Ответы на вопросы на стр.325 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанномВспомните произведения с историко-философской проблематикой.Историко-философская проблематика занимает значительное место в русской и мировой...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
Вспомните произведения с историко-философской проблематикой.
Историко-философская проблематика занимает значительное место в русской и мировой литературе. В таких произведениях авторы обращаются к вопросам истории, человеческой судьбы, свободы и власти, отражая философские взгляды на роль человека в истории и на конфликт между государством и личностью. Приведу несколько примеров произведений с такой тематикой:
1. «Война и мир» Льва Толстого — это одно из самых известных произведений, затрагивающих историко-философские вопросы. Толстой поднимает тему роли личности в истории, противопоставляет силу исторических процессов и волю отдельных людей. В романе рассматриваются не только военные события, но и философские размышления о судьбе народов, войне, мире и духовной жизни.
2. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — роман, в котором философские вопросы свободы воли, ответственности человека за свои поступки, а также проблема морального выбора выходят на первый план. Достоевский ставит вопросы о том, имеет ли право человек совершать зло ради достижения добра, и как совесть и моральное сознание влияют на его действия.
3. «Медный всадник» Александра Пушкина — поэма с ярко выраженной историко-философской проблематикой, где сталкиваются интересы государства и простого человека. Пушкин поднимает вопросы о ценности человеческой жизни и возможности её жертвовать ради государственных целей, что становится философским осмыслением роли государства в судьбах отдельных людей.
4. «Фауст» Иоганна Вольфганга Гёте — классическое произведение, в котором философские вопросы занимают центральное место. Гёте размышляет о стремлении человека к знанию, свободе и абсолютной истине, а также о последствиях заключения сделки с силами зла ради достижения этих целей. В «Фаусте» переплетаются темы борьбы за свободу, самопознания и смысл человеческой жизни.
5. «Доктор Живаго» Бориса Пастернака — роман, который включает в себя философские размышления о природе революции, любви, смысле жизни и роли искусства. Пастернак рассматривает исторические события XX века через призму человеческой судьбы, показывая, как революционные потрясения разрушают жизни людей, но также открывают им новые пути самопознания.
6. «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского — роман, в котором на передний план выходят философские вопросы о Боге, морали, добре и зле. В центральной части романа («Легенда о Великом Инквизиторе») поднимается вопрос о свободе воли человека и о том, как он использует эту свободу в условиях подавляющей силы государства и религии.
Эти произведения глубоко исследуют взаимоотношения между личностью и историей, затрагивая ключевые философские вопросы о смысле жизни, свободе и моральном выборе.
Учимся читать выразительно
Подготовьтесь к выразительному чтению вступления поэмы, обратите внимание на ритм, настроение, мелодию, которые сопровождают различные строки «Медного Всадника».
Па берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел...
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво...
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид...
Для подготовки к выразительному чтению вступления поэмы «Медный всадник», важно обратить внимание на ритм, настроение и мелодию, которые меняются в зависимости от тематики каждого фрагмента.
1. Начало стихотворения
• «На берегу пустынных волн...» — здесь ритм медленный и торжественный. Эти строки описывают размышления Петра Великого о будущем города, и ритм должен передавать ощущение величия и задумчивости. Настроение здесь возвышенное, величественное, символизирующее начало великого дела.
2. Динамика действия
• «Прошло сто лет...» — ритм ускоряется, и мелодия текста становится более живой, когда Пушкин описывает, как на месте болот и лесов возник новый город. Движение времени чувствуется в смене ритма, подчёркивая стремительное развитие Санкт-Петербурга. Здесь важно показать контраст между прошлым и настоящим, сочетая в голосе элементы возвышенности и исторической гордости.
3. Личная эмоциональная окраска
• «Люблю тебя, Петра творенье...» — повторы слова «люблю» создают мелодичную ритмичность, передающую личное восхищение автора городом. Ритм становится более плавным и гармоничным, так как это выражение личных чувств поэта. Это момент восхищения, который требует спокойного и тёплого звучания.
Тональные изменения:
• В начале текста тон должен быть величественным и задумчивым, соответствующим образу Петра Великого.
• В описании построенного города — бодрым и торжественным, передающим динамику изменений и развития.
• Во фразах с повтором «люблю» тон становится лирическим и эмоциональным, отражая восхищение поэта Санкт-Петербургом.
Подготовка выразительного чтения требует ритмических изменений, отражающих контрасты в поэме, и эмоциональной окраски, переходящей от величия замысла к личной привязанности поэта к городу.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
А. С. Пушкин. «Медный Всадник»
1. Внимательно вслушайтесь в звучащий текст и определите, на какие части разбивает его чтец.
Актёр разбивает текст на 4 части следующим образом:
1. «На берегу пустынных волн...» — первая часть, в которой создаётся образ Петра Великого, стоящего на пустынном берегу и созерцающего будущее. Эта часть настроена величественно, и актёр подчёркивает величие замысла, который только предстоит воплотить.
2. «И думал он...» — вторая часть, где описывается размышления Петра о будущем города. Тон здесь становится задумчивым, как бы замедляется, чтобы отразить глубину мыслей и значимость предстоящего строительства.
3. «Прошло сто лет...» — третья часть, где актёр передаёт динамику и развитие города. Ритм ускоряется, передавая ощущение быстрого роста Петербурга и исторического прогресса.
4. «Люблю тебя...» — четвёртая часть, выражающая личное восхищение автора Петербургом. Актёр читает эту часть с эмоциональной окраской, подчёркивая восхищение и гордость за «творенье Петра».
Этот подход помогает передать основные переходы настроений и ритма поэмы: от задумчивого величия к динамике и личным чувствам поэта.
2. Как бы вы озаглавили эти части?
Вот как можно озаглавить эти четыре части, отражая их содержание и настроение:
1. Замысел великого города — описание Петра Великого, стоящего на берегу и задумавшего грандиозное строительство.
2. Размышления о будущем — Пётр размышляет о том, каким будет его творение, и предвкушает великие изменения.
3. Исторический путь Санкт-Петербурга — прошло сто лет, и город превратился в величественный символ России.
4. Личное восхищение поэта — Пушкин выражает любовь и восхищение Санкт-Петербургом, созданным по воле Петра.
Эти заголовки передают развитие мысли и смену настроений в тексте, от размышлений о создании города до личных чувств автора.
3. Какие чувства преобладают в актёрском прочтении каждой части?
1. Спокойствие и величие — в первой части чувствуется уверенное и спокойное настроение. Актёр передаёт образ Петра I, стоящего на пустынном берегу, в задумчивости о будущем города. Здесь преобладает ощущение величия и спокойствия перед огромными замыслами.
2. Твердость и решительность — во второй части выражена решимость Петра. Это момент, когда он формулирует свой великий замысел по созданию города, и актёрская подача отражает твердость и непреклонность воли.
3. Восхищение — в третьей части происходит переход к описанию уже построенного города. Актёр передаёт восхищение и восторг поэта перед Санкт-Петербургом, его ростом и преображением.
4. Любовь — четвёртая часть, где Пушкин выражает личное чувство любви к городу. Актёр подчёркивает эмоциональную и тёплую интонацию, выражая привязанность к Петербургу.
Эти эмоции помогают актёру раскрыть смысловые акценты текста и передать разные настроения в каждой части.
4. Как вы думаете, почему после слов «Прошло сто лет...» актёр заметно меняет ритм и эмоциональную окраску звучания стиха?
После слов «Прошло сто лет...» актёр заметно меняет ритм и эмоциональную окраску стихотворения, поскольку это важный переход от размышлений о будущем (мечты и замыслы Петра) к описанию реального исторического процесса и уже воплощённого замысла.
Причины изменения ритма и эмоций:
1. Переход от прошлого к настоящему: В первой части стихотворения Пётр Великий размышляет о будущем, что создаёт атмосферу величия и торжественной задумчивости. После слов «Прошло сто лет...» акцент смещается на реализованную мечту — Санкт-Петербург, который уже стал мощным и величественным городом. В связи с этим актёр меняет ритм, чтобы передать динамику развития города, его стремительный рост и мощь.
2. Эмоциональная эволюция: В первой части мы ощущаем величественное спокойствие размышляющего Петра. Но после слов «Прошло сто лет...» актёр переходит к описанию города, который уже стоит, символизируя триумф истории. Это вызывает у поэта восхищение и гордость, что и выражается в ускорении ритма и эмоциональной окраске.
3. Контраст во времени: Замедленный ритм первой части, посвящённой задумке Петра, контрастирует с более оживлённым ритмом второй части, которая описывает свершившийся исторический процесс. Этот контраст подчёркивает, как масштабные мечты великого человека стали реальностью, и показывает быстрый рост и развитие Петербурга.
Таким образом, изменение ритма и эмоциональной окраски подчёркивает переход от плана к результату, от задумчивого спокойствия к восхищению реализованным замыслом.
5.Какими эпитетами вы охарактеризовали бы чтение актёром описания Петербурга?
Чтение актёром описания Петербурга можно охарактеризовать следующими эпитетами: торжественное, эмоциональное, восторженное, величествен-ное, вдохновенное, патриотическое, гордое.
Актёр передаёт не только восхищение Пушкина городом, но и гордость за творение Петра Великого, которое стало символом могущества и развития России. В этих интонациях чувствуется восторг перед грандиозностью созданного города, а также вдохновение, с которым поэт описывает красоту и стройность Санкт-Петербурга, его роль как военной и культурной столицы.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением