. Что в тексте романа показалось вам особенно современным? Чем интересна жизнь и судьба Онегина? В чём его поведение обычно и в чём оригинально, отлично от других его соседей-помещиков? Какую характеристику даёт своему герою автор? Как бы вы охарактеризовали главного героя?
В романе «Евгений Онегин» есть множество аспектов, которые остаются современными и актуальными даже в наши дни. В тексте можно выделить темы одиночества, потерянности, поиска смысла жизни, которые являются универсальными для всех времён.
Что в тексте романа кажется особенно современным?
1. Проблема одиночества и внутренней пустоты. Евгений Онегин — герой, который переживает экзистенциальный кризис, знакомый многим людям и сегодня. Он чувствует себя не на своём месте в обществе, теряет интерес к светской жизни, скучает и не может найти себя. Ощущение оторванности от мира и духовной пустоты, которые испытывает Онегин, — это состояние, характерное для многих людей в современном мире, где внешние достижения и материальные блага не всегда приносят внутреннее удовлетворение.
2. Социальная изоляция. Несмотря на своё высокое положение в обществе, Онегин испытывает эмоциональное отчуждение от окружающих. Он избегает общения с соседями-помещиками и светскими людьми, чувствуя себя чужим среди них. Эта проблема социальной изоляции также актуальна в современном обществе, где многие люди, несмотря на наличие социальных сетей и обилие контактов, чувствуют себя одинокими и изолированными.
3. Поиск смысла жизни. Онегин не может найти свой путь в жизни: он не чувствует вдохновения в светской суете, ему скучно в деревне, а попытки развлечься не приносят удовлетворения. Поиск смысла — это одна из центральных проблем романа, и она остаётся важной для людей сегодня, когда многие задумываются о своей роли в обществе и своей цели в жизни.
Жизнь и судьба Онегина
Жизнь Онегина интересна тем, что он является типичным представителем "лишнего человека" — героя, который не может найти своё место в обществе, но при этом отличается от обычных людей своего круга. Онегин изначально представлен как человек, который вырос в светском обществе, получил блестящее образование, но разочаровался в светской жизни, чувствуя её пустоту и поверхностность.
• Обычность поведения Онегина: Онегин, как и другие дворяне, живёт праздной светской жизнью в начале романа. Он проводит время на балах, в театрах и в развлечениях, не находя в них глубокого смысла. Это типичное поведение для светского общества того времени, что делает Онегина похожим на своих сверстников.
• Оригинальность и отличие от помещиков: Когда Онегин переезжает в деревню после смерти дяди, он не проявляет интереса к помещичьей жизни. Онегин избегает общения с соседями, его не интересует сельское хозяйство, которое было привычным делом для помещиков его времени. Он демонстрирует презрение к рутинной жизни и стремление к чему-то большему, что делает его отличным от других дворян.
Характеристика от автора
Автор описывает Онегина как человека с богатыми внутренними возможностями, но неспособного их реализовать. Онегин умен, образован, чувствителен, но эти качества становятся его проклятием, так как он не может найти подходящего применения своим талантам. Пушкин показывает его как лишнего человека, который не вписывается ни в светское общество, ни в деревенскую жизнь. Это вызывает в нём чувство скуки и разочарования.
Моя характеристика героя
Евгений Онегин — это человек, который теряется между двумя мирами: светским обществом и уединённой деревенской жизнью. Он не находит удовлетворения ни в одном из них, что порождает его внутренний кризис. Онегин обладает умом и чувственностью, но его равнодушие к другим людям и невозможность найти свою цель в жизни приводят к трагическим последствиям, включая смерть Ленского и потерю Татьяны. Онегин — это образ человека, который страдает от духовной пустоты, несмотря на внешнее благополучие и успех.
Таким образом, Онегин остаётся актуальным и сегодня как символ внутренних конфликтов, потерянности и поиска смысла в жизни.
9. Что можно сказать о дружбе Онегина и Ленского, о сходстве и различиях сестёр Лариных? Каково отношение автора к каждому из героев? Белинский говорит о Ленском, что он «был романтик, и больше ничего». Герцен считал, что Пушкин в лице Владимира Ленского «представил отрадное явление», но «расстрелял его, и за дело. Что ему оставалось делать, как не умереть, чтобы остаться благородным, прекрасным явлением?» Как вы оцениваете характер Ленского?
Дружба Онегина и Ленского
Дружба Евгения Онегина и Владимира Ленского в романе «Евгений Онегин» основана на противоположности их характеров и мировоззрений. Пушкин использует этот контраст для того, чтобы подчеркнуть внутренние конфликты героев.
1. Сходство: Хотя Онегин и Ленский совершенно разные, их объединяет одиночество и оторванность от окружающего мира. Оба героя оказываются в деревне, вдали от привычного круга общения, и это делает их дружбу возможной. Они также оба образованы и интересуются литературой, что создаёт между ними интеллектуальную связь.
2. Различия:
o Онегин — скептик, циничный реалист, разочаровавшийся в жизни и людях. Он пережил светские развлечения, потерял вкус к ним и разочаровался в романтических идеалах.
o Ленский, напротив, — романтик и идеалист, полон мечтаний и возвышенных стремлений. Он только начинает жить и полон планов на будущее, включая любовь к Ольге Лариной и свои поэтические устремления.
Эти различия и определяют трагический исход их дружбы: Онегин, с его цинизмом, не может по-настоящему понять чувств Ленского, а Ленский слишком наивен, чтобы понять Онегина. Их дуэль — это столкновение двух мировоззрений, где Онегин ведёт себя не столько из злобы, сколько из скуки и разочарования, а Ленский принимает смерть из-за своей неуместной романтической чести.
Сёстры Ларины: сходства и различия
Татьяна и Ольга Ларины — две сестры, представляющие противоположные женские образы:
1. Татьяна:
o Глубока и серьёзна, склонна к размышлениям и чтению. Она романтична и мечтательна, но её романтизм более философский, основанный на духовных поисках.
o Татьяна — человек внутренней глубины, который не обращает внимания на внешние светские формальности, но обладает сильной волей и чувством долга.
2. Ольга:
o Легка и поверхностна, жизнерадостна и беззаботна. Она представляет типичный образ простой деревенской красавицы, которая живёт настоящим моментом, не задумываясь о более глубоких аспектах жизни.
o Ольга идеализируется Ленским, но её образ оказывается довольно плоским, она не переживает никаких внутренних изменений в романе.
Сёстры Ларины — это символические образы двух разных типов женщин, каждый из которых был распространён в литературе того времени. Татьяна представляет духовность и силу, а Ольга — простоту и лёгкость, что и делает их настолько контрастными.
Отношение автора к героям
Пушкин симпатизирует и понимает каждого из своих героев, но его отношение к ним неоднозначно:
1. К Онегину автор относится с некоторой иронией и лёгкой насмешкой. Он понимает его внутреннюю борьбу и одиночество, но осуждает его цинизм и безразличие к чувствам других.
2. К Ленскому автор относится с пониманием, но, как и Белинский, видит в нём наивного романтика, чьи идеалы слишком далеки от реальности. Ленский интересен Пушкину как представитель молодого поколения, полон мечтаний, но он «высок и прекрасен» именно в своей трагической судьбе, как указывает Герцен.
3. Татьяна — безусловный любимый персонаж Пушкина. Автор открыто восхищается её внутренней силой, нравственной стойкостью и искренностью. Она символизирует не только русскую женщину, но и идеал духовной чистоты.
4. Ольга — хотя Пушкин описывает её как милую и жизнерадостную, он не наделяет её внутренней сложностью, и его отношение к ней скорее нейтральное, чем восхищённое.
Оценка характера Ленского
Владимир Ленский — герой, который вызывает разные оценки среди критиков. Белинский считал его «романтиком и больше ничего», акцентируя внимание на его идеализме и оторванности от реальности. Герцен более сочувственно относится к Ленскому, считая его «отрадным явлением», хотя признаёт, что его смерть была неизбежной, так как такие мечтатели не могут долго существовать в реальном мире.
Я бы охарактеризовал Ленского как чистого и наивного идеалиста, который, несмотря на свои возвышенные мечты и честность, оказался не готов к жестокости и цинизму окружающего мира. Его трагическая судьба символизирует недолговечность романтических идеалов в мире, который движется по другим законам.
10 Сопоставьте высказывания о героях. Подготовьте характеристику Татьяны или Ольги, Ленского или Онегина (на выбор), используя материалы статей Белинского «Сочинения Александра Пушкина».
Характеристика Татьяны Лариной с использованием материалов статей Белинского
Татьяна Ларина — центральный женский образ романа «Евгений Онегин», и её характер является одним из самых сложных и глубоких в произведении. Белинский восхищался Татьяной и считал её настоящим воплощением русского национального характера.
Основные черты Татьяны:
1. Искренность и открытость. Татьяна отличается от всех других героев романа своей честностью и открытостью. Когда она признаётся в любви Онегину, её письмо проникнуто подлинными, чистыми чувствами. Белинский подчёркивает, что Татьяна «живёт не светской, а естественной жизнью», её действия идут от сердца, а не от условностей светского общества.
2. Простота и духовная сила. В отличие от своей сестры Ольги, Татьяна не уделяет внимания внешним атрибутам красоты и легкости. Её привлекательность заключается в её глубоком внутреннем мире и способности к глубоким чувствам. Белинский отмечал, что Татьяна — это образ, в котором простота сочетается с величием, а её внутренняя сила не демонстрируется на поверхности, но ощущается в её поступках.
3. Тяга к природе и чтению. Татьяна близка к природе и предпочитает проводить время наедине с собой, за книгами. В романе Пушкин показывает, что книги формируют её представления о жизни и любви. Белинский акцентирует внимание на этом, называя Татьяну «дочерью природы», которая чужда светским забавам, но находит удовольствие в одиночестве и размышлениях.
4. Моральная чистота и верность долгу. Одним из ключевых моментов в характеристике Татьяны является её верность долгу и моральные принципы. Когда Онегин признаётся ей в любви в финале романа, она отказывает ему, несмотря на то, что продолжает его любить. Её отказ основан на её понимании долга перед мужем и обществом. Белинский отмечал, что Татьяна, выбравшая долг вместо личного счастья, является примером нравственной силы и духовной чистоты, которая отличает её от большинства светских женщин того времени.
Оценка Белинского:
Белинский считал Татьяну самым светлым и чистым образом в русской литературе. Она символизирует идеал русской женщины, способной на глубокие чувства, искреннюю любовь и верность своим принципам. Для Белинского Татьяна — это не просто литературный персонаж, а символ того, каким должен быть человек в обществе: честным, нравственным и духовно богатым.
Характеристика Онегина с использованием материалов статей Белинского
Евгений Онегин, по мнению Белинского, представляет собой образ «лишнего человека» — героя, который страдает от внутренней пустоты и неспособности найти себя в обществе.
Основные черты Онегина:
1. Скептицизм и разочарование. В начале романа Онегин показан как человек, разочарованный светской жизнью. Он не находит радости в балах, театрах и развлечениях, которые его окружали в Петербурге. Белинский видит в этом черту лишнего человека, который живёт среди светской суеты, но не видит в ней смысла.
2. Отстранённость и эгоизм. В отношениях с людьми Онегин проявляет равнодушие и эгоизм. Он отвергает любовь Татьяны, не задумываясь о её чувствах, и провоцирует дуэль с Ленским из скуки и безразличия к последствиям. Белинский не оправдывает эти поступки Онегина, но объясняет их его внутренней борьбой и отсутствием смысла в жизни.
3. Позднее прозрение. В финале романа Онегин осознаёт свою ошибку и настоящую любовь к Татьяне, но это происходит слишком поздно. Белинский считает, что это позднее осознание — характерная черта лишнего человека, который понимает свою жизнь только тогда, когда уже ничего нельзя изменить.
Оценка Белинского:
Белинский не идеализирует Онегина, но видит в нём человека, который страдает от своего собственного внутреннего конфликта. Онегин понимает, что не может быть счастливым в условиях общества, которое его окружает, но не находит иного пути. Для Белинского Онегин — это образ человека своего времени, который пытается найти смысл жизни, но сталкивается с невозможностью это сделать.
Заключение:
И Татьяна, и Онегин представляют собой две противоположные стороны человеческой натуры. Татьяна воплощает в себе духовную чистоту и нравственные принципы, в то время как Онегин символизирует лишнего человека, погружённого в разочарование и цинизм. Эти образы делают роман «Евгений Онегин» таким глубоким и многогранным произведением, которое продолжает оставаться актуальным и сегодня.
11. Чем интересны описания природы в романе? Каковы их роль и значение? Что заинтересовало вас в авторских отступлениях?
Описание природы в романе «Евгений Онегин» играет важную роль в развитии сюжета и раскрытии характера героев, а также создаёт особую атмосферу и эмоциональный фон.
1. Роль и значение описаний природы:
• Эмоциональный фон: Описание природы в романе часто помогает передать настроение героев. Например, сцена с Татьяной перед её признанием в любви Онегину происходит на фоне зимней природы. Описание зимней ночи, белого снега и луны символизирует чистоту и искренность чувств Татьяны, а также её внутреннюю напряжённость и тревогу.
• Психологический параллелизм: Пушкин использует природу как отражение внутреннего мира героев. Так, в сценах, когда герои испытывают важные эмоциональные моменты, автор связывает их переживания с пейзажем. Одиночество Онегина в деревне подчёркнуто безмолвием и унылостью окружающего мира.
• Сезонные изменения как символ времени: Пушкин уделяет большое внимание смене времён года. Например, осень символизирует завершение жизненных циклов и усталость Онегина от жизни, а весна и лето ассоциируются с юностью, любовью и обновлением. Описание природы помогает читателю почувствовать течение времени и изменения в жизни героев.
• Символизм природы: Описание природы в «Евгении Онегине» зачастую содержит символы, которые отражают важные мысли и настроения. Например, буря перед дуэлью Ленского и Онегина создаёт атмосферу тревоги и предвещает трагедию.
2. Значение авторских отступлений:
• Лирические отступления — это характерная черта романа, в которых Пушкин делится с читателем своими размышлениями на разные темы: о жизни, дружбе, любви, литературе. Эти отступления важны не только как средство выражения авторской позиции, но и как способ создания интимного диалога с читателем. В них Пушкин делится своими личными переживаниями, воспоминаниями, иногда иронизирует или философствует.
• Автобиографические моменты: В отступлениях Пушкин часто упоминает свою жизнь и прошлые события. Он обращается к своим друзьям, вспоминает годы, проведённые в ссылке. Это добавляет роману личный характер, позволяет почувствовать автора ближе.
• Размышления о литературе и поэзии: В некоторых отступлениях Пушкин рассуждает о судьбе поэта, о значении поэзии в жизни общества. Эти размышления дают возможность читателю понять его отношение к творчеству, а также ставят важные вопросы о роли художника в обществе.
Что заинтересовало в авторских отступлениях?
Меня заинтересовала искренность и глубина этих отступлений. Они создают ощущение, что Пушкин делится личными мыслями и переживаниями напрямую с читателем, что делает их особенно ценными. Эти отступления придают роману философский подтекст, заставляют задуматься о жизни, любви, смысле существования.
Заключение:
Описание природы в романе «Евгений Онегин» тесно связано с эмоциональным состоянием героев и развитием сюжета, создавая яркие и символичные образы. Лирические отступления Пушкина вносят в роман философский элемент, раскрывая авторскую позицию и делая произведение более личным и глубоким.
12. Можно ли назвать роман «Евгений Онегин» реалистическим? Что такое реализм? Найдите определение в учебнике и в различных словарях.
Да, роман «Евгений Онегин» можно назвать реалистическим произведением. В нём Пушкин изображает жизнь и характеры героев без идеализации, уделяя внимание их внутренним конфликтам и взаимоотношениям с обществом. Роман передаёт подлинную картину русской жизни первой половины XIX века, показывая не только светские интриги, но и проблемы общества в целом.
Что такое реализм?
Реализм — это литературное и художественное направление, возникшее в Европе в первой половине XIX века и заключающееся в объективном изображении действительности. В отличие от романтизма, который акцентирует внимание на эмоциональных состояниях и мечтательных героях, реализм ставит своей целью показать жизнь такой, какая она есть, с её трудностями, противоречиями и обыденностью.
Определения реализма:
1. Словарь литературных терминов: «Реализм — это направление в искусстве и литературе, целью которого является достоверное и объективное изображение действительности. В основе реализма лежит стремление к правдивости в отражении жизни, к изучению социальных отношений и человеческих характеров».
2. Большой энциклопедический словарь: «Реализм — это художественное направление, заключающееся в предельно точном и правдивом изображении реальных людей, событий и обстоятельств. Реализм отображает не только внешнюю, но и внутреннюю жизнь персонажей, исследует психологию и социальные аспекты».
3. Учебник литературы: «Реализм — это художественное направление, которое стремится к правдивому воспроизведению жизни, передаче реальных социально-исторических условий и характеров героев, их взаимоотношений и конфликтов».
Реалистические черты романа «Евгений Онегин»
1. Изображение повседневной жизни: В романе детально показаны быт и нравы русского дворянства, их светские развлечения и деревенская жизнь. Пушкин уделяет внимание не только личным драмам героев, но и контексту их существования в обществе.
2. Типичные характеры: Онегин, Татьяна, Ленский и другие персонажи романа — это типичные представители своего времени и социального класса. Пушкин мастерски создаёт психологические портреты своих героев, показывая их слабости, мечты и противоречия.
3. Социальная проблематика: Роман содержит размышления о роли личности в обществе, о социальных нормах и проблемах времени. Онегин, например, олицетворяет собой «лишнего человека», типичного для русской литературы XIX века, который чувствует себя не на месте в обществе и не может найти себя в жизни.
4. Отказ от идеализации: Пушкин избегает романтической идеализации героев и событий. Любовь Татьяны к Онегину показана без драматической возвышенности, но с точки зрения её реальных переживаний. Отказ Онегина и его последующее раскаяние — это природное и человеческое поведение, а не возвышенный жест.
Заключение:
Таким образом, «Евгений Онегин» можно назвать реалистическим романом, поскольку в нём Пушкин использует объективное изображение жизни, создаёт типичных героев и акцентирует внимание на их психологических и социальных конфликтах.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением