Ответы на вопросы на стр.300-301 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Проверьте себя1. Как через колдовское кружение метели создаётся ощущение неразумности происходящего и смятение души? Назовите картины, которые создают это кружение.В...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Проверьте себя
1. Как через колдовское кружение метели создаётся ощущение неразумности происходящего и смятение души? Назовите картины, которые создают это кружение.
В стихотворении «Бесы» Пушкин создает ощущение неразумности происходящего и смятения души через образы хаотичного и пугающего природного явления — метели, которая символизирует потусторонние силы, влияющие на сознание и чувства героя. Колдовское кружение метели передает состояние беспомощности и потери ориентиров, как в реальном мире, так и на уровне душевных переживаний.
Картины, создающие кружение:
1. «Мчатся тучи, вьются тучи»
o Здесь Пушкин описывает, как тучи носятся по небу, и это движение усиливает чувство хаоса и непредсказуемости. Тучи не просто движутся, они «вьются», создавая образ круговорота, который усиливает ощущение смятения и беспорядка.
2. «Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна»
o Снег «летучий» — это быстрые, беспорядочные хлопья, летающие в воздухе. «Мутное небо» и «мутная ночь» указывают на состояние неясности, туманности, не только в природе, но и в сознании. Это создает атмосферу, в которой невозможно понять, где находится герой, и что его окружает.
3. «В поле бес нас водит, видно, да кружит по сторонам»
o Бесы, которые будто бы кружат путников по полю, символизируют неразумные силы, которые захватывают контроль над человеком. Герой осознает, что он сбит с пути, и винит в этом мистических существ. Это кружение бесов усиливает чувство замкнутого круга, в который попал герой.
4. «Мчатся бесы рой за роем»
o Бесы мчатся в огромных количествах, рой за роем, и это бесконечное движение усиливает ощущение хаоса. Их кружение и в беспредельной вышине, и в поле символизирует хаотичность жизни и внутренний беспорядок, который проникает в душу героя.
5. «Закружились бесы разны, будто листья в ноябре»
o Сравнение бесов с листьями, кружащимися в ноябре, добавляет образам стихотворения легкость и хаотичность. Листья, уносимые ветром, бесконтрольно кружатся, как и бесы, представляя собой символ неразумной, беспорядочной силы, управляющей миром вокруг героя.
6. «Визгом жалобным и воем надрывая сердце мне»
o В конце стихотворения появляется образ визга и воя бесов, который усиливает психологическое напряжение и смятение души героя. Эти звуки как будто рвут сердце, указывая на душевные муки, которые вызывает этот хаос. Герой не может контролировать свои чувства, как и не может контролировать происходящее вокруг.
Ощущение неразумности происходящего и смятение души
Все эти картины — кружение туч, снега, бесов, отсутствие четких ориентиров в пространстве и природе — создают ощущение потерянности и абсурда. Герой физически сбит с пути, он не знает, где находится, не видит дороги и погружен в круговорот природных и потусторонних сил. Это кружение отражает и внутреннее состояние героя — смятение души, страх перед неизвестностью и бессилие перед хаосом, который его окружает.
2. Повторение слов, звуков усиливает ощущение смятения души. Какие же слова, звуки повторяются в стихотворении?
В стихотворении «Бесы» Александр Пушкин активно использует повторы слов и звуков, чтобы усилить ощущение смятения, хаоса и беспокойства. Эти повторы создают ритм, похожий на цикличность и кружение, отражая хаотическое состояние природы и души героя.
Повторы слов:
1. «Мчатся тучи, вьются тучи»
o Повторение слова «тучи» на первых строках стихотворения создает образ непрерывного и хаотичного движения в небе. Слово «мчатся» указывает на скорость и хаос, а «вьются» усиливает это ощущение, представляя беспорядочное кружение.
2. «Мутно небо, ночь мутна»
o Здесь повторяется корень слова «мут», что подчеркивает неясность и запутанность. Этот повтор создает образ полного отсутствия ясности — и во внешнем мире (небо, ночь), и во внутреннем мире героя (состояние смятения).
3. «Еду, еду в чистом поле»
o Повторение слова «еду» подчеркивает постоянное, но бессмысленное движение. Оно помогает передать ощущение замкнутого круга, в котором находится герой: он движется, но не знает, куда, и не видит конца пути.
4. «Вьюга злится, вьюга плачет»
o Повторение слова «вьюга» акцентирует внимание на бушующей стихии, которая не просто препятствует движению героя, но кажется живым существом с собственными эмоциями — злостью и плачем. Это усиливает образ враждебной природы, которая активно вмешивается в судьбу человека.
5. «Мчатся тучи, вьются тучи» (повтор во второй половине стихотворения)
o Этот повтор не только усиливает эффект хаотичности, но и придает цикличность повествованию. Герой как будто возвращается к тому же состоянию, в котором был в начале, что подчеркивает его замешательство и ощущение бесконечного кружения.
6. «Колокольчик дин-дин-дин»
o Повтор звука «дин-дин-дин» создаёт монотонный ритм, который сопровождает путь героя. Этот звук становится частью окружающего хаоса, не давая покоя ни коням, ни герою. Постоянное звенение колокольчика ассоциируется с нервозностью и беспокойством.
7. «Мчатся бесы рой за роем»
o Повтор слова «рой» и его форма «рой за роем» подчеркивает массовость и бесконечность этих потусторонних существ, которые хаотично кружатся, создавая образ непрерывного и неразумного движения.
8. «Надрывая сердце мне»
o Хотя это словосочетание не повторяется дословно, аналогичные по звучанию и смыслу выражения, передающие душевные страдания, встречаются в стихотворении в различных формах, например, через образы визга и воя бесов, что усиливает смятение.
Повторы звуков:
1. Звук «ч»
o «Мчатся тучи», «вьются тучи», «чистом поле», «снова понеслися». Звук «ч» повторяется во многих словах стихотворения, создавая ощущение резкого, неприятного движения и шума. Он подчеркивает тревожность и беспокойство.
2. Звук «м»
o «Мчатся», «мутно», «мне», «мчатся бесы рой за роем». Этот мягкий звук часто сопровождает описание тумана и движущихся облаков, создавая ощущение скрытности и мутности происходящего, как будто все завуалировано или запутано.
3. Звук «с»
o «Снег летучий», «вьюга», «кружиться», «бесы». Звук «с» напоминает шипение ветра и усиливает образ вьюги, бушующей вокруг. Он создает звуковой фон, который ассоциируется с холодом, скольжением, завихрениями.
Заключение:
Пушкин использует повторы слов и звуков для создания ощущения замкнутого круга и бесконечного хаоса. Эти повторы подчеркивают, что герой находится в состоянии смятения и не может найти выход из ситуации — его окружает непрерывное движение, кружение, и он теряет контроль как над внешней стихией, так и над своим внутренним состоянием.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
А. С. Пушкин. «Бесы»
1. Какими интонациями актёр насыщает своё чтение, чтобы передать особенности стихотворения «Бесы»? Как звучит в чтении описание дороги, пейзажа, вьюги? Как передаются взволнованные слова ямщика? Помогает ли музыка усилить тревогу?
Актер читает скоро, взволнованно, что подчеркивает хаотичность и напряжение стихотворения. Интонации меняются в зависимости от описания: дорога, пейзаж и вьюга звучат устрашающе, вызывая ощущение потери ориентации и беспомощности. Актер то повышает, то понижает голос, чтобы передать напряженность и непредсказуемость происходящего, создавая эффект того, что герои попадают под власть природных и потусторонних сил.
Когда речь идет о взволнованных словах ямщика, актер передает их с тревогой и беспокойством. Ямщик говорит быстро, со страхом, что отражает его состояние смятения и чувство опасности, усиливающееся из-за вьюги и неизвестности.
Повторы, такие как «мчатся тучи, вьются тучи» или «дин-дин-дин», выделяются голосом, что помогает создать эффект закольцованности и бесконечного движения, словно герой застрял в замкнутом круге.
Музыка играет важную роль, усиливая тревогу. Она создает фон, который подчеркивает настроение стихотворения, добавляя звуковую глубину ощущению смятения. Она может сопровождать моменты усиления голоса актера, создавая обостренное чувство тревоги и неразумности происходящего.
2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть, интонационно выделив таинственность, завораживающую, пугающую силу вьюги.
Для выразительного чтения стихотворения «Бесы» с акцентом на таинственность и завораживающую, пугающую силу вьюги, важно соблюдать несколько ключевых моментов:
1. Начало стихотворения — «Мчатся тучи, вьются тучи»
• Чтение должно быть спокойным, но с напряжением. Интонация мягкая, с нарастанием напряжения к концу фразы. Пауза перед каждым новым предложением для создания эффекта неясности и загадочности.
• Совет: Начните тихо, как будто только погружаетесь в бурю, затем постепенно увеличивайте темп, но не теряйте ритмичность.
2. Описание дороги и пейзажа — «Еду, еду в чистом поле»
• Интонация тревожная, но пока сдержанная. Чувствуется опасение, но оно еще не перешло в страх. Выделите слова «страшно, страшно», сказав их с легким замиранием, как будто осматриваетесь в поиске опасности.
• Совет: В моменте «Колокольчик дин-дин-дин» можно слегка замедлить темп, чтобы передать однообразие и монотонность звона, усиливающую атмосферу неизвестности.
3. Слова ямщика — «Эй, пошел, ямщик!..»
• Здесь голос должен стать более резким, тревожным. Ямщик говорит взволнованно, торопливо, с легкой паникой. Важно передать ощущение беспомощности, словно он не контролирует происходящее.
• Совет: Используйте нервные паузы, добавляйте напряжение в голосе на словах «нет мочи», «что делать нам».
4. Описание вьюги — «Вьюга злится, вьюга плачет»
• Этот момент должен звучать с мрачной интонацией, возможно, с легким замедлением темпа для передачи тяжести и неразумной силы вьюги.
• Совет: Сделайте голос ниже, чуть громче и мощнее на слове «злится», затем ослабьте на «плачет», чтобы передать изменчивость природы.
5. Кульминация — «Мчатся бесы рой за роем»
• Здесь темп ускоряется, голос становится более настойчивым, с тревожными нотками. Образ бесов, которые кружатся вокруг, должен звучать как хаотичный, пугающий рой. Голос можно сделать прерывистым, чтобы передать ощущение нарастающего страха.
• Совет: Постарайтесь выделить ключевые слова «бесконечны», «безобразны», читая их с выразительной силой, будто эти образы охватывают всё пространство.
6. Завершение — «Визгом жалобным и воем»
• Концовка должна звучать как апогей тревоги. Интонация громкая, голос почти разрывается на «визгом» и «воем», создавая атмосферу полного смятения и надрыва души.
• Совет: Постепенно увеличивайте громкость, дойдя до пика в последних строках, и оставьте финал на слегка ослабляющем темпе, как будто звуки исчезают вдалеке, оставляя только тревогу.
Общие советы:
• Интонационные паузы: Используйте их в моменты, когда нужно усилить напряжение. Например, после описаний вьюги или в паузах между словами ямщика.
• Темп: Играйте с темпом — чередуйте медленное, почти замедленное чтение (в моменты, когда описывается состояние или природа) с быстрыми, тревожными интонациями, когда речь идет о действиях или страхе героев.
Это поможет создать таинственную и пугающую атмосферу стихотворения, передавая завораживающую силу вьюги и хаос бесовского кружения.
Размышляем о прочитанном
1. Расскажите о лирике А. С. Пушкина 1830 года: какие темы и мотивы волнуют поэта? Какие жанры в ней встречаются и каким содержанием они наполнены? Какие жанровые признаки можно обнаружить в стихотворении «Бесы»?
Лирика А. С. Пушкина 1830 года
1830 год стал одним из самых продуктивных в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Это был период Болдинской осени, когда поэт, находясь в Болдино, создал большое количество стихотворений, поэм, повестей и драматических произведений. В его лирике этого времени отразились разнообразные темы и мотивы, характерные для зрелого Пушкина.
Основные темы и мотивы:
1. Философские размышления о жизни и смерти
o В стихах 1830 года Пушкин часто обращается к теме быстротечности времени, судьбы и неотвратимости смерти. Поэт размышляет о смысле жизни, о месте человека в мире и об отношениях с вечностью. Примеры: «Элегия», «Подражание Корану».
2. Природа как отражение внутреннего состояния человека
o Природа у Пушкина становится не просто фоном, но и важным элементом эмоционального состояния человека. Например, стихотворения «Осень», «Зимняя дорога» и «Бесы» передают разное настроение через описание природы — от спокойствия до хаоса.
3. Любовь и интимные переживания
o Лирика Пушкина наполнена тонкими и глубокими размышлениями о любви. Поэт часто обращается к теме светлой и грустной любви, которая остается в сердце, несмотря на уход возлюбленной. Пример: «Я вас любил…».
4. Тема свободы и внутренней независимости
o В ряде стихотворений Пушкин поднимает вопросы внутренней свободы и независимости от общественных рамок и ограничений. Свобода выражается как личная и творческая независимость. Пример: «Поэту».
Жанры, встречающиеся в лирике 1830 года:
1. Элегия
o Этот жанр выражает личные, печальные размышления о жизни, судьбе, любви и смерти. В элегии Пушкин передает свои чувства и переживания, часто соединяя их с философскими мотивами. Пример: «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»).
2. Послание
o Пушкин активно использует форму поэтического обращения к близким или воображаемым собеседникам. Это может быть философское размышление или личное признание. Пример: «Поэту».
3. Стихотворение-размышление
o В таких произведениях Пушкин передает философские размышления о смысле жизни, времени и судьбе. Пример: «Пророк», «Подражание Корану».
4. Баллада
o Пушкин обращается к жанру баллады для создания мистической или фольклорной атмосферы. Пример: «Бесы».
Жанровые признаки стихотворения «Бесы»:
«Бесы» можно отнести к жанру баллады, которая сочетает в себе элементы фольклора, мифологии и мистики. Баллада традиционно повествует о страшных или сверхъестественных явлениях, а также часто использует напряженную атмосферу и динамику сюжета.
Жанровые признаки баллады в «Бесах»:
1. Мистический сюжет
o Основой стихотворения является история о том, как герои сбиваются с пути в метели, а природа приобретает демонический, мистический характер. Здесь бесы представляют собой не просто персонажей фольклора, но и символы хаоса, непредсказуемости и внутреннего смятения.
2. Символизм и аллегоричность
o Бесы в стихотворении выступают как аллегория. Они олицетворяют страхи, неясность и хаотичность жизни, в которой человек не может найти надежного пути. Это также выражает смятение души, потерю ориентиров в мире.
3. Динамика и напряжение
o Стихотворение полно движения: «мчатся тучи», «вьются тучи», «вьюга злится». Этот постоянный ритм создает напряжение и ощущение неуверенности. События развиваются быстро, а герой испытывает тревогу и страх.
4. Повторы и ритм
o Повторяющиеся образы и звуки (тучи, вьюга, колокольчик) создают ритм, который напоминает завораживающий танец бесов. Это характерный прием баллад, где ритмичность помогает передать напряжение и создаёт эффект кружения и хаоса.
Таким образом, в стихотворении «Бесы» Пушкин использует жанр баллады для создания атмосферы мистики и тревоги. Через описание природы и метели поэт передает внутренние переживания героя, отражая его страх и смятение перед хаосом, который не только окружает его снаружи, но и царит в его душе.
2. В некоторых стихотворениях А. С. Пушкина, например в сонете «Мадонна», на первый план выходят автобиографические мотивы. Какими событиями это обусловлено? В чём своеобразие этого сонета?
Автобиографические мотивы в ряде стихотворений Пушкина, в том числе в сонете «Мадонна», связаны с важными личными событиями в жизни поэта, особенно с его отношениями и браком с Натальей Николаевной Гончаровой.
Обусловленность автобиографическими мотивами:
1. Помолвка и брак с Натальей Гончаровой (1830 г.)
o Стихотворение «Мадонна» было написано в 1830 году, в период, когда Пушкин готовился к свадьбе с Натальей Гончаровой. Этот период был насыщен личными переживаниями, связанными с будущей семейной жизнью и поиском гармонии. Пушкин восхищался красотой и чистотой своей возлюбленной, что нашло отражение в стихотворении «Мадонна».
2. Идеализация образа супруги
o Для Пушкина брак был не просто личным событием, но и важным этапом в жизни, в котором он искал идеал гармонии, чистоты и красоты. В «Мадонне» он создает образ своей жены, идеализируя ее и сравнивая с божественной фигурой Девы Марии (Мадонны). Этот образ Натальи как воплощения чистоты и духовности отражает его личное восхищение ею.
3. Переосмысление роли женщины и семьи
o Через автобиографические мотивы Пушкин переосмысляет роль женщины в его жизни как нечто большее, чем просто земную любовь. Он рассматривает Наталью как символ чистоты, идеала женственности, которая становится его духовной поддержкой и вдохновением.
Своеобразие сонета «Мадонна»:
1. Необычная структура
o Хотя «Мадонна» называется сонетом, она несколько отличается от традиционной сонетной формы. Структурно стихотворение состоит из двух катренов и одного терцета, вместо двух терцетов. Такое отклонение от классической формы может быть связано с желанием Пушкина выразить не столько форму, сколько внутреннее содержание и эмоции.
2. Сакральная тема и образность
o В стихотворении Пушкин использует образ Мадонны, который традиционно ассоциируется с Девой Марией, символом чистоты, материнства и духовного совершенства. Однако Пушкин не изображает религиозный сюжет в прямом смысле, а переносит этот идеальный образ на свою жену. Это делает его сонет уникальным, сочетая личное и сакральное.
3. Автобиографический подтекст
o В стихотворении автор напрямую обращается к образу своей возлюбленной, называя ее Мадонной. В последних строках говорится: «Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, / Чистейшей прелести чистейший образец», что подчеркивает личный характер стихотворения. Пушкин видит в своей супруге воплощение идеальной женщины, которая гармонично объединяет красоту, чистоту и духовность.
4. Слияние земного и божественного
o Особенностью этого сонета является слияние земного (образ Натальи Гончаровой) и божественного (образ Мадонны). Пушкин подчеркивает духовную значимость своей возлюбленной, возвышая ее до идеала, при этом сохраняя личную, земную привязанность. В этом проявляется его стремление к гармонии между человеческим и небесным началом.
5. Интимная тональность
o В отличие от многих других сонетов, где героем является поэт или философ, в «Мадонне» Пушкин говорит о себе как о человеке, любящем и восхищающемся. В стихотворении чувствуется его глубокое уважение и трепет перед образом жены, что придает произведению нежную и интимную тональность.
Заключение:
Автобиографические мотивы в сонете «Мадонна» обусловлены важными событиями в жизни Пушкина, прежде всего его помолвкой и браком с Натальей Гончаровой. Через этот сонет поэт выражает свои личные чувства к жене, создавая образ идеальной женщины, который сочетает в себе земную любовь и духовное восхищение. Сонет уникален своей формой и содержанием, объединяющим личные и сакральные мотивы, что придает стихотворению особую глубину и эмоциональность.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением