Упр.230 ГДЗ Разумовская Львова 6 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение Учимся анализировать текст 1. Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи. Найдите в тексте определение понятия «синоним». Какая дополнительная информация об этом...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 6 класс, Дрофа:
Учимся анализировать текст
1. Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи. Найдите в тексте определение понятия «синоним». Какая дополнительная информация об этом понятии содержится в тексте?
1. Синоним — слово, отличающееся от другого по звучанию, но близкое по значению.
Синонимы различаются оттенками значения (например: сырой — мокрый: сырой — пропитанный влагой насквозь, мокрый — совершенно пропитавшийся влагой; скупой — жадный: скупой — ничего не отдающий другому, жадный — всё забирающий себе) или стилистической окраской (дать — нейтральное, вручить — книжное, сунуть — разговорное).
2. Синонимичными могут быть не только пары слов, но и целые ряды, например: кратко, коротко, сжато, лаконично и т. п. Особенно многочисленными бывают ряды, в которых синонимы отличаются друг от друга как оттенками значения, так и стилистической окраской. Например, слово обмануть в русском языке имеет больше десятка синонимов, и среди них много ярких, эмоционально окрашенных слов и выражений: перехитрить, объегорить, надуть, провести, одурачить, околпачить, обвести, облапошить, оставить с носом, втереть очки, оставить в дураках, обвести вокруг пальца и др. Главным словом в таком пёстром синонимическом ряду принято считать наиболее общее по смыслу стилистически нейтральное слово, в данном случае — обмануть.
3. В речи синонимы используют с разными целями: чтобы тоньше разграничить оттенки смысла и точнее назвать близкие, но различающиеся свойства (Сияло солнце... блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала река. (М. Горький); чтобы избежать нежелательного повтора слов (К осени строительство дома должно быть закончено. Завершены будут и отделочные работы.).
Синонимы — это богатство языка. И чем лучше мы владеем синонимическими средствами, тем легче нам говорить и писать на этом языке.
(По «Словарю юного филолога»)
Стиль речи – научный, тип речи – повествование.
Синоним – слово, отличающееся от другого по звучанию, но близкое по значению.
Синонимы различаются оттенками значения или стилистической окраской. Синонимичными могут быть целые ряды. В речи синонимы используют с разными целями: чтобы разграничить оттенки смысла и избежать нежелательного повтора слов.
2. Определите, к какому виду рассуждения относится данный текст. Обоснуйте свою точку зрения.
Рассуждение-объяснение: текст начинается с определения понятия «синоним»; в нем раскрываются основные признаки этого понятия; отвечает на вопрос «что это такое?».
3. Составьте и запишите план текста. Устно перескажите текст по плану.
План:
1) Синонимы и их различия:
а) оттенки значения (палящий – очень жаркий, обжигающий; жаркий –дающий сильный жар, очень горячий);
б) стилистическая окраска (лицо – нейтральное, физиономия – разговорное, лик – книжное).
2) Синонимичные ряды (говорить – вещать, молвить, бубнить, изрекать).
3) Цели использования синонимов:
а) разграничение оттенков смысла (взволновать – тронуть – потрясти);
б) избежание повтора (Родина – Отчизна – Отечество).
4) Синонимы – это богатство языка.
4. Подберите примеры слов-синонимов к каждому пункту плана. Какой словарь вам поможет это сделать? Выполняя задание, обращайтесь к ингернет-иорталу «Грамота.ру».
В подборе синонимов помогает «Словарь синонимов русского языка».
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением