Ответы на вопросы на стр.377 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 8 класс (Литература)

Изображение Проверьте себя1. Что возмущало Ф. М. Достоевского и от чего страдал он в юные годы?Фёдор Михайлович Достоевский в юные годы страдал от нужды, незащищённости и страха...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 8 класс, Просвещение:
Проверьте себя
1. Что возмущало Ф. М. Достоевского и от чего страдал он в юные годы?
Фёдор Михайлович Достоевский в юные годы страдал от нужды, незащищённости и страха оказаться в бедности. Он столкнулся с тяжёлыми социальными условиями, окружавшими его с детства, когда жил в Мариинской больнице для бедных, где работал его отец. Вид бедности и унижения, которые царили вокруг, наложил отпечаток на молодого Достоевского.
Кроме того, в годы учёбы в Главном инженерном училище он испытал жёсткость и строгость системы, где любые мелкие проступки наказывались сурово. Он ощущал тяготы учёбы в инженерном деле, которое не вызывало в нём никакого интереса, и мечтал о литературной карьере. Отец его постоянно напоминал сыновьям о необходимости пробивать себе дорогу в жизни, что создавало дополнительное давление и страх за будущее.
От чего возмущался Достоевский? Его возмущали социальные контрасты, бедность и угнетение простых людей, которые он видел вокруг себя. В своих произведениях он стремился отразить страдания "маленьких" людей и их трагедию в мире, где деньги и власть играли решающую роль.
2. Какое влияние оказывали на Ф. М. Достоевского русские и зарубежные писатели, по его собственным воспоминаниям?
Ф. М. Достоевский был глубоко подвержен влиянию как русских, так и зарубежных писателей, что он сам неоднократно отмечал в своих воспоминаниях. Это влияние оказало значительное воздействие на формирование его мировоззрения, литературного стиля и тематики произведений.
Влияние русских писателей:
1. Александр Пушкин — Пушкин для Достоевского был величайшим поэтом и духовным учителем. С детства и до последних дней жизни Достоевский оставался верен Пушкину, впитывая его идеи. Одним из самых любимых произведений Достоевского было пушкинское стихотворение «Пророк», которое он читал с особым волнением незадолго до смерти. Пушкин стал для него символом гуманности и пророческого предназначения писателя. Достоевский видел в Пушкине пример того, как литература может пробуждать в человеке лучшие чувства и подталкивать к нравственному совершенствованию.
2. Николай Гоголь — Гоголь оказал на Достоевского огромное влияние своим умением вскрывать пошлость и низость человеческой природы. Достоевский восхищался глубоким пониманием Гоголем человеческих характеров и социальных отношений. Его произведения, такие как «Шинель» и «Мёртвые души», вдохновили Достоевского на создание образов «маленьких людей» и на осмысление их трагедий. Гоголь научил его видеть в обыденной жизни скрытую драму и трагедию.
3. Михаил Лермонтов — Лермонтов оказал на Достоевского влияние в плане осмысления трагедий обыденной жизни и противостояния злым и уродливым сторонам мира. Через творчество Лермонтова, как и через Пушкина и Гоголя, Достоевский учился не мириться с несправедливостью и злом в обществе, что было важным элементом его гражданской и литературной позиции.
Влияние зарубежных писателей:
1. Фридрих Шиллер — Увлечение Шиллером началось у Достоевского ещё в детстве, когда он увидел постановку «Разбойников». Герои Шиллера, их благородство и романтический дух, играли большую роль в формировании духовного самоопределения Достоевского. Шиллер оказал влияние на его идеалы нравственной чистоты и поиска правды.
2. Вильям Шекспир — Шекспир был ещё одним писателем, которым восхищался Достоевский. Он ценил драматизм, многослойность характеров и глубину человеческих страстей, представленных в шекспировских произведениях.
3. Оноре де Бальзак — Бальзак был для Достоевского величайшим писателем, и он говорил о нём с уважением: «Бальзак велик!». Достоевский ценил его как создателя эпопей о жизни общества, мастерски показывающего внутренние механизмы социальных и экономических взаимоотношений.
4. Жорж Санд — Достоевский также восхищался произведениями Жорж Санд, особенно её идеями о чистоте, возвышенности и стремлении к духовной свободе. Он отмечал её умение создавать образы нравственных героев, которые находили отклик в его душе.
5. Виктор Гюго — Гюго оказал на Достоевского влияние своей идеей восстановления падшего человека. Темы социальной справедливости, страдания и освобождения через нравственное возвышение были близки Достоевскому.
Зарубежные писатели укрепляли в Достоевском веру в человека и помогали ему лучше понять и осмыслить проблемы общества. Русские классики, такие как Пушкин, Гоголь и Лермонтов, служили для него источником идей о трагедии «маленького человека» и необходимости борьбы с несправедливостью.
3. В чём смысл высказываний о Ф. М. Достоевском В. Г. Белинского и М. Горького?
Высказывания В. Г. Белинского и М. Горького о Ф. М. Достоевском подчеркивают важные аспекты творчества и личности великого писателя, раскрывая его влияние на общество и литературу.
Высказывание В. Г. Белинского:
Белинский, будучи одним из самых авторитетных литературных критиков своего времени, при первой встрече с Достоевским сказал:
«Да вы понимаете ли сами-то... что это вы написали! Осмыслили ли вы сами-то всю эту страшную правду, на которую вы нам указали?»
Эти слова относятся к роману «Бедные люди», который Белинский высоко оценил за глубокое изображение страданий «маленького человека» в жестоком и несправедливом мире. Белинский воспринял роман как отражение социальной реальности, показывающее правду о бедности, унижении и страданиях людей, о которых общество часто предпочитает не думать. Белинский увидел в Достоевском нового писателя, который способен вскрывать социальные язвы и с большой психологической глубиной описывать внутренний мир простого человека. Его восхищение было связано с тем, что Достоевский так точно и чутко выразил эти проблемы, возможно, даже не до конца осознавая масштаб и влияние своих произведений.
Высказывание М. Горького:
М. Горький, оценивая творчество Достоевского, сказал:
«Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех этих муках людских и отразил эту страшную память, — этот человек Достоевский».
Горький в этом высказывании отмечает, что Достоевский стал выразителем коллективного страдания и трагедии людей, униженных и оскорбленных социальными условиями. По мнению Горького, Достоевский был избранным писателем, который не просто рассказывал истории, а воплотил в себе всю боль и мучения своего времени. Он осмыслял и выражал на страницах своих произведений тяжёлые реалии жизни, показывал нравственные поиски и страдания людей, поставленных перед жестокими жизненными обстоятельствами. Горький указывает на уникальную способность Достоевского проникнуть в самые глубокие уголки человеческой души и отразить на бумаге весь спектр боли и страданий, с которыми сталкивался русский народ.
Общий смысл:
Оба высказывания подчеркивают важную роль Достоевского в осмыслении человеческих страданий и социальных проблем. Белинский восхищался тем, как точно Достоевский изобразил реальность бедных и униженных, в то время как Горький видел в нём великого выразителя всеобщей боли и трагедии. В их оценках Достоевский предстает не просто писателем, но как человек, который в своём творчестве охватил страдания и муки людей, сделав их центральной темой своего литературного мира.
Литература и другие виды искусства
Рассмотрите портрет Ф. М. Достоевского кисти В. Г. Перова. Отвечает ли он требованиям самого портретируемого? Отыскал ли художник «главную идею... физиономии» великого писателя? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.
Портрет Ф. М. Достоевского кисти В. Г. Перова, написанный в 1872 году, действительно соответствует представлениям Достоевского о том, каким должен быть портрет, что видно из его собственных высказываний. Достоевский считал, что истинный портретист должен запечатлеть «главную идею физиономии» человека, поймать момент, когда человек наиболее «на себя похож», то есть выразить его внутреннюю суть, идеи, взгляды и характер.
Внешность и поза:
На портрете Достоевский изображён сидящим, обхватив колено руками. Это спокойная, но одновременно напряжённая поза. Внешняя неподвижность контрастирует с выражением лица, от которого исходит впечатление большой внутренней энергии. Высокий лоб, нахмуренные брови и серьёзный, устремлённый внутрь взгляд подчёркивают глубокую мыслительную деятельность, напряжённый процесс размышления, в который погружён писатель. Всё это как бы показывает состояние «минута творчества», когда, несмотря на внешнюю статичность, внутри писателя кипят бурные идеи и чувства.
Выражение лица и взгляд:
Лицо Достоевского на портрете передаёт духовное напряжение и сосредоточенность. Его взгляд направлен не на зрителя, а как будто внутрь себя — это символ глубокого погружения в мысли, в процесс внутреннего анализа. В этом можно увидеть отсылку к творческому методу Достоевского, для которого характерно было глубокое погружение в психологию и внутренний мир его героев.
Главная идея портрета:
Перову удалось передать «главную идею» личности Достоевского. В этом портрете отражены те черты, которые отличали писателя: его сосредоточенность на внутренних поисках, на философских и нравственных размышлениях, на вечной борьбе между светом и тьмой, добром и злом, которая занимает центральное место в его произведениях. Художник уловил не только внешние черты Достоевского, но и передал его внутренний мир, наполненный интеллектуальными и моральными терзаниями. Таким образом, портрет отвечает тем требованиям, которые сам писатель выдвигал к изображению человека на картине.
Заключение:
Таким образом, В. Г. Перов действительно уловил в портрете «главную идею физиономии» Достоевского, показав его в момент творческого раздумья, погружённого в глубокие размышления. Портрет передаёт не только внешность писателя, но и его внутреннее состояние, что делает его выразительным и соответствующим требованиям самого портретируемого.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением