Упр.195 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
195 1. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений. Поставьте вопрос от главной части к придаточной. К чему присоединяется придаточная часть — ко всей главной части или к какому-либо слову? Определите вид сложноподчинённых предложений с придаточной частью, которая присоединяется с помощью слов где, куда, откуда.
1) Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы где вместе рубились они. (А. Пушкин) 2) Как иногда в реке широкой грозой оторванный листок несётся бледный, одинокий куда влечёт его ноток. (А. Плещеев) 3) Карета быстро неслась вдоль созревающих нив где воздух был душен и душист и отзывался хлебом. (И. Тургенев) 4) Пастух посмотрел на небо откуда моросил дождь. (Л. Чехов) 5) Всюду где есть человек есть и хорошее. (М. Горький) 6) Нет величия там где нет-простоты, добра и правды. (Л. Толстой) 7) Где путь прямой там нс езди но кривой. (Пословица) 8) Я смотрел в ту сторону откуда могли ко мне прийти. (В. Гаршин) 9) Трудно сказать откуда в курских садах пошла «соловьиная школа». (В. Песков)
1) Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, (какие?) где вместе рубились они (придаточное определительное).
(Придаточное относится к сущ. дни и битвы, сложноподчинённое предложение с придаточным определительным)
2) Как иногда в реке широкой грозой оторванный листок несётся бледный, одинокий, (куда?) куда влечёт его поток (придаточное места).
(Придаточное относится ко всей главной части, сложноподчинённое предложение с придаточным места)
3) Карета быстро неслась вдоль созревающих нив, (каких?) где воздух был душен и душист и отзывался хлебом (придаточное определительное).
(Придаточное относится к сущ. нив, сложноподчинённое предложение с придаточным определительным)
4) Пастух посмотрел на небо, (какое?) откуда моросил дождь (придаточное определительное).
(Придаточное относится к сущ. небо, сложноподчинённое предложение с придаточным определительным)
5) Всюду, (где?) где есть человек, есть и хорошее (придаточное места).
(Придаточное относится к наречию всюду, сложноподчинённое предложение с придаточным места)
6) Нет величия там, (где?) где нет простоты, добра и правды (придаточное места).
(Придаточное относится к указат. наречию там, сложноподчинённое предложение с придаточным места)
7) (Где?) Где путь прямой (придаточное места), там не езди по кривой.
(Придаточное относится к указат. наречию там, сложноподчинённое предложение с придаточным места)
8) Я смотрел в ту сторону, (какую?) откуда могли ко мне прийти (придаточное определительное).
(Придаточное относится к указат. местоимением ту и сущ. сторону, сложноподчинённое предложение с придаточным определительным)
9) Трудно сказать, (что?) откуда в курских садах пошла «соловьиная школа» (придаточное изъяснительное).
(Придаточное относится к глаголу сказать, сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным)
2. Найдите в предложениях причастия, сделайте их морфологический разбор.
Минувшие
1. Минувшие (дни) — особая форма глагола — причастие, обозначает признак предмета по действию.
2. Начальная форма — минувший.
3. Образовано от глагола минуть.
4. Морфологические признаки: постоянные — действительное, совершенный вид, прошедшее время, переходный, невозвратный; непостоянные — употреблено в форме множественного числа, в винительном падеже.
5. В предложении является определением: (какие?) минувшие дни.
3. Как вы понимаете смысл предложения 7? В каких ситуациях его можно употребить? Напишите сочинение-рассуждение по данной пословице. В качестве аргументов используйте произведения художественной литературы.
Сочинение-рассуждение по пословице
Пословица «Где путь прямой, там не езди по кривой» говорит о важности честного, правильного и прямого пути в жизни. Она призывает к тому, чтобы не искать обходных, сомнительных решений, когда можно действовать прямо и честно. Этот образ можно воспринимать как метафору жизни, где «прямой путь» символизирует честность, ответственность, следование своим моральным принципам, а «кривая» — обходные пути, нечестность и избегание ответственности.
Пословица учит тому, что прямые, честные решения и действия всегда приведут к лучшим результатам, чем попытки обойти правила. В жизни часто возникают ситуации, когда кажется, что можно сэкономить время или усилия, выбрав более лёгкий, но нечестный путь. Однако такой путь может привести к последствиям, которых можно было бы избежать, если бы человек сразу поступил правильно.
Эта мысль находит отражение в литературе. Например, в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой Пётр Гринёв не поддерживает бунт Пугачёва, хотя ему предлагают выбрать более лёгкий путь — присоединиться к мятежникам и избежать опасности. Пётр, несмотря на угрозы и соблазны, выбирает прямой, честный путь — он остаётся верен присяге и своим принципам, что в итоге помогает ему сохранить достоинство и честь.
Ещё одним примером может быть роман Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой, Родион Раскольников, решает пойти по «кривой» дорожке, убив старуху-процентщицу, оправдывая своё преступление благими намерениями. Однако его план не приносит облегчения, а, наоборот, приводит к моральным страданиям и глубокому внутреннему кризису. В конце концов, Раскольников осознаёт, что выбрал неправильный путь, и его судьба становится тяжёлым уроком о том, что никакие оправдания не могут изменить природы зла.
Таким образом, пословица напоминает нам о том, что честность, прямота и моральные принципы всегда должны быть на первом месте. Выбор кривого пути может показаться привлекательным на первый взгляд, но в долгосрочной перспективе он приводит к более тяжёлым последствиям. «Где путь прямой, там не езди по кривой» — это призыв к каждому человеку следовать принципам справедливости и честности, несмотря на соблазны, трудности и сомнения.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением