Ответы на вопросы на стр.318-319 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Развиваем дар словаОбратите внимание на слова и словосочетания, подумайте, выражение каких мыслей и чувств они усиливают в стихотворении: нерукотворный, народная...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Развиваем дар слова
Обратите внимание на слова и словосочетания, подумайте, выражение каких мыслей и чувств они усиливают в стихотворении: нерукотворный, народная тропа, главою непокорной, душа в заветной лире, Руси великой. гордый внук славян, жестокий век. милость к падшим призывал, веленью Божию.
Слова и словосочетания в стихотворении Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» играют важную роль в передаче ключевых мыслей и чувств поэта, усиливая темы бессмертия, связи с народом, нравственного долга и философского отношения к жизни. Рассмотрим их значение.
1. Нерукотворный
• Это слово обозначает что-то, созданное не руками человека, а вечное и духовное. В контексте стихотворения «нерукотворный» памятник — это метафора поэтического наследия, которое не подвержено разрушению, в отличие от физических объектов. Слово подчеркивает вечность и независимость поэзии от времени и материальных факторов.
2. Народная тропа
• Словосочетание «народная тропа» усиливает мысль о том, что творчество поэта будет вечно популярно среди простых людей. Это символ связи поэта с народом и его признания народом. Тропа — это не широкая дорога, а путь, протоптанный многими поколениями, что подчеркивает долговечность и массовость памяти о поэте.
3. Главою непокорной
• Слова «главою непокорной» выражают характер поэта, его независимость и стойкость перед внешними обстоятельствами. Это символ того, что поэт не поддавался давлению, будь то политическое или социальное, и оставался верен своему творчеству и убеждениям.
4. Душа в заветной лире
• «Душа в заветной лире» подчеркивает идею, что истинная сущность поэта — его душа — заключена в его творчестве. Заветная лира — символ поэзии, которая переживет физическую смерть. Это словосочетание усиливает мысль о поэтическом бессмертии через творчество.
5. Руси великой
• Упоминание «Руси великой» символизирует не только страну, но и её культурное пространство. Пушкин говорит о своем влиянии на всю Русь, подчеркивая масштабность и значимость своего творчества для родной страны и для её будущих поколений.
6. Гордый внук славян
• Образ «гордого внука славян» подчеркивает историческую преемственность и важность поэта для будущих поколений. Этот образ выражает идею, что слава и память о поэте будут жить среди потомков славянского народа, сохраняющих свою культуру и традиции.
7. Жестокий век
• Словосочетание «жестокий век» отражает исторические реалии времени Пушкина, который был свидетелем многих политических и социальных потрясений. Оно выражает нравственную трудность и жестокость времени, но при этом подчеркивает силу поэзии, которая способна противостоять этому.
8. Милость к падшим призывал
• Это выражение подчеркивает гуманистическую роль поэзии Пушкина. Он видел свою миссию в том, чтобы призывать к милосердию, помогать тем, кто находится в сложных обстоятельствах. Оно усиливает мысль о нравственном долге поэта перед обществом.
9. Веленью Божию
• Упоминание о «веленье Божие» подчеркивает, что поэт воспринимает свою творческую миссию как божественное призвание. Он следует своему предназначению, не стремясь к признанию или наградам, и принимает свою судьбу с смирением и мудростью.
Заключение:
Эти слова и словосочетания усиливают ключевые мысли стихотворения о поэтическом бессмертии, связи с народом, нравственном долге и природной стойкости поэта. Пушкин использует образы, которые символизируют вечность, духовное значение и преемственность его творчества, показывая, что его поэзия будет жить в сердцах будущих поколений и служить источником вдохновения и добрых чувств.
Размышляем о прочитанном. Итоговые вопросы
1. Стихотворения в учебнике расположены в хронологическом порядке. Проследите и проанализируйте, как меняется лирический герой и настроение стихотворений. В каких стихотворениях можно найти черты романтизма, в каких — реализма?
Пушкинская лирика развивалась в течение всей его жизни, отражая личные, социальные и философские изменения, которые переживал поэт. Этот путь можно проследить через хронологический анализ его стихотворений, начиная с ранних романтических произведений и заканчивая зрелыми реалистическими размышлениями о жизни, творчестве и роли поэта в обществе.
Ранние стихотворения: романтизм и мечтания
Первые стихотворения Пушкина, написанные в период его студенчества, отражают юношескую непосредственность и романтические настроения. Например, стихотворение «К Морфею» и «Погасло дневное светило» принадлежат к периоду, когда поэт был погружен в романтические идеалы. Для этих стихотворений характерны:
• Романтическая отстраненность от действительности.
• Мотивы мечтательных странствий.
• Идеализация природы, одиночества и свободы.
Поэт стремится к свободе, возвышенности, часто отрывается от реальной жизни и обращается к вечным темам природы и внутреннего мира. Эти стихи демонстрируют влияние романтизма, который проявляется в стремлении к идеалам и отдаленности от реальности.
Южный период: переход к более зрелым размышлениям
Стихотворение «Свободы сеятель пустынный…» (1823) демонстрирует важный перелом в восприятии Пушкина. Здесь поэт начинает осознавать, что идеи свободы, которые он проповедует, не находят отклика у народа. Это произведение, написанное в южной ссылке, показывает постепенный отход от романтической идеализации свободы и начало осознания неразвитости политической и социальной мысли в России.
Стихотворение «К морю» (1824) также отражает важный этап в творчестве Пушкина. Это итог его размышлений о судьбе свободы и власти. Поэт отдает дань романтическому образу моря, но в то же время осознает, что идеализация свободы и стремление к абсолютной независимости — это лишь мечта. Здесь начинается переход к более реалистическому взгляду на мир.
Михайловский период: реализм и философская глубина
Во время ссылки в Михайловском (1824-1826) Пушкин открывает новые глубины в жизни и в своем творчестве. Его лирика становится проще и глубже, избавляется от романтической избыточности и сосредотачивается на сущностных вопросах бытия. В стихотворении «Пророк» (1826) поэт использует архаический образ, но обращает его в современные реалии, говоря о важности поэтической миссии в обществе. Это произведение открывает новую грань в лирике Пушкина — поэтическое служение как путь к истинной свободе и духовному возрождению.
Политическая лирика: осознание роли поэта
После встречи с императором Николаем I в 1826 году Пушкин начинает писать политические стихи, такие как «Стансы». Это стихотворение выражает надежды поэта на политические перемены и веру в возможность нового курса государства. Однако со временем Пушкин все больше понимает, что перемены в обществе невозможны без внутренней духовной и нравственной трансформации.
Последний период: реализм и философские размышления
В последние годы жизни, с 1830 по 1837, Пушкин создает ряд стихотворений, которые насыщены реализмом и глубокими философскими размышлениями о роли поэта и его миссии в обществе. В стихотворениях «Поэту» и «Памятник» Пушкин осмысляет свою роль как поэта-пророка, который должен оставаться независимым от общественного мнения и политических влияний. Эти произведения демонстрируют зрелость поэта, который достиг высокой степени самосознания и осознания своей творческой миссии.
Черты романтизма и реализма
• Романтические черты видны в ранних произведениях, таких как «К Морфею» и «Погасло дневное светило», где поэт обращается к идеализированным темам свободы, природы и внутреннего мира.
• Реализм начинает проявляться в более поздних стихотворениях, таких как «Свободы сеятель пустынный» и «Пророк», где поэт начинает осознавать реальную природу общества и место поэта в нем. В конце жизни Пушкин окончательно переходит к реалистическим идеям, что отражено в произведениях «Поэту» и «Памятник», где он признает важность поэтической миссии в реальном мире, не отвлекаясь на иллюзии.
Заключение:
Таким образом, развитие лирики Пушкина проходит через несколько этапов: от раннего романтизма к зрелому реализму. Лирический герой Пушкина эволюционирует от юного мечтателя, погруженного в романтические грезы о свободе и природе, к зрелому поэту, который осознает реальность и свои обязанности перед обществом и народом.
2. Что всегда было предметом поэзии Пушкина и чем «берёт в плен лирика поэта»? Как вы понимаете фразу: «Жизнь в лирике Пушкина увидена „сквозь магический кристалл*4 прекрасного и человечного*?
Предметы поэзии Пушкина
Поэзия Пушкина всегда была многогранной, но ключевые темы, которые он неизменно затрагивал, можно выделить следующим образом:
1. Свобода и независимость личности:
o Пушкин размышляет о внутренней свободе человека и его праве на независимость, как духовную, так и политическую. Эти темы особенно ярко выражены в его ранней романтической лирике, таких стихотворениях, как «К Чаадаеву» и «Свободы сеятель пустынный», где поэт мечтает о свободном и справедливом обществе.
2. Любовь:
o Любовь была одной из центральных тем лирики Пушкина. Его стихотворения, посвященные этому чувству, охватывают весь спектр любовных переживаний — от восторга до грусти, от безответной любви до радости взаимного чувства. Примером могут служить его знаменитые строки «Я вас любил, любовь еще, быть может…», где отражены одновременно нежность, прощение и глубокое понимание чувств.
3. Природа:
o В стихотворениях Пушкина природа не только фон, но и активный участник действия. Он воспринимает её как источник вдохновения, как отражение внутренних состояний человека. В его лирике, особенно в южных и поздних стихотворениях, природа помогает передать различные настроения — от романтического одиночества до глубокой философской задумчивости.
4. Поэт и поэзия:
o Пушкин часто размышлял о месте поэта в обществе, о его миссии и роли. В стихотворениях «Пророк», «Поэту», «Памятник» он раскрывает идею о том, что поэт должен быть независим от общества, свободен в своих творческих устремлениях, его задача — возвышать душу, воспевать свободу и милосердие.
Чем «берёт в плен лирика поэта»?
Лирика Пушкина «берёт в плен» читателя своей искренностью, глубокой человечностью и красотой. Его стихи кажутся простыми на первый взгляд, но они наполнены глубокими смыслами и эмоциями, которые могут тронуть каждого. Вот несколько аспектов, которые делают лирику Пушкина пленительной:
1. Искренность чувств:
o Каждое стихотворение Пушкина наполнено подлинными эмоциями. Он пишет не только о возвышенном, но и о повседневных человеческих переживаниях. Это делает его поэзию близкой и понятной каждому читателю.
2. Ясность и простота языка:
o Пушкин сумел создать стихи, которые отличаются удивительной ясностью и простотой, при этом сохраняя глубокие смыслы. Его поэтический стиль легок и изящен, что делает его доступным, но не поверхностным.
3. Чувство гармонии:
o Лирика Пушкина пронизана гармонией. Даже когда он пишет о трудных темах — разлуке, страданиях, борьбе — его стихи остаются мелодичными и структурированными, что создаёт ощущение внутреннего равновесия и покоя.
4. Вечные темы:
o Пушкин обращается к темам, которые всегда остаются актуальными: любовь, свобода, природа, человеческие страсти. Он заставляет задуматься о вечных ценностях, о смысле жизни, но делает это легко и непринужденно.
Фраза «Жизнь в лирике Пушкина увидена „сквозь магический кристалл“ прекрасного и человечного»
Эта фраза говорит о том, что Пушкин в своей лирике отражает жизнь непрямо, не буквально, а через призму прекрасного и человечного. Это означает, что:
1. Прекрасное:
o Пушкин стремится видеть в мире не только сложность, страдания и проблемы, но и красоту жизни. Даже когда он пишет о тяжелых переживаниях, его стихи наполнены эстетической гармонией и верой в добро. «Магический кристалл» — это своего рода фильтр, через который поэт воспринимает реальность, делая её более осмысленной, глубокой и прекрасной.
2. Человечное:
o Пушкин в своей лирике остаётся близок к реальным чувствам и переживаниям человека. Он не уходит в абстрактные философские размышления или исключительно романтические мечтания, а говорит о том, что близко каждому — о любви, свободе, счастье, страданиях, дружбе. Это делает его поэзию человечной и живой, понятной и актуальной во все времена.
Заключение:
Поэзия Пушкина пронизана темами свободы, любви, природы и роли поэта в обществе. Его лирика «берёт в плен» своей ясностью, искренностью и гармонией. Фраза о «магическом кристалле» подчёркивает способность Пушкина показывать жизнь сквозь призму красоты и человеческой теплоты, делая его стихи вечными и актуальными для любых поколений.
3. Выпишите темы (любви, дружбы, поэта и поэзии, философская и др.), к которым обращался Пушкин, и распределите стихотворения, представленные в учебнике, но группам.
Вот пример того, как можно распределить стихотворения Пушкина по основным темам:
1. Тема любви:
• «Я вас любил: любовь ещё, быть может...» — тема безответной, но искренней и трепетной любви.
• «К*» (Я помню чудное мгновенье)** — воспоминания о встрече с возлюбленной и возрождение любви.
• «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» — размышления о любви и одиночестве.
2. Тема дружбы:
• «19 октября» — стихотворение, посвящённое дружбе с лицеистами и воспоминаниям о школьных годах.
• «К Чаадаеву» — дружеское послание, в котором выражена идея общей борьбы за свободу.
3. Тема поэта и поэзии:
• «Пророк» — осознание миссии поэта как духовного пророка, который призван говорить правду людям.
• «Поэту» — размышления о роли поэта, его независимости и ответственности перед обществом.
• «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» — идея бессмертия поэта через его творчество.
4. Философская лирика:
• «Если жизнь тебя обманет...» — размышления о трудностях и радостях жизни.
• «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» — размышления о быстротечности времени, неизбежности смерти и месте человека в мире.
• «Погасло дневное светило...» — философские размышления о жизни, утрате и одиночестве.
5. Патриотическая и гражданская лирика:
• «Клеветникам России» — защита чести России перед внешними критиками, размышления о её роли в истории.
• «Деревня» — критика крепостничества и размышления о судьбе народа и Родины.
• «К морю» — прощание с романтическим идеалом свободы и размышления о связи с историей.
6. Тема природы:
• «Зимнее утро» — восхищение красотой природы и её вдохновляющей силой.
• «Осень» — размышления о природе и её связи с внутренним состоянием поэта.
Это распределение поможет лучше понять, как Пушкин обращался к разным темам в своей поэзии и как его творчество многогранно охватывает все важные аспекты человеческой жизни.
4. В стихотворениях А. С. Пушкина много строчек (шутливых, серьёзных), посвящённых творчеству и стилю других писателей. Назовите некоторые из этих строк.
Вот несколько строк из стихотворений А. С. Пушкина, посвящённых творчеству и стилю других писателей, которые можно дополнить и перефразировать:
1. О Байроне («К морю»):
o «Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.»
o Пушкин обращается к Байрону, восхищаясь его творческой силой и независимостью. Байрон символизирует для Пушкина образ свободного и мятежного поэта, чья лирика сильна, глубока и трагична.
2. О Жуковском («К Портрету Жуковского»):
o «Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль.»
o Пушкин здесь отмечает изящность и мелодичность стихов Жуковского, которые сохранят свою прелесть на протяжении веков, несмотря на возможную зависть и критику.
3. О Кюхельбекере («19 октября»):
o «Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнём волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи...»
o Пушкин с теплотой вспоминает своего друга и соратника по Лицею, Вильгельма Кюхельбекера, с которым они разделяли схожие взгляды на поэзию и судьбу. Эти строки наполнены ностальгией по временам молодости и творческого вдохновения.
4. О Баратынском («К Баратынскому»):
o «Стих каждый в повести твоей
Звучит и блещет, как червонец.»
o В этих строках Пушкин хвалит точность и мастерство стихов Баратынского, сравнивая их с золотыми монетами — червонцами, которые блестят и безукоризненны по своей форме.
Эти строки демонстрируют уважение и восхищение Пушкина к своим современникам, их таланту и вкладу в русскую литературу.
5. Какие чувства переполняют поэта, когда он вспоминает об адресатах своей любви? Как вы понимаете следующие строки?
Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
...И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Когда поэт вспоминает об адресатах своей любви, его переполняет целый спектр чувств — от трепетного восхищения до грустной иронии. Эти чувства отражают сложную природу его отношений с любимыми женщинами, а также глубокое понимание неизбежности любви, даже если она приносит боль.
Как я понимаю строки:
1. «Этот взгляд / Всё может выразить так чудно!»:
o Здесь Пушкин говорит о взгляде возлюбленной, который способен выразить всю глубину чувств. Поэт подчеркивает, что взгляд может сказать гораздо больше, чем слова, и что в этом взгляде заключается вся таинственность и привлекательность любви.
2. «Ах, обмануть меня не трудно!.. / Я сам обманываться рад!»:
o В этих строках ощущается ирония и самоуничижительное признание. Поэт осознает, что в любви он может быть обманут, но при этом сознательно соглашается на этот обман, потому что его чувства так сильны, что он предпочитает верить в иллюзию счастья. Это выражение готовности поэта поддаться самообману ради того, чтобы сохранить радость и вдохновение от любви.
3. «...И сердце вновь горит и любит — оттого, / Что не любить оно не может.»:
o Эти строки подчеркивают неизбежность любви для поэта. Его сердце всегда возвращается к любви, даже если она приносит боль или разочарование, потому что любить для него — это естественное состояние. Любовь для Пушкина — это не выбор, а неотъемлемая часть его внутренней природы.
Чувства поэта:
• Трепет и восхищение перед любимыми: Пушкин восхищается красотой и внутренним миром возлюбленных, их взглядом и жестами, которые остаются для него источником вдохновения.
• Ирония и самоирония: Поэт понимает, что его любовь часто оказывается иллюзией или самообманом, но он не раскаивается в этом. Он готов быть обманутым, чтобы сохранить это чувство.
• Неизбежность любви: Любовь для поэта — это постоянное состояние души. Она возникает снова и снова, несмотря на любые разочарования, потому что его сердце не способно не любить.
Таким образом, эти строки отражают глубину и сложность любовных переживаний Пушкина, его способность принимать радость и боль любви как часть своей жизни и творческой судьбы.
Творческое задание
1. Публичное выступление. Подготовьте доклад, эссе, очерк, рассуждение (на выбор) о жизни и творчестве поэта, например: «Мой Пушкин», «Судьба поэта», «Пушкин в Михайловском», «Пушкин в Болдине» и др.
Разумеется, для этого надо ознакомиться с книгами писателей и литературоведов о Пушкине. (Список рекомендуемых изданий см. в конце раздела.)
«Мой Пушкин»
Пушкин — это не просто поэт, чьи стихи мы учим в школе или чьи произведения исследуем в учебниках. Для каждого из нас Пушкин — это что-то личное, что-то особенное. Его лирика проникает в глубины человеческой души, и каждый находит в ней что-то своё — любовь, свободу, размышления о жизни, дружбе, истории и творчестве.
Для меня Пушкин — это, прежде всего, поэт, который умел видеть мир с разной точки зрения: с восхищением, грустью, иронией и глубоким философским пониманием. В его стихах жизнь предстаёт многогранной, наполненной мелкими радостями и большими страданиями, глубокими любовными переживаниями и величием национальной истории.
Когда читаешь Пушкина, его строки кажутся вечными и в то же время очень личными. Он умеет говорить с каждым читателем на его языке, будь то речь о возвышенной любви («Я вас любил: любовь ещё, быть может...»), философских размышлениях («Если жизнь тебя обманет…»), или вдохновляющей свободе («К Чаадаеву»).
Пушкин — это, безусловно, путеводитель по жизни, который помогает нам разобраться в наших собственных чувствах, страхах и надеждах. Его поэзия берёт за руку и ведёт через сложные вопросы, показывая, что, несмотря на трагичность судьбы, жизнь полна красоты и смысла.
________________________________________
«Судьба поэта»
Судьба поэта всегда была темой размышлений для Александра Сергеевича Пушкина. Он не просто видел себя как творца, он глубоко осознавал свою миссию в обществе, которое часто было несправедливым, жестоким и равнодушным к правде. Пушкин понимал, что поэт в его времена — это не только создатель стихов, но и глашатай свободы, защитник справедливости и пророк, как он сам пишет в стихотворении «Пророк».
Однако судьба поэта в России не была лёгкой. Окружённый цензурой, недоброжелательными придворными интригами и общественным непониманием, Пушкин столкнулся с трудностями, которые подрывали его веру в то, что слово поэта может быть услышано. Тем не менее, он продолжал творить, даже когда его талант был признан лишь немногими. В стихотворении «Поэту» Пушкин говорит о независимости поэта от общественного мнения: «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца».
Судьба поэта для Пушкина — это неотъемлемая борьба за творческую свободу, за право говорить правду, невзирая на внешние обстоятельства. Это высокое предназначение, которому поэт служит до конца своей жизни, несмотря на все трудности и противоречия.
________________________________________
«Пушкин в Михайловском»
Михайловское — это особое место в судьбе Пушкина. Здесь, в изгнании, он провёл несколько лет своей жизни, которые, несмотря на внешнюю изоляцию, стали для него временем творческого подъёма. В Михайловском Пушкин открыл новые горизонты для своей поэзии, осознал важность связи с русской культурой и народом, которые стали для него источником вдохновения.
Во время ссылки Пушкин был оторван от столичной суеты, но именно здесь, вдали от светской жизни, он создал множество великих произведений. Здесь родились такие шедевры, как «Борис Годунов», «Цыганы», были написаны главы «Евгения Онегина». В Михайловском поэт заново открыл для себя жизнь в её простоте и естественности. Природа, деревенский быт, связь с корнями народа — всё это наложило глубокий отпечаток на его творчество.
Михайловское стало для Пушкина местом перерождения. Здесь он понял, что истинное предназначение поэта не в столичных балах и славе, а в глубоком осмыслении жизни, природы, истории и души человека.
________________________________________
«Пушкин в Болдине»
Болдинская осень 1830 года — это один из самых плодотворных периодов в жизни Александра Пушкина. В течение нескольких месяцев, находясь в своём имении Болдино, поэт создал огромный объём произведений, который по праву считается вершиной его творчества.
Этот период знаменателен не только количеством, но и разнообразием жанров и тем, к которым Пушкин обращался. Здесь он завершил роман «Евгений Онегин», написал «Маленькие трагедии», множество стихотворений и «Повести Белкина». Болдинская осень стала настоящим творческим всплеском, когда Пушкин показал себя как выдающийся поэт, драматург и прозаик.
Несмотря на вынужденное пребывание в Болдино из-за эпидемии холеры, этот период стал временем самоуглубления и творческого сосредоточения. Пушкин словно обрел второе дыхание, погрузившись в свои литературные эксперименты и философские размышления о жизни, смерти, любви и судьбе.
Болдинская осень — это символ того, что творчество поэта не зависит от внешних обстоятельств. Даже в изоляции, вдали от столиц, Пушкин смог раскрыть весь свой потенциал и создать произведения, которые навсегда вошли в историю русской литературы.
2. Создайте эссе на тему «Мотив воспоминания в лирике А. С. Пушкина».
Мотив воспоминания в лирике А. С. Пушкина
Мотив воспоминания занимает особое место в лирике Александра Сергеевича Пушкина. Через этот мотив поэт не просто возвращается в прошлое, но переосмысливает прожитые годы, пережитые чувства, давая им новую жизнь в своих стихах. Для Пушкина воспоминания — это мост между прошлым и настоящим, позволяющий погружаться в глубины человеческой души и искать ответы на вечные вопросы.
Воспоминания о юности
Одной из ключевых тем воспоминаний Пушкина становится юность, особенно лицеистские годы, которые навсегда остались в его сердце как время дружбы, надежд и мечтаний. Стихотворение «19 октября» — яркий пример того, как Пушкин, вспоминая о своих друзьях-лицеистах, не только восхваляет их, но и размышляет о том, как изменились они и он сам под воздействием времени и обстоятельств. Эти воспоминания для поэта светлы и трогательны, но в них всегда присутствует нотка грусти, так как вернуть прошлое невозможно, и дружба, которая когда-то казалась вечной, со временем теряет ту былую близость.
Воспоминания о любви
Любовь для Пушкина — это не только настоящее чувство, но и пережитые мгновения, которые навсегда остаются в памяти. В стихотворении «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» поэт говорит о прошедшей любви с мягкой грустью и благодарностью. Воспоминание о любви для Пушкина — это не боль или сожаление, а радость того, что он смог испытать это чувство. Он принимает неизбежность перемен, но сохраняет светлое отношение к прошлому, подчеркивая, что любовь, даже неразделённая, всё равно оставила след в его душе.
Стихотворение «К***» (известное как «Я помню чудное мгновенье») — ещё один яркий пример того, как воспоминание о встрече с женщиной может возродить в душе поэта чувство. Здесь Пушкин создает образ любви, который оживает снова, когда перед его глазами появляется воспоминание о любимой женщине. Это мгновение возрождения чувств через память показывает силу и значимость прошедших моментов в жизни поэта.
Воспоминания о детстве и природе
Не менее важны для Пушкина и воспоминания о детстве и связи с природой. В стихотворении «Вновь я посетил...» поэт возвращается в родное имение, где провел значительную часть своей юности. Описывая знакомые пейзажи, старый дом и деревья, Пушкин погружается в свои воспоминания, но уже с позиции взрослого человека, осознающего неизбежные перемены, как в природе, так и в собственной жизни. Здесь воспоминания о детстве и молодости переплетаются с философскими размышлениями о времени и о том, как оно меняет всё вокруг.
Воспоминания как источник вдохновения
Для Пушкина воспоминания не являются простым бегством в прошлое. Это важный источник вдохновения и размышлений о настоящем. В его лирике прошлое и настоящее тесно связаны: прошлое питает его творчество, даёт ему новые силы и образы, которые поэт использует для осмысления текущей жизни. Даже если воспоминания окрашены грустью, они никогда не лишены глубокого смысла и значимости для поэта.
Так, в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» Пушкин размышляет о быстротечности жизни, сравнивая свои чувства в разные периоды жизни. Воспоминания о детстве, о дубе, который переживет его век, или о младенце, которому он уступает место, позволяют поэту глубже понять свою человеческую судьбу. Прошлое и настоящее для него сливаются в единый поток времени, и через этот поток Пушкин осознает своё место в мире.
Заключение
Мотив воспоминания в лирике Пушкина — это не просто погружение в прошлое, это попытка осмыслить жизнь, найти в ней ответы на самые важные вопросы. Воспоминания о юности, любви, детстве и природе наполняют его стихи особым светом и философской глубиной. Пушкин не отрицает того, что время уносит с собой прошлое, но он видит в этом не только утраты, но и источник вдохновения, который помогает ему продолжать творить и жить, оставаясь верным себе и своим чувствам.
В своих воспоминаниях Пушкин находит гармонию между прошедшим и настоящим, позволяя читателю погружаться в его мир и вместе с ним размышлять о смысле жизни, любви и времени.
3. Подготовьте сообщение о лирике А. С. Пушкина последних лет. Какие мотивы в ней возобладали? Назовите их и раскройте.
Лирика Александра Сергеевича Пушкина последних лет (1830–1837) представляет собой кульминацию его поэтического творчества. В этот период поэт глубже осмысливает своё место в жизни, роль поэзии и судьбу человека. Его стихи наполняются философскими размышлениями о времени, жизни и смерти, а также осознанием исторической миссии поэта. В поэзии Пушкина этого времени выделяются несколько ключевых мотивов.
1. Мотив времени и неизбежности перемен
Один из важнейших мотивов в поздней лирике Пушкина — это размышления о быстротечности времени и неизбежности перемен. В стихотворении «Вновь я посетил...» Пушкин возвращается к родным местам и осознаёт, что всё изменилось: и люди, и природа, и он сам. Время воспринимается как сила, которая изменяет всё вокруг, и человек не может этому сопротивляться. Прошлое воспринимается с ностальгией, но поэт понимает, что возвращение к нему невозможно. Это стихотворение отражает философский взгляд Пушкина на жизнь как на неизбежный процесс изменений.
2. Мотив поэта и его роли в обществе
Поздняя лирика Пушкина также отмечена осознанием своего места в литературе и общества. В стихотворениях «Пророк» и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Пушкин говорит о высокой миссии поэта, который должен быть независимым от мирской славы и общественного мнения. Поэт для Пушкина — это пророк, который говорит правду, пробуждает чувства и обращается к вечным ценностям, несмотря на внешние обстоятельства.
В «Пророке» Пушкин описывает процесс духовного преображения поэта, который, пройдя через страдания, обретает способность слышать и передавать голос истины. Это мотив высшей миссии поэта, который служит не людям, а высшей правде.
3. Мотив свободы и независимости
Свобода как одна из центральных тем раннего творчества Пушкина находит своё продолжение и в поздней лирике, но здесь она приобретает новый смысл. Если раньше Пушкин писал о свободе как о политической и личной независимости, то в последних стихах свобода становится более духовным и творческим состоянием. В стихотворении «Поэту» Пушкин говорит о том, что поэт должен оставаться свободным в своём творчестве, не зависеть от внешней оценки, даже если его не понимают или критикуют. Он должен быть верен самому себе и своей миссии.
4. Мотив смерти и бессмертия
В последние годы Пушкин всё чаще размышляет о смерти и её значении для человека. Однако в его лирике нет страха перед смертью, она воспринимается как естественная часть жизни. В стихотворении «Элегия» Пушкин пишет о том, что жизнь была полна страданий, но впереди ещё многое, и его цель — продолжать жить и творить.
В «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Пушкин рассуждает о бессмертии поэта через его творчество. Он убеждён, что его стихи переживут его физическую смерть, и народная память будет хранить его имя. Это стихотворение говорит о том, что настоящая слава и бессмертие поэта заключаются не в материальных достижениях, а в его поэзии, которая будет жить в веках.
5. Мотив любви и дружбы
Несмотря на философские и исторические размышления, Пушкин в последние годы не забывает о темах любви и дружбы. В стихотворении «Я вас любил» поэт обращается к прошедшему чувству с теплотой и благодарностью. Он принимает неизбежность изменений в отношениях и выражает искренние пожелания счастья той, кого любил.
Тема дружбы также остаётся важной для Пушкина. В посланиях друзьям, таких как «19 октября», он с ностальгией вспоминает лицейские годы и дорожит связью с людьми, которые разделяли с ним молодость и идеалы.
Заключение
Лирика Пушкина последних лет наполнена глубокими размышлениями о жизни, поэзии, времени и человеческой судьбе. Мотивы времени, свободы, миссии поэта и бессмертия его творчества выходят на первый план, отражая зрелость и философское осмысление жизни. В то же время Пушкин остаётся верен темам любви и дружбы, показывая, что даже в философских размышлениях он сохраняет человеческое тепло и эмоциональность.
4. Опираясь на примеры анализов стихотворений в учебнике, проанализируйте самостоятельно одно из стихотворений Пушкина, например «Когда за городом, задумчив, я брожу...». Почему поэт противопоставляет публичному кладбищу кладбище родовое? Какие чувства и мысли возникают у него при посещении этих мест? Какой тон и стиль господствуют в изображении публичного кладбища, и изменяется ли тональность и стилевая окрашенность при изображении кладбища родового?
Или, например, стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». Почему Пушкин предпочитает так называемые «объективные эпитеты»: «улиц шумных», «многолюдный храм», «юношей безумных»? О чём свидетельствуют такие эпитеты? Почему в стихотворениях о жизни и смерти, как правило, появляется образ дуба, придающий, казалось бы, мрачным темам и мотивам оптимистический, жизнеутверждающий смысл и мажорный финал?
Анализ стихотворения «Когда за городом, задумчив, я брожу...»
В стихотворении «Когда за городом, задумчив, я брожу...» Пушкин противопоставляет два кладбища — публичное и родовое, что выражает его размышления о жизни, смерти и памяти. Это противопоставление помогает поэту выразить разные отношения к смерти и к тому, как она воспринимается в обществе и в личной, семейной сфере.
Публичное кладбище
Публичное кладбище описывается с оттенком отчуждения и даже холодности. Оно символизирует смерть, которая не имеет личной связи с человеком, где покойники воспринимаются как безымянные, без особой памяти о них. Публичное кладбище для Пушкина — это место, где смерть становится массовым явлением, лишённым интимного и глубокого смысла, а память о тех, кто ушёл, затухает среди бесчисленных могил.
Тон и стиль при описании публичного кладбища подчёркнуто нейтральны и бесстрастны, создавая атмосферу безликости и отдалённости от жизни. Это кладбище не вызывает у поэта глубоких чувств, оно является символом отдалённой смерти, не связанной с личной историей.
Родовое кладбище
В противоположность публичному кладбищу, родовое кладбище воспринимается Пушкиным как место, которое сохраняет личную и семейную память. Здесь поэт чувствует связь с предками, ощущает корни своей семьи. Это место имеет особое значение, поскольку именно здесь сохраняется память о близких людях, и смерть здесь приобретает более интимный и глубокий смысл.
Тон и стиль при описании родового кладбища меняются: он становится более тёплым и проникновенным. Это место вызывает у поэта размышления о своём месте в истории семьи, о непрерывности жизни через поколения. Родовое кладбище воспринимается не как конец, а как связь между прошлым и будущим, между ушедшими и живущими.
Мысли и чувства поэта
Посещение кладбищ пробуждает у Пушкина мысли о неизбежности смерти, но также о важности памяти и связи с предками. Родовое кладбище заставляет его задуматься о своей семье, о своём наследии, о том, как он будет помниться после своей смерти. Это место вызывает у поэта более личные и трогательные чувства, чем публичное кладбище, где нет такой связи с прошлым.
Анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» Пушкин использует так называемые «объективные эпитеты» — «улиц шумных», «многолюдный храм», «юношей безумных». Эти эпитеты создают ощущение отчуждённости от мира вокруг. Пушкин как будто наблюдает за жизнью со стороны, с позиций философа, который видит жизнь в её повседневной суете, но не участвует в ней активно.
Объективные эпитеты
Эти эпитеты подчёркивают объективность и дистанцию, которую поэт держит по отношению к происходящему. Он осознаёт ритм жизни, её суету и движение, но ощущает себя отделённым от этого мира, погружённым в свои размышления. Пушкин наблюдает за «юношами безумными» и «улицами шумными», но сам не является частью этой суеты — он пребывает в состоянии созерцания и размышлений.
Такие эпитеты свидетельствуют о философском настрое поэта, который осознаёт суету мира, но не поддаётся ей. Это стремление к внутреннему покою и отстранённости, что придаёт стихотворению оттенок мудрого размышления о жизни и смерти.
Образ дуба
Образ дуба в стихотворении символизирует неизменность природы и вечность жизни. Дуб переживает поколения людей, он олицетворяет собой стойкость и долговечность. В стихотворениях о жизни и смерти дуб часто выступает как символ того, что, несмотря на скоротечность человеческой жизни, природа остаётся неизменной.
Этот образ придаёт стихотворению оптимистический оттенок, потому что он символизирует преемственность и непрерывность жизни. Человек может умереть, но дуб — как символ природы — остаётся, воплощая идею, что жизнь продолжается в других формах. Это делает мрачные темы более жизнеутверждающими, показывая, что смерть — лишь часть естественного цикла жизни.
Мажорный финал
Таким образом, дуб в стихотворении Пушкина символизирует жизненную стойкость и вечное продолжение жизни. Этот символ позволяет поэту завершить размышления на оптимистической ноте, подчеркивая, что, несмотря на неизбежность смерти, в жизни всегда остаётся что-то, что будет жить вечно.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением