Ответы на вопросы на стр.20-21 Часть 1 ГДЗ Ефросинина Оморокова 4 класс (Литературное чтение)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ефросинина, Оморокова 4 класс, Просвещение:
1. Объясните, за что шли сражаться нижегородцы. Прочитайте речь Минина. Как называется речь одного героя?
Монолог — речь героя произведения, обращённая к себе или к собеседникам, не связанная с речью других персонажей.
Нижегородцы отправились на сражение, чтобы освободить Россию от иноземных захватчиков, освободить Москву и защитить родную землю в тяжёлый период Смутного времени. Их основной целью было спасти страну от польских войск, которые оккупировали столицу, и восстановить независимость Родины.
В исторической песне рассказывается, как Кузьма Минин, нижегородский купец, произнес перед жителями призывную речь, призывая их к борьбе. В своём монологе Минин обращается к нижегородцам с просьбой оставить свои дома, семьи, продать свои драгоценности и вложить средства в создание ополчения. Он вдохновляет земляков на жертвы ради защиты Москвы и всей Руси. Этот монолог подчёркивает высокий патриотический дух и решимость нижегородцев объединиться для спасения Отечества.
Таким образом, речь Минина — это монолог, направленный на призыв к общему делу ради свободы и независимости родной земли.
Речь Минина:
«Ох вы гой еси, товарищи, нижегородские купцы!
Оставляйте вы свои домы,
Покидайте ваших жен, детей,
Вы продайте все ваше златосеребро,
Накупите себе вострыих копиёв,
Вострыих копиёв, булатных ножей,
Выбирайте себе из князей и бояр удалого молодца,
Удалого молодца, воеводушку.
Пойдемко мы сражатися
За матушку за родну землю,
За родну землю, за славный город Москву…»
2. Как в песне говорится о Минине? А о Пожарском?
В песне Кузьма Минин представлен как богатый и уважаемый нижегородский мещанин, который не только обладает средствами, но и готов их пожертвовать ради защиты Родины: «Как уж жил тут, поживал богатый мещанин, Богатый мещанин Кузьма Сухорукий сын». Он является организатором и вдохновителем народного ополчения: собирает нижегородских купцов и молодых ратников, призывая их к борьбе. В его монологе звучит патриотизм и призыв к отваге, когда он просит земляков оставить свои дома, продать имущество и приобрести оружие для защиты страны. Минин выступает как лидер, который не боится сделать первый шаг и вдохновляет других на подвиги во имя Родины.
О Дмитрии Пожарском в песне говорится как об удалом молодце и «славном князе» из знатного рода, выбранном народом на роль воеводы: «Выбрали себе удалого молодца, Удалого молодца, воеводушку, Из славного княжеского роду — Князя Димитрия, по прозванию Пожарского». Пожарский символизирует мужество и решимость, необходимые для победы. Он ведет ополчение на Москву, готовый сражаться с польскими войсками ради освобождения города. Пожарский представлен как истинный воин и защитник, которого народ выбрал благодаря его воинскому опыту и благородству.
3. Чем эта историческая песня похожа на былину? Чем отличается от неё? Сравните героев и их подвиги. Какими качествами их наделяет народ? Выскажите своё суждение.
Историческая песня о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском имеет много общего с былиной, но также обладает и особенностями, которые отличают её от этого жанра.
Сходство с былиной
1. Героическая тематика: Как и в былинах, здесь описаны подвиги героев, которые идут защищать Родину. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский выступают как народные защитники, объединившие людей ради общего блага. Этот мотив защиты родной земли характерен и для многих былинных персонажей, таких как Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
2. Образ народного героя: Минин и Пожарский подобны былинным богатырям, которые совершают подвиги ради благополучия Родины. Минин выступает как народный вождь, готовый жертвовать всем ради Родины, а Пожарский как храбрый воин, ведущий народ к победе, что напоминает образы богатырей, стоящих на страже русского народа.
3. Язык и структура: Песня использует архаичный язык и ритмическую структуру, напоминающую былинный стиль, с характерными обращениями («Ох вы гой еси, товарищи»), повторяющимися мотивами и описаниями, создающими ощущение старинного устного предания.
Отличия от былины
1. Историческая конкретность: В отличие от былин, которые часто имеют полулегендарный или мифический характер, эта песня основана на реальных событиях и реальных исторических личностях — Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском. Здесь нет элементов фантастики или гиперболизации, которые часто встречаются в былинах, например, богатырская сила Ильи Муромца или змееборческие подвиги Добрыни Никитича.
2. Реалистичность: Герои в песне не наделены сверхчеловеческой силой, как былинные богатыри. Их подвиги показаны как реальные и достижимые, что подчёркивает, что каждый человек может внести вклад в защиту Родины, даже не обладая богатырской мощью.
Сравнение героев и их подвигов
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, как и былинные богатыри, наделены качествами смелости, патриотизма, готовности к самопожертвованию. Минин, как лидер, вдохновляет народ на борьбу, призывая к единству и сплочению. Пожарский проявляет отвагу и военное мастерство, ведя войско в бой за освобождение Москвы.
В отличие от богатырей, которые часто действуют в одиночку, герои песни показаны как представители народа, действующие вместе. Их подвиг в том, что они объединяют людей вокруг идеи защиты Родины, и их победа достигается общими усилиями, что подчеркивает силу единства.
Личное суждение
Песня о Минине и Пожарском напоминает о том, что истинный героизм может проявиться в каждый трудный момент истории. Она показывает, что настоящими героями могут стать не только легендарные богатыри, но и обычные люди, когда они готовы к самопожертвованию ради великой цели. Народные качества, такие как сила духа, самоотверженность и преданность, являются вечными ценностями, которые делают героев примером для будущих поколений.
4. Прочитайте устаревшие слова и подберите к ним синонимы из современного русского языка.
Синонимы для устаревших слов:
• Мещанин – городской обыватель, горожанин.
• Удалые молодцы – храбрые парни, смельчаки.
• Вострыих копиёв – острых копий, заострённых копий.
• Бояре – знатные люди, дворяне.
• Воеводушка – полководец, командир, предводитель войска.
• Ратнички – солдаты, бойцы, ратники.
• Бранитися – воевать, вступать в бой, схватиться.
5. Подготовьте выразительное чтение песни: передайте напевность и размеренный ритм её звучания, выделите голосом призыв к горожанам.
Для выразительного чтения исторической песни о Минине и Пожарском важно передать героический и напевный тон, а также подчеркнуть моменты призыва и единства.
Рекомендации для чтения:
1. Вступление: Начните размеренно и плавно, чтобы задать ритм и настроить слушателя на героическое повествование: Как в старом-то было городе, Во славном и богатом Нижнем…
Звучание должно быть напевным, медленным, как старинная былинная песня.
2. Образ Минина: Сделайте акцент на строках, описывающих Минина, подчёркивая его уважение и значимость. Уменьшите темп, чтобы передать весомость его фигуры. Богатый мещанин Кузьма Минин-сын.
3. Призыв Минина: Когда дойдёте до речи Минина, усильте голос, придайте словам большую силу и твёрдость, чтобы передать призыв. Начните энергичнее, с лёгким усилением на каждом обращении к «товарищам» и «нижегородским купцам». Делайте небольшие паузы после каждой строки, подчеркивая решительность и серьёзность:
«Ох вы гой еси, товарищи, нижегородские купцы!
Оставляйте вы свои домы,
Покидайте ваших жён, детей,
Вы продайте все ваше злато-серебро,
Накупите себе вострыих копиёв,
Вострыих копиёв, булатных ножей…»
Пауза после строки, чтобы усилить значение слов и дать слушателям проникнуться призывом.
4. Переход к подвигу: Возвращайтесь к более размеренному ритму, когда идёт повествование о выборе Пожарского и отправке на бой. Сделайте голос твёрдым и чуть более торжественным, чтобы передать важность момента.
5. Заключительные строки: В завершении стихотворения замедлите темп, сделайте голос более мягким, но с чувством гордости за подвиг. Передайте значимость этих героев для истории и для Родины: «Уж повел их славный князь Пожарский За славный Москву-город сражатися, С поляками войной бранитися.»
Эти моменты помогут сделать чтение напевным, ритмичным и выразительным, подчёркивая призыв Минина и героизм их подвига.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением