Ответы на вопросы на стр.318-319 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 8 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Какова тема комедии «Ревизор»? Почему Хлестаков «самый трудный образ в пьесе»?Тема комедии «Ревизор»Комедия «Ревизор» Н. В. Гоголя...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 8 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Какова тема комедии «Ревизор»? Почему Хлестаков «самый трудный образ в пьесе»?
Тема комедии «Ревизор»
Комедия «Ревизор» Н. В. Гоголя посвящена обличению пороков российской бюрократии и общества. Главная тема — это разоблачение чиновничьего произвола, взяточничества, лицемерия и страха перед вышестоящей властью. Гоголь через сатиру показывает, как страх перед проверками заставляет людей проявлять их худшие черты, обнажая пороки системы управления и нравственную деградацию общества.
Почему Хлестаков — «самый трудный образ в пьесе»
Гоголь сам предупреждал, что Хлестаков — один из самых сложных персонажей для интерпретации. Причина в том, что Хлестаков, оказавшийся в центре обмана, не сам намеренно его создаёт. Он играет роль ревизора, не подозревая об этом и не пытаясь кого-либо обмануть. Его поведение естественно и искренне, хотя и основано на чистосердечной лжи и хвастовстве. Эта двойственность делает его характер уникальным: Хлестаков одновременно честен и лжив. Он выдумывает на ходу, но верит в свои собственные фантазии, и это порождает смешные и абсурдные ситуации.
Суть хлестаковщины — в поверхностности, легкомыслии и склонности к вымыслу, что делает этот образ по-настоящему уникальным в русской литературе.
2. В чём загадка характера Хлестакова? Ю. Манн считает, что «Хлестаков — первое из художественных открытий Гоголя...». Как вы понимаете это суждение? Подготовьте характеристику Хлестакова.
Загадка характера Хлестакова
Хлестаков — уникальный и многослойный персонаж, ключевой для понимания комедии Гоголя «Ревизор». Загадка его характера заключается в сочетании двух противоположных качеств: искренности и лжи. Он оказывается в центре большого обмана, но сам никого не обманывает намеренно. Его поведение строится на легкомысленности и импульсивности: Хлестаков придумывает невероятные истории, но делает это настолько искренне, что начинает верить в них сам. Он не имеет глубоких замыслов или коварных планов, а его «враньё» не проистекает из злого умысла, а из желания казаться лучше в глазах окружающих. Эта наивная правдивость и ложь одновременно делает его персонажем, который удивляет и сбивает с толку как других героев, так и зрителей.
Суждение Ю. Манна: «Хлестаков — первое из художественных открытий Гоголя»
Ю. Манн подчёркивает, что образ Хлестакова стал настоящим открытием в русской литературе. Это связано с тем, что Гоголь показал нового типа героя — пустого, легкомысленного человека, который, не осознавая своих действий, попадает в сложные и нелепые ситуации. Хлестаковщина, как тип социального явления, описывает склонность к преувеличению, хвастовству и поверхностности, что делает этот образ не только литературным, но и социальным символом. Это художественное открытие Гоголя пролило свет на определённые черты, присущие не только отдельным людям, но и обществу в целом, где такие пустые и поверхностные люди, как Хлестаков, могут временно занимать видные позиции.
Характеристика Хлестакова:
1. Легкомыслие и поверхностность: Хлестаков живёт одним моментом, не задумываясь о последствиях своих слов и действий. Он не имеет жизненных целей и стремлений, его основной интерес — казаться важным и значимым.
2. Импульсивность и отсутствие плана: Все его действия и реплики возникают спонтанно. Когда чиновники начинают проявлять к нему уважение, он не осознаёт, что его принимают за ревизора. Его поведение строится на реакции на происходящее, а не на продуманной стратегии.
3. Искренность в лжи: Хлестаков — один из редких персонажей, который лжёт с полной искренностью. Он начинает верить в свои выдумки, что делает его ложь ещё более правдоподобной в глазах окружающих.
4. Социальная пустота: Хлестаков олицетворяет тип людей, которые не имеют внутреннего содержания, но могут занять важные позиции в обществе благодаря случайностям и легкомыслию других.
Таким образом, Хлестаков — это образ, раскрывающий человеческую природу, где бездумность и поверхностность могут неожиданно оказаться в центре внимания и создать хаос вокруг.
3. Каков образ города в «Ревизоре»? Как строится пирамида этого города (гражданство, купечество, чиновники, городские помещики, городничий)? Как складывается такая же пирамида из женской половины персонажей? Как раскрываются персонажи этой пирамиды?
Образ города в «Ревизоре»
Город в «Ревизоре» Н. В. Гоголя представляет собой обобщённый образ российской провинции, наполненной коррупцией, беззаконием и моральным упадком. Это место, где царит страх перед внешним контролем (ревизором) и где власть принадлежит людям, погрязшим в пороках. Гоголь изображает город как типичное бюрократическое болото, где чиновники используют свои должности для личного обогащения, а остальные жители — гражданство и купечество — страдают от их произвола. Этот город лишён настоящей жизни и прогресса, он погружён в стагнацию и мелкие конфликты.
Пирамида города
1. Городничий: На вершине пирамиды находится городничий, который олицетворяет собой власть и является главным исполнителем системы взяточничества и произвола. Он держит город в страхе и руководит чиновниками, но при этом сам боится вышестоящих проверок. Городничий — центральная фигура власти, от его действий зависят остальные участники пирамиды.
2. Чиновники: Под городничим располагаются мелкие чиновники — судья, почтмейстер, попечитель богоугодных заведений и другие. Все они погрязли в коррупции, злоупотреблениях и лени. Их основной интерес заключается в сохранении своего положения и извлечении выгоды через взятки и обман.
3. Купечество и помещики: Купцы и помещики занимают следующий уровень пирамиды. Они не имеют прямой власти, но находятся в зависимости от чиновников, так как вынуждены давать взятки и искать покровительство. Купцы страдают от произвола чиновников, но сами не стремятся к честному ведению дел.
4. Гражданство: Горожане и простые жители находятся на самом низу социальной пирамиды. Они практически не влияют на происходящее и вынуждены терпеть произвол властей. Их голоса остаются неуслышанными, а интересы игнорируются.
Женская пирамида:
1. Анна Андреевна (жена городничего): На вершине женской пирамиды стоит Анна Андреевна, жена городничего. Она является важным элементом в структуре власти, обладая определённым влиянием на мужа. Анна Андреевна отличается тщеславием и стремится к тому, чтобы её семья казалась богатой и значимой.
2. Марья Антоновна (дочь городничего): Её роль более пассивна, но важна с точки зрения семейных амбиций. Её предполагаемый брак с Хлестаковым становится возможностью для родителей подняться в социальном статусе, и она является частью их планов.
3. Прочие женщины: Женщины, представленные в пьесе (жены и дочери других чиновников), занимают более скромные роли и отражают жизнь женского мира, зависящего от мужской власти и социальных амбиций своих мужей. Они живут в мире, где их роль ограничена семейными делами и общественными приличиями.
Как раскрываются персонажи
Персонажи раскрываются через их поведение в условиях надвигающейся угрозы — приезда ревизора. Чиновники начинают проявлять свои худшие черты: страх, жадность, лицемерие и готовность на любые ухищрения ради спасения своей позиции. Купцы и горожане стараются заручиться поддержкой тех, кто у власти. Женщины показывают свои амбиции через стремление к социальному продвижению или поддержание семьи. Вся структура города и его общества, таким образом, разваливается под влиянием ложных слухов, обнажая пороки каждого персонажа.
4. Какую роль играет в системе самодержавно-бюрократического управления страх? Как страх влияет на каждого из персонажей пьесы? Можно ли сказать, что Гоголь замкнул всех единым, общим чувством — страхом?
В «Ревизоре» Гоголь подчёркивает центральную роль страха в системе самодержавно-бюрократического управления. Страх перед властью, контролем и наказанием пронизывает всё поведение персонажей и является основным двигателем их действий. Этот страх особенно усиливается с известием о возможном приезде ревизора, превращаясь в паническую реакцию.
Роль страха в управлении
Самодержавно-бюрократическая система управления в России Гоголя основывается на вертикали власти, где вышестоящая власть держит нижестоящих чиновников в постоянном страхе перед наказанием. Это порождает порочную систему коррупции, лицемерия и страха, в которой каждый стремится защитить своё положение любыми средствами. Страх является основным инструментом контроля и подчинения: чиновники не уважают законы и свои обязанности, но боятся ревизоров, которые могут разоблачить их злоупотребления.
Как страх влияет на персонажей:
1. Городничий: Страх перед проверкой из столицы заставляет его панически пытаться скрыть свои злоупотребления и мобилизовать подчинённых. Он пытается подкупить Хлестакова и даже выдать за него свою дочь, чтобы избежать разоблачения.
2. Чиновники: Судья, попечитель, почтмейстер и другие чиновники также подвержены страху разоблачения. Их действия строятся на попытках подлизаться к Хлестакову, которого они принимают за ревизора, и на страхе перед потерей своих постов. Они демонстрируют коррумпированность и лицемерие, пытаясь завуалировать свои преступления.
3. Купцы и граждане: Страх перед властью заставляет их давать взятки и просить защиты у тех, кто имеет большее влияние. Их социальная зависимость от бюрократии порождает страх перед несправедливостью и произволом.
4. Анна Андреевна и Марья Антоновна: Страх потерять статус и влияние в обществе проявляется в их реакции на Хлестакова. Они пытаются обольстить его, полагая, что это даст им возможность улучшить своё социальное положение.
Общее чувство страха
Гоголь действительно замыкает всех персонажей единым чувством страха. Вне зависимости от их положения в социальной пирамиде, страх перед внешним контролем и наказанием объединяет их. Этот страх заставляет каждого из них проявлять свои худшие черты — лицемерие, ложь, подлость. Он становится универсальной чертой, связывающей как представителей власти, так и простых граждан, формируя атмосферу абсурда и деградации.
Таким образом, страх — это не только индивидуальная эмоция, но и системный фактор, который пронизывает весь город и отражает общие социальные и политические условия того времени.
5. Дискуссия. Сравним высказывания литературоведов: Г. Гуковский показал, что в «сцене вранья» Хлестаков говорит то, чего от него ждут; В. Ермилов — что испуг Хлестакова заставил его сыграть роль «ревизора». К какому мнению вы бы присоединились и почему?
Вопрос о мотивации Хлестакова в «сцене вранья» порождает разные мнения среди литературоведов. Рассмотрим два высказывания:
1. Г. Гуковский: Хлестаков говорит то, чего от него ждут. Эта точка зрения основывается на том, что Хлестаков воспринимает окружающую ситуацию интуитивно и подстраивается под ожидания других. Он чувствует, что от него ожидают величия, важности и некоего авторитета, и поэтому бессознательно начинает раздувать свою значимость. Его речь становится зеркалом ожиданий чиновников, и каждое преувеличение находит поддержку в их реакции. В этом контексте Хлестаков — своеобразный хамелеон, который говорит то, что ему выгодно в текущий момент, не осознавая последствий.
2. В. Ермилов: Испуг Хлестакова заставил его сыграть роль «ревизора». Ермилов акцентирует внимание на страхе Хлестакова перед возможными последствиями встречи с незнакомыми ему людьми и его инстинктивной реакцией на этот страх. Хлестаков, оказавшись в неожиданной для себя ситуации, испугался, но страх заставил его не раскрыться, а наоборот, сыграть навязанную ему роль. Таким образом, его враньё является формой защиты от пугающей неопределённости.
Какому мнению я бы присоединился?
Оба мнения отражают важные аспекты поведения Хлестакова, но мне ближе точка зрения Гуковского. Хлестаков инстинктивно чувствует ожидания окружающих и действует в соответствии с ними, не задумываясь о том, как его слова будут восприняты. Он не сознательно обманывает, а просто плывёт по течению ситуации, играя роль, которая была навязана ему через реакции и ожидания чиновников. Именно благодаря этому его ложь кажется настолько естественной и искренней, что все окружающие продолжают верить ему, подогревая фантазии Хлестакова своими восхищёнными откликами.
Однако нельзя отрицать, что страх, о котором говорит Ермилов, тоже играет важную роль. Он, скорее всего, усиливает реакцию Хлестакова на происходящее, заставляя его искать выход через пустые преувеличения и фантазии.
6. И. В. Гоголь огорчался, когда зрителям было лишь смешно во время просмотра спектакля. Почему?
Н. В. Гоголь огорчался, когда зрителям было лишь смешно при просмотре его комедии «Ревизор», потому что он задумывал пьесу не просто как сатирическое развлечение, а как глубокое социальное обличение. Его цель была не только рассмешить зрителя, но и заставить его задуматься о серьёзных проблемах общества — коррупции, лицемерии, моральном упадке. Гоголь хотел, чтобы смех зрителей был горьким, чтобы они увидели в персонажах пьесы свои собственные пороки.
Гоголь считал, что смех — это мощное средство для нравственного пробуждения, но он должен был не просто вызывать удовольствие, а подталкивать к самокритике. Когда зрители видели в спектакле лишь комедию, без осознания её обличительного смысла, это означало, что они не поняли истинной глубины произведения. Он даже добавил в финальную версию пьесы знаменитое восклицание городничего: «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!», чтобы подчеркнуть этот аспект.
Таким образом, Гоголь огорчался оттого, что его пьесу воспринимали как лёгкую комедию, тогда как для него она была социальным диагнозом, который должен был повлиять на общество.
7. Гоголь считал, что в комедии единственное честное, благородное лицо был «смех». Как вы это понимаете? О каком смехе — развлекательном или грозном — он размышлял? Что осмеивает это «честное, благородное лицо»?
Гоголь считал, что единственное честное и благородное лицо в его комедии — это смех. Это высказывание можно понять, как отражение его убеждения в том, что смех в «Ревизоре» — это не просто средство развлечения, а мощный инструмент для обличения пороков общества. В своей сатире Гоголь использует смех как своего рода моральное зеркало, в котором общество должно увидеть себя и свои недостатки.
О каком смехе идёт речь? Гоголь размышлял не о развлекательном смехе, а о грозном, обличительном смехе. Для него смех был способом показать людям их собственные пороки, такие как коррупция, лицемерие, глупость и алчность. Этот смех был предназначен не для того, чтобы вызвать лёгкое развлечение, а чтобы заставить людей ужаснуться собственному поведению и стремиться к исправлению. Смех в его понимании — это своего рода нравственное оружие, которое обнажает социальные проблемы.
Что осмеивает это «честное, благородное лицо»? Этот грозный смех направлен на осмеяние лицемерия и коррумпированности чиновников, их трусости и алчности, а также на обличение их безразличия к общественным интересам. Персонажи комедии являются типичными представителями самодержавно-бюрократической системы, погружёнными в свои низменные интересы. Через смех Гоголь показывает, как страх перед властью и обман в конечном итоге разрушают моральные и социальные устои общества.
Таким образом, для Гоголя смех был мощным и честным средством, которое позволяло вскрыть и обличить недостатки общества, выступая как инструмент морального и социального просвещения.
8. Публичное выступление. И. В. Гоголь в «Авторской исповеди» писал: «Я никогда ничего не создавал в воображении и не имел этого свойства. У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных мне известных. Угадывать человека я мог только тогда, когда мне представлялись самые мельчайшие подробности его внешности. Я никогда не писал портрета, в смысле простой копии. Я создавал портрет, но создавал его вследствие соображенья, а не воображенья. Чем более вещей принимал я в соображенье, тем у меня верней выходило созданье». Можете ли подтвердить слова писателя, опираясь на текст его произведений («Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба», «Ревизор»)?
Н. В. Гоголь в «Авторской исповеди» говорит о своём подходе к созданию образов: он не полагался на фантазию, а исходил из реальных деталей и точных наблюдений, создавая свои персонажи на основе мельчайших деталей их внешности и характера. Рассмотрим примеры из его произведений, которые подтверждают это.
1. «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»: В этой повести Гоголь описывает украинский быт и характеры людей с удивительной точностью и реализмом. Персонажи, такие как кузнец Вакула, представлены не как вымышленные герои, а как живые люди, взятые из реальной жизни. Гоголь мастерски передаёт мельчайшие подробности их внешнего вида, диалектов и повседневных забот, что создаёт эффект полного погружения в реальность украинской деревни.
2. «Тарас Бульба»: В повести «Тарас Бульба» Гоголь с особым вниманием к деталям описывает образы казаков. Образ самого Тараса основан на многочисленных исторических деталях, и Гоголь подчеркивает не только его физическую мощь и характер, но и мельчайшие особенности быта казачества: их одежду, привычки и традиции. Это создаёт портрет не только одного человека, но и целого народа, что подчёркивает реалистичность и историческую достоверность.
3. «Ревизор»: В комедии «Ревизор» Гоголь выводит на сцену типичных представителей российской провинции — городничего, чиновников, купцов. Каждый из них наделён реальными чертами, которые можно было наблюдать в обществе того времени. Гоголь изобразил их настолько точно и правдоподобно, что их пороки и страхи стали узнаваемы для зрителей. Он использует мельчайшие детали, чтобы подчеркнуть обыденность и правдивость своих героев — их манеры, язык, одежду и поведение.
Таким образом, Гоголь действительно создавал свои произведения на основе «соображений», а не чистого воображения. Его способность детально передавать реальность через маленькие, но важные детали делала его образы настолько живыми и узнаваемыми для читателей.
9. Черты художественного историзма Гоголя не оставались неизменными. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» историзм был тесно связан с фольклором, с народной фантастикой. В дальнейшем Гоголь всё больше погружался «в сор и дрязг» современной жизни. Он прямо вписывал своих героев в быт, который изображал детально и подробно. Этими свойствами отличается и комедия «Ревизор».
По мысли Гоголя, в русском обществе исчезла совесть. Души людей утратили её. Наша совесть есть данный нам Богом ревизор души, не тот ложный, которым предстаёт Хлестаков, а настоящий, который как символ появляется в финале комедии. Он невидим, но непременно присущ всем. И когда он обнаруживается, то наступает душевный крах для бесчестных, пошлых и бездушных людей. Смех над ними соединяется с горечью, с убийственной иронией. В таком состоянии оказывается городничий. Подтвердите эти размышления примерами из текста комедии «Ревизор».
Гоголь в своей комедии «Ревизор» действительно погружает своих героев в быт российской провинции и подчёркивает, как совесть исчезла из их жизни. Основная мысль, которая пронизывает пьесу, — это отсутствие нравственного контроля в обществе, где каждый действует ради своих корыстных целей. Хлестаков — это ложный ревизор, временное явление, которое на короткое время приносит страх и замешательство. Но настоящий ревизор, по Гоголю, — это совесть, данный Богом внутренний контроль, который в финале комедии оказывается утраченной у героев.
Примеры из текста:
1. Финальная сцена — немая сцена: В конце пьесы, когда приезжает настоящий ревизор, герои замирают в немой сцене. Это кульминация внутреннего кризиса, момент, когда совесть должна была бы проявиться, но городничий и другие чиновники оказываются полностью разрушены страхом. Эта немая сцена символизирует то, что Гоголь называет «душевным крахом» — когда герои понимают, что их ложь и обман разоблачены. Но этот крах не ведёт к моральному прозрению, а только к ещё большему страху. Совесть, как внутренний ревизор, остаётся невидимой, но присутствующей, обнажая духовное ничтожество этих людей.
2. Образ городничего: Городничий — центральная фигура пьесы, и его реакция на прибытие ложного ревизора особенно показательная. Он в панике, когда понимает, что его город могут разоблачить. Он пытается скрыть свои поступки, заискивая перед Хлестаковым. В его словах в финале, когда он кричит: «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!», мы видим осознание того, что он сам является жертвой своего обмана, но это осознание не приносит ему покоя. Это попытка снять с себя ответственность, перенести её на общество.
3. Ложь и обман в поведении чиновников: Взятки и корысть пронизывают всю их деятельность. Эти персонажи не замечают, что их внутренний моральный «ревизор» — совесть — давно исчез. Хлестаков, как символ ложного внешнего контроля, лишь усиливает их страдания. Когда они пытаются угодить ему, это иллюстрирует их внутреннюю пустоту и беспринципность.
Таким образом, смех в «Ревизоре» действительно соединён с горечью и иронией. Он обличает внутреннюю пустоту персонажей, лишённых совести, показывая, что истинный ревизор — это не Хлестаков, а совесть, которая остаётся незримым, но всё время присутствующим судьёй.
10. Какова сценическая история комедии И. В. Гоголя «Ревизор»? Как была принята она общественностью и критикой?
Сценическая история комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Комедия «Ревизор» была написана в 1835 году по предложению А. С. Пушкина, который рассказал Гоголю о реальном случае с чиновником, ошибочно принятым за ревизора. Премьера пьесы состоялась 19 апреля 1836 года в Александринском театре в Петербурге. Спектакль сразу привлёк внимание, так как обнажил многие социальные проблемы российской действительности.
Пьеса вызвала смешанные реакции у зрителей. На первом представлении в зале раздавался смех, но уже к середине спектакля зрители поняли, что комедия имеет не просто развлекательный характер, а затрагивает глубокие социальные вопросы. Финальная немая сцена, где герои замирают в шоке от прибытия настоящего ревизора, вызвала недоумение и даже раздражение у многих. Император Николай I, который присутствовал на премьере, отметил: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне — более всех!», что указывает на то, что он увидел в пьесе намёк на недостатки государственной системы.
Реакция общественности и критики:
1. Реакционная критика: Многие представители консервативного общества и критики резко осудили «Ревизора». Газеты и журналы называли пьесу «грязным фарсом», утверждая, что она преувеличивает и искажает реальность. В высших кругах российской бюрократии были те, кто считал, что Гоголь намеренно высмеивает власть. Например, граф Толстой даже предлагал отправить Гоголя в Сибирь за создание столь смелой сатиры.
2. Демократическая общественность: В то же время демократически настроенная интеллигенция и либеральная часть общества восприняли пьесу с восторгом. Многие увидели в «Ревизоре» точное изображение пороков чиновников и бюрократии. Виссарион Белинский, известный критик того времени, приветствовал комедию как произведение, которое разоблачает моральную деградацию русского общества и открывает новую страницу в русской драматургии, посвящённую социальной тематике.
3. Развитие комедии: После премьеры Гоголь продолжал работать над пьесой, и в окончательной версии 1842 года он внёс изменения, добавив знаменитый эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» и изменив немую сцену, усилив её драматическое и сатирическое значение. Пьеса постепенно завоевала признание как одна из важнейших в русской литературе.
Таким образом, «Ревизор» с самого начала вызвал бурную общественную реакцию, став символом социальной сатиры и осмысления пороков самодержавно-бюрократической системы России.
11. В чём новизна комедии? Как говорит сам автор о замысле своего произведения? Что относил В. И. Немирович-Данченко к «тайнам сценического обаяния Гоголя»?
Новизна комедии «Ревизор» заключается в том, что она стала первым в русской литературе произведением, которое сочетало острую социальную сатиру и реалистическое изображение действительности. Гоголь вывел на сцену типичных представителей провинциальной бюрократии, которые были одновременно комичными и трагичными в своей беспринципности и мелочности. Новаторство пьесы проявилось в том, что персонажи «Ревизора» действовали не по шаблонным схемам комедии, а в соответствии с реалистическими характерами, что делало их более жизненными и узнаваемыми.
Замысел произведения
Гоголь в своих письмах говорил о том, что цель его комедии — обличение пороков русского общества, особенно коррумпированной бюрократии. Он хотел показать, как люди, лишённые совести и чести, живут в страхе перед внешним контролем, но при этом не испытывают никакого внутреннего морального стыда. Гоголь называл театр «кафедрой, с которой читается разом целой толпе живой урок», подчеркивая, что через смех он стремится к нравственному воспитанию зрителей.
Тайны сценического обаяния Гоголя (по В. И. Немировичу-Данченко):
В своей речи к столетию со дня рождения Гоголя в 1909 году В. И. Немирович-Данченко отметил, что одно из главных качеств «Ревизора» — это его сценическое обаяние, которое заключено в уникальности драматургической структуры. Он отмечал, что пьеса начинается с необычайно смелой завязки — одной фразы («К нам едет ревизор»), которая сразу задаёт ритм всему действию. Финал также необычен — немая сцена, которая завершает действие без слов, но говорит обо всём через жесты и выражения лиц персонажей.
Немирович-Данченко подчеркивал, что одна из тайн сценического обаяния Гоголя заключается в том, что действие в «Ревизоре» исходит не столько из внешних событий, сколько из внутренних качеств персонажей. Хлестаков, по его мнению, был одним из самых сложных для исполнения образов, потому что в нём органично сочетаются наивность, легкомыслие и бессознательное желание соответствовать ожиданиям окружающих.
12. Известно, что Николай I после первого представления пьесы сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне — более всех!» А Гоголь воскликнул: «Все против меня!» Чем объяснить возмущение пьесой всех сословий?
Возмущение пьесой «Ревизор» со стороны всех сословий можно объяснить тем, что Гоголь вывел на сцену острую сатиру, которая вскрыла пороки всех общественных слоёв российского общества. Пьеса, на первый взгляд комическая, на самом деле оказалась грозной и обличающей для каждого, кто был связан с системой власти и общественной моралью.
1. Император Николай I: Его фраза «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне — более всех!» подчёркивает, что он увидел в «Ревизоре» критику всей системы самодержавия. Хотя Гоголь и не критиковал лично императора, пьеса вскрыла недостатки бюрократической системы, возглавляемой государем. Власть, которой управляли страх и коррупция, была показана в столь комичном и обличительном свете, что Николай I почувствовал удар по своему статусу и репутации.
2. Чиновничество: Образ города и его чиновников в «Ревизоре» — это гротескное, но весьма правдивое изображение провинциальных бюрократов. Гоголь показал их взяточничество, невежество, мелочность и страх перед вышестоящими властями. Для них пьеса стала личным разоблачением, поэтому она вызвала возмущение и даже враждебность среди чиновничества. Они не были готовы смеяться над собой и признать свои пороки.
3. Другие сословия: Не только чиновники, но и представители других сословий (купцы, помещики) были высмеяны за лицемерие и страх перед внешним контролем. Купцы в пьесе показаны как люди, готовые на взятки и обман ради защиты своих интересов, что сделало их также мишенью для сатиры. В этой универсальности обличения заключалась сила пьесы: каждый мог узнать себя в её героях.
4. Интеллигенция и демократическая общественность: Многие, даже разделявшие взгляды Гоголя, испытывали недоумение из-за формы его сатиры. Смех в «Ревизоре» был не просто лёгким и забавным, но горьким и ироничным, что порождало в обществе ощущение дискомфорта. Гоголь, по сути, не оставлял никого вне своей критики, и это делало его произведение столь мощным, но и вызывающим раздражение у многих слоёв общества.
Гоголь воскликнул «Все против меня!» потому, что его пьеса коснулась каждого, кто был замешан в несправедливости или лицемерии. Она не предлагала лёгких решений или утешительных выводов, но вскрывала социальные язвы, что вызывало у многих сильное неприятие.
13. В чём особенности сюжета комедии? Какие стороны интриги опущены или отодвинуты на второй план?
Особенности сюжета комедии «Ревизор»
Главной особенностью сюжета «Ревизора» является его простота и одновременно многослойность. Завязка комедии начинается с одной фразы городничего: «К нам едет ревизор», которая сразу запускает цепочку событий. Сюжет строится на комической ошибке: провинциальные чиновники принимают за ревизора легкомысленного Хлестакова, который сам не понимает, что происходит, и не имеет намерений их обманывать. Это недоразумение приводит к развитию интриги, в которой все персонажи проявляют свои худшие черты — страх, лицемерие, взяточничество.
Особенности интриги и её упрощение:
1. Отсутствие любовной интриги на переднем плане: В отличие от многих других классических комедий, любовная интрига в «Ревизоре» сведена к минимуму. Есть сцены, где городничий предлагает Хлестакову жениться на его дочери Марье Антоновне, но это скорее результат его попытки сохранить своё положение, нежели центральная любовная линия. Этот аспект интриги отодвинут на задний план, уступив место социальной сатире и обличению пороков чиновников.
2. Отсутствие активного противодействия: В «Ревизоре» отсутствует классический конфликт между героями, активно противодействующими друг другу. Никто не борется с Хлестаковым как с мнимым ревизором — наоборот, все чиновники пытаются угодить ему. Это тоже одна из особенностей интриги: все действия разворачиваются вокруг недоразумения и паники, а не борьбы.
3. Интрига основана на страхе и заблуждении: Центральная интрига построена на страхе чиновников перед ревизором и их стремлении скрыть свои проступки. Но вместо истинного конфликта с персонажем, который бы разоблачил их, они сталкиваются с нелепой ситуацией. Этот страх и недоразумение заменяют традиционные элементы интриги, как, например, активное противодействие героям или явные препятствия на пути их целей.
Таким образом, интрига в «Ревизоре» сводится к паническому заблуждению и не имеет привычного драматического конфликта. Гоголь фокусируется на социальной сатире, а не на классической любовной или политической интриге.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением