Ответы на вопросы на стр.268 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Объясните смысл эпиграфа.Эпиграф к стихотворению Александра Пушкина «Свободы сеятель пустынный» взят из Евангелия от Луки (глава 8, стих...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Объясните смысл эпиграфа.
Эпиграф к стихотворению Александра Пушкина «Свободы сеятель пустынный» взят из Евангелия от Луки (глава 8, стих 5), где рассказывается притча о сеятеле, который выходит сеять семена. В этой притче семена, брошенные на разные почвы, символизируют Слово Божие и реакцию людей на него: семена, упавшие на плодородную почву, дают урожай, а те, что упали на каменистую или заросшую почву, погибают.
Смысл эпиграфа заключается в параллели между образом евангельского сеятеля и самим Пушкиным как «сеятелем свободы». Пушкин использует этот библейский образ, чтобы подчеркнуть свою миссию распространения идеи свободы, однако, как и в притче, его «семена» — идеи свободы, посеянные в порабощённое общество, не дают плодов. Он осознаёт, что его труды бесплодны, так как народ не готов воспринять и принять эти идеи.
Таким образом, эпиграф подчеркивает трагический характер миссии Пушкина: как и евангельский сеятель, он посеял важные и живительные идеи, но они не были восприняты, что приводит к разочарованию.
2. Что хотел сказать поэт строкой: «Я вышел рано, до звезды...»? О каком ¦сеятеле* и какой «звезде» идёт речь?
Строка «Я вышел рано, до звезды...» в стихотворении Александра Пушкина символизирует ранний выход поэта как «сеятеля» — человека, который несёт идеи свободы и справедливости в общество. «Сеятель» в этом контексте — это сам Пушкин или любой просветитель, который стремится «посеять» идеи свободы в «порабощённые бразды» (то есть среди людей, находящихся под гнётом власти).
«Звезда» в данном случае — это образ времени до рассвета, до появления света, который символизирует пробуждение народа и наступление свободы. Таким образом, строка «Я вышел рано, до звезды» означает, что поэт вышел слишком рано на свою миссию — его идеи пришли в общество, которое ещё не готово к их принятию, так как не настало время для перемен.
Поэт подчёркивает свою чистоту и бескорыстие («рукою чистой и безвинной»), но его труды оказываются напрасными, потому что «бразды» (то есть почва для идей) оказались непродуктивными. Строка также намекает на одиночество поэта, который чувствует, что его усилия предшествуют настоящему пробуждению и остаются невостребованными в тот исторический момент.
3. Как выразил Пушкин отношение к мирным народам?
В стихотворении «Свободы сеятель пустынный» Александр Пушкин выражает скептическое и разочарованное отношение к «мирным народам». Он использует ироничные и горькие слова, чтобы описать их пассивность и нежелание бороться за свободу.
В строках «Паситесь, мирные народы! / Вас не разбудит чести клич» Пушкин демонстрирует своё разочарование в том, что народы не реагируют на призывы к свободе и чести. Он сравнивает людей с стадом, которому свобода не нужна, так как они привыкли к покорности и бездействию. Такое описание подчёркивает, что люди предпочитают жить под гнётом, не стремясь к борьбе за свои права.
Фраза «К чему стадам дары свободы? / Их должно резать или стричь» также говорит о том, что, по мнению поэта, народы неспособны оценить свободу и достойны лишь того, чтобы быть управляемыми. Эта горькая ирония показывает, что Пушкин видит апатию и безразличие масс как препятствие к освобождению и изменениям.
Таким образом, Пушкин выражает своё разочарование в народах, которые не желают пробуждаться от рабства и покорности, и считает их неспособными к активным действиям и защите своей свободы.
4. Как вы понимаете стихотворение «Свободы сеятель пустынный...» в свете духовного кризиса Пушкина 1823 года?
Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» Александра Пушкина можно рассматривать в контексте его духовного кризиса 1823 года, который был связан с разочарованием в политических и общественных идеях того времени.
1. Разочарование в идее свободы
В начале 1820-х годов Пушкин, как и многие его современники, был вдохновлён идеями свободы, равенства и братства, которые распространялись по Европе. Однако к 1823 году поэт начинает осознавать, что народные массы не готовы к свободе. Его попытки «сеять» эти идеи среди общества не дали результатов. Пушкин понимает, что его благородные устремления оказались тщетными — «потерял я только время, благие мысли и труды».
2. Символизм «сеятеля»
Поэт в стихотворении сравнивает себя с сеятелем, который вышел «рано, до звезды» (то есть до того, как общество было готово к переменам). Это отражает его разочарование в своих ранних политических и социальных идеалах. Он выступает в роли человека, который пытался посеять идеи свободы, но его усилия не принесли плодов, так как почва (народ) оказалась неплодородной и неспособной принять эти идеи.
3. Критика покорных народов
Пушкин горько высмеивает пассивность и покорность «мирных народов», которые, по его мнению, не способны воспринять и понять ценности свободы. Его фраза «Паситесь, мирные народы» наполнена иронией и сарказмом. Поэт осознаёт, что общество, предпочитающее покорность и отсутствие сопротивления, не готово к изменениям, а значит, идея свободы для него бесполезна.
4. Личное разочарование и духовный кризис
Духовный кризис Пушкина в 1823 году был связан с его утратой веры в возможность быстрого и реального изменения общества. Он осознаёт, что его ранние мечты о свободе и прогрессе не могут быть реализованы в текущих условиях. Это осознание глубоко ранит поэта, и его разочарование выливается в стихотворение, которое становится отражением утраты идеалов и духовной борьбы.
Заключение
«Свободы сеятель пустынный» — это не просто размышления о несбывшихся политических надеждах, это выражение глубокого личного разочарования Пушкина. Его духовный кризис отражается в осознании того, что его идеи о свободе не находят отклика в народе, который предпочитает покорность и стабильность.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением