Ответы на вопросы на стр.36 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Творческое задание1. Подготовьте развёрнутые планы сочинений на темы: «Ярославна — героиня „Слова о полку Игореве*1»; «В чём пафос памятника „Слово о полку...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Творческое задание
1. Подготовьте развёрнутые планы сочинений на темы: «Ярославна — героиня „Слова о полку Игореве*1»; «В чём пафос памятника „Слово о полку Игореве44?»; «В чём актуальность „Слова о полку Игореве“ в наши дни?-»; «Моё отношение к героям „Слова о полку Игореве44» (на выбор).
План сочинения
Ярославна – героиня «Слова о полку Игореве»
I. Вступление. «Слово…» – величайший памятник древнерусской литературы.
II. Основная часть. Черты характера Ярославны. Плач Ярославны.
1. Ярославна – верная и любящая жена своего мужа.
• Наибольшее сочувствие в "Слове" вызывает образ молодой княжны Ярославны.
• Её горе открыто всем ветрам и рекам, оно плачем разносится над землёй.
• Не страх потерять опору и благосостояние движет Ярославной.
• Настоящая любовь не может быть меркантильной.
• Ярославна и Игорь – две родственные, самые близкие души.
2. Ярославна – символ русской женщины, нежной, сильной духом, решительной.
• Не одна только Ярославна потеряла в той битве любимого.
• Многие матери и жёны лишились мужей и сыновей.
• Горе пришло на Русь и поселилось в каждом доме.
• Горе Ярославны стало выражением общего плача русских женщин.
3. Плач Ярославны – мольба о спасении возлюбленного.
• Что может сделать одинокая женщина, чтобы спасти мужа?
• Обращение к силам природы: ветру, Днепру, солнцу.
• Вера, что она может спасти мужа, избавить даже от смертельных ран.
• Надежда и вера – вот что остается Ярославне.
III. Заключение. Роль образа Ярославны. (Образ Ярославны уникален, но в то же время оказывается собирательным. В чертах княжны мы узнаём всех женщин, которые потеряли дорогих их сердцу мужчин в кровавых конфликтах.)
План сочинения
В чём пафос памятника «Слово о полку Игореве»
I. Вступление. «Слово…» – величайший памятник древнерусской литературы.
II. Основная часть. Пафос памятника «Слово о полку Игореве».
1. Три главных чувства, которые возникают при прочтении «Слова…».
• Страсть автора «Слова» обязательно передаётся его читателям.
• Главное, что терзает автора – боль за страдания Родины.
• Но также читатель не может остаться равнодушным к героическим делам предков, их уму и сильному горю.
2. Гордость за силу, могущество своей страны.
• Вместе с автором «Слова…» мы сопереживаем несчастьям многострадальной страны.
• Мы восхищаемся силой и отвагой русских воинов, их мужеству в битве.
• Будучи патриотами, мы гордимся победами и остро переживаем поражения.
3. Восхищение умом Святослава и его грандиозным планом.
• Автор пытается донести до читателей необходимость объединения разрозненных княжеств.
• Он делает это через Золотое слово Святослава.
• Святослав предстаёт мудрым старцем, знающим, как привести строну к благоденствию.
• Мы гордимся таким правителем и мечтаем, чтобы все они были похожи на Святослава.
4. Сострадание к горю Ярославны и всего народа.
• Плач Ярославны является кульминацией трагического в «Слове…».
• Мы не можем остаться равнодушными к плачу несчастной женщины.
• Сила любви Ярославны покоряет наши сердца.
• Но мы также переживаем за страдания народа.
III. Заключение. Значение памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».
• Пафос этого памятника древнерусской литературы стоит на трёх китах: патриотизме и любви к Родине, стремлении к свободе и единству, и человеческом сострадании горю.
План сочинения
В чём актуальность «Слова о полку Игореве» в наши дни
I. Вступление. «Слово…» – призыв к единению страны, дошедший до нас через века.
II. Основная часть. Актуальность «Слова о полку Игореве» в наши дни.
1. Период истории, описанный в «Слове…».
• Мрачные времена междоусобицы, распри князей.
• Внешние враги, набеги половцев.
• Желание жить в мире простого народа.
2. Сравнение с текущей ситуаций в стране и мире.
• Сходство ситуации прошлого с сегодняшним днём.
• Внешние и внутренние враги современной России.
• То же стремление к миру и спокойствию, к счастью.
3. Какие идеи «Слова…» важны для нас сегодня.
• Внутренняя борьба ослабляет страну, делает её беззащитной перед внешними врагами.
• Власть должна действовать во благо народа.
• Народ должен поддерживать власть, особенно в тяжёлые времена.
• Объединившись внутри страны, мы добьёмся мира.
III. Заключение. Главный посыл «Слова…» остаётся актуальным и в нашим дни: единство – важнейшее условие защиты и сохранения мирной жизнь и счастья наших сограждан.
План сочинения
Моё отношение к героям «Слова о полку Игореве»
I. Вступление. Герои слова – люди, вызывающие уважение и восхищение.
• Галерея величественных персонажей, подаренная нам «Словом…».
• Князь Игорь и князь Всеволод – символы непримиримой борьбы и воинской славы.
• Князь Святослав – радетель единой Руси.
• Княжна Ярославна величественна в своём горе.
II. Основная часть. Основные черты главных героев «Слова…».
1. Князь Игорь - центральный персонаж «Слова…».
• Князь – сильный герой-одиночка.
• Чёрные знамения не могут остановить Игоря.
• Игорь на поле битвы решителен и храбр.
• Бескорыстность Игоря внушает уважение.
• Игорь никогда не сдаётся.
• Восхищение сильным и неукротимым характером.
2. Князь Святослав – совесть и ум эпохи.
• Печаль отца, потерявшего сыновей, делает Святослава понятным.
• Мудрость старца, много повидавшего на своём веку.
• Стремление к единению, призывы Золотого слова.
• Уважение за принципиальную гражданскую позицию.
3. Ярославна - символ женской верности и любви.
• Сочувствие и сострадание вызывает боль женщины, потерявшей любимого.
• Отсутствия страха за себя показывает глубину чувств героини.
• Стремление любой ценой спасти Игоря.
• Настоящая женщина-воин, готовая до конца бороться за любовь.
III. Заключение. Герои «Слова…» имеют разные цели, совершают разные поступки, но никогда не поступаются честью.
2. Подготовьте похвальное слово Ярославне в духе поэтики «Слова о полку Игореве.
Похвальное слово Ярославне
(в духе поэтики «Слова о полку Игореве»)
Не подобен я Бояну дивному,
Который славу пел героям прошлого,
Но воспеть хочу Ярославну я,
Деву мудрую, жену хорошую.
Услыхав вести горькие, вести чёрные
Про пленение мужа милого, князя Игоря,
Уж как всплакала она слезами слёзными,
И стал день её чернее ноченьки.
Молит бедная, чтоб Днепр-река
Возвратила милого из далёкого далека.
И как солнце красное свет на землю шлёт,
Так любовь сердечная беды все отведёт.
Ярославне поём слово похвальное
За любовь её, веру в лучшее,
Чувства нежные, сердце верное,
И за силу духа, в ней присущую.
На таких, как она, испокон веков
Семьи держатся, счастьем полнятся.
На такой любви Русь стоит века,
Да и в наши дни Россия зиждится.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЕРСКОЕ ЧТЕНИЕ
«Слово о полку Игореве»
1. Драгоценный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве* написан но поводу неудачного похода на половцев князя Игоря Святославича. Вслушаемся в актёрское чтение текста. Настраивает ли вступление на восприятие «Слова...*? Какие слова звучат в чтении актёров особенно торжественно? Какие чувства окрашивают чтение (сочувствие, сострадание, грусть...)?
Вступление настраивает на восприятие «Слова…». Звучит фольклорная музыка.
Особенно торжественно звучат слова:
Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его –
В похвалу трудам его и ранам –
По былинам времени сего,
Не гоняясь мыслью за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Жил он в громе дедовских побед,
Знал немало подвигов и схваток,
И на стадо лебедей чуть свет
Выпускал он соколов десяток.
И, встречая в воздухе врага,
Начинали соколы расправу,
И взлетала лебедь в облака
И трубила славу Ярославу.
Далее автор меняет настроение, его чтение выражает сочувствие, тревогу, музыка подчеркивает это состояние.
2. Почему интонация и эмоциональный фон «золотого слова Святослава» так резко отличаются от звучания вступления? Какими интонациями сменяются скорбь, печаль, досада, прозвучавшие в устах князя в начале «золотого слова», в тот момент, когда он обращается к русским князьям с призывом к объединению для защиты родных земель? Помогает ли музыка передать страстность призыва старого князя Святослава? Как меняется ритм актёрской речи вместе с ритмом музыкального сопровождения?
Интонации эмоционального фона «золотого слова Святослава» резко отличается от звучания вступления из-за того, что речь князя Святослава во многом сходна с мыслями автора литературного произведения.
В начале «золотого слова» мы слышим скорбь (выражена через плавные и медленные интонации), печаль (выражена через понижение тона и удлинение звуков), досаду (выражена через резкие и энергичные интонации), вызванные неудачным походом князя Игоря и его брада Всеволода, их самонадеянностью.
Скорбь и печаль сменяются гордостью, решимостью, одухотворенными интонациями о призыве к объединению, когда Святослав обращается к русским князьям с призывом к объединению для защиты родных земель. Музыка всецело помогает передать страстность призыва старого князя Святослава. Ритм ускоряется под стать музыке.
В актёрском чтении «золотого слова Святослава» присутствует элемент почитания, уважения и восхищения к личности Святослава, что отражается в тоне голоса и интонациях.
3. Что особенно запомнилось вам в актёрском чтении и что вы использовали бы при подготовке собственного чтения?
Мне понравились интонации актеров, ритм и четкость речи, понижение и повышение голоса в зависимости от напряженности момента. Больше всего мне запомнились чувства, которые актёры вкладывают в чтение. Кажется, что ты не слушаешь запись, а становишься участником событий тысячелетней давности.
При подготовке к собственному чтению мне хотелось бы перенять этот навык чувственного прочтения.
4. Какие чувства передаёт в своём чтении «Плача Ярославны» А. Покровская? Усиливает ли восприятие музыкальное сопровождение?
А. Покровская в своём чтении «Плача Ярославны» передаёт крайнюю степень горя и страдания Ярославны, тревогу и печаль, ее мольбу. Легкая тоскливая музыка усиливает восприятие, делает чтение более эмоциональным. В его выразительной мелодической линии в основном присутствуют нисходящие интонации, которые весьма характерны для народных лирических напевов, повествующих о горе или душевных страданиях.
5. Какими средствами художественного чтения актриса передаёт динамику, стремительное движение в сцене побега Игоря?
Актриса передаёт динамику, стремительное движение в сцене побега Игоря с помощью ритмичности, пауз, логических ударений, повышения и понижения голоса, а также акценте на сравнениях: «как гоголь», «как ветер», «серым волком», «словно сокол», «как серый волк».
6. Подготовьте выразительное чтение «Слова о полку Игореве», постарайтесь при чтении передать особенности эмоционального содержания произведения.
При подготовке выразительного чтения «Слова о полку Игореве» постарайтесь представить события произведения, героев и их характерные особенности. При чтении необходимо передать особенности эмоционального содержания произведения. Прослушайте «Слово…» в исполнении актёров., попробуйте им подражать. Постарайтесь выразить свои чувства, своё отношение к героям и событиям.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением