Ответы на вопросы на стр.279 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Обратите внимание на то, как начинается и как завершается стихотворение «Пророк». Объясните, почему «Пророк» — программное произведение...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Обратите внимание на то, как начинается и как завершается стихотворение «Пророк». Объясните, почему «Пророк» — программное произведение поэта, и покажите на примерах из текста, что идеи и мотивы «Пророка» не исчезают из его произведений и впоследствии. Дайте развёрнутую характеристику стиля стихотворения.
Стихотворение Александра Пушкина «Пророк» является программным произведением, поскольку отражает его представления о роли поэта в обществе и о высокой миссии творчества. Это произведение создано в 1826 году, в период глубоких размышлений Пушкина о своей поэтической миссии и внутренней духовной борьбе.
Начало и завершение стихотворения:
Стихотворение начинается с образа одиночества и духовного поиска: герой, томимый жаждой, бродит в пустыне, символизируя его внутренние терзания и стремление к духовному просветлению. Однако через вмешательство шестикрылого серафима герой претерпевает глубинное преобразование, которое превращает его в пророка.
Завершение стихотворения — это повеление Бога: «Глаголом жги сердца людей». Этот приказ подчёркивает, что поэт не только получает просветление, но и принимает на себя ответственную миссию — доносить истину до людей, потрясать их души через слово. Здесь Пушкин определяет роль поэта как вдохновителя и просветителя, чьё слово должно пробуждать людей к духовной жизни и истине.
Программное значение «Пророка»:
«Пророк» — это программное произведение Пушкина, потому что оно отражает его понимание роли поэта как человека, наделённого божественным даром слова. Поэт-пророк в представлении Пушкина — это не просто творец, но человек, который через свою поэзию должен воздействовать на души людей, преобразовывать их внутренний мир. Это произведение подчёркивает важность поэзии как мощного средства воздействия на общество, которое несёт не только красоту, но и истину.
Примеры продолжения идей в других произведениях:
Мотивы, заложенные в «Пророке», не исчезают из творчества Пушкина:
• В стихотворении «Поэт» (1827) Пушкин снова говорит о божественном предназначении поэта, который в состоянии вдохновения наделён высшей силой, способной изменять мир.
• В стихотворении «Осень» (1833) Пушкин размышляет о роли творчества в жизни поэта, подчеркивая его ответственность и глубокую связь с природой и высшими силами.
• В его более поздних произведениях, например, в «Медном всаднике», поэт также выступает как пророк, который предчувствует катастрофы и предостерегает общество.
Стиль стихотворения:
Стихотворение написано в высоком стиле, используя библейскую лексику и символику. Образы ангелов, огня, угля, меча, пустыни подчёркивают сакральный характер стиха. Пушкин использует метафоры и гиперболы, чтобы создать ощущение величественности происходящего: «шестикрылый серафим», «десницею кровавой». Ритмический строй и смена эмоциональных акцентов передают напряжение внутренней борьбы и глубокую духовную трансформацию героя.
Заключение:
Стихотворение «Пророк» — это программное произведение, которое определяет миссию поэта-пророка в творчестве Пушкина. Оно пронизано глубокими философскими размышлениями о роли поэта в мире и о силе слова, которая способна изменять души и судьбы людей.
2. Какой стиль преобладает в стихотворении? Как вы думаете, почему Пушкин избрал именно этот стиль?
В стихотворении Александра Пушкина «Пророк» преобладает высокий стиль, который подчёркивает сакральный, возвышенный характер произведения. Пушкин использует архаичные слова, библейскую лексику, сложные метафоры и символику, чтобы передать чувство священности и духовного преображения. Образы шестикрылого серафима, жала змеи, пылающего угля и голоса Бога придают стихотворению эпическое звучание.
Причины выбора высокого стиля:
1. Библейская символика: Пушкин намеренно выбирает высокий стиль, чтобы усилить религиозный и духовный контекст стихотворения. Образ пророка ассоциируется с библейскими персонажами, такими как Исаия или Моисей, которые несли божественное слово людям. Использование библейских аллюзий подчёркивает сакральность миссии поэта как пророка, наделённого божественным даром.
2. Возвышение поэзии: Стихотворение подчёркивает высокую миссию поэта, который не просто творит ради искусства, а становится проводником божественного замысла. Высокий стиль помогает передать величие этого предназначения и важность поэтического слова в преобразовании общества.
3. Контраст с повседневной жизнью: Пушкин использует высокий стиль для создания контраста между обычным миром и миром духовных откровений. Пророк в стихотворении поднимается над мирской суетой, а его способность слышать и видеть то, что недоступно обычным людям, подчёркивается возвышенной лексикой.
4. Интенсивность переживаний: Высокий стиль позволяет более выразительно передать эмоциональную напряжённость героя, который проходит через глубокие физические и духовные трансформации. Герой получает новые органы чувств, которые позволяют ему воспринимать божественные знамения, и этот процесс требует соответствующего возвышенного языка.
Таким образом, выбор высокого стиля помогает Пушкину выразить важные философские идеи и придать поэзии пророческий характер, делая стихотворение программным для его творчества.
3. Какие художественные средства помогли Пушкину воссоздать образ пророка?
Александр Пушкин в стихотворении «Пророк» использует различные художественные средства, чтобы создать образ пророка, прошедшего через глубокую духовную трансформацию. Вот несколько ключевых средств:
1. Метафоры и символы
• Серафим: Образ шестикрылого серафима — это символ духовного проводника и божественного посланника, который помогает герою стать пророком. Серафим олицетворяет связь между миром людей и Богом.
• Зеницы орлицы: Метафора "вещие зеницы, как у испуганной орлицы" символизирует пророческое зрение, способность пророка видеть невидимое, предугадывать будущее. Орёл — это символ мудрости и высоты духа.
• Пылающий угль: Символ очищения и духовного перерождения. Уголь, помещённый в грудь героя, символизирует огонь истины и божественного вдохновения, которые заполняют сердце пророка.
2. Эпитеты
• Пушкин использует такие эпитеты, как «мрачная пустыня», «шум и звон», «грешный язык», «десницею кровавой», чтобы усилить эмоциональную и символическую насыщенность образа пророка. Эти эпитеты подчёркивают трудность духовного пути и его трансформацию.
3. Гипербола
• Преувеличенные действия серафима, такие как «рассечь мечом грудь» или «вырвать грешный язык», помогают создать образ тотального преобразования героя. Этот процесс символизирует полное очищение от всего человеческого и обретение духовной мощи.
4. Аллегория
• Сам процесс преобразования пророка — это аллегория творческого пути поэта. Обретение новых чувств — это способность поэта воспринимать мир глубже, чем обычные люди, и доносить эту истину до общества.
5. Оксюморон
• Описание противоположных состояний, таких как «празднословный язык» и «жало мудрыя змеи», создаёт контраст между обычной человеческой жизнью и миссией пророка. Этот контраст подчёркивает разницу между обыденностью и божественной истиной, которую пророк должен доносить.
6. Ритм и звукопись
• Пушкин использует переменный ритм и звукопись для создания эмоционального напряжения. Например, такие звуки, как «шум и звон», «неба содроганье», «горний ангелов полет», передают ощущение необычайной силы и глубины духовного опыта героя.
Эти художественные средства помогают Пушкину воссоздать образ пророка как избранного божеством, который проходит через страдания и духовное очищение, чтобы обрести способность нести истину людям через силу слова.
4. Как вы понимаете наказ Всевышнего поэту: «Глаголом жги сердца людей»?
Наказ Всевышнего «Глаголом жги сердца людей» в стихотворении Пушкина «Пророк» можно понимать как призыв к поэту использовать силу слова для того, чтобы воздействовать на души и сознание людей. «Глагол» в этом контексте означает слово, но не просто обыденное, а вдохновлённое, пророческое слово, способное пробуждать в людях глубокие чувства, изменять их внутренний мир.
Основные идеи наказа:
1. Сила слова: Всевышний указывает на то, что слово поэта обладает огромной мощью — оно может «жечь сердца», то есть проникать в самую глубину человеческой души, заставляя людей чувствовать и размышлять. Это подчеркивает, что поэзия, как и слово пророка, должна нести истину, пробуждать совесть и вызывать эмоциональный отклик.
2. Моральная и духовная миссия: Наказ Всевышнего также можно интерпретировать как указание на моральную и духовную ответственность поэта. Его слова должны быть не просто красивыми, но и носить глубокий смысл, направленный на изменение общества и индивидуальных людей, их понимания мира и своего места в нём.
3. Воздействие на общество: «Жечь сердца людей» означает воздействовать на общественное сознание — вдохновлять людей на действия, переосмысление своих поступков, возможно, даже на изменения в обществе. Таким образом, поэт должен стать носителем высших идеалов, вести за собой народ и пробуждать в них стремление к правде и справедливости.
Исторический и философский контекст:
Это высказывание можно также рассматривать в контексте романтической традиции XIX века, когда поэт был не просто творцом, но и пророком, чей голос мог менять судьбы людей и наций. Пушкин через этот наказ подчёркивает важность поэта как духовного лидера и борца за истину и справедливость.
Таким образом, фраза «Глаголом жги сердца людей» — это призыв к поэту быть не просто творцом искусства, но носителем высшего слова, способного менять мир.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением