Упр.117 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 117 1. Спишите отрывок из повести «Джамиля», расставляя пропущенные знаки препинания. Какие виды сложных предложений вам встретились? Графически объясните знаки...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
117 1. Спишите отрывок из повести «Джамиля», расставляя пропущенные знаки препинания. Какие виды сложных предложений вам встретились? Графически объясните знаки препинания в сложносочинённых предложениях, охарактеризуйте средства связи частей сложносочинённых предложений.
Я был очень любопытным малым3 и нередко надоедал людям своими вопросами, а расспрашивать фронтовиков о войне было моей настоящей страстью. Данияр появился у нас на сенокосе а я всё искал подходящий случай выведать что-нибудь у нового фронтовика.
Вот сидели мы как-то вечером после работы у костра поели и спокойно отдыхали.
Данике расскажи что-нибудь о войне пока спать не легли, — попросил я.
Данияр сперва промолчал и вроде бы даже обиделся. Он долго смотрел на огонь потом поднял голову и глянул на нас.
О войне, говоришь? спросил он и будто отвечая на свои собственные раздумья глухо добавил: Нет лучше вам не знать о войне!
Потом он повернулся взял охапку сухого бурьяна и подбросив сё в костёр принялся раздувать огонь не глядя ни на кого из нас.1
Больше Данияр ничего не сказал. Но даже из этой короткой фразы, которую он произнёс, стало понятно, что нельзя вот так просто говорить о войне, что из этого нс получится сказка на сон грядущий. Война кровью запеклась в глубине человеческого сердца и рассказывать о ней нелегко. Мне было стыдно перед самим собой и я никогда уже не спрашивал у Данияра о войне. (По Ч. Айтматову)
Я был очень любопытным малым и нередко надоедал людям своими вопросами, а расспрашивать фронтовиков о войне было моей настоящей страстью.
(Союз и — сочинительный, противительный)
Данияр появился у нас на сенокосе, а я всё искал подходящий случай выведать что-нибудь у нового фронтовика.
[__ =], а [__ =].
(Союз а — сочинительный, противительный)
Вот сидели мы как-то вечером после работы у костра, поели и спокойно отдыхали.
— Данияр, расскажи что-нибудь о войне, когда уже не легли, — попросил я.
Данияр сперва промолчал и вроде бы даже обиделся. Он долго смотрел на огонь, потом поднял голову и глянул на нас.
— О войне, говоришь? — спросил он и, будто отвечая на свои собственные раздумья, глухо добавил: — Нет, лучше вам не знать о войне!
Потом он повернулся, взял охапку сухого бурьяна и, подбросив её в костёр, принялся раздувать огонь, не глядя ни на кого из нас.
Больше Данияр ничего не сказал. Но даже из этой короткой фразы, которую он произнёс, стало понятно, что нельзя вот так просто говорить о войне, что из этого не получится сказка на сон грядущий.
Война кровью запеклась в глубине человеческого сердца, и рассказывать о ней нелегко.
(Союз и — сочинительный, соединительный)
Мне было стыдно перед самим собой, и никогда уже не спрашивал у Данияра о войне.
(Союз и — сочинительный, соединительный)
В тексте есть следующие виды сложных предложений: сложноподчиненные, сложносочиненные, бессоюзное.
Потом он повернулся, взял охапку сухого бурьяна и, подбросив её в костёр, принялся раздувать огонь, не глядя ни на кого из нас.
(Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространённое, осложненное однородными сказуемыми и деепричастными оборотами).
В предложении является сказуемым: был малым.
2. Какое средство художественной выразительности используется в выражении сказка на сон грядущий? Подберите к нему контекстуальный синоним.
В выражении сказка на сон грядущий используется фразеологизм, который указывает на нечто лёгкое, сказочное, предназначенное для развлечения или успокоения. Контекстуальный синоним в данном случае — лёгкий рассказ или несерьёзная история.
3. Проведите словообразовательный анализ слова раздумья.
Раздумья < думать (приставочный + бессуффиксный).
4. Как вы думаете, почему герою было стыдно перед самим собой?
Герою было стыдно перед самим собой, потому что его любопытство оказалось неуместным и он задел больную тему для Данияра. Герой осознал, что война — это не просто захватывающие рассказы, а тяжёлые воспоминания, полные боли и страданий. Понимание этого вызвало чувство неловкости и вины перед собеседником.
5. Объясните смысл выделенного предложения в виде сочинения-рассуждения. Поразмышляйте, почему человеку бывает трудно рассказывать о пережитом. Подберите аргументы из художественных произведений. А о чём бывает трудно рассказывать вам?
Пережитые человеком события нередко становятся темой для долгих размышлений и осмысления, особенно если они связаны с болью, потерями и страданиями. В таких случаях говорить о своём прошлом бывает крайне трудно, так как возвращение к этим воспоминаниям может причинить человеку сильную душевную боль. Герой текста ощущает, что говорить о войне нелегко, потому что в его сердце живут воспоминания, запёкшиеся, словно кровавые раны. Война оставила неизгладимый след в его душе, и каждый раз, когда он вспоминает о тех событиях, ему приходится вновь переживать все страдания, утраты и страх, которые сопровождали его на поле боя.
Рассказывать о таком опыте непросто ещё и потому, что слова часто кажутся слишком слабыми и не способными передать весь ужас пережитого. Многие люди замыкаются в себе, предпочитая молчать, чтобы не делиться своим горем с окружающими. Именно поэтому в литературе мы часто видим героев, избегающих разговоров о своих самых тяжёлых переживаниях. Например, в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов не говорит о войне, потому что его внутренний мир переполнен противоречиями и болью, которые невозможно выразить словами. То же самое мы наблюдаем в произведении Бориса Васильева «А зори здесь тихие», где участницы военных действий избегают воспоминаний о погибших товарищах и пережитых потерях. Для них любое слово — это напоминание о пройденных испытаниях и утраченной молодости.
Бывает так, что человек просто не находит подходящих слов, чтобы передать весь масштаб своих чувств. Любое описание кажется недостаточным и, порой, даже обесценивающим тот опыт, который он прожил. Именно поэтому разговоры о прошлом нередко сопровождаются молчанием и тоской, а герои стараются уходить от таких тем. Подобное мы видим и в реальной жизни, когда ветераны войны или люди, прошедшие через тяжёлые испытания, предпочитают не обсуждать свою боль даже с самыми близкими. Они понимают, что слушатели, не прошедшие через подобное, не смогут до конца понять и принять их страдания.
Лично мне бывает трудно рассказывать о своих ошибках или ситуациях, в которых я чувствовал себя слабым и беспомощным. Каждый раз, когда приходится возвращаться к этим моментам, я испытываю чувство стыда и разочарования в себе. Я стараюсь избегать подобных тем, потому что они напоминают мне о моих слабостях и провалах. Рассказ о них обнажает все мои уязвимые стороны, и именно это делает такие разговоры особенно трудными.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением