Подведём итоги Глава 2 ГДЗ Пономарёва 5 класс (Биология)

Изображение Подведём итоги 1. На какие царства учёные разделяют живую природу?Учёные разделяют живую природу на 5 царств: Растения, Животные, Грибы, Вирусы, Бактерии.2....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пономарёва, Николаев, Корнилова 5 класс, Вентана-Граф:
Подведём итоги

1. На какие царства учёные разделяют живую природу?
Учёные разделяют живую природу на 5 царств: Растения, Животные, Грибы, Вирусы, Бактерии.
2. Каково строение клетки?
Все клетки имеют клеточную мембрану, цитоплазму, ядро (кроме клетки бактерий), клетки бактерий, грибов и растений имеют клеточную стенку, клетки растений и животных имеют вакуоли, клетки растений имеют хлоропласты.
3. В чём различие между клетками растений и бактерий?
Клетки растений намного крупнее и сложнее клеток бактерий. У растений цитоплазма в клетке постоянно движется, а у бактерий она неподвижна. В растительной клетке имеются хлоропласты, а у бактерий хлоропластов нет. Но главное отличие в том, что у растений в клетке есть оформленное ядро, поэтому их относят к эукариотам.
4. Что такое фауна?
Фауна – это совокупность всех видов животных, обитающих на нашей планете.
5. Чем животные отличаются от других организмов?
Животные не могут сами создавать органические вещества и поэтому питаются готовыми органическими веществами, получаемыми из тел растений, грибов и животных. Большинство ведёт активный образ жизни, то есть животные передвигаются. У многих развиты органы чувств, чтобы ориентироваться в пространстве. Для животных характерны сложные отношения между собой и с окружающей средой. Они обитают в воде, на суше, в почве, в воздухе, в телах растений, животных и человека.
6. Какие организмы носят название простейшие?
Одноклеточные животные, микроскопические обитатели почвы, солёных и пресных вод, носят название простейшие. Например, амёба, инфузория, фораминифера, радиолярия.
7. Какова роль грибов в природе?
Из плесневого гриба выделяют антибиотик пенициллин. Дрожжи используют в хлебопечении, виноделии и пивоварении. Также с их помощью получают витамины. Многие виды грибов служат прекрасным пищевым продуктом.
Некоторые грибы растут преимущественно под деревьями. Между их грибницей и корнями деревьев устанавливается тесная взаимосвязь: гифы гриба оплетают корни растения и даже проникают внутрь тканей. Из деревьев в грибницу поступают необходимые грибам органические вещества. Растение же с помощью грибов получает намного больше воды с растворёнными в ней минеральными солями, чем без грибницы.
Некоторые грибы способны вызывать отравления людей и животных. Например, плесневый гриб мукор, который часто поселяется на кормах для животных, пищевых продуктах, вызывая их порчу. Некоторые виды дрожжей вызывают заболевания человека, животных и растений — микозы.
Большой вред человеку и животным причиняют грибы-паразиты. Гриб стригущий лишай вызывает у людей тяжёлое кожное заболевание, поражая корни волос или кожу. Среди грибов — паразитов культурных растений есть виды, поселяющиеся на хлебных злаках (спорынья, головня), на овощных культурах (фитофтора). Заражение посевных и полевых культур грибами приводит к огромным потерям урожая.
8. Назовите меры по предупреждению отравления грибами.
Чтобы предупредить отравление грибами, необходимо соблюдать следующие правила:
? нельзя употреблять в пищу незнакомые грибы;
? все собранные в природе грибы вначале надо отварить (прокипятить, а горячую воду слить), после чего можно использовать их для приготовления блюд;
? при первых признаках отравления надо срочно обратиться к врачу, а до его прихода выпить много тёплой воды и вызвать рвоту.
9. Как питаются бактерии?
Есть бактерии-автотрофы, в клетках которых содержится хлорофилл — вещество, поглощающее энергию солнечного света. Используя поглощённую энергию, бактерии из более простых неорганических веществ создают сложные органические — осуществляют фотосинтез.
Другая группа бактерий, гетеротрофы, не имеют хлорофилла и потребляют готовые органические вещества. Пищу, а с ней и энергию бактерии-гетеротрофы извлекают из гниющего мёртвого органического материала или из клеток живых организмов.
10. Почему надо изучать вирусы?
Вирусы необходимо изучать, потому что они доставляют людям много неприятностей: вызывают множество заболеваний растений, животных и человека. Из-за болезней, вызванных вирусами, может погибнуть урожай культурных растений.
11. Назовите основные группы растений.
Царство Растения разделено на несколько больших групп — водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные и цветковые.
12. Почему у растений есть различные ткани?
Каждое растение состоит из различных тканей, которые отвечают за различные функции, происходящие в растении, что в свою очередь позволяет растению быть единым организмом и полноценно функционировать. Например, основная ткань осуществляет фотосинтез, служит для отложения запасных веществ, осуществляет всасывание воды.
13. Где растут лишайники?
Лишайники поселяются в самых бесплодных местах, где другие организмы не выживают. Они могут расти на скалах, камнях, стекле. Встречаются лишайники не только в лесах, но и на болотах, в пустыне и тундре.
14. Почему растение называют автотрофом?
Растение называют автотрофом, потому что оно производит органические вещества из неорганических.
15. Каких животных человек содержит дома? Для чего ему это нужно?
Дома человек содержит кур, свиней, собак, лошадей, уток, коров, овец. Они являются источником пищи (мясо, яйца, молоко), сырья для промышленности (шерсть, пух, перья), транспортом, служат для охраны и других целей.

A. Задания на сравнение и объяснение.
1. Сравните строение бактериальной клетки и простейшего.
Части клетки Бактериальная клетка Клетка простейшего
Мембрана Есть Есть
Цитоплазма Есть Есть
Органы передвижения Есть Есть
Ядро Нет оформленного ядра, но есть наследственное вещество Есть
Клеточная стенка Есть Нет
Капсула Есть Нет
Вакуоли Нет Есть

2. Сравните способы питания грибов, растений и животных.
Растения имеют автотрофный способ питания, то есть сами производят органические вещества, грибы и животные обладают гетеротрофным способом питания, то есть поглощают готовые органические вещества.
3. Объясните, почему жизнь грибов и животных без зелёных растений на нашей планете невозможна.
Грибы и животные являются гетеротрофами, то есть поглощают готовые органические вещества, а их производят зелёные растения в процессе фотосинтеза. Они перерабатывают углекислый газ в кислород, который содержится в воздухе. Животным он необходим для дыхания, а грибам – для роста. Кроме того, некоторые грибы образуют симбиоз с растениями.
Б. Выберите правильный ответ.
1. К неклеточным формам жизни относятся
а) бактерии
б) вирусы
в) простейшие
г) дрожжи
б) вирусы (Вирусы представляют собой молекулы органического вещества, которые хранят наследственные признаки.)
2. Ядро отсутствует в клетках
а) растений
б) простейших
в) грибов
г) бактерий
г) бактерий (В клетках бактерий нет оформленного ядра. По этой причине их называют безъядерными.)
3. Зелёный пигмент хлорофилл находится в клетках
а) амёб
б) растений
в) грибов
г) крокодилов
б) растений (В клетках растений имеются хлоропласты с зелёным пигментом хлорофиллом, который позволяет преобразовывать неорганические вещества в органические.)
B. Составьте слово, которое содержит предложенные согласные буквы в указанном порядке.
1. Буквы л, ш, н, к.
Лишайник
2. Буквы ж, в, т, н.
Животное
3. Буквы г, р, б, к, р, н.
Грибокорень
4. Буквы р, с, т, н.
Растение

1. Почему учёным было очень важно создать классификацию живых организмов?
Классификация организмов — это распределение их по группам. При этом учитываются сходство внешнего и внутреннего строения, а также родственные отношения живых существ. Для учёных классификация необходима, чтобы упорядочить знания о живых существах. С помощью классификации удобно отыскивать нужные сведения среди информации о таком большом многообразии живых организмов.
2. Как отражаются на почвенных бактериях и грибах большие дозы удобрений, ядохимикатов?
Борьба с сорняками с помощью ядохимикатов приносит не только пользу. Вместе с сорняками гибнут микроорганизмы и грибы, обитающие в почве. Большие дозы удобрений тоже вызывают гибель почвенных бактерий и грибов. Нарушаются симбиотические связи с растением. Высокая вероятность развития на месте «полезных» бактерий и грибов, микроорганизмов вызывающих болезни растений и снижение плодородия почвы, что негативно сказывается на урожае. Поэтому применение ядохимикатов и удобрений должно быть строго регламентировано.
3. Почему лесные растения (берёза, ель, осина) лучше приживаются, если их сажают вместе с грибницей шляпочных грибов?
Лесные растения (берёза, ель, осина) лучше приживаются, если их сажают вместе с грибницей шляпочных грибов, потому что между грибницей и корнями деревьев устанавливается тесная взаимосвязь, симбиоз. Растение с помощью грибов получает намного больше воды с растворёнными в ней минеральными солями, чем без грибницы.

Почему без деятельности бактерий жизнь на Земле была бы невозможна?
Благодаря бактериям происходит переработка органических веществ, которые являются питательной средой для растений и живых организмов. Они создают питательную среду для растений, которыми, питаются растительноядные животные, а растительноядными животными питаются хищники. Без бактерий эта пищевая цепочка была бы нарушена.
Процесс пищеварения осуществляется благодаря лактобактериям и бифидобактериям. Бактерии обитают в почве, питаются мертвыми клетками, и являются основным источником минеральных веществ для растений.
Всем живым организмам нужен кислород. Его вырабатывают растения в процессе фотосинтеза. Этот процесс без участия бактерий был бы невозможен. Благодаря участию цианобактерий в процессе фотосинтеза, атмосфера насыщается кислородом, и живые организмы получают возможность дышать.
Человек добывает полезные ископаемые, которые также были образованы с участием бактерий. Нефть, газ, каменный уголь — всё это продукты жизнедеятельности бактерий.

Выполните одно из предложенных заданий.
1. Создайте модель внутреннего строения лишайника.

2. Создайте макет грибницы с плодовым телом шляпочного гриба.
3. Постройте сравнительную таблицу, отображающую сходство и различия в строении клеток бактерии, растения и животного.

Части клетки Клетка бактерий Клетка растений Клетка животных
Мембрана Есть Есть Есть
Цитоплазма Есть Есть Есть
Органы передвижения Есть Есть у однокле-точных Есть у однокле-точных
Ядро Нет оформленного ядра, но есть наследственное вещество Есть Есть

Клеточная стенка Есть Есть Нет
Капсула Есть Нет Нет
Вакуоли Нет Есть Есть
Хлоропласты Нет Есть Нет
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением