Ответы на вопросы на стр.324 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Какой возвышенно-торжественный стихотворный жанр напоминает вступление поэмы «Медный Всадник»?Вступление к поэме «Медный всадник»...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Какой возвышенно-торжественный стихотворный жанр напоминает вступление поэмы «Медный Всадник»?
Вступление к поэме «Медный всадник» Александра Пушкина напоминает оду, один из возвышенных и торжественных жанров поэзии. В первых строках поэмы Пушкин выражает восхищение и преклонение перед Петербургом и Петром Великим, подчеркивая величие города и преобразования, которые император внёс в развитие страны. Такие торжественные интонации, которые славят великие деяния исторической фигуры и монументальные достижения, характерны для жанра оды.
Этот жанр обычно используется для воспевания величественных событий или личностей, что соответствует теме вступления, где Пушкин воспевает создание Петербурга и его значимость для Российской империи.
2. Каким героем предстаёт Петр I во вступлении поэмы?
Во вступлении к поэме «Медный всадник» Александр Пушкин изображает Петра I как могущественного и решительного правителя, наделённого почти божественными чертами. Он предстаёт в образе государственного деятеля, который стремится превратить Россию в великую европейскую державу. Пётр видит потенциал в болотистой местности, на которой позже построит новый город — Санкт-Петербург, который станет окном в Европу и символом нового пути для России.
Пушкин показывает Петра как творца, преобразователя природы и истории, не просто правителя, но человека, способного изменить течение событий, как реальных, так и символических. Этот образ наделён чертами возвышенности и гениальности, но также и жестокости по отношению к тем, чьи жизни приносятся в жертву ради государственных преобразований.
Таким образом, Пётр I выступает в поэме как великий реформатор, но его образ в итоге вызывает сложные чувства: восхищение его силой и волей сочетается с осознанием трагических последствий его действий для простых людей, что и составляет драматический конфликт поэмы.
3. Каким героем представляется вам Евгений? Есть ли у него индивидуальное лицо или это обобщённый образ представителя древнего, но оскудевшего дворянства? Аргументируйте свою точку зрения цитатами из поэмы.
Евгений, главный герой поэмы «Медный всадник», является символическим образом, который воплощает собой не индивидуального человека, а типичного представителя небогатого, но оскудевшего дворянства или обывателя. Его образ намеренно лишён чётко выраженных индивидуальных черт, чтобы показать обобщённую судьбу маленького человека в условиях государственной машины.
Евгений не принадлежит к аристократии, хотя его фамилия, возможно, «когда-то блистала». Он «служит где-то», не стремится к высокой должности и не «тужит ни о почиющей родне, ни о забытой старине».
Это подчёркивает его отстранённость от аристократических привилегий и идеалов.
Основные его мечты сосредоточены на скромных желаниях: он стремится к обычному человеческому счастью — к созданию семьи с любимой девушкой Парашей и ведению тихой, спокойной жизни.
Однако эти мечты разрушает наводнение, что становится катастрофой не только физической, но и психологической. Столкнувшись с образом Медного всадника, символизирующим Петра I, Евгений чувствует своё бессилие перед лицом мощи государства и судьбы, что приводит его к безумию.
Таким образом, Евгений представляет собой обобщённый образ маленького человека, чьи скромные мечты и желания могут быть легко разрушены величественными, но безразличными к его судьбе государственными преобразованиями.
4. Па противопоставлении каких героев построен сюжет поэмы? Какие две сюжетные линии лежат в его основе и где они сопрягаются?
Сюжет поэмы «Медный всадник» Александра Пушкина построен на противопоставлении двух героев — Петра I и Евгения. Эти два персонажа символизируют разные подходы к жизни и разное отношение к историческим событиям:
1. Пётр I — великий реформатор и создатель Санкт-Петербурга, представляет собой мощь государства, стремящегося к великим целям, даже ценой человеческих жизней и личных судеб. Он воплощает государственную волю, которая диктует свои законы и подчиняет себе природу и людей. Медный всадник — это олицетворение государственной силы и памяти о Петре, которая продолжает влиять на жизни людей спустя годы после его смерти.
2. Евгений — это маленький человек, представитель обычных людей, чьи личные желания и судьбы не имеют значения в контексте великих государственных преобразований. Он стремится к простому счастью — жениться на Параше, завести семью, но его жизнь полностью рушится в результате наводнения, которое символизирует разрушительную силу, возникшую из-за изменения природы для строительства города по воле Петра.
Две сюжетные линии
1. Историческая линия, связанная с Петром I: она отражает грандиозные преобразования в России, символом которых стал Санкт-Петербург. Во вступлении поэмы Пушкин описывает создание города на болоте и противоборство Петра с природой. Пётр здесь выступает как величественный государственный деятель, решительный и бескомпромиссный, ради величия России строящий новый город, несмотря на все препятствия.
2. Линия Евгения: это история бедного чиновника, мечтающего о личном счастье, но чья жизнь оказывается разрушена стихийным бедствием — наводнением, которое обрушивается на Санкт-Петербург. Эта линия представляет судьбу обыкновенного человека, чьи желания и мечты становятся незначительными по сравнению с грандиозными государственными планами.
Сопряжение линий
Эти две линии пересекаются в финале, когда Евгений, пережив личную трагедию, встречается лицом к лицу с Медным всадником — памятником Петру I, который становится символом его бедствий. Евгений обвиняет Петра в том, что его жизнь разрушена, и это противостояние маленького человека и монументальной силы государства становится кульминацией поэмы. Медный всадник, который в его глазах оживает и начинает его преследовать, символизирует неотвратимость исторических сил, которые подавляют судьбы простых людей.
Таким образом, основа сюжета — это конфликт государственных интересов и личных человеческих судеб, где великие цели государства часто противоречат индивидуальным стремлениям к счастью.
5. Какую роль в развитии сюжета поэмы Пушкин отводит стихии?
В поэме «Медный всадник» Александр Пушкин отводит важную роль стихии, которая становится символом как внешних, природных сил, так и проявлением внутренней драмы главного героя. Стихия — это не только физическое явление, но и метафора конфликта между государством и личностью.
Стихия как разрушительная сила
Наводнение, вызванное разливом Невы, выступает в поэме как разрушительная и бесконтрольная стихия, которая олицетворяет природную мощь, противостоящую человеческим начинаниям. Пушкин изображает наводнение как символ вражды природы с грандиозными государственными проектами, олицетворяемыми Петром I. Несмотря на все усилия Петра покорить природу и подчинить её своей воле, Нева вырывается из границ, разрушает город, топит дома и губит жизни.
Эта стихия разрушает не только физический мир Евгения, но и его внутренний мир. Потеря любимой Параши и разрушение его мечтаний о простом счастье становятся для Евгения невыносимыми. В этот момент стихия приобретает символический смысл, становясь воплощением мощи государства, которое своим стремлением к величию разрушает судьбы обычных людей.
Стихия как отражение конфликта
Наводнение представляет собой конфликт между природной стихией и человеческой волей. Пётр I покорил природу, построив город на болотах, однако в момент наводнения Нева вновь обретает свою мощь и мстит за то, что её подчиняли. Это событие становится метафорой борьбы человеческих амбиций с естественными силами, которые в конечном итоге оказываются сильнее.
Для Евгения стихия служит катализатором его душевного разлада. Именно после наводнения, когда он теряет всё, Евгений сталкивается с Медным всадником, который символизирует неумолимую силу Петра. Это противостояние между маленьким человеком и грандиозными государственными проектами, воплощённое в стихии, становится центральной темой поэмы.
Роль стихии в кульминации
В кульминации поэмы наводнение оборачивается тем, что Евгений осознаёт бессмысленность своих мечтаний в мире, где человеческие жизни и судьбы ничтожны перед лицом государственной мощи и природных катаклизмов. Олицетворённая стихия в виде Невы становится тем самым катализатором, который приводит к внутреннему взрыву Евгения, его безумию и конфликту с Медным всадником.
Таким образом, стихия в поэме играет роль движущей силы сюжета, приводя к ключевым событиям: разрушению жизни Евгения, его внутреннему кризису и финальному противостоянию с символом государственной власти.
6. Найдите повторы в тексте произведения и объясните их роль.
В поэме «Медный всадник» Пушкин использует повторяющиеся конструкции со словом «люблю» в описании Санкт-Петербурга, что подчёркивает его глубокое восхищение и эмоциональную привязанность к городу. Эти повторы играют важную роль в создании ритмической структуры текста и в передаче личного отношения поэта к созданию Петра I.
Повторы с «люблю»:
• «Люблю тебя, Петра творенье...»
• «Люблю твой строгий, стройный вид...»
• «Люблю зимы твоей жестокой...»
• «Люблю воинственную живость...»
• «Люблю, военная столица...»
Значение повторов:
1. Эмоциональная насыщенность: Повторение слова «люблю» подчёркивает искренние чувства поэта к Петербургу. Пушкин выражает не просто уважение, а настоящую любовь к городу, который воплощает государственную мощь, красоту и величие.
2. Создание единого образа города: Через повтор «люблю» Пушкин формирует комплексный образ Санкт-Петербурга. Этот город для него — не только символ военной силы и политической мощи, но также культурный и эмоциональный центр.
3. Контраст восхищения и будущей драмы: Повторение «люблю» в первой части поэмы контрастирует с последующими событиями, когда стихия разрушает жизни людей. Это усиливает трагизм конфликта между величием города и судьбой маленького человека (Евгения), чьи мечты были разрушены.
Повторяющиеся элементы позволяют читателю проникнуться любовью Пушкина к Петербургу, но также чувствуют нарастающее напряжение, которое приводит к трагическим событиям поэмы.
В поэме «Медный всадник» Александр Пушкин использует повторы как важное художественное средство, которое помогает усилить драматизм и создать эмоциональное напряжение. Повторы выполняют несколько функций:
1. Ритмическое усиление и создание динамики
Повторение слов и фраз усиливает ритм и подчёркивает определённые ключевые моменты сюжета. Например, повтор слов «мчится» и «несётся» в финальных сценах поэмы, где описывается преследование Евгения Медным всадником, подчёркивает динамику происходящего, нарастает напряжение. Это передает ощущение безысходности и неотвратимости судьбы Евгения, который не может избежать «гнева» символического всадника, олицетворяющего Петра I.
2. Подчёркивание эмоционального состояния героя
Повторение одного и того же слова или выражения помогает передать состояние страха, ужаса или отчаяния. В поэме описывается момент, когда Евгений, столкнувшись с Медным всадником, начинает сходить с ума. Повторение одного и того же мотива при описании его бегства и попыток спастись от неотвратимого гнева подчёркивает его внутреннее состояние: герой находится в безумном цикле, из которого не может вырваться.
3. Образный повтор в описании стихийного бедствия
Повторение описаний шумной Невы, мчащихся туч и бурных вод также имеет символическое значение. Оно не только усиливает драматизм и визуальный эффект картины, но и подчёркивает цикличность и неизбежность природных явлений, против которых человек оказывается бессилен. Таким образом, через повторяющиеся образы природы Пушкин иллюстрирует борьбу между природной стихией и человеческой волей.
4. Символические повторы в образе Медного всадника
Сам образ Медного всадника также выступает в роли символического повтора. Пушкин снова и снова возвращается к этому образу, описывая его с разных сторон. Это подчёркивает величие и вечность Петра, а также усиливает трагичность ситуации, в которой оказывается Евгений — он обречён находиться под гнётом этого всадника, воплощающего государственную мощь.
Таким образом, повторы в поэме Пушкина служат для усиления напряжения, подчёркивания ключевых моментов и передачи эмоционального состояния героев. Они создают ритм и динамику, делают образы более яркими и наглядными, а также символизируют столкновение личности с историей и природой.
7. Почему Пушкин ввёл фантастику в поэму и какова её роль?
Фантастика в поэме «Медный всадник» играет важную роль, позволяя Пушкину выразить глубокие философские и социальные идеи, а также усилить драматизм происходящего.
1. Фантастический элемент оживления Медного всадника
Одним из центральных фантастических эпизодов поэмы является сцена, в которой Медный всадник оживает и начинает преследовать Евгения. Этот эпизод превращает статую Петра I в активного участника действия, символизируя не только величие императора, но и неотвратимую силу государственной власти, которая подавляет маленького человека. Фантастика здесь играет роль гиперболы — она показывает, что Петру принадлежит не только физическая власть над городом, но и над судьбами его жителей.
2. Фантастика как метафора неотвратимости исторических сил
Оживление памятника Петра становится метафорой того, как государственная машина подавляет индивидуальные судьбы. Государственные интересы оказываются выше человеческой жизни, и фантастический эпизод преследования Медным всадником показывает эту неотвратимость. Фантастика даёт Пушкину возможность показать психологическое давление, которое ощущает Евгений — как символ маленького человека, уничтоженного силой истории и власти.
3. Фантастика усиливает конфликт между личным и государственным
Фантастический элемент в поэме помогает обострить конфликт между величием государственной идеи и судьбой маленького человека. Евгений, который потерял любимую и дом из-за наводнения, в своём безумии обращается против Петра, но не может ему противостоять. Фантастика подчеркивает разницу между масштабами личности Петра и судьбой обычного человека, создавая мощный контраст между их жизнями и целями.
4. Психологическое давление и ужас
Фантастический элемент оживления Медного всадника усиливает чувство ужаса и беспомощности Евгения. Этот эпизод можно интерпретировать как результат его душевного надлома, который произошёл после наводнения. Фантастический образ преследующего памятника передаёт страх Евгения перед всемогущей силой, которая лишила его всего, и перед неизбежностью, от которой невозможно убежать.
Заключение
Таким образом, фантастика в «Медном всаднике» помогает Пушкину выразить трагедию маленького человека в государственном мире, где личные мечты и жизни легко могут быть принесены в жертву высоким целям. Оживление Медного всадника — это мощная аллегория, которая усиливает философский конфликт между личным и историческим, подчёркивая неотвратимость власти и судьбы.
Творческое задание
В истории изучения поэмы «Медный Всадник» высказано много точек зрения на её содержание. Эти точки зрения могут быть сгруппированы в четыре концепции. Первая, называемая «государственной», предполагает, что у государства есть право в своих интересах использовать жизнь людей в любых обстоятельствах. Вторая, именуемая «гуманистической», подразумевает, что Пушкин стоит на стороне Евгения и защищает его право на независимую частную жизнь. Третья, которую условно можно назвать «равновеликой»: конфликт неразрешим, а герои-антагонисты — Пётр Великий и Евгений — равновелики для Пушкина в своих нравах на жизнь и бытие; конкретный выбор, чья правда окажется более достойной, принадлежит истории. Четвёртая концепция, которую можно назвать «возвышенно-общечеловеческой», касается как государственного деятеля, так и частного человека, — оба должны встать выше своего века и его установлений, чтобы в любых случаях суметь сохранить человечность как главный принцип отношения к государственным интересам и частным лицам. Какая точка зрения вам ближе? Изложите ваши доводы письменно, привлекая дополнительную литературу по данному вопросу.
Из всех представленных концепций, мне ближе всего гуманистическая точка зрения, которая подразумевает, что Пушкин стоит на стороне Евгения и защищает его право на независимую частную жизнь. Эта концепция подчёркивает, что человеческая личность и её право на счастье являются важными, даже перед лицом великих государственных целей.
Аргументы в пользу гуманистической концепции
1. Маленький человек в центре повествования. Пушкин уделяет значительное внимание судьбе Евгения — бедного чиновника, который не стремится к высокому положению в обществе и просто мечтает о семейном счастье с Парашей. Именно на разрушении его мечты строится драматический конфликт поэмы. Евгений — это обычный человек с простыми человеческими потребностями, которые оказываются беспомощными перед лицом государственной машины.
2. Символический образ Медного всадника. Памятник Петру I, который оживает и преследует Евгения, становится олицетворением всеподавляющей государственной власти. Оживание Медного всадника можно рассматривать как метафору того, что государственные интересы и воля правителя, хоть и могут иметь великие цели, не учитывают нужды обычных людей и могут губить их жизни.
3. Нарушение личного пространства и свободы человека. Евгений теряет не только Парашу, но и свою психическую стабильность, его жизнь после наводнения превращается в кошмар. Это подчёркивает, что человеческие судьбы могут быть легко разрушены в стремлении к государственному величию, что вызывает у поэта сочувствие к маленькому человеку.
4. Роль природы. Наводнение, ставшее причиной гибели Параши и разрушившее город, представляет собой не только стихийное бедствие, но и метафору хаоса и трагедии, которые возникают, когда человек или государство пытаются подчинить себе природу. Природа как сила беспощадно разрушает как величие города, так и частную жизнь Евгения, подчёркивая человеческую слабость перед лицом могучих стихий — и государственных, и природных.
Доводы в литературе
Исследователи нередко трактуют поэму как трагедию маленького человека, который оказывается бессильным перед лицом государственной власти. Так, литературовед Лотман в своих трудах отмечает, что «Медный всадник» можно считать одной из ранних попыток Пушкина осмыслить проблемы частной жизни и её столкновения с государственной машиной. Он подчёркивает, что поэт искренне сочувствует Евгению и его трагедии, вызываемой как стихией природы, так и мощью государства.
Литературный критик В. Непомнящий в своих работах также поддерживает гуманистическую концепцию, говоря о том, что поэма показывает трагическую судьбу человека, который становится жертвой не столько внешних сил, сколько самого государственного устройства, где частные судьбы не играют значительной роли.
Заключение
Гуманистическая концепция представляется мне наиболее обоснованной и близкой, так как она подчёркивает важность защиты человеческой личности, её прав и независимости. В поэме «Медный всадник» Пушкин рисует яркую картину конфликта между государственными интересами и частной жизнью, показывая, что великие государственные преобразования могут стоить людям их счастья и жизни.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением